Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

25.04.2004 12:19 | Правда | Администратор

ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ ОЛИГАРХИИ И КАК ОНА ВОЮЕТ ПРОТИВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Сегодня только ленивый политик не заявляет, что он охраняет Конституцию, защищает демократию и стремится развивать гражданское общество в России.

Под гражданским обществом, как известно, понимается совокупность негосударственных структур и отношений, которые существуют в стране наряду с государством и вне государства. Они складываются в экономике и на производстве, в культуре и самоуправлении, в религиозной общине и семье, в частной и общественной жизни. Конечно, эти отношения и структуры немыслимы без взаимодействия с государством, объединяющим людей посредством включения их в число граждан (поэтому общество, функционирующее за рамками государственных институтов, и называется гражданским).

ОДНАКО у гражданского общества есть свои счеты с государственной властью и свои к ней требования. Это — соответствие ее политики воле народа, строгое соблюдение законов, прозрачность и доступность в работе государственного механизма, защита прав и свобод человека и гражданина. Стало быть, гражданское общество выступает как участник управления страной. Оно призвано осуществлять контроль за деятельностью государственной власти. Для выполнения такой задачи гражданское общество должно иметь свою достаточно разветвленную структуру. Ее составляют политические партии, профессиональные союзы, разного рода общественные организации, добровольные общества, научные, культурные, спортивные ассоциации, объединения предпринимателей, самоуправляющиеся территориальные общины, множество других форм самодеятельности и активности людей. Все они вместе с государством охватываются понятием политической организации или, точнее, социально-политической системы общества.

Карл Маркс, развивая идеи Гегеля, в своих ранних работах не раз использовал понятие “гражданское общество”, рассматривая его как сферу материальной жизни людей и связанных с ней экономических, социальных и иных отношений. Он доказывал, что именно эти отношения составляют базис, первооснову политической системы общества и в том числе государства, выражающего интересы экономически господствующего класса. Естественно, такая роль государства, стоящего на защите интересов эксплуататорского меньшинства, обрекает общество на глубокий раскол и постоянное противостояние между бедностью и богатством. В связи с этим в структуре гражданского общества неизбежно появляются не только организации, обслуживающие правящий класс, исповедующие и внедряющие его идеологические установки, но столь же неизбежно возникают и крепнут организации, выступающие в защиту интересов эксплуатируемого трудящегося большинства.

В силу этого политическая система гражданского общества состоит в большинстве стран из двух противостоящих друг другу частей — организаций и структур классового господства, с одной стороны, и организации классового сопротивления — с другой. И чем глубже социальное неравенство, чем жестче антагонизм между трудом и капиталом, тем иллюзорнее возможность достижения какого-то “согласия и примирения” в обществе. Причем государственная власть, прикрываясь заявлениями о защите общих интересов всех граждан, всегда выступает на стороне экономически господствующего класса. Она всемерно опекает и защищает одну часть гражданского общества и стремится к подавлению, разрушению и нейтрализации другой его части.

Ельцин и олигархи украли народную власть

Современная Россия, ее государство и гражданское общество представляют собой наиболее яркий пример тех противоречий, которые существуют между государственной властью и негосударственными общественными структурами, выражающими интересы огромной массы населения, ввергнутого в водоворот реставрации капитализма.

Если говорить в целом, то здесь силы, стремящиеся перетащить Россию на путь рыночных отношений западного образца, столкнулись с трудно поддающимися изменению устоями общественной жизни. Русская община и трудовая артель, вечевая демократия и земские соборы, сельские сходы и Советы рабочих и крестьянских депутатов, приоритет коллективных, общественных интересов над личными, тесное взаимодействие людей разных национальностей — все эти устои и традиции имеют у нас тысячелетние корни. Они освящены тремя мировыми великими религиями — православием, исламом и буддизмом, пронизывают жизнь многих и многих поколений людей, живущих на просторах от Балтийского моря до Тихого океана.

Советская власть в течение 70 с лишним лет вполне успешно опиралась на эти особенности развития российского общества, использовала их для решения социально-экономических и политических задач, упрочения социалистических общественных отношений.

Ельцинский же режим, его идеологи, проводники и продолжатели, преследуя цели капиталистической реставрации, пошли и идут вразрез с этими устоями и традициями российской жизни и, таким образом, вступают в самую настоящую войну против сложившегося гражданского общества.

Как известно, главный удар ельцинизма, подогреваемого неолибиральными идеями российских “демократов”, пришелся прежде всего по российскому коллективизму, по трудовым коллективам, которые были основой экономической и социальной жизни в городе и деревне. Государственная и общественная собственность, коллективизм в управлении предприятиями были объявлены неэффективными. Частный собственник, коммерсант, банкир, торговец рассматривались как основные спасители страны, а фермер — как ее главный кормилец.

Один из первых ударов был нанесен по объединявшему миллионы людей народному контролю и его низовым ячейкам на производстве, поскольку они становились серьезной помехой для разграбления общенародной и коллективной собственности в ходе так называемой приватизации. Трудовые коллективы были полностью лишены права выдвигать и отзывать своих представителей в органах власти. Таким путем от управления страной были отторгнуты еще более двух миллионов человек, большую часть которых составляли рабочие и крестьяне.

Указами Ельцина запрещается создание партийных организаций на производстве, ограничиваются возможности общественных организаций, исключается общественный контроль за деятельностью новых частных хозяев заводов и фабрик, строек и совхозов, распускаются коллективные хозяйства на селе.

Ликвидируется выборность судей. Они стали назначаться президентом. Выхолащиваются функции выборных народных заседателей. Уничтожаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Как бы ни оценивались эти общественные институты и организации, все они были элементами гражданского общества, которые мешали установлению власти новоиспеченного российского капитала и потому обрекались на ликвидацию.

Что же касается управления страной в целом, то, по признанию В. Путина, оно “до последнего времени принадлежало узкой группе лиц, приватизировавших государственную власть”. Что представляет собой эта “узкая группа лиц”, известно. В нее входили и входят непосредственно или через своих представителей воротилы российского бизнеса, сконцен-трировавшие в результате воровской приватизации в своих руках большую часть всех общественных богатств. Эта так называемая элита стала главным мозговым трестом, определяющим государственную политику и все решения, принимаемые в пользу крупного российского и зарубежного капитала. Российские монополии прочно слились с государственными структурами в центре и на местах, приобрели решающее влияние на курс внутренней и внешней политики. А это, по любым мировым меркам, означает, что государственная власть в России приобрела олигархический характер, стала властью олигархии.

Путин и его команда убивают душу народа

В. Путин и его команда продолжают курс, проложенный Ельциным, Чубайсом, Гайдаром и другими либерал-демократами первой волны. Земельная, жилищно-коммунальная, налоговая, судебная и иные реформы еще откровеннее, чем при Ельцине, ориентируются на интересы крупного российского капитала. Характер этих реформ невозможно скрыть. Ежегодные встречи Путина с олигархами имеют, как правило, своим последствием внесение им или правительством законов, направленных против основной массы населения. Достаточно вспомнить введение так называемой плоской шкалы 13-процентного подоходного налога, одинакового для миллиардера и бедняка, открытие широких ворот для вывоза российских капиталов за рубеж, ликвидацию льгот, установленных для ветеранов и студентов, военнослужащих и северян, многодетных семей и инвалидов. Идет фронтальное наступление государственной власти на основные социальные гарантии прав человека и гражданина, в том числе на бесплатность образования и медицинского обслуживания, пенсионное обеспечение, сохранение вкладов в банках и т.д. Для этого потребовалось создать надежные государственные предпосылки. И если Ельцин пошел на кровавый расстрел советского парламента из танковых пушек, то Путин избрал для решения этой задачи более гибкие и изощренные методы. На помощь президентской команде приходит испытанный еще Столыпиным опыт взаимоотношений со строптивым парламентом. Он состоял в том, чтобы любыми путями наполнить Государственную думу иным содержанием, другим депутатским корпусом.

Как известно, в результате выборов 1999 года самой большой парламентской фракцией в Государственной думе оставалась КПРФ, имевшая вместе с сотрудничающей с ней

Агропромышленной депутатской группой около 130 мест. Для того чтобы нейтрализовать это левое крыло, власти идут на создание в нем послушной коалиции. В нее входят депутаты от наскоро сколоченных перед выборами движений “Единство” и “Отечество — Вся Россия”, а также примыкающие к ним группы “Народный депутат” и “Российские регионы”. Они объединяются в альянс, способный преодолеть сопротивление левых фракций, а затем весной 2002 года добиваются отстранения коммунистов от руководства всеми ведущими комитетами Думы.

На декабрьских выборах 2003 года власть пускает в ход не только открытый административный произвол, но и всевозможные методы черного пиара, фальсификации, клеветы, запугивания и подкупа избирателей. Провоцируется раскол левопатриотических сил, дискредитируются их лидеры и активисты. В результате представительство коммунистов в Думе сокращается до 52 депутатов, а “Единая Россия”, взявшая под свое крыло всех так называемых центристов, получает конституционное большинство. Она забирает себе руководство всеми парламентскими комитетами и на встрече с президентом объявляет себя “ядром политической жизни”, принимающим “непосредственное участие в выработке стратегических основ развития страны”.

Одновременно завершается создание так называемой вертикали власти, идущей от президента к его представителям в округах и субъектах Федерации, затем изменяется порядок формирования Совета Федерации, члены которого теперь назначаются главами администраций и законодательными органами регионов и в большинстве своем являются представителями чиновничества и крупного капитала. Ныне в обеих палатах российского парламента, по официальным данным, заседают более 200 представителей фирм, финансово-промышленных групп, банков, фондов и корпораций, то есть той “деловой элиты”, которая составляет 4—5% населения, завладевшей в ходе приватизации и банковских махинаций основной частью национального богатства страны. Добавьте сюда более двух сотен чиновников высшего и среднего ранга, 50 генералов и примерно столько же партийных функционеров “Единой России” — и вы получите ту депутатскую когорту, с помощью которой можно провести, или пролоббировать, любой угодный президенту и правительству закон. И не зря, отвечая на вопрос одной из московских газет о ситуации в нынешнем российском парламенте, директор Института проблем глобализации М. Делягин заявил, что “самый главный лоббист в Государственной думе — это как раз сама администрация президента: как она скажет, так и будет”.

Федеральный парламент, как и раньше, остается органом, лишенным права контролировать работу правительства и реализацию принятых им законов. В свою очередь правительство, по всеобщему признанию, продолжает быть “техническим”, безоговорочно выполняя все, что считает нужным президент.

Фактически же под ничем не ограниченной властью президента мы получили теперь и “технический”, штампующий законы парламент, “техническое” правительство, а также не имеющие своего самостоятельного лица назначаемые президентом суды всех ступеней. А это значит, что государственная власть все более и более приобретает авторитарный характер, превращается в машину, при помощи которой президент царствует над всеми ветвями законодательной, исполнительной и судебной власти, накрепко соединив свою политику с интересами отечественного и зарубежного капитала.

Естественно, что одновременно с этим власти делают все, чтобы такое наращивание авторитарных тенденций не встречало сопротивления со стороны гражданского общества, то есть самых широких масс населения. Здесь на правящую верхушку работают не только олигархические структуры и огромная армия чиновников, но и почти все СМИ. С их помощью создаются послушные правящему режиму новые мифические партии, продажные профсоюзы, молодежные, женские и другие общественные объединения. Сюда же включаются значительная часть директорского корпуса и губернаторов, бизнес-клубы, благотворительные фонды — словом, все, что появилось за последнее десятилетие вокруг капиталистов и капитализаторов. Все они входят в ту часть гражданского общества современной России, которая обеспечивает полновластие экономически господствующего класса.

Что же касается той части гражданского общества, которая противостоит господству капитала, то с ней государственная власть ведет борьбу по всем правилам военного искусства и наработанного за десятилетия опыта спецслужб и идеологических ведомств.

Для этого российские власти обеспечили себе свободу рук, протащив через парламент ряд законов, ограничивающих возможности развертывания работы левых оппозиционных сил. Закон “О политических партиях” не только вторгается во внутреннюю жизнь партийных организаций коммунистов и их союзников, но и ставит под государственный контроль многие стороны их уставной и финансовой деятельности. Новый Трудовой кодекс радикально урезал возможности профсоюзов и трудовых коллективов, лишив их права на забастовку, распоряжение фондом социального страхования и осуществление контроля, ограничивающего произвол работодателей. В этом же направлении идут законы об общественных объединениях, которые были лишены права участвовать в парламентских выборах. Грозной тучей нависли над всеми сферами общественной жизни Федеральный закон “О противодействии экстремистской деятельности” и другие акты, принятые российским парламентом за последние десять лет.

О том, насколько остро идет война против левопатриотической части гражданского общества, достаточно ярко свидетельствуют действия президентской администрации, руководившей удушением инициативы патриотов о проведении референдума по четырем важнейшим проблемам жизни страны. В это недостойное дело были вовлечены не только федеральный парламент, местные представительные органы и Центризбирком, но и Конституционный суд РФ. Было сделано все, чтобы не допустить проведения референдума, на вопросы которого, по данным социологов, положительный ответ давали более 90% опрошенных избирателей.

На борьбу против коммунистов, патриотов бросаются все силы обслуживающих государственную власть СМИ — телевидение и радио, газеты и журналы, кино и социологические институты. В ходе последних парламентских выборов против КПРФ и ее руководства было проведено более сорока спецопераций, стоивших миллионы долларов. Представители президента и главы местных администраций, не стесняясь, давали указания своим кадрам любыми путями обеспечить голосование в поддержку “партии власти”, угрожая тем, кто не справится с этой задачей, всеми возможными карами, вплоть до потери должностей. Такой же административный нажим можно было наблюдать в ходе президентской избирательной кампании 2004 года. Все это, как известно, запрещено законом, но делается чиновниками открыто, цинично и безнаказанно.

Одновременно под руководством администрации президента непрерывно ведется подрывная работа внутри патриотических движений, направленная на их раскол и дезорганизацию. Для этого используется весь арсенал средств, хорошо известных спецслужбам, олигархическим, а иногда и криминальным, структурам,— подкуп, шантаж, компромат, запугивание и дезинформация населения, создание параллельных партий и т.д. Результаты такой подрывной работы легко проследить на примере раскола аграрного, ветеранского, женского, молодежного и ряда других движений.

Таким образом, налицо открытая война государственной власти против народа в лице гражданского общества. При этом правящий режим, на словах ратуя за упрочение гражданского общества, на деле защищал и защищает только ту его часть, которая поддерживает государственную власть. Все, что оппозиционно этой власти, беспощадно подавляется и разрушается. Хотя нет нужды особо доказывать, что гражданское общество мыслимо лишь тогда, когда в нем имеются силы, способные противостоять государству, оппонировать ему и критиковать его. Без этого никакое гражданское общество просто немыслимо. “Наличие оппозиции — явление не только нормальное, но в условиях демократии и крайне необходимое”,— заявляет В. Путин. На деле же он и его команда делают все, чтобы подчинить себе гражданское общество, подавив любые очаги сопротивления нынешнему курсу властей, лишить большинство граждан, трудящееся население возможности сплотить и организовать свои силы. Дефицит солидарности стал серьезной общественной болезнью. Ясно, что таким гражданским обществом легко манипулировать и управлять. “Общество одиночек” беззащитно перед громадной силой государства и капитала. В нем гораздо проще вырастить ядовитое дерево откровенного авторитаризма, когда клятвы о “диктатуре закона” легко превращаются в диктатуру беззакония и произвола.

Наш девиз — “Единство и солидарность!”

В этих условиях перед коммунистами и всеми патриотическими силами во весь рост встает задача — решительно противостоять скатыванию страны к авторитарному суперпрезидентскому режиму власти, активно защищать институты гражданского общества, огромного большинства населения России.

То, что задача исключительно трудна, ясно каждому. Но и в том, что она будет становиться все острее, тоже нет ни малейшего сомнения. Сам нынешний курс политики правящих кругов России влечет за собой не некое “примирение и согласие”, а непрерывное углубление пропасти между бедностью и богатством. Сегодня, когда личные капиталы 25 самых богатых семей России равны бюджету всей страны, а 5% этих богачей получают за год такую же сумму доходов, какая достается 95% населения, обострение противоречий между государственной властью и гражданским обществом является совершенно неизбежным. И представители властвующей элиты прекрасно это понимают. Всеми силами они пытаются и будут пытаться смягчить или заглушить эти противоречия не только соответствующими шагами в экономике и социальной сфере, но и в сфере политической.

Факты говорят о том, что правящий режим настойчиво работает над созданием так называемой партии власти, выступающей в разное время под различными наименованиями — “Демократическая Россия”, “Наш дом — Россия”, “Единая Россия” и т.д. Одновременно создается разветвленная сеть сателлитов этой партии в центре и на местах. Ее организаторы хвастаются достаточно большим числом партийных ячеек, которые, вопреки закону, насаждаются сугубо административными методами, включая прием в партию целых коллективов предприятий и учреждений. Нынешняя “партия власти” скрепляется такой централизованной и жесткой дисциплиной, при которой даже депутаты “Единой России”, избранные в Государственную думу, не могут без разрешения руководства партии самостоятельно вносить свои законопроекты или выступать в прессе. Так создается “орден меченосцев”, слепо голосующий за любой правительственный законопроект и готовый отдать жизнь за президента и его политику. И хотя господин Черномырдин не раз сетовал, что, как ни стараются нынешние властные структуры строить на свой лад собственную партию, “все равно КПСС получается”, в Коммунистической партии Советского Союза таких жестоких полицейских порядков не было, да и не могло быть. Недавно секретарь генерального совета “Единой России” Валерий Богомолов раскрыл планы президентской элиты насчет судьбы этой партии, а заодно о том, каким вообще хотелось бы президенту видеть гражданское общество. Богомолов сообщил, что “Владимир Владимирович Путин хочет оставить после себя в качестве хребта гражданского общества правоцентристскую партию “Единая Россия”, сочетающую умеренный либерализм и традиционные российские ценности. Должна быть также сильная социалистическая или социал-демократическая партия — левоцентристская партия. И 2—3 небольшие партии между ними, в том числе экологическая”. Для КПРФ в этом ряду Богомолов места не нашел. Он полагает, что “создание многопартийной системы — одна из главных головных болей Путина. Он постоянно об этом думает, говорит о необходимости создания нормальной левой партии социали-стического или социал-демократического толка, такой, как, например, лейбористская в Англии или социал-демократическая в Германии”. Как видим, и здесь наши верхи никак не могут обойтись без эталонов, выкопанных на благословенном Западе, где партии у власти меняются, а сама эта власть как была, так и остается в руках крупного капитала. В России, конечно, эти образцы хваленой западной демократии внедрять архитрудно. Местные российские социологи и политологи горестно вздыхают, что нет пока в нашей стране для этого достаточной социальной базы, нет сильного среднего класса, на котором произрастает социал-демократия. Но такого рода обстоятельства мало смущают президентских партстроителей. Нет сомнения, что их усилия в этом направлении будут продолжаться. Президент сказал — значит, надо строить левоцентристский дом любыми способами. Господа аналитики из “Известий” даже график для такого дела наметили. “В качестве партнера “Единой России” ближе к думским выборам 2007 года (то есть где-то с весны 2006 года) начнут создавать вторую партию власти”, — пишут они. Хотя тут же записные футурологии замечают, что это опасно, “поскольку в условиях явной популярности левых идей среди избирателей власть побоится создать сильного конкурента слева”. Что показательно в их прогнозе, так это то, что речь идет о второй “партии власти” и ее учреждении самой же этой властью.

Вот почему сейчас актуальнейшая задача — не допустить, чтобы объединение оппозиционных патриотических сил попало в руки поваров с президентской кухни: их вкусы и повадки известны. Сплочение патриотов России должна, обязана взять на себя прежде всего партия коммунистов — наиболее организованная и испытанная сила, выражающая коренные интересы российского народа. Только союз коммунистов-патриотов с широчайшими массами людей труда, их ведущая роль, инициатива и самоотверженность способны преодолеть апатию и усталость, которые поражают нынешнее российское общество.

А это значит, что сама партия должна стать борцом-организатором, чутко ощущающим пульс времени, чаяния, заботы и нужды людей. Нас часто справедливо упрекают в идейной зашоренности и академизме, неумении разговаривать на том языке, которым пользуются сегодня каждый слой общества, каждая профессия, каждый возраст. Речь идет о переоценке на базе марксистско-ленинского анализа нынешней ситуации в обществе, о выработке новых, не засиженных ортодоксальными мухами подходах к тому, в каком мире мы живем, чего хотят от нас люди. Отказ от привычных стандартов и штампов, новые неожиданные, пусть, на первый взгляд, и шокирующие мысли и выводы — этого ждут люди, и мы должны им их дать.

Еще и еще раз придется обратиться к нашим лозунгам. Скажем, как нужно сегодня понимать “лозунги государственного патриотизма”? В дни восстановления партии сразу после разрушения Союза ССР, когда возможность возвращения к нему казалась близкой, эти лозунги были нужными и верными. Но сегодня, когда олигархическое государство ведет против нас, против трудового народа войну на уничтожение, видимо, ближе и понятнее людям были бы лозунги народного, советского патриотизма, противостоящего космополитическим идеям олигархов, для которых их родина там, где их виллы и капиталы.

На основе такой кропотливой переоценки нашего идейного арсенала должны вырабатываться новые пути и новая стратегия борьбы с правящим в России режимом, и на этой базе — совершенно конкретные, понятные каждому планы действий. Эти действия не могут и не должны ограничиваться стенами парламента, особенно такого безвластного, каким он является сейчас. Ленинизм всегда, на всех этапах ставил на первое место работу в массах и организацию масс. Мы — партия революционного действия.

Не менее важно разобраться в том, какие социальные слои общества являются нашей главной опорой. Здесь нужна глубокая беспристрастная оценка без малейшей тени фальшивой идеализации. Порой даже от маститых ученых-марксистов можно услышать, что пора, мол, отказаться от идей защиты угнетенных и эксплуатируемых. Ведь они нас не всегда понимают. Думаю, что это мы не всегда умеем их понимать, живя в обществе, где более трети населения находится за чертой бедности. И потому ленинский подход, ленинское классовое чутье сегодня для нашей партии необходимее, чем когда-либо раньше.

Именно такой подход дает возможность точно определиться, с какими патриотическими организациями партия должна вступать в союз, как строить отношения с ними, на какой базе развивать взаимодействие. Ясно одно: налаживание отношений с союзниками — дело тонкое и трудное, требующее большого терпения, такта и умения смирять свои страсти. Но консолидация всего лево-патриотического спектра российской политической жизни — это неотложный вопрос сегодняшнего, а не завтрашнего дня, вопрос, от которого, без всякого преувеличения, зависит судьба нашей страны.

Для этого необходимы воля и дальновидность коммунистов, постоянная забота об укреплении единства рядов нашей партии, ее омоложение и обновление, умение по-ленински оценивать свои ошибки и просчеты, делать из них правильные выводы, с тем чтобы идти вперед за возрождение социалистической России, за сохранение и развитие ее великих традиций, которые дала власть трудящихся, объединенных посредством Советов. Только на этом пути возможно восстановление России как могучей державы, где гражданское общество имеет свое лицо и выражает подлинные интересы народа.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList