Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.09.2003 06:20 | Правда | Администратор

КАК ОЩИПАЛИ ДВУГЛАВОГО ОРЛА

Обозрение

Подмена понятий и смещение акцентов

     Так можно вкратце охарактеризовать двадцатиминутное выступление президента России на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 25 сентября. Почти треть отведенного ему времени Путин посвятил обоснованию своего участия в т.н. «антитеррористической коалиции». Более того, президент заявил, что на «саммите тысячелетия» в ООН три года назад он призывал мир бороться с этим злом, но мир не внял этим призывам, и последовало 11 сентября в США. По его словам, Россия первой начала борьбу с этим явлением контртеррористической операцией в Чечне и что «почерк терроризма везде идентичен». Почерк, может быть, и узнаваем, но суть терроризма в Чечне и того, что называется, с легкой руки Буша и Путина, международным терроризмом, принципиально различна.

     В Чечне террор применяется сепаратистами, поднявшими мятеж против законной власти, нарушившими суверенитет Российского государства над его территорией. В этом плане он сродни бандеровскому мятежу в Западной Украине. Борьба с ним — внутреннее дело РФ. Кстати, чеченские сепаратисты отрицают, что они применяют террористические методы, они говорят, что они применяют диверсии, как один из способов борьбы. То, что этот сепаратизм поддерживается извне, не меняет сути дела. У Советского Союза, как и у нынешней России, есть враги, и разжигание сепаратизма является способом борьбы с ними.

     А то, что называется международным терроризмом, на самом деле является проявлением противоречия глобального масштаба, противоречия между богатым Севером и бедным Югом, между странами «золотого миллиарда» и странами, в которых проживают 4/5 населения земного шара, между развитыми и развивающимися странами. Кстати, сам Путин мимоходом признал этот факт в том месте, где он говорил о полезности активизации региональных структур в решении мировых экономических проблем. «Это прямой путь к экономическому благополучию в разных регионах мира, — заявил он, — и соответственно к сдерживанию потенциальных угроз, поддержанию общего стратегического баланса».

     Путин явно сместил акценты, говоря о приоритетах в деятельности ООН. Отметив, что гуманитарная деятельность ООН занимает львиную долю сил, времени и средств организации, он посетовал на то, что эта деятельность не всегда попадает в число первополосных горячих новостей. О ней не всегда знают граждане благополучных государств. «Но именно эта функция ООН остается базовой и незаменимой, помогает миллионам обездоленных на планете — жертвам голода, болезней и конфликтов». Россия, по его словам, рассматривает деятельность ООН в гуманитарной области, как важнейшее направление в ее работе.

     Далее Путин привел пример, относящийся скорее к экономической сфере, нежели к гуманитарной. Он поведал, что Россия за последние три года списала долги развивающихся стран на сумму 27,3 млрд. долларов и предоставляет им сейчас тарифные преференции. Нам представляется, что было бы лучше списать долги с тех российских регионов, которым грозит холодная зима в условиях полного развала ЖКХ. Президент также похвасталcя тем, что впервые в истории Россия стала донором Всемирной программы продовольственной помощи. В этом контексте он посчитал уместным сослаться на голод в России и на Украине в 20-е и 30-е годы.

     Признав недостаточную эффективность инструментов и механизмов системы ООН, Путин высказался за ее реформу. Но президент признал, что это весьма деликатная задача. «Я убежден, что каждой попытке модернизации системы ООН должен предшествовать самый серьезный анализ и самый серьезный расчет», — сказал он. Путин особо остановился на вопросе усиления эффективности работы СБ ООН. Учитывая имеющиеся разногласия по этому вопросу, он призывал к поэтапной и весьма осмотрительной работе в этом направлении. Путин подчеркнул, что основным ориентиром при этом должно быть «самое широкое согласие по всем аспектам расширения этого органа, а также поддержание высокого нынешнего статуса и легитимности согласованных действий». В этих словах президента сквозит явная тревога по поводу возможного пересмотра состава постоянных членов Совбеза, увеличения его постоянных членов за счет представителей Азии, Африки и Латинской Америки. Он опасается, что Россия в этом процессе может лишиться своего права вето на принятие решений в Совбезе. Ведь это один из последних признаков великой державы, унаследованных от Советского Союза!

Буш хвалит Путина за то, что тот хвалит его

     Путин прибыл из Нью-Йорка в загородную резиденцию президента США Кэмп-Дэвид вечером 26 сентября с заметно поредевшей делегацией. Вечером состоялась их встреча за обедом, а всю первую половину дня они вели переговоры в сопровождении своих ближайших советников. По окончании переговоров прямо на вертолетной площадке состоялась пресс-конференция, на которой президент Буш огласил коммюнике об итогах встречи, а затем президенты ответили на вопросы журналистов. Кое-что россияне узнали, о чем шла речь на этой пресс-конференции, из явно отредактированного в оптимистическом духе репортажа по Первому каналу российского телевидения. Во-первых, в репортаже сообщалось, что главным результатом встречи на высшем уровне стало подтверждение готовности обеих стран к дальнейшему развитию отношений подлинного равноправия и партнерства. Буш отметил, что на переговорах шла речь о сотрудничестве России и США в Ираке и Афганистане.

     Оба президента дали понять, что разногласия по Ираку остались в прошлом. Так, Путин, в частности, сказал: «У нас были разногласия по Ираку в том, что касается способов решения этой проблемы, но у нас было понимание, что проблема существует». У двух сторон, мимоходом замечает репортер, поясняя эту фразу Путина, были разные подходы к войне в Ираке. Но у двух сторон гораздо больше единства, чем разногласий, и это отражено в коммюнике. Оба лидера выступают за строительство свободного, демократического государства. Но Путин все же связал позицию России по Ираку с возможной резолюцией Совбеза. «Степень и уровень нашего участия в восстановлении Ирака будут Россией определены после того, как станет ясно, каковы будут параметры возможной резолюции Совета Безопасности ООН», — сказал он. Параметры этой резолюции, однако, известны уже сейчас. Она не будет содержать конкретных сроков передачи власти представителям иракского народа, на чем настаивает Франция, но Париж дал понять, что не намерен накладывать вето на нее. А Берлин объявил, что намерен ограничить свой «вклад» в послевоенное восстановление Ирака помощью в обучении полицейских и военных.

     Бушу, судя по всему, удалось в значительной степени склонить Путина к американской позиции по Ирану и Северной Корее. «По нашему убеждению, сейчас важно дать ясный, положительный сигнал Ирану продолжить и расширить сотрудничество с МАГАТЭ. У России нет ни желания, ни планов к созданию в Иране, как и в других регионах, оружия массового уничтожения, — заверил он. — Мы строго придерживаемся Договора о нераспространении ядерного оружия, это в наших национальных интересах». Относительно положения на Корейском полуострове Путин заявил, что Москва считает важным разблокировать в первую очередь сложную ситуацию и создать благоприятные условия для диалога. Правда, он признал, что обеспечение ядерного нераспространения на Корейском полуострове должно сопровождаться получением КНДР гарантий своей безопасности.

     Большой уступкой со стороны Буша Кремль считает то, что тот не критиковал политику России в Чечне, несмотря на то, что этого требовали от него ведущие американские газеты и правозащитные организации. Американский президент упомянул Чечню лишь однажды, да и то лишь в контексте борьбы с международным терроризмом. Но за это Путину пришлось заплатить дорогую цену. Он сказал, что в этой сфере Россия и США не просто партнеры, но союзники. «Наши ведомства ведут откровенный и профессиональный диалог по всему комплексу вопросов по взаимодействию в этой сфере, — сообщил он, — включая попытки совершить новые теракты, получить доступ к ОМУ». Тем самым, вольно или невольно, он солидаризировался с американскими «ястребами» и их планами противостояния «третьему миру», сделал Россию мишенью исламского экстремизма.

     Определенное место в переговорах заняли вопросы торгово-экономического сотрудничества. Путин сообщил, что за последние полгода торговый оборот между Россией и Соединенными Штатами увеличился на одну треть. До приезда в Кэмп-Дэвид Путин в Нью-Йорке встречался с воротилами американского бизнеса и, как водится, уговаривал их вкладывать капиталы в российскую экономику. Что касается энергетического сектора, то их уговаривать не надо. Они готовы скупить «ЮКОС» и все наши другие нефтяные компании. Ведь, как сообщил Путин, поставки российской нефти в США скоро составят 10 процентов всего импорта нефти США. Но это в долгосрочной перспективе грозит России энергетическим голодом. Учитывая суровые климатические условия нашей страны, это в свою очередь чревато вымерзанием населения. Ведь США выкачают всю нефть из России! Тем не менее на встрече Буша и Путина министры двух стран получили целый перечень указаний по устранению препятствий к сотрудничеству в торгово-экономической области.

     Надо сказать, что в ходе пресс-конференции президенты не жалели комплиментов в адрес друг друга. Буш (по адресу Путина): «Он мне импонирует. Я его люблю. Короче, он — человек, с которым можно качественно провести время». Путин (отвечая Бушу): «Спасибо, Джордж. Я хочу подтвердить все, что было сказано президентом, и послать ему ответную шайбу...»

Путь к принятию резолюции Совета Безопасности по Ираку открыт

     Если выступление Путина на 58-й сессии Генассамблеи прошло почти незамеченным для мировых СМИ, то речь Буша вызвала оживленные комментарии как мировой, так и американской печати. Но эти комментарии в основном носили негативный характер. Основной целью выступления Буша было убедить мировое сообщество подключиться к послевоенному восстановлению Ирака и снять с американских войск, которые несут там большие потери, хотя бы частично, бремя оккупации. Но при этом Буш ясно дал понять, что США намерены сохранить контроль в своих руках. Судя по комментариям, ни того, ни другого он не достиг.

     Буш пытался создать впечатление сильного лидера, который владеет ситуацией. Но аудитория, которая состояла из более ста глав государств и правительств стран — членов ООН, восприняла его, как президента, чьи позиции ослабли внутри страны, и человека, столкнувшегося с тяжелой ситуацией в Ираке. К тому же Генеральный секретарь ООН, который выступал перед Бушем и который редко позволяет себе выступать с критикой политики США, на сей раз подверг сомнению доктрину превентивной войны, примененную в Ираке, подрывающую основы мирового правопорядка. Мировая печать отмечала, что коль скоро Буш не готов допустить усиления влияния ООН в Ираке, то он не может рассчитывать на широкую поддержку политики США в Ираке. Британская газета «Файнэншл таймс», в частности, писала: «Американский президент призвал к проведению более масштабных совместных действий, ...но он не проявил ни малейшего раскаяния в том, что касается односторонних акций. Из его речи никак не следует, что в следующий раз США воздержатся от первого удара. А это именно то, что мир боится больше всего» (24.09.2003).

     Даже американская печать подвергла критике позицию Буша. «Нью-Йорк Таймс» писала: «США, возможно, боятся, что, если за дело возьмется ООН, то она посеет в стране неразбериху. Но неразбериха уже царит там. Сейчас требуется международный план действий в Ираке». Другая американская газета — «Вашингтон пост» отмечает: «Если президент надеялся получить большую поддержку, чтобы облегчить бремя, которое не могут и не должны США нести в одиночку, то он упустил благоприятный шанс» (27.09.2003).

     Столкнувшись почти с единодушной критикой своей политики в Ираке и позицией Франции, которая настаивает на скорейшей передаче власти иракскому народу, Вашингтон вынужден идти на уступки. Он предложил на той неделе план обустройства Ирака, который предусматривает разработку конституции, проведение выборов в парламент и передачу власти новому правительству и реорганизацию вооруженных сил. План огласил госсекретарь Колин Пауэлл в интервью одному из американских телеканалов. Но он не уточнил, сколько времени понадобится на разработку конституции и проведение выборов. Пауэлл сказал, что он попросил переходный совет Ирака назвать сроки этих мероприятий. Но он предупредил, что план не войдет в новую резолюцию Совбеза по Ираку. Между тем Франция настаивает на установлении четких сроков передачи власти самим иракцам. Правда, Жак Ширак по прибытии в Нью-Йорк заявил, что Франция не будет накладывать вето на резолюцию Совбеза, даже если она не будет содержать четких сроков передачи власти.

     В кулуарах сессии Генассамблеи на той неделе состоялись консультации министров иностранных дел стран — постоянных членов СБ. Пауэлл сообщил, что в ходе переговоров позиции постоянных членов совета по американскому проекту резолюции по Ираку сблизились. Надо полагать, что в ближайшее время резолюция будет принята. Но вряд ли число стран, желающих таскать каштаны для США из иракского костра, увеличится. Пошлет ли Россия своих «миротворцев» в Ирак? Пока это остается тайной Буша и Путина. Эта тайна прикрыта фразой, содержавшейся в выступлении президента России на пленуме Генассамблеи 25 сентября: «Россия, которая постоянно поддерживает миротворческие функции организации, готова активизировать свое участие как в операциях под эгидой ООН, так и в санкционированных Советом Безопасности коалиционных операциях».

  Василий САФРОНЧУК.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList