Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

09.11.2013 20:39 | Статьи | Авангард Иванов

ВАСИЛИЙ, СЫН СТАЛИНА

У героя есть имя

Мы знакомимся с его довоенным детством, когда он, ещё будучи подростком, лихо ведёт мотоцикл мимо стен Кремля, а за кадром слышны бодрые советские песни. Мы видим компанию его друзей — курсантов лётного училища, которые вместе с героем с азартом учатся водить самолёты, ходят на катки, ухаживают за девушками, танцуют под звуки довоенных мелодий, а порой за потасовку на танцплощадке попадают на гауптвахту, где, впрочем, тоже не унывают.

А 22 июня 1941 года лётчик вступает в воздушный бой с врагом. Вновь и вновь он и его друзья атакуют вражеские самолёты, а порой бой приходится продолжать на земле, так как наш аэродром атакован немецкими танками.

Не всё гладко в жизни героя. Непреодолимые препятствия долго мешают ему сесть за штурвал самолёта. Пилот чрезмерно влюбчив. К тому же он редко упускает случай провести время в компании друзей с неизбежной выпивкой. У него взрывной характер, а его манеры оставляют желать много лучшего. Но лётчик беспредельно искренен, честен, добр, у него широкая натура, и поэтому он окружён всеобщей любовью многих хороших людей.

Самые большие испытания ждут героя в последних сериях фильма. Он идёт в тюрьму, но не отрекается от своего отца. Под стать ему его друзья, подруги и бывшие жёны, которые сохраняют ему верность даже в годы гонений на него. На их фоне особенно отвратительно выглядят приспособленцы и карьеристы.

Подобная жизненная драма могла произойти в разные исторические времена и в разных странах. Однако у героя сериала есть имя реального исторического лица — Василий Сталин, который жил в реальной стране, а поэтому зритель невольно воспринимает происходящее на экране как подлинную правду, хотя преобладает в фильме вымысел.

Разумеется, в любом художественном произведении на исторические темы допускается творческая фантазия. Однако слишком многое из того, что показано в сериале, никогда не происходило в жизни настоящего Василия Сталина. Не разъезжал настоящий Вася Сталин на мотоцикле по школьным коридорам. А поэтому его отец никогда не приезжал в школу, где он учился, чтобы выслушать упрёки преподавателей. Не вступал Василий Сталин в воздушный бой 22 июня, и не пришлось ему поднимать лётчиков на оборону аэродрома от немецких танков.

Помешала создателям фильма и подлинная история страны. Наверное, поэтому они посадили одновременно с Л.П. Берией министра госбезопасности В.С. Абакумова, который на самом деле был арестован на два года раньше. Василию Сталину не надо было сообщать эту «новость» двухлетней давности, он прекрасно знал об этом событии задолго до своего заключения. С октября 1952 года Политбюро ЦК было ликвидировано, но, тем не менее, в сериале члены Президиума ЦК продолжают именовать себя членами Политбюро. В угоду своей интерпретации прошлого создатели фильма даже отпечатали подобие газеты «Правда», которая якобы опубликовала в 1956 году доклад Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и фотографию докладчика на первой странице. Эти многочисленные вольности и другие отступления от подлинных фактов приводят не только к существенному искажению исторических событий, но и к упрощённому изображению реального Василия Сталина как рыцаря без страха и упрёка.

Ангелом он не был

Такие искажения фактов в значительной степени вызваны тем, что рассказ об истории нашей страны через изображение Василия Сталина не мог не привести к подмене исторической правды вымыслом. С одной стороны, судьба Василия Сталина не типична хотя бы в силу его рождения в семье высшего руководителя Советской страны. С другой стороны, авторы фильма значительно преувеличили масштаб этой личности. В одной сцене некоторые советские руководители без всяких на то оснований говорят о нём, как о возможном преемнике своего отца.

Ещё до выхода фильма на экран интерес к судьбе Василия Сталина стал необыкновенно велик. В своей книге «Василий Сталин. Заложник имени», изданной в 2003 году, историк Олег Смыслов перечислил немало книг, выпущенных уже к тому времени (С. Грибанов «Заложники времени» и «Хроника времён Василия Сталина», В. Полянский «Десять лет с Василием Сталиным», Б. Соколов «Василий Сталин», А. Сухомлинов «Василий, сын вождя»). После выхода в свет книги Смыслова была опубликована книга М. Алексашина «Последний бой Василия Сталина», издан роман Э. Володарского «Василий Сталин, сын вождя», на основе которого был написан сценарий недавно завершившегося фильма.

Одни авторы видели в Василии Сталине морального урода и исчадие ада. Другие, прежде всего его боевые друзья, стремились показать его замечательные качества. А. Сухомлинов, по его словам, знал Василия Сталина с «пионерских линеек Артека и школьной скамьи», а затем был командиром эскадрильи, а потом полка в дивизии под командованием своего друга детства. «Многие годы, — писал Сухомлинов, — нам рассказывали о его неправильном поведении, пьянстве, хамстве и наглости. Авторы, как бы соревнуясь между собой, старались показать Василия барчуком, для которого не было никаких преград и тормозов. Это далеко не так. Конечно, Василий не был ангелом... Человек он был хороший, душевный, отличный лётчик. И командир строгий, справедливый».

Но разве не было в советской авиации других смелых и решительных лётчиков, которые были верными друзьями, справедливыми начальниками, даже если им и были не чужды увлечение выпивкой и женщинами, эмоциональные срывы или иные сочетания положительных черт характера и дурных привычек? Споры вокруг оценки Василия, стремление его бывших товарищей опровергнуть ложь в отношении него, желание Олега Смыслова поднять все архивные материалы о В.И. Сталине не должны скрыть поразительный факт: ни один лётчик времён Великой Отечественной войны, включая трижды героев Советского Союза А.И. Покрышкина и И.Н. Кожедуба, не оказался удостоен столь пристального внимания, как Василий Сталин. И это несмотря на то, что многие советские лётчики существенно опередили его как по количеству боевых вылетов (97), так и по количеству сбитых им вражеских самолётов (2).

Причина споров вокруг Василия Сталина и гипертрофированного внимания к нему проста: через рассказ о нём многие авторы книг и фильмов пытаются изобразить его отца — И.В. Сталина и сталинское время.

Сочинение на потребу

Впервые детей Сталина для рассказов о нём и сталинском периоде советской истории стали использовать за рубежом после публикации там в середине 60-х годов книги Светланы Аллилуевой «Двадцать писем к другу». Эти воспоминания, прошедшие тщательную обработку американскими советологами, были созданы на потребу западным читателям, приученным к подмене глубокого анализа политических проблем сочинениями о бытовых дрязгах в среде государственных деятелей. Кроме того, рассказы Светланы создавали у них иллюзию проникновения в заветные тайны Кремля. Подлинная цель этой публикации состояла в дискредитации как Сталина, так и советского строя.

Подобные же цели преследовала выпущенная примерно в это же время книга Милована Джиласа «Беседы со Сталиным». Хотя опубликованная до этого его книга «Новый класс» была враждебна коммунистической идеологии, она носила слишком теоретический характер. В своих воспоминаниях о встречах со Сталиным Джилас почти не коснулся идейно-политических вопросов, но зато подробно описал, как и что пили на сталинской даче, какие тосты произносили члены Политбюро и Сталин, как они разыгрывали друг друга. Эти описания до сих пор служат незаменимым пособием для создания телефильмов, вроде того, в котором актёр Юрский в гриме пьянствует с актёрами, загримированными под членов Президиума ЦК, на сталинской даче или бродит по участку в дохе с бутылкой чачи в кармане.

Ограничение описания жизни любого государственного и политического деятеля, творца научных открытий или выдающегося деятеля культуры обращением к деталям их личной жизни при игнорировании его достижений в главной деятельности заведомо порочно. В то же время рассказ о таких деятелях на основе заземлённой бытовой жизни позволяет тем, кто не разбирается и не желает разбираться в вопросах науки, культуры, политики, выносить суровые обвинения великому поэту за неразборчивость в любовных связях, великому композитору — за пьянство, великому учёному или государственному деятелю — за невнимание к своим домашним делам.

Изображение Сталина как исключительно отца Василия и Светланы, который не справлялся с этими своими обязанностями, как и попытки оценивать Сталина с точки зрения его поведения в личной жизни не могут не привести к грубым искажениям правды. В своих воспоминаниях «Дальняя бомбардировочная» Главный маршал авиации А.Е. Голованов писал о Сталине: «Его личная жизнь была серой, бесцветной, и, видимо, это потому, что той личной жизни, которая существует в нашем понятии, у него не было. Всегда с людьми, всегда в работе». Между тем в фильме государственная деятельность Сталина сведена к беглому показу его за письменным столом и в сцене, где он смотрит трофейную кинохронику, а затем обменивается парой малозначащих замечаний с Молотовым и Ворошиловым.

Надо учитывать, что на Западе, а начиная с ХХ съезда КПСС и в нашей стране мало кто изучал деятельность Сталина, его теоретические труды и политические заявления. После XXII съезда КПСС труды Сталина оказались под запретом, а его биография была сведена к краткому перечню его должностей и пересказу постановления ЦК КПСС о культе личности. Лишь с середины 60-х годов в нашей стране появились воспоминания, в которых содержались отдельные рассказы о встречах со Сталиным.

Поэтому, когда в 80-х годах развернулась антисталинская кампания, многие люди уже давно забыли действительные факты его жизни и деятельности. Они знали о теоретических работах Сталина лишь по строке из блатной песни про заключённых, которые грелись у костра. В то же время у этих людей создавалась иллюзия того, что им знакомо всё, опубликованное о Сталине и его времени, и не известны лишь строго охранявшиеся секреты. По этой причине они жадно внимали тем, кто якобы раскрывал заветные тайны. Они слепо верили А. Рыбакову и Д. Волкогонову, которые публиковали в своих книгах длинные «внутренние монологи» Сталина. Фраза, придуманная Рыбаковым («есть человек — есть проб-лема, нет человека — нет проблемы»), до сих пор считается президентом России подлинным высказыванием Сталина.

Ударить по отцу через сына

Сериал лишь подтверждает, а кое-где усиливает лживые антисталинские стереотипы. С начала первой серии фильма нам показывают, как грубо обращается Сталин со своей супругой Надеждой. Проигнорированы все свидетельства тёплых, дружеских отношений, которые имеются в воспоминаниях очевидцев и в опубликованной 20 лет назад их переписке. В который уже раз на телеэкране воспроизведена сцена во время застолья вечером 8 ноября 1932 года, когда Надежда Аллилуева обиделась на своего мужа. О том, что она страдала от непереносимых головных болей и что это было причиной её острых душевных переживаний, авторы сценария умолчали.

На протяжении почти всех серий Сталин проявляет неконтролируемый буйный темперамент. Он постоянно срывается на крик, его глаза буквально вылезают из орбит от гнева. Он то душит своего сына за горло в присутствии его одноклассников и учителей, то (в другой сцене) Василий выходит из сталинского кабинета с разбитым в кровь лицом (никаких свидетельств подобных расправ отца с сыном не существует).

Слов нет, порой Сталин срывался. Запомнил один такой случай прославленный лётчик Г.Ф. Байдуков. Возражая ему, Сталин отвечал резко и даже «сапогом два раза по ковру стукнул». Правда, Байдуков замечал, что после этого ему «даже смешно стало». Лётчик вспоминал: «Впервые видел такого Сталина».

Значительно более типичным для Сталина было его умение подавить в себе вспышку гнева и скрыть своё возмущение. Как утверждал адмирал И.С. Исаков, «для этого у него были давно выработанные навыки. Он ходил, отворачивался, смотрел в пол, курил трубку, возился с ней... Все эти средства для того, чтобы сдержать себя, не проявить своих чувств, не выдать их. И это надо было знать для того, чтобы учитывать, что значит в те или иные минуты это его мнимое спокойствие». Исаков отмечал и другой приём Сталина: «Задержать немного решение, которое он собирался принять в гневе».

Ответственно подходя к своей работе, Сталин старался в ходе принятия важных государственных решений поддерживать деловую обстановку. Бывший во время войны начальником Главного артиллерийского управления РККА маршал артиллерии Н.Д. Яковлев вспоминал: «Работу в Ставке отличала простота, большая интеллигентность». Стараясь помочь каждому из участников совещания внести свой вклад в общее творчество, Сталин, по словам Н.Н. Байбакова, «никогда не допускал, чтобы его собеседник стушевался перед ним, терялся от страха или от почтения. Он умел сразу и незаметно устанавливать с людьми доверительный, деловой контакт. Да, многие из выступавших у него на совещании волновались, это и понятно. Но он каким-то особым человеческим даром умел чувствовать собеседника, его волнение и либо мягко вставленным в беседу вопросом, либо одним жестом снять напряжение, успокоить, ободрить. Или дружески пошутить».

Крикун и драчун из сериала не имеет никакого отношения к реальному Сталину. Нарком вооружения во время войны Д.Ф. Устинов вспоминал о том, как проходили обсуждения у Сталина: «При всей своей властности, суровости, я бы сказал, жёсткости, он живо откликался на проявление разумной инициативы, самостоятельности, ценил независимость суждений. Во всяком случае, насколько я помню, он не упреждал присутствующих своим замечанием, оценкой, решением. Зная вес своего слова, Сталин старался до поры не обнаруживать отношения к обсуждаемой проблеме, чаще всего или сидел будто бы отрешённо, или прохаживался почти бесшумно по кабинету, так что казалось, что он весьма далёк от предмета разговора, думает о чём-то своём. И вдруг раздавалась короткая реплика, порой поворачивающая разговор в новое и, как потом зачастую оказывалось, единственно верное русло».

Следуя стереотипному изображению Сталина как вздорного и жёсткого деспота, создатели фильма не удержались от подробного повторения рассказа о любовных отношениях Светланы Аллилуевой и А.Я. Каплера, который присутствует во многих антисталинских сочинениях и телеопусах. В то время как рассказу о Каплере посвящено чуть ли не полсерии, этот киносценарист не играл никакой роли в жизни Василия Сталина.

Явно учитывая катастрофический упадок научных знаний и поразительный рост слепого доверия к экстрасенсам, авторы фильма повторили историю из фантастического телефильма про Вольфа Мессинга. Мистическая байка позволяет авторам обвинить Сталина в чудовищной жестокости: с точки зрения тех, кто верит шарлатанам, предсказывающим будущее, Сталин сознательно обрёк хоккейную команду ВВС на гибель, не послушавшись Мессинга.

Зачем это снято

Идеализация Василия нужна авторам сериала для того, чтобы вынести беспощадный приговор не только Сталину, но и всей советской системе. Из содержания сериала следует, что все конфликты Василия были вызваны его неприятием отвратительных черт окружавшего его общества. Но если при жизни Сталина его отец позволял ему делать кое-что хорошее (например, строить катки и водные бассейны), то после его смерти Василий, якобы обладавший лишь замечательными душевными качествами, был обречён. Судьба Василия должна показать, что всё честное и благородное беспощадно душилось в советское время.

Ответом на очередное искажение советского прошлого должны стать новые усилия по разоблачению фальсификаторов истории и пропаганда тех исследований, в которых раскрывается историческая правда. Особое внимание следует уделять борьбе против нынешнего засилья антинаучных, антиисторических взглядов на общественные процессы, против обывательского мировоззрения и пропаганде научных идей марксистско-ленинской теории.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList