Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

26.04.2001 01:40 | Дума | Администратор

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

26 апреля 2001 года исполняется 15 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. По своим последствиям и масштабам ущерба, причиненного окружающей среде и населению, она является крупнейшей техногенной и гуманитарной катастрофой ХХ века. Согласно официальным данным, от радиационного загрязнения России, Беларуси и Украины так или иначе пострадали более 9 миллионов человек. Траектории загрязненных масс пересекли границы наших ближайших соседей -- прибалтийских государств и стран Скандинавии, на юге достигли Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, захватили территории ряда стран Западной Европы.

Масштабы катастрофы могли быть неизмеримо больше, если бы не мужество и не самоотверженность многих тысяч людей, участвующих в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, работающих в зоне повышенной, мягко сказать, радиоактивности, сооружая саркофаг для взорвавшегося реактора, дезактивируя зараженную территорию. Они заслонили собой мир от неминуемой беды. Их называют "ликвидаторами", и вспоминаем мы их обычно раз в году в эти апрельские памятно-чернобыльские дни. Да еще тогда, когда они сами напомнят неблагодарному обществу о себе.

-- Вячеслав Леонидович, вы сами из числа ликвидаторов и объединяете таких же людей, подвергшихся радиации и оставивших в Чернобыле здоровье. Скажите, что больше точит вас и ваших товарищей - недостаточные государственные меры социальной защиты или несправедливое, на ваш взгляд, отношение государства и общества к вашим медицинским и социальным проблемам?

-- Вы либо не договариваете, либо вслед за официальной точкой зрения не придаете значение нравственной стороне наших проблем, и в этом весь вопрос. Важно понять: дело не только в том, что чернобыльцы одними из первых ощутили на себе пагубное влияние радиации и несправедливое отношение государства и общества к своим проблемам. Все гораздо сложнее. На наших глазах разрушен Советский Союз, происходит смена одних производственных отношений другими, перераспределяется государственная, общенародная собственность, рвутся духовные связи между людьми, утрачиваются нравственные человеческие ценности. По нашим народным традициям и устоям православной морали каждое доброе деяние должно быть замечено и по достоинству оценено. На алтарь Отечества положено самое дорогое, что у человека было -- его жизнь, здоровье, и не имеет значения - по долгу ли службы, совести, по велению сердца или приказу, но люди сознательно сжигали себя в пожаре радиации, спасая человечество. Ценой собственных жизней и здоровья, благодаря мужеству, героизму и самоотверженности они в значительной мере ослабили вредные последствия чернобыльской катастрофы и обеспечили возможность социально-экономической реабилитации пострадавших регионов. Этой беспрецедентной работе одно имя - подвиг. Поэтому мы требуем вернуть ликвидаторам достоинство героев. Понимаете, это выше всяких выделенных нам льгот. Мы можем понять, что недостаточная и далеко не соразмерная нанесенному ущербу компенсация определяется тяжелейшим экономическим положением России. Но не смиримся с забвением, в которое опустили поколение ликвидаторов.

-- Вы сказали о поколении...

-- Да, я не оговорился. Поколение, которому судьбой, казалось, было написано быть самым благополучным из многих предыдущих, послевоенное наше поколение. Но был Афганистан. Потом Чернобыль. Сразу после аварии к работам в зоне чернобыльской катастрофы было привлечено около 800 тысяч граждан СССР, 300 тысяч из которых - граждане России. Это были лучшие наши высококвалифицированные специалисты, научные и исследовательские коллективы, воинские части - люди зрелого и молодого возраста, высокообразованные, профессионалы своего дела. По данным союза "Чернобыль России" сегодня из них 50 тысяч -- инвалиды, 16 тысяч погибли, умерли, среди ликвидаторов растет заболеваемость. Назову еще одну цифру: свыше 21 тысячи ликвидаторов награждены правительственными наградами, в том числе и орденами Мужества.

-- Вы говорите о наградах. Простите, но сейчас я вспоминаю картины, как прошлой осенью эти самые награды падали на камни Красной площади в знак протеста против государственных долгов по пенсиям ликвидаторам. Помним голодовки чернобыльцев в Ростовской области, акции протеста в других регионах - страшно, что только таким образом можно обратить внимание государства и общества на решение не терпящих отлагательств проблем социальной защищенности. Что сегодня изменилось к лучшему в жизни ликвидаторов? Чего они добились от нашего "доблестного" правосудия?

-- Принятый в декабре прошлого года Федеральный Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вводит новые положения, направленные на повышение адресности и совершенствование механизма реализации социальных льгот и компенсаций. Нам говорят, что этот закон позволит улучшить материальное положение почти 80% инвалидов-чернобыльцев. Поживем, увидим. Но и в 15-ю годовщину катастрофы приходится с горечью констатировать, что восприятие ее обществом и государством далеко не адекватно масштабу ее реальных радиологических последствий. Понятно, что в этих условиях по-прежнему высока потребность в активной реализации мер медицинской, социально-психологической и социально-экономической реабилитации. Улучшения не видно. Мы судимся с собственной властью, потому что другими мерами справедливости добиться не можем. Но и суд оказывается не дееспособным: за два последних года по уже принятым судебным решениям образовалась задолженность по выплатам инвалидам в возмещение вреда в сумме свыше 260 миллионов рублей. Это затрагивает интересы и материальное положение более 4 тысяч инвалидов-чернобыльцев. Забвение продолжается...

-- Вячеслав Леонидович, открываю свежеиспеченный (2001 г.) Российский национальный доклад об итогах и проблемах преодоления Чернобыльской катастрофы и ее последствий в России, представленный недавно к слушанию в ООН, читаю о проведенном за годы после катастрофы комплексе защитных мер, о немалых вроде бы финансовых вложениях в целевые программы и мероприятия по преодолению последствий катастрофы, начинаю сравнивать и вижу, что фактическое финансирование программ постоянно снижается. Мне бы хотелось ошибиться.

-- К сожалению, это так. Программные мероприятия по созданию и совершенствованию систем оказания медицинской помощи ликвидаторам и проживающему на загрязненной территории населению за 1992 -- 1999 годы профинансированы всего лишь на 7% от предусмотренного. Особенно резко были сокращены объемы финансирования в 1995 -- 1997 годах. И если в предыдущее десятилетие удалось благодаря реабилитационным мероприятиям в производстве значительно снизить содержание радионуклидов, скажем, в сельхозпродукции, то сейчас наблюдается их рост. Очень остро стоит вопрос с обеспечением жильем ликвидаторов и переселенных из радиоактивно загрязненных территорий людей. Свыше 3 тысяч семей переселенцев стоят на учете в органах исполнительной власти субъектов Федерации на получение жилья. Но еще больше цифра нуждающихся в квартирах ликвидаторов. В России их 38 тысяч и 5,5 тысячи из них - инвалиды. Десятки лет пройдут прежде, чем они получат квартиры. Дождутся ли?

-- Я бы добавила, что в России внимания чернобыльцам уделяется все меньше, в то время, как Беларусь и Украина все больше внимания уделяют чернобыльцам, а положение в экономике их ничуть не лучше, на Украине еще и сложнее, чем у нас.

-- Парадоксально, но государство продолжает всячески избегать исполнять свой долг перед людьми, прошедшими через горнило катастрофы. Особенно мы должны озаботиться состоянием здоровья детей Чернобыльской зоны. Назову всего одну цифру: 1200 мальчиков и девочек больны раком щитовидной железы. Трагедию не умалить, не замолчать, как это старались сделать особенно в первые годы после случившегося. Мы скажем об этом сегодня на митинге, посвященном памяти погибшим в радиационных авариях и катастрофах, который состоится на Митинском кладбище у мемориала. Об этом будут говорить у всех памятных знаков, поставленных ликвидаторами по всей России. Будут говорить о мужестве людей, заслонивших от беды мир и о забвении подвига, забвении живых героев, болями и заботами которых власть старается не обременять себя. Сегодня я бы включил на всю страну и на весь мир Симфонию для органа Микаэла Таривердиева. Она называется "Чернобыль. Зона. Qua vadis ?" Запись ее сделали лауреаты Первого международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева Жан-Пьер Стайверс из Нидерланд и наша соотечественница Екатерина Мельникова. Проект благотворительного фонда поддержки творческого наследия известного композитора, его вдова Вера Таривердиева при помощи Российского союза промышленников, содействии нашего союза "Чернобыль России" осуществили на одном из лучших органов мира в Соборе Св. Баво в Нидерландах. Компакт-диск с записью Симфонии выпустили к 15-летию Чернобыльской катастрофы. Эту память и предупреждение человечеству оставил нам Микаэл Таривердиев. Он был в Чернобыле, услышал его невыносимую, нечеловеческую боль и муку и передал нам, чтобы мы смогли с такой же сверхчеловеческой силой музыкой вырваться из плена забвения и вырвать героев Чернобыля.

Я понимаю Вячеслава Леонидовича. Вчера я слышала Симфонию. Она пронзает, как радиация, из которой наше пораженное глухотой, слепотой и безразличием общество до сих пор не вынесло жестокие для себя уроки.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList