14.10.2004 23:20 | Совраска | Администратор
Иван МЕЛЬНИКОВ:РЕЗУЛЬТАТЫ «ЕДИНОЙ РОССИИ» В РЕГИОНАХ ГОВОРЯТ О ПАДЕНИИ ДОВЕРИЯ К ПРЕЗИДЕНТУ
3 и 10 октября прошли выборы депутатов региональных Законодательных собраний в ряде субъектов Российской Федерации. Выборы состоялись в Тульской области, в Республике Марий Эл, а также в Иркутской и Сахалинской областях. Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников прокомментировал их итоги.
На мой взгляд, можно выявить несколько тенденций, если сравнить полученные результаты с результатами парламентских выборов 2003 года. Первая тенденция: «партия власти» «Единая Россия» вне зависимости от региона повсеместно теряет в поддержке. Если на выборах в Государственную думу в Республике Марий Эл «Единая Россия» получила 34,6% голосов избирателей, то теперь — только 29%. Если вспомнить, что с момента думских выборов еще не прошло и года, — это очень весомые потери. В Иркутской области «Единая Россия» в 2003 году получила почти 33%, а сейчас лишь 31%. Ну а в Сахалинской области доверие к «партии власти» и вовсе упало больше чем на 12%, а именно с 30,13 до 17,7. В Тульской области «единороссы» также набрали меньше, чем в 2003 году, — чуть больше 22%.
Эту тенденцию я связываю в первую очередь со снижением доверия к президенту Путину. Ведь не секрет, что во многом именно за счет постоянных заявлений о поддержке президента эта партия успешно выступила в 2003 году — и Владимир Путин также не скрывал своих «симпатий». Подтверждением падения доверия к власти является также и тот факт, что на прошедших выборах мы стали свидетелями крайне низкой явки избирателей. При этом даже пришедшие на избирательные участки обеспечили невероятно высокий процент голосов «против всех». Фактически это означает, что к 13% граждан, проголосовавших «против всех» в Марий Эл, вполне можно добавить тех, кто не пришел. Ведь эти позиции очень близки, просто протест избирателей выражается либо в активной, либо в пассивной форме. 9,5% «против всех» зафиксировано в Иркутской области, почти 14% — в Тульской области и 13% — в Сахалинской. Эти большие безрадостные цифры являются ярким доказательством снижения авторитета власти — и не региональной, а в первую очередь федеральной. Это кризис доверия к избирательной системе, кризис, инициированный властью, ведь граждане уже не верят в честные выборы, не верят в объективный подсчет голосов. И никакие социологические опросы не выявят лучше, чем вот эти цифры, ту оценку, которую общество поставило последним антисоциальным и антидемократическим инициативам президента, способности власти обеспечить безопасность граждан.
Еще более явный провал можно зафиксировать у вечного спутника всех «партий власти» последнего десятилетия — ЛДПР. Например, если в Иркутской области в 2003 году они получили почти 17%, то на этих выборах — только около 4%. Та же картина и на Сахалине: было около 19%, теперь же чуть больше 7%. Наверное, это самая большая сенсация состоявшихся выборов.
Вторая тенденция, на мой взгляд, заключается в том, что одновременно с падением «рейтинга власти» суммарный процент, полученный партиями, которые работали на левом политическом поле, говорит о победе левых, социально-ориентированных настроений в регионах. Слово «настроений» не случайное, так как среди тех, кто обращался к избирателям с социальными лозунгами, велика доля «лжепартий», искусственных временных политических проектов. Их активизацию можно объяснить тем, что в администрации президента предвидели закономерное падение популярности «открытых» проектов — «партий власти». И потому активно способствовали развитию таких партий, как «Партия пенсионеров» или нынешняя «Аграрная партия», с целью снизить результат реальных оппонентов «Единой России». Прежде всего не допустить победы КПРФ над «Единой Россией».
Например, все та же «Партия пенсионеров» получила хорошие проценты в первую очередь за счет недовольства пенсионеров отменой льгот, которую осуществили все те же «Единая Россия» и ЛДПР. Таким образом, власть на пути укрепления самой себя создала некие «сообщающиеся сосуды». Технология проста: официальная партия власти принимает непопулярное решение, теряет голоса, а партия с популярным для этой темы названием эти голоса подбирает и фактически кладет в ту же корзину. Ведь все эти «тематические» партии в той или иной степени контролируются Кремлем. Пока эта технология власти является успешной и, к сожалению, на первый взгляд выглядит как бесконечно эффективная. Стоит признать, что это во многом можно отнести и к нашим собственным недоработкам. Мы сами плохо боролись за голоса соответствующих категорий граждан. И мы мало концентрировались на борьбе именно с такими партиями-фантомами, за которыми стоят большие деньги и прагматизм кремлевских чиновников. Действительно, теперь формально можно считать, что за ними стоят и избиратели. Однако характер подобных партий будет уже очень скоро проверен с помощью конкретных голосований в Законодательных собраниях.
Использовались и другие технологии. Например, успех «Родины» во многом состоялся потому, что эта партия использовала «игру слов» и делала упор на местную проблематику. Меняя свое название в зависимости от региона, а также используя уже раскрученные на местах брэнды, они фактически приспосабливались к местной ситуации и не всегда олицетворяли в полной мере то, чем на самом деле являются. Например, в Сахалинской области они назвали себя «Наша Родина — Сахалин и Курилы», а в Тульской области — «Засечный рубеж — партия Родина».
Что касается КПРФ, то и в отношении нашей партии можно выявить определенную тенденцию: везде, кроме разве что Иркутской области, мы увеличили свой результат по сравнению с выборами в Государственную думу. В Марий Эл у нас было меньше 15% поддержки, теперь — 19%. В Сахалинской области было меньше 12%, а сейчас — почти 16%. Мы получаем прирост голосов избирателей, а значит, и восстанавливаем доверие к партии. Но даже там, где наш результат может показаться не совсем удачным, остаются хорошие варианты для конструктивных коалиций. Например, в Тульской области за КПРФ проголосовали около 11% граждан, но в то же время примерно столько же получил дружественный нам и поддерживающий губернатора Василия Стародубцева блок «За Тульский край». Более того, с учетом того, что по определенному спектру вопросов позиция блока «Засечный рубеж — партия Родина» также будет близка к нашей, «Единой России» придется очень непросто сопротивляться с консолидированным голосованием трех политических сил. Хотя в отношении «Родины» нельзя рассчитывать на очень многое. Так, в чуть ли не самом принципиальном вопросе — вопросе назначения губернатора области — «Родина» окажется на стороне президента, кого бы Владимир Путин ни предложил на этот пост. Ни для кого не секрет, что данная партия последовательно выискивает аргументы для защиты любой позиции президента.
Если в целом говорить о результатах КПРФ, то можно смело заявить, что наш прогноз сбывается: после перехода на смешанную систему выборов, то есть не только по округам, но и по партийным спискам, мы укрепляем наши позиции в региональных собраниях. Если при одномандатной системе наше представительство, например, на Сахалине в какой-то момент снизилось с 15% до 4%, то теперь мы восстановили позиции, набрали около 16%. Если еще в марте мы причисляли Марийское отделение КПРФ к группе регионов, «имеющих представительство в Законодательных собраниях от 1% до 5% членов КПРФ», то теперь совершен настоящий прорыв: у нас 19% голосов. И это в корне меняет ситуацию в регионе, включая и ситуацию в самой партийной организации. Появляется трибуна, появляются дополнительные возможности для общения с избирателями и для реальной помощи гражданам в защите их интересов, для организации массовых протестных акций на местах.
Особенно приятно отмечать, что вопреки высказываниям некоторых политологов, что «электорат КПРФ вымирает, исчезает, уходит к другим» и тому подобное, мы наблюдаем процесс сложный, но вызывающий оптимизм, — процесс изменения основных характеристик электората партии: ведь КПРФ набирает сегодня наибольшее число голосов в городах. В том же Южно-Сахалинске КПРФ в два раза превзошла «Единую Россию» и в итоге заняла первое место. Наши исследования показывают, что за КПРФ сегодня стала голосовать наиболее образованная и организованная часть общества. В Марий Эл партия провела своих депутатов во все 17 городских и районных законодательных органов!
Поэтому на сегодняшний день мы склонны считать, что наши партийные организации выполняют поставленную задачу, показывают неплохие результаты. А если учесть все те препятствия, которые нам выстраивает власть, будь то прямое давление, клевета или создание искусственных «левых» партий, можно считать, что конкурируем мы достойно. Хотя, безусловно, критические выводы и обстоятельный анализ проведенных выборов сделать необходимо. Например, в одномандатных округах ситуация довольно тяжелая, так как наших ресурсов не хватает, чтобы на равных бороться и с административным ресурсом власти, и с криминальным ресурсом нечистого бизнеса. В то же время на данном этапе одномандатные округа можно считать одним из резервов для еще более существенного укрепления наших позиций в региональных Законодательных собраниях.
blog comments powered by Disqus