Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

06.03.2003 14:45 | Правда России | Администратор

СНОВА АННЕКСИЯ?

В текущем месяце предстоят важные мероприятия в рамках переговорного процесса по дальнейшему формированию Союзного государства России и Белоруссии; своеобразной их вершиной должно стать очередное заседание Высшего Государственного совета с участием президентов обеих республик. И хотя формально считается, что главной темой этих переговоров является доработка текста Конституционного Акта Союзного государства — базового правового документа для дальнейшего сближения двух суверенных республик, фактически ключевым становится вопрос о создании единого эмиссионного центра Союзного государства. Именно этому на первый взгляд не самому громкому вопросу российско-белорусской интеграции посвящена сейчас большая часть комментариев в «демократических» средствах массовой информации, носящих, как водится, откровенно недружественный характер в отношении белорусской стороны. К последнему, впрочем, и белорусский народ, и российская народно-патриотическая оппозиция давно уже привыкли; и сегодня очередным злобным шипением в адрес белорусского общества и властей этого наиболее дружественного нам суверенного государства можно было бы вообще пренебречь, если бы не раздавалось оно на фоне громких призывов к «ускорению валютной интеграции» и «скорейшему введению единой валюты». Вроде бы цели провозглашаются благие?.. Давайте вместе с читателями «Советской России» разберемся, о чем в действительности идет речь.

На самом деле единый эмиссионный центр представляет собой лишь один из элементов валютной интеграции — составной и неотъемлемой части общего интеграционного процесса, затрагивающего все основные сферы экономической и политической жизни государств, в этом процессе участвующих. В Договоре о создании Союзного государства России и Белоруссии от 1999 года — основополагающем документе, на принципах которого и базируется все развитие союза двух братских республик, прямо говорится о «поэтапной валютной интеграции на основе введения к 2005 году единой денежной единицы (валюты) и одновременного формирования единого эмиссионного центра». В развитие этого стратегического положения стороны в самом начале 2001 года пришли к соглашению о том, что первоначально (ориентировочно — в течение трех лет) эту роль будет выполнять национальная валюта одной из республик, точнее — российский рубль, с тем чтобы к 2008 году, возможно, ввести совершенно новую — союзную валюту. Как видим, ничего сверхъестественного в упоминаемых терминах нет — все они представляют собой вехи успешно развивающегося интеграционного процесса. Другое дело, можно ли считать сам процесс российско-белорусской интеграции успешным? Обратимся к фактам.

Читатели «Советской России» знают, как несколько лет подряд по вине именно российской стороны пробуксовывались и откровенно торпедировались практически все основные направления российско-белорусского сближения в целом и конкретные положения Договора о создании Союзного государства в частности, как ровным счетом ничего не делалось для реального сближения условий хозяйствования в интересах взаимовыгодной кооперации товаропроизводителей обеих республик, как упорно не выравнивались столь нужные предпринимателям России и Беларуси тарифы на железнодорожные и автомобильные перевозки. И наши читатели столь же хорошо помнят, как вместо всего этого и после многолетнего ничегонеделания кремлевское руководство «вдруг« летом прошлого года в буквальном смысле поразило весь мир предложением об «ускорении объединения». Как мыслилось кремлевскими стратегами такое, с позволения сказать, «ускорение», наши читатели также не забыли: была выдвинута идея фактического уничтожения белорусской государственности, ликвидации Республики Беларусь как субъекта международного права и одного из государств—основателей ООН, расчленения ее на шесть «субъектов» и растворения последних на просторах ельцинско-путинской России. Расчет был прост: попытаться загнать народную власть Белоруссии в тупик, а заодно и набрать политические очки накануне уже просматривавшейся впереди предвыборной кампании. Оценивая подобную идею с позиций сегодняшнего дня, можно смело сделать вывод, что даже Дж.Буш-младший в своих захватнических планах по отношению к другим странам и народам все-таки не додумался до подобного цинизма!

Однако кремлевские пиарщики просчитались: возмущение практически всего белорусского общества, а также народно-патриотических сил России идеей подобного «политического аншлюса» было столь велико, что уже к осени «крутой» Путин, активно делая хорошую мину при плохой игре, вынужден был сдать назад в своих «интеграторских предложениях». Российское руководство разразилось тогда целым рядом заявлений в стиле «нас, мол, не так поняли» и «мы-де ничего подобного и не предлагали». Что ж, казалось бы, единожды уже поставив дело российско-белорусского сближения на самый край пропасти, впредь кремлевская администрация и правительство России будут вести себя гораздо осмотрительнее. Увы, это только казалось...

Дело в том, что почти одновременно с упоминавшимся планом откровенного политического поглощения Белоруссии российское руководство внесло еще одно, куда более конкретное и на первый взгляд несравненно более деловое и рациональное предложение — именно: сократить сроки введения единой валюты с обозначенной в договорных документах даты — 1 января 2005 года — ровно на год, то есть перейти к использованию российского рубля в качестве единого платежного средства обоих суверенных государств уже с 1 января 2004 года. Повторим еще раз: на первый взгляд — предложение, вполне заслуживающее внимания и делового обсуждения. К сожалению, внимательный анализ показывает, что это предложение играет роль троянского коня. Потерпев поражение в попытке организовать «лобовую атаку» на основы белорусской государственности, кремлевские «стратеги» решили перейти к более хитрой тактике и попытаться зайти с «экономической» стороны.

Предложения российской стороны содержали настоятельное требование сделать будущий единый эмиссионный центр будущей же единой валюты не просто на базе Центрального банка РФ — то есть лишь одного из двух центральных банков интегрирующихся государств. Само по себе уже это противоречит и духу, и букве Союзного договора, относящего реализацию валютно-финансовой политики Союзного государства к исключительному ведению обеих равноправных сторон интеграции. Но правительство Касьянова пошло еще дальше: оно настаивает, чтобы ЦБ России был прямо наделен всеми полномочиями единого эмиссионного центра, то есть чтобы главный банк Российской Федерации автоматически превратился в главный банк Союзного государства, а российская нормативно-законодательная база в части денежно-финансового обращения была автоматически распространена на территорию обеих суверенных республик. С правовой точки зрения сказанное выше прямо подразумевает утрату белорусского государственного суверенитета, а если говорить политическим языком, то перед нами — экономическая составляющая все того же дурно пахнущего плана по свержению народной власти в Белоруссии, замены в ней существующего общественного строя и аннексии белорусской территории олигархической Россией.

Мы хорошо понимаем, кто стоит за этими планами. Например, газета «Известия», которую даже в кошмарном сне не заподозришь в каких-либо симпатиях к народной власти Белоруссии, недавно открыто писала о попытке компании «Руспромавто», подконтрольной небезызвестному Олегу Дерипаске — зятю ельцинского зятя В.Юмашева и одному из 17 официальных российских миллиардеров-олигархов, приватизировать знаменитый белорусский автозавод МАЗ за смехотворную сумму в 50 миллионов долларов. То есть этот «зять зятя» пожелал было на белорусской территории сделать то же самое, что он и ему подобные совершили в России, приобретя за бесценок нефтяные, алюминиевые, металлургические компании, составлявшие гордость и основу всей могучей советской индустрии. Не вышло: белорусское руководство не позволило распространить порядки российской «прихватизации» на собственную территорию. Равно как и втихаря, под видом досрочного введения единой валюты, распространить на Белоруссию российские порядки.

Понятно, что сохраненные и стабильно работающие предприятия электротехнической, тракторной, автомобильной, нефтехимической промышленности Белоруссии являются лакомыми кусками для российских олигархов, уже обобравших наш народ и мечтающих то же самое сотворить с народом белорусским. Оттого-то и рождаются в головах кремлевских политтехнологов планы аннексии суверенной Беларуси — один изощреннее другого. В том числе и через фиктивный «единый эмиссионный центр», ничего общего не имеющий с подлинным, эффективно работающим единым эмиссионным центром Союзного государства.

Между тем белорусское руководство предлагает абсолютно конструктивные предложения по формированию такого центра. Это — единственно возможная в условиях состоящего из двух равноправных и суверенных частей Союзного государства система, при которой все ключевые решения по эмиссии и обращению денег будет принимать Межбанковский валютный совет, состоящий на паритетной основе из представителей Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Беларусь. Только на условиях и в рамках, установленных таким Межбанковским советом, оба центральных банка двух республик будут осуществлять операции по реализации денежно-кредитной политики и формированию денежной базы. Кстати, система Европейского центрального банка — главного банка и эмиссионного органа Европейского союза, к опыту которого постоянно апеллируют российские «реформаторы», построена именно на схожих принципах — с тем, чтобы не ущемлялись интересы ни экономической сверхдержавы — Германии, ни крошечного герцогства Люксембург. Этим и отличается экономическая интеграция от экономической аннексии.

В настоящий момент из-за остающихся принципиальных разногласий сторон срок введения единой валюты остается прежним — 1 января 2005 г. Удастся ли уложиться и в этот срок? Дело за тем, чтобы в Кремле от имитации интеграционного сотрудничества и попыток «прихватизации» Белоруссии перешли к подлинному сближению двух суверенных стран и братских народов на основе развития положений Союзного договора 1999 года. КПРФ, ее союзники должны всячески способствовать тому, чтобы нынешняя российская власть раз и навсегда прекратила попытки вмешательства во внутренние дела своего ближайшего стратегического союзника и соседа и перешла к организации полноценного равноправного сотрудничества.

Олег ЧЕРКОВЕЦ,

доктор экономических наук.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList