Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.12.2003 12:16 | Правда | Администратор

ПРАВДА НА НАШЕЙ СТОРОНЕ

В патриотических организациях Геннадия Семигина знают как председателя Исполкома НПСР, приложившего немало усилий для возрождения Народно-патриотического союза России, с которым многие активисты патриотического движения связывают надежды на объединение левой оппозиции вокруг ее организующего ядра — Коммунистической партии Российской Федерации.

Геннадий Семигин — известный в стране политик. В нынешнем году он стал лауреатом всероссийской премии “Российский национальный олимп” в номинации “Политик года”, за вклад в укрепление российской государственности ему присуждено звание “Человек 2003 года” в политике.

Семигина часто относят к политическим лидерам новой формации — высокообразованным, энергичным, имеющим опыт работы в практической экономике и науке. Умение генерировать и реализовать новые идеи, объединять людей для решения сложнейших задач позволяло ему добиваться успехов в самых разных направлениях деятельности. При этом Семигин — яркий оппозиционный политик, уверенный в том, что спасти страну сможет только объединенная народно-патриотическая оппозиция. Знает он, что для этого нужно сделать. И, пожалуй, самое главное — пытается делать, несмотря ни на что.

— Геннадий Юрьевич, вас называют сторонником сильной левой оппозиции. Не могли бы пояснить, что вы вкладываете в это понятие?

— Ключевая черта сильной оппозиции, на мой взгляд,— это способность составить реальную конкуренцию власти по любому направлению деятельности. Подчеркну: реальную. Сильная оппозиция не может ограничиваться критикой власти, она действует конструктивно и ответственно, предлагает альтернативные пути решения самых острых проблем, дающие наилучший результат. И, кроме того, сильная оппозиция должна иметь собственную стратегию развития России. Я уверен, что такая оппозиция может быть сформирована только на базе левопатриотических сил — для этого необходима мощная народная поддержка. Правых же, как известно, в стране поддерживает устойчивое меньшинство.

— В прессе пишут, что вы уже приступили к разработке подобной стратегии. Каковы ее основные черты?

— Действительно, группа специалистов-патриотов уже более года работает над “Моделью развития России в XXI веке” — документом, прогнозирующим развитие страны на полвека вперед. В рамках целостной модели развития России коллектив авторов формирует перспективные модели развития государства, экономики, правовой и социальной систем, модель места и роли России в мире. Разрабатывается модель обеспечения безопасности страны, в том числе экологической, есть прогноз использования природных ресурсов. Мы давно готовились к этой работе. В течение трех лет широко представляли основные направления развития страны на год вперед, альтернативную концепцию бюджета, группу первоочередных законопроектов. Думаю, что такая стратегия необходима не только патриотиче-ским силам, но и стране в целом — обществу давно необходимы четкие ориентиры.

— В последнее время власть пытается все настойчивее использовать традиционные лозунги левопатриотических сил, например, объявляет борьбу с бедностью. Случайно ли такое “полевение”?

— Патриотическая риторика власти не имеет под собой серьезных мировоззренческих оснований — это, дань политической конъюнктуре. Общество все отчетливее левеет, и власть попросту не может этого не замечать. При этом она продолжает проводить по сути прежний социально-экономический курс, не отвечающий интересам большинства россиян и потребностям поступательного развития страны. К подлинному государственному патриотизму это не имеет никакого отношения. Без реальной способности добиться благополучия и процветания народа и государства патриотизм остается только на словах.

— Правительству поставлена задача добиться удвоения ВВП к 2010 году. Насколько это реально, на ваш взгляд?

— Судя по планам правительства на среднесрочную перспективу, никакого удвоения ВВП ждать не приходится. Это отчетливо видно при анализе макроэкономических показателей, заложенных в правительственную программу социально-экономического развития страны на ближайшие годы и проект федерального бюджета на будущий год. Для удвоения ВВП к указанному сроку нужен его ежегодный прирост более 12 процентов, в то время как действующий кабинет рассчитывает на 4—5, максимум 6 процентов роста. И подчеркивает, что даже для этого ему потребуется сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Фактически это означает, что все расчеты строятся, исходя из устойчивых цен на нефть и другие экспортируемые ресурсы. Но тенденции на мировых рынках как раз говорят об обратном — прогнозируется повсеместное снижение цен на энергоресурсы. В нынешних условиях это приведет к тому, что федеральный бюджет недополучит значительную часть ожидаемых доходов. Последнее крайне негативно отразится на положении дел в социальной сфере — именно социальные расходы действующее правительство склонно сокращать в первую очередь. Я уж не говорю о том, что в соответствии с проектом бюд-жета на 2004 год 76 субъектов Федерации (то есть их абсолютное большинство) напрямую зависят от федеральных дотаций и только 13 являются регионами-донорами. Сокращение бюджетных доходов напрямую отразится на бюджетной обеспеченности большинства регионов. При такой ситуации все незначительные позитивные изменения в социально-экономическом развитии, которые правительство записывает себе в актив, могут быть довольно быстро сведены на нет. И, уверяю вас, каждый житель нашей страны моментально почувствует это на себе.

— Иными словами, запаса прочности у нынешней “стабильности” практически нет. В чем причина?

— В неготовности правительства проводить глубокие структурные реформы в экономике, о необходимости которых много говорится, но и только. Сегодня можно со всей уверенностью утверждать: серьезных преобразований в экономическом развитии не проведено — мы по-прежнему живем за счет экономического потенциала, созданного в советские десятилетия, и продажи энергоресурсов. А ведь за те четыре года, что работает кабинет в его нынешнем виде, можно было бы многое сделать. И прежде всего дать старт переводу экономики на новый технологический уклад — с использованием достижений научно-технического прогресса, высоких технологий, в том числе в области ресурсосбережения. Взять, к примеру, ту же реформу ЖКХ, которая у всех на слуху. Ее суть сводится к следующему: в одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения выбрана примитивная схема перекладывания на потребителя (то есть на нас с вами) всей тяжести расходов по содержанию изношенной инфраструктуры, оплате огромных издержек. Но есть и другой путь, связанный с широким внедрением уникальных технологий, разработанных нашими учеными, которые позволяют снизить издержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства в несколько раз. Для этого нужны серьезные инвестиции, и в первую очередь государственные. Необходимо и льготное налогообложение предприятий ЖКХ. Вместо этого нам говорят, что государству не по силам содержать находящееся в тяжелейшем состоянии коммунальное хозяйство — пусть все оплачивают граждане.

Результатом отказа от глубоких структурных преобразований, в которых, без сомнения, остро нуждается отечественная экономика, становится неуверенность в завтрашнем дне. Такую неуверенность демонстрирует прежде всего само правительство — оно наращивает золотовалютные резервы страны, готовится к формированию стабилизационного фонда, без необходимости планирует профицит федерального бюджета. Если ситуация устойчивая и стабильная, то тогда эти меры абсолютно излишни.

— Каким вам видится выход из создавшегося положения?

— Нужно менять социально-экономический курс в целом. Похоже, что сегодня это начинают понимать и во власти. Недаром создана специализированная рабочая группа, пытающаяся сформировать новую экономическую программу, с которой действующий глава государства пойдет на президентские выборы. Это не что иное, как признание того, что проводимая социально-экономическая политика себя исчерпала и оказалась неэффективной. В стране назрела необходимость мощнейшего экономического рывка, в противном случае мы еще много лет будем безуспешно пытаться догнать Португалию или кого-нибудь еще.

Новая экономическая стратегия должна вести к существенному росту экономики и, как следствие, к значительному увеличению доходов федерального бюджета. Не обойтись без введения природной ренты, монопольной ренты, в том числе со сверхдоходов корпораций в таких высокомонополизированных отраслях, как железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт, электроэнергетика, связь. Жизненно необходимо прекратить отток капитала из страны и в перспективе обеспечить возврат тех средств, которые были из нее вывезены.

При этом нельзя забывать, что сам по себе инвестиционный бум — это еще не панацея для российской экономики. Действительно, для обеспечения поступательного экономического развития стране необходим ежегодный прирост инвестиций не менее 20 процентов в год. Но серьезные деньги могут вкладываться только в экономические проекты национального масштаба, с использованием НТП и структурной перегруппировкой в целом ряде отраслей. Инициировать подобное под силу только государству, которому уже пора научиться эффективно управлять государственной собственностью, вместо того чтобы год за годом распродавать задешево ее остатки.

Надо разобраться и с тарифообразованием во всем естественно-монопольном секторе экономики — навести порядок в самих монополиях, заставив их отказаться от огромных непрофильных затрат. Размеры тарифов можно было бы определять не чаще одного раза в год на специально собираемых тарифных съездах — до утверждения ключевых параметров федерального бюджета.

Нужно завершить, наконец, налоговую реформу, обеспечив снижение налогового бремени и введение социально-справедливых налогов. Патриотические силы страны не раз предлагали установить НДС на уровне 10 процентов (а на лекарства и первоочередные продукты — 5 процентов), вернуться к прогрессивному подоходному налогу, например, со шкалой в 12, 20, 25 процентов в зависимости от уровня доходов, ввести 25-процентный налог на приобретение предметов роскоши.

Все перечисленное вполне реально, для этого необходима лишь политическая воля власти. А такая воля может быть только у власти подлинно патриотической.

— В одном из интервью вы сказали, что видите в патриотической идее мощный объединительный потенциал для всего общества. Но задействовать его патриотическим силам пока не удается?

— Для этого не хватает разработанной патриотической идеологии как системы взглядов, способной увлечь за собой большинство россиян. И, естественно, объединить все общественные организации, стоящие на патриотических позициях. Понимая это, мы вместе с группой ученых приступили к формированию основных программных положений российского патриотизма. И мне бы хотелось пригласить к участию в этой работе представителей широкого круга патриотических организаций.

Жизненно необходимо и само объединение в единый, мощный патриотический союз. Стремление к этому очень сильное, и оно идет снизу, от наших товарищей, ежедневно работающих в регионах и на местах. Объективных препятствий для такого объединения нет, остается некоторое непонимание по ряду вопросов, но оно вполне преодолимо. По большому счету, формирование энергичного и дееспособного объединенного левопатриотического фланга — это вопрос не только политического будущего патриотической оппозиции. Это вопрос будущего страны.

— Насколько реально такое объединение в условиях, когда на парламентских выборах создать единый блок не получилось?

— Не только абсолютно реально, но, я бы даже сказал, и неизбежно. Нужно лишь найти форму такого объединения, приемлемую для всех патриотических организаций в настоящее время. Первым шагом к этому в нынешних условиях могло бы стать выдвижение единого кандидата в президенты России от всех левопатриотических сил. При условии, что с такой инициативой выступит КПРФ как стержневая и объединяющая сила патриотического движения. Естественно, что такой кандидат должен иметь абсолютную поддержку, прежде всего в самой партии.

Другое дело, что выдвижение единого кандидата-патриота предполагает совместную работу всех поддержавших его организаций на президентских выборах и вклад каждой из них будет очень значим. Объединение усилий необходимо и в подготовке предвыборной программы единого кандидата (она должна быть широкой по охвату и понятной для каждого избирателя), и в ведении предвыборной агитации за него, и в осуществлении контроля за ходом голосования. Думаю, что при согласованной работе объединение усилий всех патриотических структур в этом вопросе могло бы дать впечатляющий результат, вплоть до законной победы на выборах. Последнее означает, что патриотические силы получили бы реальную возможность добиться существенного улучшения жизни большинства россиян.

— В последнее время участились разговоры о том, что КПРФ может отказаться от выдвижения своего кандидата на президентских выборах и поддержать того, кто сможет стать наиболее весомым конкурентом действующему президенту. Например, кого-то из крупных собственников, о президентских амбициях которых говорится постоянно, или лиц, связанных с ними. Насколько, на ваш взгляд, обоснованы такие предположения?

— Уверен, что подобное исключено. Принятие таких решений, как бы они впоследствии ни объяснялись, несет в себе смертельную угрозу не только для коммунистической партии, но и для всего патриотического движения. Я вообще считаю, что подобные разговоры следует рассматривать не иначе, как политическую провокацию со стороны тех, кто кровно заинтересован в ослаблении и ликвидации патриотической оппозиции.

Что касается отказа КПРФ от выдвижения своего кандидата, то такое решение может принять только съезд партии, хотя лично мне оно не кажется обоснованным. Нужны очень серьезные основания для того, чтобы ведущая политическая партия сознательно отказалась от борьбы за главный пост в стране, — таких оснований нет. И в партии, и в патриотическом движении достаточно авторитетных лидеров, способных составить достойную конкуренцию действующему президенту.

— Давайте предположим, что патриотические силы объединились и поддержали единого кандидата в президенты страны. Как можно оценить его шансы в предстоящей выборной гонке и каковы перспективы развития патриотического движения в случае его победы?

— Думаю, что успех единого кандидата от патриотических сил зависит от многих обстоятельств, в том числе и итогов выборов в Государственную думу. Однако важнейшим фактором, обеспечивающим успешное выступление единого кандидата, должна стать энергичная совместная работа всех поддержавших его патриотических организаций и их лидеров.

Что касается перспектив патриотического движения в случае победы единого кандидата, то, на мой взгляд, выиграть выборы, в том числе и президентские, — это еще только полдела. Властью нужно суметь распорядиться так, чтобы жители страны почувствовали позитивные изменения, и как можно быстрее. В этом смысле власть — это не цель, а инструмент. И использовать его нужно профессионально, в противном случае ожидаемых результатов мы не достигнем. Для этого нужна команда подготовленных специалистов-управленцев по всем отраслям экономики и социальной сферы. В условиях оппозиции одной из форм подготовки к эффективному государственному управлению стала работа неформального оппозиционного правительства, действующего уже несколько лет. Первоначально оно было создано в виде кабинета министров Исполкома НПСР. Перед кабинетом стояла задача — сформировать четкие альтернативные концепции развития тех или иных отраслей экономики и социальной сферы. И в конечном счете выйти на создание альтернативного проводимому властью социально-экономического курса. При этом подчеркивалась готовность кабинета реализовать свои предложения в случае прихода патриотических сил к власти. С удовлетворением могу отметить, что эта работа практически завершена.

— Чтобы эффективно конкурировать с властью, только программно-идеологического преимуще-ства недостаточно. Одной из ключевых проблем патриотических организаций остается острая нехватка средств, материальных ресурсов. В каком направлении вам видится ее решение?

— Да, вы правы. Вести эффективную политическую борьбу и ходить в “стоптанных башмаках”, как иногда предлагается, в эпоху Интернета и высоких технологий попросту невозможно. Прежде чем требовать от людей результаты, в том числе и по выборам, нужно создать им нормальные условия для работы. Мы давно настаивали на необходимости перевода патриотического актива на профессиональную основу, создания развитой инфраструктуры наших организаций, включающей в себя собственную финансово-экономическую базу, помещения, автотранспорт, новейшие средства связи и многое другое.

Обеспечить это можно, переходя к самостоятельному зарабатыванию средств, необходимых для развития патриотических организаций. В перспективе нужно добиваться полного самообеспечения. Это трудный путь, но самый надежный. Об этом наглядно свидетельствует успешный опыт реализации целого ряда экономических проектов региональными отделениями Народно-патриотического союза России.

С другой стороны, во многом незадействованными остаются возможности патриотов из числа деловых кругов, готовых оказывать патриотическому движению поддержку в реализации экономических и социально-значимых проектов. Я совершенно уверен, что чем большее их число будет нам помогать, тем лучше. Но при этом мы должны стремиться выстраивать с ними партнерские отношения, оставаясь независимыми финансово и политически. Речь идет о национально ориентированных предпринимателях, готовых вместе с патриотическими политиками реализовать серьезные экономические проекты в целях развития страны и повышения благосостояния народа.

При этом категорически неприемлемо навязывание патриотическому движению грязных денег олигархов или лиц, имеющих крайне сомнительную репутацию. Известный принцип: “Враг моего врага — мой друг” — здесь не действует. К этому случаю больше подходит другая народная мудрость: “Скажи мне, кто твой друг — и я скажу, кто ты”. Глубоко убежден, что патриотическим силам с такими “друзьями” не по пути.

— Геннадий Юрьевич, все, кто душой болеет за судьбу России, горячо желают патриотическим силам победы как на парламентских, так и на президентских выборах. Однако готовыми следует быть к любому развитию событий. Каким вам видится дальнейшее развитие патриотического движения в случае, если победить не удастся?

— Мне кажется, что в любом случае нужно будет провести тщательный анализ итогов избирательной кампании и выявить ключевые причины, приведшие к тому или иному результату. И сделать соответствующие выводы.

Я убежден, что, каковы бы ни были итоги парламентских и президентских выборов, патриотическим силам предстоит многое изменить в своей деятельности. Думаю, что начать можно было бы с формирования ясного четырехлетнего плана-стратегии развития всего левого фланга, нацеленного на создание единого и мощного патриотического союза. Я говорю о четкой модели развития патриотических сил, определяющей их стратегические цели и основные пути их достижения. Не обойтись и без создания новой программы, с которой Коммунистическая партия и патриотические организации выйдут к коммунистам и патриотам начиная с 2004 года.

Очевидно, что потребуются и серьезные структурные изменения, с точки зрения того, что нужно будет официально создать правительство оппозиции, к участию в котором пригласить широкий круг крепких профессионалов в различных отраслях, стоящих на патриотических позициях. Работая в тесном взаимодействии с патриотическими главами администраций, такое правительство должно стать реальным противовесом тому кабинету министров, которое сформирует вновь избранный президент.

Я уверен, что вернемся мы и к безосновательно отвергнутой идее формирования Центра выборных кампаний (ЦВК) как дееспособного органа, координирующего всю работу по организации и проведению разноуровневых избирательных кампаний. В его состав могли бы войти те патриоты, кто имеет хороший опыт проведения выборов и обладает безусловным авторитетом во всем левом движении,— по решению руководящих органов тех организаций, которые они представляют. Для эффективной работы ЦВК должен обладать определенным набором ресурсов для поддержки выдвижения того или иного единого кандидата от патриотического блока, оказания ему необходимой помощи и так далее. И, конечно же, нести ответственность за результат.

Без сомнения, понадобится концентрация всех медиа-ресурсов, которыми обладают патриотические силы, в единый мощный патриотический медиа-холдинг. Я имею в виду не только федеральные средства массовой информации, но и региональные и даже местные. Необходимо организовать между ними непрерывный информационный обмен, позволяющий региональным и местным изданиям получать свежую, интересную, острую аналитику из центра, а федеральным газетам подпитываться новостями с мест. Такая медиа-система, объединяющая патриотические СМИ сверху донизу по всей стране, со временем могла бы стать мощным рупором патриотических сил, позволяющим доводить наши позиции до большинства жителей страны. В перспективе нужно нацеливаться и на создание собственных теле- и радиоканалов. Нам придется осваивать новые коммуникационные технологии, обеспечивающие адресное воздействие на людей.

Новые подходы к работе со всей очевидностью потребуют пересмотра системы обучения и подготовки кадров — по многим позициям эта деятельность выйдет на первый план. Речь идет о постоянном проведении тематических семинаров, научно-практических конференций для активистов патриотического движения, широкомасштабных акций-учений, позволяющих получить необходимые навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Ну и, конечно, нужно будет создавать абсолютно новую материально-техническую базу патриотических организаций, обеспечивать широкий перевод актива на профессиональную основу — об этом мы уже говорили. Еще раз подчеркну, что финансовые ресурсы, используемые на цели патриотического движения, должны быть чистыми, открытыми и прозрачными. Только такой подход гарантирует нам подлинную независимость в политической борьбе.

— Будет ли продолжена в новых условиях работа по формированию альтернативных документов в области социально-экономической политики, например, того же альтернативного бюджета?

— Безусловно. Мы по-прежнему будем разрабатывать и широко представлять базовые и текущие документы конкретного года. В их числе — альтернативное послание российскому народу, основные направления развития страны на будущий год, концепция альтернативной бюджетной политики, пакет первоочередных законопроектов. Другое дело, что разрабатывать их будем на основе новой программы партии и патриотических сил в целом, исходя из тех целей и задач, которые в ней будут обозначены.

— В последнее время участились разговоры о степени демократичности при принятии внутрипартийных решений, в том числе и в КПРФ. Говорят, например, что система демократического централизма неэффективна в нынешних условиях и ее нужно менять, вплоть до делегирования в особых условиях чрезвычайных полномочий конкретным руководителям. Оправданны ли, на ваш взгляд, подобные идеи?

— В отношении технологии принятия внутрипартийных решений надо хорошо понимать, что КПРФ, как и другие патриотические организации, находится в состоянии жесткой политической борьбы с властью, когда наши оппоненты пытаются использовать любую малейшую возможность для внесения недоверия в ряды патриотов. И система демократического централизма до сих пор довольно эффективно этому противостояла.

Другое дело, что эти решения должны приниматься исключительно демократическим путем, через выражение мнения большинства в самой КПРФ. В этом смысле можно сказать, что власть в партии должна принадлежать коммунистам, так же, как в государстве, она должна исходить от народа. Как и в государстве, в партии есть законные органы, обладающие правом принятия важнейших решений,— это съезд партии и пленумы ЦК в перерывах между съездами. Попытки навязать высшим партийным органам чью-то личную волю, тем более в виде передачи части их полномочий какому-либо лицу, являются не чем иным, как нарушением Устава, норм и принципов внутрипартийной этики. Это было бы большой политической ошибкой. Но думаю, что этого не случится.

— Будет ли Исполком НПСР в нынешнем году подводить итоги своей работы?

— Ежегодно в декабре Исполнительный комитет НПСР официально подводит итоги своей деятельности. Они оформляются специальным документом и выносятся на открытое обсуждение всех патриотических сил страны. Нынешний год был очень тяжелым для Исполкома по целому ряду причин. Тем не ме-нее сделать удалось немало. Думаю, что у патриотов страны будет возможность ознакомиться с итоговыми документами Исполкома и дать оценку его работе.

— Вы верите в будущий успех патриотических сил?

— Верю, потому что правда на нашей стороне. И я верю, что рано или поздно патриотические силы страны объединятся и поведут за собой большинство наших сограждан, чтобы добиться серьезных позитивных изменений в жизни каждого россиянина. Ради этого стоит бороться и стоит жить.

Беседу вела

Галина ОРЛОВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList