Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.02.2002 19:55 | Правда | Администратор

ШАЛЬНЫМ ЗАЛПОМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

За короткий промежуток времени, прошедший после опубликования в <Советской России> статьи <Шальной залп> (№ 4 от 15 января с.г.), выяснилось, что последствия <сделки года> оказались гораздо серьезнее, чем можно было предположить. Сначала коротко напомню суть <шедевра Чубайса>, как окрестили его некоторые газеты. Правительство выкупило у РАО <ЕЭС> за 1,35 млрд. долларов государственный долг перед Чехией, который якобы реально стоит 2,5 миллиарда долларов. Чтобы собрать нужную сумму бюджетных денег (40 млрд. рублей), потребовавшихся для реализации запланированной операции, Минфин в декабре прошедшего года приостановил оплату поставок продукции по государственному заказу и финансирование организаций бюджетной сферы. И только после 25 декабря, когда участвовавшие в <сделке года> деньги вернулись в бюджет, Минфин в течение последующих 2-3 дней вбросил их в казначейскую систему для расчета с теми, кому они и предназначались по плану бюджетных расходов. Однако многие предприятия и организации эти деньги так и не получили из-за недостатка времени, так как по распоряжению того же Минфина все бюджетные средства, не полученные до 29 декабря, возвращались обратно в бюджет.

Уже к концу января стало ясно, что сумма <остатков>, не полученных различными бюджетополучателями средств, составила несколько миллиардов рублей, а <шальным залпом> были накрыты и боевые соединения нашей армии. Это означает, что военные округа, флоты, армии не получили большие суммы денег, причитающихся им по утвержденным на 2001 год сметам для покрытия текущих расходов. Причем сделано все было в издевательской форме, когда за 3 дня до конца года в казначейскую систему Минфином были, словно бумеранг, вброшены огромные деньги, а военным и другим адресатам надо было этот бумеранг поймать на лету.

Далее события развивались стремительно. Уже во второй декаде января на Дальнем Востоке и на Камчатке (а потом и в других регионах) местные структуры РАО <ЕЭС> начали отключать электроэнергию у летчиков, подводников, соединений ПВО за просрочку оплаты счетов прошедшего года. В результате соединения, несущие боевое дежурство, были вынуждены запустить свои резервные автономные генераторы, предназначенные для работы только в чрезвычайный период или же во время учений. По существу, на какое-то время многие боевые соединения были буквально загнаны в режим военного времена не внешней угрозой, а действиями и изнутри. Весь промежуток с 21 по 29 января тема отключения у военных рубильников не сходила с газетных полос и экранов телевизоров. На Дальний Восток для улаживания ситуации вылетел Главнокомандующий ВВС. Последовали многочисленные заявления: военные успокаивали, что они успели вовремя запустить дизеля, и безопасность страны не пострадала. А представители РАО <ЕЭС> нажимали на то, как много им должна армия. Словами и всем своим видом нагло показывая, что <отключали и отключать будем>.

Фарсовый трагизм всей этой ситуации заключается в том, что (как теперь стало очевидно) в результате <сделки года> нанесен прямой удар по безопасности страны. Именно так должны квалифицировать это прокуроры, ведущие расследование случившегося, если в результате отключений электроэнергии хоть на одну минуту был запущен хотя бы один резервный дизель для поддержания боеготовности. Мне самому пришлось служить <срочную> в боевых радиолокационных частях ПВО и потому хорошо известно, что происходит, когда неожиданно обесточиваются несущие дежурство РЛС или ЗРК. И все это действительно нельзя назвать иначе, как издевательским фарсом. Потому что рубильник отключает тот, кто <перехватил> у армии деньги для прокрутки своей <сделки года>. 29 января заместитель министра обороны по финансам Л. Куделина в одном из телерепортажей прямо заявила, что основная часть декабрьских средств бюджетного финансирования текущих расходов Минобороны была выпущена Минфином только 26 числа. Т.е. когда они уже явно не успевали дойти по назначению, и с полдороги казначейство забрало их обратно - в бюджет. При этом надо иметь в виду еще один элементарный фокус, регулярно используемый Минфином: на декабрь сдвигается непропорционально высокая доля финансирования, нередко превышающая 15 процентов от годовых назначений. Поэтому перехваченные декабрьские деньги на самом деле могли оказаться двухмесячной нормой.

31 января уже сам министр обороны после доклада у президента публично заявил, что отключения от электроэнергии воинских частей наносят ущерб безопасности страны.

Если начавшие расследование прокуроры или инспекторы Счетной палаты действительно хотят выйти на объективную оценку случившегося, то прежде всего должны быть заданы и получены ответы на следующие вопросы.

1. Какая сумма бюджетных средств была списана со счетов федерального казначейства и отправлена в адрес госзаказчиков, исполнителей госзаказа и бюджетных учреждений в период с 25 по 28 декабря 2001 года (т.е. когда большая часть этих средств заведомо была обречена оказаться в остатках и вернуться назад в бюджет)?

2. Знало ли руководство Минфина (обязано знать!), что большая часть денег, выпущенных после 25 декабря, не дойдет до адресатов в полном соответствии с им же установленными регламентом и процедурами и вернется обратно в бюджет на несколько месяцев? Если знало, то какие высшие соображения заставили пойти на этот шаг?

3. Кто распорядился приостановить финансирование расходов Минобороны и других госзаказчиков до 25 декабря?

4. Где до 25 декабря обращались бюджетные деньги, предназначавшиеся для финансирования сметы расходов Минобороны, бюджетных учреждений и оплаты продукции государственного заказа?

5. Какая сумма средств не дошла до получателей и вернулась в бюджет в виде так называемых остатков?

Ответы на перечисленные вопросы легко найти в банковских документах федерального казначейства, если, конечно, того захотеть. А опыт высших менеджеров обанкротившегося американского гиганта <Энрон> по избавлению от следов своих проделок не окажется заразительным. К этим пяти надо еще добавить четыре первых вопроса из статьи <Шальной залп>, и получится полная картина всего <дела>.

Реакция властей на манипуляции бюджетными деньгами в ущерб даже безопасности страны будет хорошим тестом по замеру коэффициента искренности столь часто произносимых слов о верховенстве закона, укреплении Вооруженных сил, прозрачности бюджета и т.п. Ведь произошедшее имеет чрезвычайный характер, а все <дело>, в общем-то, лежит на поверхности: налицо огромный ущерб и потерпевшие, известны мотивы и исполнители, несложно выйти на заказчиков и собрать доказательства. Потому что, выражаясь формально-юридическим языком, имело место нецелевое использование бюджетных средств в особо крупных размерах, приведшее к тяжким последствиям. Просматриваются и признаки сговора с участием должностных лиц. В этой связи не могут быть приняты оправдания, что деньги РАО <ЕЭС> были перечислены за счет дополнительных доходов бюджета, полученных в результате <сделки года>. Если эти дополнительные доходы были - для чего потребовалось задерживать плановые платежи до 25 декабря? Да потому, что сначала-то РАО <ЕЭС> отдали деньги, <перехваченные> у Минобороны и других госзаказчиков, а уж потом появились стулья - то бишь доходы, выбитые из Газпрома и Росэнергоатома.

Между тем <деловая> пресса активно обсуждает детали и последствия <сделки года>. 28 января в газете <Ведомости> была опубликована детальная <схема расшивки долгов с участием Фалькона>.

Конечно же, в схеме и в ее описании ни слова не сказано, за счет кого прокручена сделка и к чему это привело. Однако и сама схема, и ее описание весьма интересны тем, что изложены со слов двух руководящих деятелей РАО <ЕЭС>, сказанных на специальной пресс-конференции.

Выяснилось, что для оплаты выкупной суммы долга Фалькону РАО <ЕЭС> на два года взяло кредит в 800 млн. долларов в Сбербанке, в котором хранит деньги большая часть нашего населения. Кредит взят с грубыми нарушениями действующих норм по его обеспечению и установленных лимитов выдачи денег <в одни руки>. <Аналитики> активно обсуждают: сможет ли РАО <ЕЭС> вернуть этот заем? Приходят к выводу, что <сможет>. Хотя все, онечно, вовремя Сбербанку не отда" дут, но по <мере возможностей> что-то обязательно заплатят. А вот Росэнер-гоатом стоит еще раз пожалеть. Потому что расплачиваться будут и его электроэнергией. Названа сумма, <заработанная> Фальконом, - 250 млн. долларов. Указан и спекулятивный доход от сделки самого РАО <ЕЭС> - 550 млн. долларов (ничего не скажешь - хорош выигрыш, а кто же проиграл?), На эту сумму ему якобы списали долги перед бюджетом. Чубайс ликует и раздает интервью, растолковывая непонятливым, почему все должны быть счастливы от его <шедевра>. Хотя наглости ему всегда не надо было занимать, это всем известно, в данном случае причина для ликования у него действительно есть. Потому что как в том старом анекдоте: все прямые и косвенные участники <сделки года> оказались в г... (грязи) и только он один красуется в белом фраке.

Похоже, получен ответ и еще на один вопрос, возникавший в связи со <сделкой года>: почему ее прокрутку форсировали именно до завершения 2001 года. Очевидно, Чубайсу надо было максимально расчистить свой годовой баланс (фиксируемый на 31 декабря) для предстоящей схватки за лакомые куски РАО <ЕЭС> в ходе намеченной ее реструктуризации-приватизации.

Где-то промелькнуло, что <сделкой года> заинтересовалась Счетная палата, да и прокуроры уже приступили к работе. Может, они во всем разберутся да растолкуют, что перед нами действительно <шедевр>? Ведь им-то нельзя не верить, что они и независимы, и прозрачны, и пуще глаза бдят Закон с бюджетом вместе. И придется тогда посыпать голову пеплом. А вдруг?

В.ИВАНОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList