Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

04.04.2003 05:58 | Правда | Администратор

ЕСТЬ И ТАКАЯ ...ПАРТИЯ

Экспертиза итогов II cъезда «Единой России»

«...Наша партия состоялась!» Давненько не слышала Россия такого лозунга-признания со стороны политических организаций. И вот нечто вроде «Есть такая партия» прозвучало наконец в докладе Б. Грызлова, председателя Высшего совета всероссийской партии «Единство и Отечество» («Единой России») на недавно прошедшем съезде этой организации. И хотя здесь явно сказывается привычка светить отраженным светом, в данном случае — знаменитой ленинской фразы, — доклад лидера «Единой России» заслуживает внимательного рассмотрения. Тем более что данный документ является важнейшим этапом в подготовке партии власти к федеральным выборным кампаниям 2003—2004 гг. К тому же он заявлен и как обращение в будущее, ибо в нем «Единая Россия» берет на себя ответственность ни много ни мало за «процветание нашей страны, достойную жизнь наших сограждан!»

Не программа, а процесс

Но какое же будущее, если следовать букве и духу доклада, готовит «Единая Россия» для Отечества, какова ее программа?

Согласно докладу Грызлова, «Единая Россия» сейчас — единственная партия, у которой есть настоящая программа. Тогда как ни одна из программ, за последнее десятилетие предъявлявшихся стране другими партиями», в строгом смысле программой не являлась! Однако тут же выясняется, что и программа единороссов — «это не столько документ, сколько динамический процесс».

Что это значит, остается неясным. Тем более что в докладе признается: «Единой России» еще только «предстоит уточнить такие базовые вопросы, как стратегическая задача партии, ее политическое позиционирование и тактика, идейные ценности и организационная модель». Программа, получается, есть, но в ней ничего почти нет. Странно...

Так о чем же тогда идет речь, что предлагает стране эта партия?

Опять борьба с «проклятым прошлым»

Для начала руководством «Единой России» прокламируется очередное размежевание с очередным «проклятым прошлым». Причем на сей раз минувшее, от которого «нам досталось множество серьезнейших проблем», оказывается не столь уж и отдаленным. Оно ограничивается 90-ми годами.

Причем тот, кто ознакомится с докладом Грызлова, будет наверняка удивлен характеристикой данного отрезка отечественной истории. Оказывается, то была эпоха господства в качестве «партии старой власти»... коммунистов, которые якобы в течение «почти десяти предшествующих лет ... контролировали Думу».

По Грызлову, получается, будто в итоге переворотов 1991-го и 1993 годов к власти в России пришла КПРФ, причем не одна, а в союзе с СПС. Она-то затем вплоть до 2000 года и руководила, как видно, государственными делами. Под этим мрачным этапом отечественной истории докладом председателя Высшего совета «Единой России» подводится решительная черта и провозглашается начало «этапа нормального развития».

Как ныне принято говорить в отечественных СМИ — круто. Однако все это говорится на полном серьезе...

Ненормальная нормализация

Как заявлено в докладе, отныне перед «Единой Россией» стоит «непростая задача — исправлять чужие ошибки и создавать базу для мощного рывка страны вперед». Вроде бы хоть тут все ясно. Однако не совсем. Ибо рядом с вышеприведенными положениями в докладе можно найти и совсем другой вывод: «... но оснований говорить о том, что все плохо, как это делает оппозиция, больше нет». Усилиями президента В. В. Путина и «Единой России» наша страна сегодня «среди самых стабильных стран в мире».

И опять становится неясно: если «Единая Россия» еще только собирается исправлять чужие ошибки и совершать могучие броски вперед, то о какой уже достигнутой рекордной стабильности России может идти речь? Получается, что «новый этап» нормального развития наступил благодаря тем самым серьезнейшим проблемам, с которыми «Единая Россия» намеревается героически сражаться. Не логично...

Тем не менее в документе утверждается, будто «с избранием нового президента закончился период неопределенности», мало того — «системный кризис 90-х годов миновал». И одновременно доклад констатирует, что стране необходимо принять серьезнейшие меры по нормализации обстановки в ключевых отраслях экономики: в энергетике, сельском хозяйстве, социальной сфере, государственном устройстве в целом. В стране, оказывается, «отсутствует партийность власти». Нет «цивилизованной политической борьбы», вместо которой все решают теневые взаимоотношения различных кланов и группировок. Сверх того, «налицо кризис доверия к государству и его учреждениям». Люди, мол, привыкли больше надеяться на себя и на свои силы.

Так и возникает вопрос: разве все это — не свидетельства острейшего системного, т. е. всеохватного общественного кризиса? Того самого, которого уже будто бы и нет? Сказочный получается выход из системного кризиса, чудесное начало нормального развития страны.

Стабильность в виде перетряски и ломки

Дальше — больше. В условиях провозглашенной общественной стабилизации — самой стабильной в мире — перед Россией, оказывается, стоит задача совершить ни много ни мало как очередной «исторический поворот», иначе говоря, тотальную ломку всего и вся. В этой-то очередной «перестройке» «единороссы» и усматривают свою историческую «миссию».

Причем такого рода ломка и подается их идеологами в качестве главного выражения того «политического центризма», который они себе приписывают. Хорошенький получается центризм. Правда, словесный гарнир и тут весьма благоприятен: «Для нас общество — не пластилин, из которого можно лепить что угодно ...»

Вот только желание что-либо слепить прослеживается в документе весьма отчетливо. Причем этот демиургический зуд, как то постоянно случалось на протяжении последних перестроечно-реформаторских десятилетий, грозит обернуться в первую голову против государственных институтов и структур.

В докладе не без торжественности провозглашается необходимость коренной перетряски всей системы государственного управления. Речь идет о ее подгонке под некий «управленческий стандарт», который согласно претензиям авторов должен быть даже более эффективным, нежели у ведущих западных стран.

На деле же все сводится к старому и неоднократно уже испробованному методу развала остатков управленческой системы: провозглашается ликвидация «разного рода управляющих и контролирующих организаций», «сокращение затрат на управление»; «реформирование государственной службы»; «проведение административной реформы на всех уровнях государственной власти»; «совершенствование системы оплаты труда государственных служащих с учетом их квалификации и профессионального опыта»; «перестройка государственной кадровой политики на основе принципа конкурсного замещения должностей, отбора лучших специалистов» и т.д. Старые, заезженные формулы...

Конечно, в такого рода программу всяк волен вкладывать свой смысл. «Однако достопамятные новации горбачевской «перестройки» и ельцинских «реформ» подсказывают: чаще всего столь глобальные планы в бюрократической сфере ведут к уничтожению управленческих структур, кадровым чисткам, потере управляемости, обнищанию широких слоев государственных служащих, утрате профессиональных навыков, опыта, преемственности в структурах управления».

Идеи Муссолини — в жизнь?

Впрочем, есть здесь и кое-что новенькое. Оказывается, проводить административно-бюрократическую революцию призвано не государство и не какие-то там профессионально подготовленные ведомства, а... «партия или коалиция партий». Именно им, — читай «Единой России» — оказывается, предстоит задавать «ориентиры социально-экономической и кадровой политики и на уровне регионов, и на федеральном уровне».

«Нам нужны партии-корпорации, а не корпорации-партии» — эта весьма таинственная формула, обосновывающая подобные претензии, многое могла бы прояснить. Но пояснений нет. И остается только гадать, о чем идет речь — о корпоративном принципе политического и общественного устройства? Его еще в начале XX века разрабатывали анархо-синдикалисты, затем воплотили в жизнь в государственном строительстве итальянские и германские фашисты, а в наши дни иногда вспоминают некоторые организации радикального толка. И коли речь и в данном случае идет об этом же, то стоило бы, наверное, сразу уточнить, что из упомянутого идейного и практического багажа «Единая Россия» намеревается взять и приложить к России.

А в целом данную позицию «Единой России» действительно можно назвать революционной: ее руководящие деятели, полтора десятилетия обличавшие КПСС и «диктат партии», сами вернулись к тому, против чего исступленно боролись. Как выясняется, они просто расчищали место для себя. Документ и по смыслу и по духу делает заявку на диктатуру «Единой России» в стране. Хотя его авторы и не забывают «дипломатично» подрессоривать свои утверждения.

Программа для «чистых» и «нечистых»

Да, в докладе немало очень правильных и общепризнанных положений. Например, что цель экономической политики государства — материальное благосостояние российского народа, каждого региона, большинства российского народа; что любые экономические шаги должны быть подчинены этой цели; что не отвечающая интересам граждан экономика не может быть эффективной; что государство должно ориентироваться на интересы большинства населения и т. п. Дело все в том, что тут же уточняется: речь идет не просто о большинстве нации, а о неком «новом большинстве» — том, которое «сплотилось вокруг президента России Владимира Путина».

«Платформа партии» должна быть созвучна ожиданиям людей», — постулируется в докладе. Вроде бы хоть тут все ясно и понятно. Однако дальше опять же идет принципиальнейшее уточнение: «...людей, одобряющих и поддерживающих политику президента». Иначе говоря, программа «Единой России» делит россиян как бы на «чистых» и «нечистых» — на одобряющих деятельность В.В. Путина и не одобряющих. Первых она обязуется защищать и оберегать, а вторых... неясно. Во всяком случае доклад ответа на этот вопрос не дает и ничего этим другим не обещает.

Предъявляемые тут доказательства трудно назвать корректными. Например, в выступлении сравниваются 20-процентный «устойчивый электорат КПРФ» и суммарные показатели «Единства» и «Отечества — Всей России» за 1999 год, дававшиеся этим партиям, шедшим порознь, около 37 процентов сторонников. Но ведь так сравнивать нельзя — сравниваются вещи сопоставимые. И уж если делать сравнение, то брать надо, скажем, нынешние рейтинговые показатели коммунистов, с одной стороны, и «единороссов» — с другой. Таковы, например, данные мартовского опроса ЦИПКР. Среди намеренных голосовать 29 процентов россиян поддерживают КПРФ, а 20 — «Единую Россию». Эти данные, кстати, совпадают с материалами правительственного центра ВЦИОМ.

Проблемы с арифметикой

И тут возникает очередная странность, ибо согласно самому докладу «Единая Россия» сегодня — «единственная сила, которая реально оказывает политическую и законодательную поддержку президенту». И за эту силу, оказывается, выступает лишь один россиянин из четырех. Исходя из логики доклада, получается, что это и есть вся реальная социальная поддержка курса Путина, на которого ориентирована программа «Единой России». Причем вывод этот подтверждается и другими социологическими сведениями. Так, по утверждению ФОМа, всего лишь 30 процентов россиян позитивно оценивают сегодня внешнеполитическую деятельность президента; 16 процентов солидарны с его экономическим курсом; 12 процентов одобряют социальную линию главы государства; 6 процентов солидарны с тем, как обеспечиваются гражданские права и свободы в стране и т. д.

И возникает вопрос: так чего же ждать от «Единой России» всем остальным россиянам — тем по крайней мере 60—70 процентам общества, которые не удовлетворены практическими делами президента, т. е. реальному большинству россиян, которые за большинство в докладе не считаются? Ответ смутный, но многообещающий: «Хотел бы еще раз предостеречь от попыток ублажить всех и вся, от тотальной раздачи авансов и обещаний, популистских деклараций». Так заявлено в докладе председателя Высшего совета «Единой России».

Будет еще хуже

И пояснения ради, надо понимать, приводится перечень тех шагов, особенно в законодательной сфере, которые призваны продемонстрировать тот тип действий, которые следует ожидать от единороссов в случае их тотальной победы на думских выборах 2003 года.

Если оставить в стороне ссылку на «патриотический гимн», который якобы вернула стране «Единая Россия», то такими знаковыми действиями оказались: Трудовой кодекс, согласно которому были отменены многие принципиальные права трудящихся; Закон о гражданстве Российской Федерации, уравнявший в правах русского из бывших советских республик с обитателем далеких тропических островов; Закон о банкротстве, позволяющий дограбить то, что осталось еще не дограбленным при ельцинско-чубайсовской приватизации; Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, открывший дорогу войне на меже; пенсионная реформа, поставившая под удар миллионы людей, чьим трудом и потом создавалось нынешнее национальное достояние России; Закон о валютном регулировании и валютном контроле, дающий невиданный простор для утечки капиталов; а также федеральный бюджет на 2003 год, лишивший военных и ветеранов льгот, бюджетников — надежд на реальное приращение заработной платы, а армию — элементарного обновления вооружений и т.д.

Надо понимать, что и дальнейшая работа «Единой России» пойдет в этом же, откованном Ельциным и Гайдаром, ключе. В общем, дальше так плохо не будет, будет еще хуже.

И еще. С помощью какой магии на этом пути окажутся изысканы возможности для повышения, например, заработной платы бюджетникам, предсказать невозможно. Ведь именно движение по указанным вехам в государственной практике и отбросило их на обочину жизни, на грань нищеты.

Столь же странновато, с учетом приведенной в докладе законотворческой динамики, выглядят и детальные посулы: нормализовать тарифы на электроэнергию, возродить сельское хозяйство, нормализовать другие важнейшие аспекты жизни общества. Ведь ждать от «Единой России» какой-то ощутимой помощи бедствующим группам населения особенно не стоит. Она отводит себе роль всего лишь «обыкновенного переговорщика со всеми ветвями власти от имени и в интересах народа», иначе говоря — посредника. Не более того...

И уж тем более забавно смотрится здесь обещание продолжать борьбу с произволом чиновников. Забавно оно хотя бы потому, что именно чиновничество, «номенклатура», как то следует из доклада, и провозглашается в числе главных движущих сил самой «Единой России». Их деликатно называют «людьми, хорошо известными стране». И даже в Советы сторонников этой партии, как явствует из выступления, активно вводятся «представители» органов исполнительной власти, федеральных силовых структур.

* * *

В общем, программный материал лидера «Единой России», открывающий, как надо понимать, ее предвыборную кампанию, обещает России следующее: партия, за которой поддержка лишь четверти электората, будет выполнять свою «историческую миссию», поддерживая президента, чьи конкретные государственные действия одобряют меньше трети граждан. Что не помешает ей считать это меньшинство населения — большинством, интересы которого и будут браться в расчет властью, тогда как место в обществе прочих, т. е. настоящего большинства, остается неопределенным, смутным. Следуя по пути «реформ», намеченному во времена Гайдара и Ельцина, «Единая Россия» начнет с очередной общественной ломки остатков государственных управленческих структур. Под флагом «центризма» и общенародных интересов она планирует безоговорочно прибирать к рукам реалии политической власти и рычаги государственного управления. «Свое историческое предназначение мы видим в том, чтобы стать правящей партией, мобилизовать все ресурсы государства...» Скромно и со вкусом. Курс «Единой России» ясен. Но воодушевит ли он страну?..

Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
доктор исторических наук,
директор Центра
исследований политической культуры России.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList