Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.04.2002 17:35 | Правда | Администратор

ЕВРОПА ВСПОЛОШИЛАСЬ

Потерпели ли поражение левые силы во Франции?

Результаты первого тура президентских выборов во Франции 21 апреля произвели впечатление шока не только во Франции, но и во всей Европе. Вместо ожидавшейся практически всеми политическими аналитиками победы в первом туре президента Жака Ширака и премьер-министра Лионеля Жоспена, второе место по числу голосов занял лидер крайне правой партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен. Он получил 17,2 процента голосов, Ширак — 20 и Жоспен — 16,2 процента голосов. Поражение бывшего троцкиста Жоспена и руководимой им Социалистической партии Франции тем более удивительно, что всего пять лет назад социалисты и левые силы в целом одержали убедительную победу на выборах в Национальное собрание. Социалисты, коммунисты, левые радикалы и зеленые получили тогда 318 мандатов. Они имели внушительный перевес над правоцентристским блоком, располагавшим всего 257 мандатами (в Национальном собрании Франции 577 депутатов). В сформированное в июне 1997 года правительство Франции вошли три коммуниста, три левых радикала и один «зеленый». «Национальный фронт» тогда получил на парламентских выборах 15 процентов голосов, но всего один мандат в Национальном собрании, поскольку с ним не захотела блокироваться в округах во втором туре ни одна из политических партий Франции.

Не менее внушительными для левых сил были и результаты президентских выборов двумя годами раньше — в мае 1995 года. Жоспен тогда во втором туре получил 47,4 процента голосов, лишь на пять процентов отстав от победителя — Жака Ширака, который получил 52,6 процента. Ле Пен тогда выбыл в первом туре, получив чуть больше 15 процентов голосов, то есть столько же, сколько его партия получила на парламентских выборах два года спустя. Буржуазные СМИ Европы и олигархическая печать России однозначно трактуют выход Ле Пена во второй тур президентских выборов во Франции как свидетельство «сокрушительного» поражения левых сил и победы правых. Но вышеприведенные факты не подтверждают такого вывода.

За последние 15—20 лет число голосов, поданных за «Народный фронт», колебалось вокруг цифры 15 процентов. На выборах 21 апреля Ле Пен получил 17,2 процента, то есть всего на два процента больше, чем в первом туре президентских выборов 1995 года. В то же время за кандидатов левых сил было подано более 44 процентов голосов, то есть почти столько же, сколько получил Жоспен на президентских выборах 1995 года. Электорат Ле Пена — мелкая буржуазия, в основном лавочники, деклассированные элементы, люмпены и тому подобная публика — сравнительно устойчив. В этой среде находят живой отклик его расистские призывы к ксенофобии (то есть вражды к иностранцам), изгнанию из страны цветных иммигрантов и тому подобные лозунги. Социальная база Ле Пена очень схожа с социальной базой Гитлера.

Таким образом, говорить о «сокрушительном» поражении левых сил явно преждевременно. Беда левых сил — социалистов, коммунистов, левых радикалов, «зеленых», троцкистов и прочих — состоит в том, что они выступали разрозненно, каждые выдвигали своих кандидатов. Среди крайне левых и троцкистов наилучший результат показала Арлетт Лагийе — 5,8 процента. Кандидат т.н. «Революционной коммунистической лиги» Безансоно получил 4,5 процента голосов. Российские олигархические СМИ особенно злорадствуют по поводу того, что лидер Компартии Франции Робер Ю получил всего 3,5 процента голосов. Вспоминают, что в 50—70-е годы за кандидатов от КПФ голосовали от четверти до трети французских избирателей, и почти три десятилетия ее фракция была крупнейшей в Национальном собрании Франции. Но ослабление позиций КПФ в немалой степени является следствием предательства коммунистических идеалов переродившейся верхушкой КПСС. Значительное число бывших разочарованных и сбитых с толку французских коммунистов перетекло в ряды левых радикалов, «зеленых» и т.п.

Подлинным показателем силы левых во Франции будет второй тур 5 мая. Во втором туре левые силы всех оттенков будут голосовать за ненавистного им Ширака лишь для того, чтобы преградить путь Ле Пену. По прогнозам, действующий президент должен получить от 70 до 80 процентов голосов. Достаточно вычесть из этой суммы 20 процентов, полученных Шираком в первом туре, чтобы получить истинный показатель силы левых во Франции. Следует учесть, что в первом туре не участвовала в голосовании почти треть избирателей, и большинство из них придут к избирательным урнам 5 мая, чтобы «остановить Ле Пена».

Качнулась ли Европа вправо?

Поражение социалиста Жоспена в первом туре президентских выборов во Франции было воспринято как признак дальнейшего смещения вправо в политическом спектре Европы. Как еще один сигнал в этом направлении прозвучало и поражение правящей социал-демократический партии Германии на выборах в органы законодательной власти в земле Саксония — Анхальт. На этих выборах победил кандидат от правой Христианско-демократической партии, набравший 36,5 процента голосов. А кандидат ныне правящей СДПГ проиграл не только ему, но и оказавшемуся на втором месте кандидату от Партии демократического социализма (ПДС) — реформированной СЕПГ (бывшей правящей партии ГДР). Эти результаты — удар по надеждам нынешнего канцлера Германии Герхарда Шредера («лучшего друга» В. Путина) остаться у власти после выборов в бундестаг, которые намечены на сентябрь этого года. Соперником Шредера на выборах будет выступать кандидат от правой коалиции ХДС — ХСС, премьер земли Бавария и лидер ХСС Эдмунд Штойбер. 28 апреля он объявил, что будет официальным кандидатом от правой оппозиции. Еще один удар по шансам Шредера был нанесен трагическим происшествием в г. Эрфурт, где на той неделе 19-летний школьник расстрелял 16 преподавателей и учеников гимназии и затем покончил с собой. Как выяснилось, юноша увлекался компьютерными играми с элементами насилия. Правые, естественно, спишут эту трагедию на правительство Шредера. Штойбер уже объявил, что намерен обратить внимание «на жестокие фильмы и виртуальные игры, провоцирующие агрессивность в обществе».

Аналитики указывают также на то, что в последние годы произошел заметный сдвиг вправо в европейских странах, где традиционно было сильным влияние социал-демократических и социалистических партий. Крайне правые партии, выступающие под националистическими, шовинистическими, антииммигрантскими лозунгами, набирают в этих странах все большее число голосов, а кое-где входят в правящие коалиции. Ссылаются на Австрию, где в правящую коалицию входит неонацистская «Народная партия» Хайдера, Италию, где у власти крайне правая коалиция Сильвио Берлускони, Испанию, где два года назад пришла к власти правая партия Хосе Марии Аснара, Португалию, где недавно крайне правый деятель Жозе Мануэль Баррас привел к власти свою коалицию. Отмечают «поправение» власти в Швейцарии, Бельгии, Дании. Успех Ле Пена вполне вписывается в эту тенденцию. Говорят, что еще два года назад в 13 из 15 стран — членов Европейского союза у власти были социалистические и социал-демократические партии. К настоящему времени они отстранены от власти в Австрии, Бельгии, Дании, Италии и Португалии. Но все же левые и левоцентристские правительства еще остаются у власти в 8 странах Евросоюза.

Однако вывод о «поправении» Европы представляется нам поверхностным. Во-первых, есть примеры усиления влияния левых партий. Усиливаются позиции реформированной СЕПГ — ПДС, особенно в восточных землях Германии. На недавних парламентских выборах в Венгрии бывшая ВСРП получила вместе со своим союзником (Либеральный альянс свободных демократов) на десять мандатов больше мест в венгерском парламенте, чем правившая до сих пор партия. Министр финансов бывшей социалистической Венгрии Петер Медьеши возглавит теперь правительство. Большой переполох в Чехии вызвало предложение группы депутатов Европарламента от правых немецких и австрийских партий не принимать Чехию в Евросоюз до тех пор, пока Прага не возвратит имущество судетским немцам, изгнанным в 1945—46 гг. из Чехословакии. Эта реваншистская выходка будет способствовать укреплению позиций левых в Чехии.

Российские олигархические СМИ живо подхватили тему политического экстремизма и расизма в контексте успеха Ле Пена на выборах во Франции. Они подняли изрядный шум о скинхедах (бритоголовых), которые якобы готовились отметить день рождения фюрера в России. На деле, однако, никакой такой акции не было. Безосновательно муссировались в этой привязке заявления губернатора Краснодарского края Ткачева. Министр юстиции Чайка немедленно откликнулся на призыв Путина создать эффективные инструменты для привлечения к ответственности организаторов экстремистских, фашистских и националистических выступлений. Он спешно готовит соответствующий законопроект. Все это наводит на мысль: не намерен ли президент Путин разыграть в ходе предстоящих президентских выборов в России вариант Ширака? То есть изолировать своих возможных политических противников, обвинив их в экстремизме и национализме. Учитывая монополию Кремля на электронные СМИ, такой вариант «охоты на ведьм» нельзя исключать.

«Пятерке» не удалось поделить нефть и осетров

23—24 апреля в Ашхабаде наконец состоялась давно готовившаяся и неоднократно откладывавшаяся встреча глав государств, прилегающих к Каспийскому морю: России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. Как известно, бассейн Каспия богат запасами нефти и газа. По самым осторожным прогнозам, добыча нефти в бассейне Каспия к 2010 году может достигнуть 3,8 млн. баррелей в день. Это примерно 60 процентов от уровня нынешней добычи в Северном море и на 50 процентов больше, чем уровень добычи нефти в Мексиканском заливе. Поэтому проблема международно-правового регулирования доступа к этим запасам прибрежных государств — России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — приобретает первостепенное значение. До распада СССР этой проблемы не существовало. Режим пользования Каспием регулировался соглашениями между двумя прибрежными государствами — Советским Союзом и Ираном. Сейчас положение изменилось: прибрежных государств стало пять. К тому же договоры от 1921 года между РСФСР и Ираном и от 1940 года между СССР и Ираном регулируют только вопросы использования водной поверхности, судоходства и рыболовства. А сегодня наиболее актуально использование недр, то есть дна и шельфа Каспия. Именно эта проблема вот уже 10 лет является яблоком раздора между прикаспийской «пятеркой».

Однако надежда на то, что эту проблему удастся решить или хотя бы приблизить ее решение, в Ашхабаде не оправдалась. На саммите «пятерки» обнажились те разногласия, которые не удалось разрешить до этого в ходе консультаций и переговоров на уровне экспертов и министерском уровне. Россия устами Путина предложила поделить дно, но оставить поверхность моря в общем пользовании для судоходства и рыболовства. Кстати, Москва уже фактически приступила к такому разделу дна, заключив соответствующие соглашения с Астаной и Баку. С таким подходом не согласились, хотя и по различным соображениям, президент Таджикистана и президент Ирана.

Иран требует равноценного сектора, с чем не согласны другие участники, поскольку на Иран приходится лишь 14 процентов береговой линии Каспия. А туркменбаши недоволен тем, что Баку уже приступил к освоению нефтяных месторождений в центре Каспийского моря, которые Ашхабад считает своими. Ниязов пригрозил, что если эту проблему не удастся решить мирным путем, то в Каспийском море «может запахнуть кровью».

Участникам саммита в Ашхабаде не удалось принять декларацию, хотя она была составлена в самых общих выражениях. Но они договорились продолжить обмен мнениями по вопросу о статусе Каспия. Москва и российские нефтяные бароны утешают себя тем, что два основных нефтепровода, по которым каспийская нефть поступает на мировой рынок, — Тенгиз — Новороссийск и Баку — Новороссийск — проходят по территории России. И до тех пор, пока проблема статуса Каспия не будет решена, западные нефтяные монополии, участвующие в освоении нефтяных запасов Каспия, вряд ли решатся вкладывать средства в строительство новых нефтепроводов в обход России.

Саммит в Ашхабаде Путин использовал для двусторонних встреч с Ниязовым, Назарбаевым, Алиевым и Хатами. Ниязов и Путин подписали новый Договор о дружбе и сотрудничестве взамен договора 1992 года. Договор предусматривает создание благоприятных условий для развития совместного рынка товаров и услуг, перемещения рабочей силы и капиталов. Россия и Туркмения намерены проводить согласованную налоговую и кредитно-денежную политику. То же касается торговой и таможенной политики. Договор также подразумевает поддержку русского языка в Туркмении. Из Ашхабада Путин отправился в Астрахань. Здесь ему посчастливилось подержать в руках живого осетра. Специалисты считают, что в отсутствие соглашения о сохранении уникальной экосистемы Каспия и нынешнего браконьерского беспредела популяция осетровых на Каспии в недалеком будущем может исчезнуть навсегда.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList