Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

29.02.2004 21:26 | Правда | Администратор

И ПРИСНИЛАСЬ БОМЖУ ИПОТЕКА...

Не укладываются в голове цифры и факты, которые были недавно озвучены ветеранами на встрече с президентом России Владимиром Путиным по случаю 60-летия прорыва ленинградской блокады. Оказалось, что для многих из них, переживших голод, холод, нечеловеческие страдания, с разрушением СССР снова наступили тяжелые испытания. Пенсий и пособий не хватает ни для полноценного питания, ни на оплату жилья, ни на лекарства, ни на одежду и обувь. Более двух тысяч блокадников, доживших до наших дней в том же Санкт-Петербурге, еще не имеют нормальных, благоустроенных квартир. Это ли не позор для нынешней, купающейся в роскоши, жирующей власти?!

—ВЕРНИТЕ НАМ хотя бы наши прежние советские пенсии,— просили ветераны В. Путина. Тут же, после тяжелейшего разговора с блокадниками, рассказавшими гаранту Конституции о своем нищенском существовании, он собрал в северной столице президиум Госсовета. В сотый, а возможно, в тысячный раз “передал боль и тревогу” ветеранов членам “большого хурала”. Телекамеры высветили в упор страдальческие лица вице-премьера России Кареловой, социально-озабоченного министра Починка, неутомимого пенсионного реформатора Зурабова и других изнуренных заботами о народе чиновников, застывших в напряжении, как будто ожидавших, что президент с минуты на минуту объявит о постановке их на такое же скудное довольствие, которое имеют блокадники.

Но В. Путин всего лишь попросил присутствовавших не употреблять в этот святой день слово Санкт-Петербург, а называть героический город прежним именем — Ленинград.

А как же все-таки с облегчением тягот и лишений ветеранов, с улучшением жизни затурканного, обворованного народа? А вот тут-то скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Возьмем наиглавнейший вопрос — жилищный. Рассмотрим его на примере Республики Карелия, которая по своим климатическим условиям далеко не Ташкент. Люди здесь, отсчитывая времена года, как три месяца — лето, а все остальное — отопительный сезон, просто обязаны иметь добротное, прочное жилье. Иначе замерзнешь.

В советские времена, скажем, в 1987—1988 годах, в северной республике строительство достигло такого размаха, что в среднем на каждого жителя ежегодно сдавалось по 1 м2. Арифметика красивая и впечатляющая. Рождались в семьях дети, и для них государство, словно вклады в банке, накапливало эти самые квадратные метры. Не случайно ведь трудящимся, у которых наблюдался прирост семьи, постоянно улучшали жилищные условия. Как правило, из однокомнатной квартиры люди переезжали в двух-, трех-, четырехкомнатные. И эта цепочка была прочной и неразрывной, действовавшей, как конвейер. Не редкость, что выпускники техникумов, институтов, академий, особенно молодожены, сразу же получали и хорошую работу, и собственную крышу над головой. Такова была социальная политика Советского государства.

Но вот на горизонте появились “архитекторы перестройки”, которым все советское стало не по нутру, и они начали “реформировать” великую страну. Что народ получил в итоге? В Карелии, например, за весь прошлый год было построено 82 тысячи м2 жилья, или в среднем по 0,11 м2 на жителя республики. Это почти в 10 раз (!) меньше, чем в советское время. Однако главная-то трагедия заключается в том, что и такое мизерное количество квартир не востребовано полностью, они стоят незаселенными. Почему? Потому что 60 процентов построенных домов — коммерческие. Их, в отличие от тех времен, когда власть была народной и жилье раздавалось рабочим, крестьянам, интеллигенции бесплатно, теперь надо выкупать. Себестоимость 1 м2 жилья, возводимого в Петрозаводске, приблизилась к 500 долларам. На дома, строящиеся для северян, нужны большие затраты. Требуется особая теплоизоляция инженерных сетей, тройное остекление окон, повышенная толщина стен. Да и всем участникам строительного конвейера зарплату надо начислять с учетом северных надбавок. Все это обходится в немалые суммы.

Строительный комплекс Карелии за годы “реформ” настолько сдал свои позиции, что его фактически заново надо возрождать, как после блокады. Скажем, раньше Петрозаводский комбинат крупнопанельного домостроения выпускал лишь за месяц столько конструкций, что из них можно было собрать несколько стоквартирных многоэтажек. Сейчас и за целый год производит меньше. Квалифицированные кадры оказались ненужными. Сколько надо инвестиций вложить, чтобы комбинат заработал на былую мощность? Очень много. И деньги эти в основном берутся сейчас не из бюджета, а из кармана тех, кто выкупает жилье по коммерческим ценам. Эти цены намного, порой в 2—3 раза, превышают себестоимость, так как ни один строитель не будет работать себе в убыток, да еще надо и чиновникам отстегивать. Сейчас, прежде чем начнешь закладывать фундамент, надо пройти согласование в 15 инстанциях. Не подмажешь — не поедешь, особенно при отводе земельного участка для стройки. Словом, со всеми накрутками, взятками, поборами гражданину надо выложить за 1 м2 жилья более 1000 долларов США. Каково?!

Сможет ли врач, учитель, библиотекарь, воспитатель детского сада, шофер, инженер, тот же строитель купить себе квартиру на честно заработанное? Мечтать не вредно. Я знаю лично многих высококлассных медиков, кандидатов и докторов наук. Элита общества получает за свой бесценный труд менее чем по 200 долларов в месяц. Если такой человек не будет есть, пить, не тратить ни рубля на другие нужды, то за год накопит средств на покупку не более 2 квадратных метров жилья.

Спрашивается, а какова роль государства? Оно год от года все решительнее сбрасывает со своих плеч жилищно-коммунальные проблемы. Это видно невооруженным глазом. За счет всех источников финансирования в прошлом году в Карелии сдано по... 1 (одной) квартире на 1000 человек населения. И что из этих крох досталось ветеранам, инвалидам, многодетным семьям? Таких счастливчиков вообще единицы. Отдельных коттеджей для них никто строить не будет, а многоэтажных домов, куда иногда бесплатно вселяют самых обездоленных, построено раз-два — и обчелся. В крупных городах Костомукше, Сегеже, Медвежьегорске, Беломорске, Питкяранте, Суоярви сдано лишь по одному дому, вмещающему от 16 до 40 семей. Еще несколько таких же “гигантов-небоскребов” возведено в столице республики. И все!

Стоило государству подать дурной пример, как зараза самоустранения от решения жилищной проблемы для своих же работников перебросилась и на крупные промышленные предприятия. Небольшое исключение составляют только Кондопожский бумкомбинат и Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги.

Недавно премьер-министр правительства Карелии Павел Чернов, сам заслуженный строитель, собрал заседание координационного совета при Госстрое республики, на которое были приглашены руководители почти всех основных строительно-монтажных организаций — проектировщики, мэры городов, законодатели. Все сошлись во мнении, что число семей, нуждающихся в жилье, растет в геометрической прогрессии. Ведь “реформаторы” не только резко сократили новое жилищное строительство, но и почти свели к нулю практику капитальных ремонтов домов, возведенных при Советской власти, и те вместе с инженерными сетями благополучно приходят в негодность. С сообщений об авариях и разрушениях ежедневно начинаются все программы новостей на радио и телевидении. Растут, множатся ряды вроде бы и не погорельцев, но явно похожих на них людей, у которых, оказывается, нет ни кола, ни двора. Это позорное явление превращается в общенациональное бедствие. Выход из создавшегося положения члены координационного совета видят, в частности, в том, чтобы каждый год увеличивать объемы сдаваемого жилья как минимум на 10—15 процентов. Но возникает главный вопрос: кто будет финансировать стройки?

Государство от этого открещивается. Только за один прошлый год оно сократило свою долю участия в решении важнейшей проблемы для народа аж... на 20 процентов. Темпы ударные. Поэтому число бомжей, приходящих на ночлег в подвалы, подъезды, на чердаки, пополняется день ото дня.

Может быть, объявятся богатые инвесторы? Многие из них предлагают свои услуги, требуя гарантий: все построенные ими дворцы и хижины будут тут же реализованы по выгодным для них рыночным ценам. Таких гарантий никто не дает. Пока не выявлено, сколько семей, особенно молодых, способно заплатить за квадратный метр по 25—40 тысяч рублей. Этого никто из “слуг народа” не знает. Но подсчитать нетрудно, если взять за ба-зу тех, кто воспользовался в последнее время ипотекой. Эти цифры, уверен, наведут на грустные размышления. С ипотекой в трехсоттысячном Петрозаводске минувшим годом связали свою судьбу 68 смельчаков, в Костомукше — 18, в рабочих поселках Вяртсиля, Вилга, Эссойла — по одному человеку. Больше в республике никто. Получается, что на каждые 9 тысяч жителей Карелии приходится по 1,1 счастливчика-ипотечника.

— “Загнулась” у нас в республике ипотека,— с грустью подытожил сию статистику глава правительства Павел Чернов. И когда все эти факты были проанализированы на координационном совете при Госстрое, слово взял генеральный директор ЗАО “Карелстроймеханизация”, председатель Комитета по экономическому развитию Законодательного собрания республики Николай Макаров.

— Строители могут стать заложниками неплатежеспособности населения за уже построенное жилье,— сказал он.— Случится трагедия, если, согласно планам, мы через 5 лет станем сдавать не по 80 тысяч м2 ежегодно, а по 350 тысяч. Народ не “проглотит” эти объемы. При нынешних доходах покупать квартиры будут все меньше и меньше. Ситуация тупиковая.

Вот на такой, как говорится, “веселой ноте” и закончилось совещание. В заключение хочу сказать, что в тупик по жилищному строительству зашла не только Карелия. Ничуть не лучше обстановка в Архангельской, Вологодской, Мурманской и других губерниях Северо-Запада РФ. Может быть, наступил строительный бум в Москве или северной столице? Уж очень сильно там это дело рекламируется. Приведем статистику. Если в первопрестольной и в Ленинграде при Советской власти сдавалось по 1,5—2 м2 в расчете на каждого жителя ежегодно, то теперь там дошли соответственно до отметки 0,24—0,36 м2 на душу населения. Стало быть, ветеранам-блокадникам, не успевшим обзавестись хорошими квартирами при социализме, мало что светит при нынешнем режиме. Интересно, какими практическими делами ответит президент Владимир Путин на свой же вопрос, заданный во время заседания Госсовета в честь 60-летия прорыва ленинградской блокады:

— А вы чьё, старичьё?

Анатолий МИНАЕВ.

(Корр. “Правды”).

Республика Карелия.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList