25.09.2001 01:15 | Правда | Администратор
США ПОДБИРАЮТСЯ К СРЕДНЕЙ АЗИИ
Джордж Буш - не Тарас Бульба
Когда слушаешь громкие угрозы президента Дж. Буша по адресу Усамы бен Ладена
и талибов, невольно приходят на память слова Тараса Бульбы: "Я тебя породил,
я тебя и убью". Однако в отличие от гоголевского героя Буш тщательно обходит
тот известный всему миру факт, что именно США породили бен Ладена, вскормили
и вспоили этого человека. А теперь они называют его главным подозреваемым в
устройстве террористических акций в Нью-Йорке и Вашингтоне, в результате которых
погибли тысячи ни в чем не повинных людей, американских и иностранных граждан,
в том числе российских граждан. Напомним, что бен Ладен -- сын крупного саудовского
миллионера, выходца из Йемена, начал карьеру террориста в Пакистане, куда он
прибыл в 1980 году. Там он создал широкую сеть лагерей подготовки боевиков,
засылавшихся через границу в Афганистан для вооруженной борьбы с вооруженными
силами ДРА и поддерживавших их советских войск. Через создаваемые им в Пешаваре
"Исламский фонд спасения" бен Лален щедро финансировал т.н. "Дом
последователей", который занимался переправкой в Афганистан наемников,
поставками оружия и снаряжения. Фонду бен Ладена щедро помогало американское
ЦРУ, и часть выделяемых им средств оседала на личных счетах бен Ладена. Полагают,
что именно из-за махинаций со средствами ЦРУ у него разладились отношения с
американцами, и он со временем возненавидел своих бывших покровителей. Усама
принимал активное участие в военных действиях в Афганистане и был несколько
раз ранен.
После ухода советских войск из Афганистана бен Ладен вернулся в Саудовскую Аравию и начал создавать свою международную террористическую сеть. В 1992 году он создал группировку "Аль-Каида", которая стала основой его всемирной террористической сети,охватывающей,по некоторым данным,до 50 стран мира. В эту сеть входят такие организации, как "Исламский джихад" в Египте, "Исламское движение Узбекистана", "Урахад уль муджахидин" в Кашмире и другие. Основной мишенью бен Ладена стали американские объекты. В 1993 году его люди организовали взрыв в Международном торговом центре в Нью-Йорке, в 1995 -- 1996 гг. они взорвали две американские военные базы в Саудовской Аравии, в 1998 году взорвали американские посольства в Кении и Танзании. В 2000 году подорвали американский эсминец "Коул" в Красном море. В 1994 году Усаму выдворили из Саудовской Аравии, и он перебрался в Судан, а оттуда в 1996 году переместился в Афганистан, где он быстро нашел общий язык с талибами и стал оказывать им широкую финансовую помощь. Со своего хорошо укрепленного бункера Усама через "Интернет" поддерживает связь со своими сторонниками по всему миру.
Итак, Соединенные Штаты, породившие Усаму бен Ладена, теперь хотят его ликвидировать. В своем выступлении на объединенном заседании Конгресса 21 сентября Буш заявил, что для борьбы с террористами будут использованы все средства и все ресурсы -- дипломатические, разведывательные, финансовые и военные. Он выдвинул следующие безоговорочные требования талибам: выдать властям США всех членов организации "Аль-Каида", скрывающихся на территории Афганистана, освободить всех иностранных граждан, которые были арестованы талибами, предоставить защиту иностранным журналистам, дипломатам и сотрудникам международных благотворительных организаций, находящимся в Афганистане, закрыть все лагеря для подготовки террористов. "Начиная с сегодняшнего дня, -- сказал Буш, -- любая страна, потворствующая террору, становится врагом США". Иными словами, тот, кто не с нами, тот против нас, -- дал понять президент США.
Кремль пытается найти свою нишу
Казалось бы, Кремль с самого начала определил, с кем он. Российский президент, министр иностранных дел, министр обороны, другие высокие должностные лица не перестают заявлять, что Россия не только за то, чтобы вести бескомпромиссную борьбу с терроризмом, но уже ведет такую борьбу в Чечне. Правда, Кремль явно раздражают попытки Вашингтона взять на себя роль лидера крестового похода против международного терроризма. Министр иностранных дел И.Иванов в интервью первому каналу 21 сентября сказал: "Президент Российской Федерации был первым из международных лидеров, который предупредил о надвигающейся угрозе международного терроризма и заявил о необходимости объединения международных усилий в борьбе с этим злом ХХI века. И то, что международное сообщество разделяет этот подход России - это принципиально важно2.
Кремль вроде бы не против того, чтобы координировать свои действия с Вашингтоном в борьбе с терроризмом. И.Иванов в том же интервью сказал, что Москва координирует свои усилия с Вашингтоном, ведет с ним интенсивные консультации и обменивается разведывательной информацией. Вместе с тем, министр указал на то, что в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом активную роль должна играть "уже играет" ООН. Именно в рамках ООН должны быть созданы прочные международно-правовые основы для того, чтобы международное сообщество могло успешно бороться с терроризмом. Министр забыл сказать, что ООН вскрыла корни и причины терроризма -- обездоленность громадного большинства населения земли, сохраняющуюся эксплуатацию бедных стран богатыми странами. Между тем без устранения этих причин борьба с терроризмом заранее обречена на неудачу. Примечательно, что президент Путин в интервью немецкому журналисту был вынужден признать важность социального и идеологического факторов в искоренении терроризма: "Эта работа связана с повышением социально-экономического уровня жизни населения Кавказа и Чечни, в частности. Это связано с культурной работой. Это связано с религиозно-идеологической работой, потому что мы должны предоставить основной массе населения нечто другое, кроме человеконенавистнические идей, излагаемых религиозными фанатиками". Президент достаточно подготовленный человек, чтобы понять, что "нечто другое" -- это социалистический строй и идеи равенства и дружбы народов. В противном случае хорошие слова об искоренении терроризма останутся пустой болтовней.
Вашингтон и другие западныыые столицы такая позиция Кремля не устраивает. Там хотели бы, чтобы Москва приняла непосредственное участие в войне против талибов в Афганистане либо, как минимум, не противилась использовать территории и воздушное пространство среднеазиатских республик для военной операции против талибов. Американские и другие западные комментаторы со свойственным им торгашеским подходом всю прошлую неделю рассуждали на тему о том, на какие уступки России должны пойти Соединенные Штаты, чтобы склонить ее к участию в войне против талибов. Некоторые наблюдатели полагают, что для этого было бы достаточным, например, списать всю задолженность России по внешнему долгу, оставить в неприкосновенности Договор по ПРО от 1972 года и оказать России экономическую помощь. Российские и западные СМИ сообщали, что всю прошедшую неделю президент Путин, уединившись на берегу Черного моря, вел телефонные переговоры с западными лидерами и президентами республик Средней Азии. Одновременно в республики Средней Азии был направлен секретарь Совбеза В.Рушайло, а в Душанбе -- начальник Генерального штаба генерал Квашнин. Последний встречался не только с президентом и военным руководством Таджикистана, но и с командующим войсками Северного альянса Фахим Ханом. А в Вашингтон и Нью-Йорк отправился министр иностранных дел И.Иванов для переговоров с представителями американской администрации. Наконец, в конце недели президент собрал в Бочаровом ручье своего рода военный совет -- руководителей всех силовых ведомств: министров обороны, внутренних дел, МЧС, директоров ФСБ, пограничной службы, службы внешней разведки, ФАПСИ и руководителя ГРУ. Совещание проходило в cyгубо секретном режиме. Как сообщил после совещания министр обороны С.Иванов, каждый из министров силового блока доложил, что проделано в течение последней недели дли укрепления безопасности России. Кроме того, обсуждалась ситуация в Чечне. Сам С.Иванов рассказал президенту об обстановке в вооруженных силах и принятых мерах предосторожности, в том числе и в 201-й мотострелковой дивизии, которая, как известно, охраняет границу с Афганистаном. Министр обороны дал лестную оценку группировке Северного альянса, которая, по его словам, на протяжении нескольких лет оказывала и продолжает оказывать реальное противодействие режиму талибов. Таким обратом, он дал понять, что в то время, как Соединенные Штаты только еще собираются воевать с талибами, Россия уже воюет с ними руками
Северного альянса.
Уязвимое подбрюшье России
Всю прошедшую неделю американская печать оживленно обсуждала пути и способы
вовлечения республик Средней Азии в войну с талибами. Надо сказать, что по этому
вопросу был довольно большой разброс мнений. Однако, почти единодушным было
мнение о том, что использовать эти страны в качестве плацдарма для войны в Афганистане
вряд ли удастся без согласия на это Москвы. Визиты в регион В.Рушайло и А.Квашнина
рассматривались именно в таком ракурсе. Зaпадные наблюдатели полагали, что оба
названных деятеля активно отговаривали местных лидеров от поспешных шагов в
этом направлении. Отмечалось, что реакция руководства бывших советских республик
Средней Азии на зондаж Вашингтона была противоречивой. Указывалось на то, что
правящим режимам Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана угрожают воинствующие
исламские группировки, и эта угроза может еще более возрасти в случае вовлечения
их в войну с талибами. Говорилось и о возможности огромного потока беженцев
из Афганистана, что может дестабилизировать обстановку в регионе.
Вместе с тем, утверждалось, что в случае военного разгрома талибов ослабнет внешняя база этих группировок. Западная печать не оставила без внимания некоторые заявления официальных лиц в Астане, Душанбе и Ташкенте. Би-би-си, например, с удовлетворением озвучила 17 сентября следующее опровержение МИДом Таджикистана слухов об отказе Душанбе предоставить свою территорию для нанесения ударов по Афганистану: "Эти слухи не имеют под собой никакой почвы, поскольку между республикой Таджикистан и США по этому вопросу не было проведено никаких переговоров, а также не было обращения Соединенных Штатов в плане оказания содействия в этом вопросе... Республика Таджикистан готова на любое сотрудничество с США в вопросе, связанном с сотрудничеством в борьбе с международным терроризмом".
Положительно было встречено и заявление министра иностранных Таджикистана Талбака Назарова 19 сентября о том, что правительство республики готово к сотрудничеству с любыми государствами, в том числе и с правительством США, в деле организации международной борьбы с терроризмом. Цитировалось также высказывание министра иностранных дел соседнего Узбекистана Камалова, который в интервью "Вашингтон пост" заявил, что "Узбекистан готов предоставить Соединенным Штатам свое воздушное пространство и территорию для нанесения ударов по лагерям международного терроризма в Афганистане". Запад, однако, был разочарован последовавшим на другой день высказыванием президента Узбекистана Ислама Каримова, который фактически дезавуировал своего министра: "Я совершенно категорически заявляю, что Узбекистан эти вопросы с представителями США по предоставлению территории и воздушного пространства для нанесения ударов по Афганистану не рассматривал, не обсуждал, и я не знаю, откуда взялась эта версия".
Западные наблюдатели почти единодушно объясняют эту непоследовательность и противоречивость заявлений среднеазиатских лидеров давлением Москвы, которая, по их мнению, не желает видеть американских солдат в зоне своего традиционного влияния. Они при этом ссылаются на заявление министра обороны С.Иванова в Ереване 14 сентября о том, что НАТО должна исключить какую-либо даже гипотетическую возможность использования в войне против Афганистана территории или воздушного пространства стран Средней Азии. Однако через неделю президент Путин в упомянутом интервью немецкому журналисту сказал, что бывшие советские республики Средней Азии должны сами решать, предоставлять ли американцам свою помощь, например, аэродромы и другую инфраструктуру. Это было расценено как известная уступка Москвы Вашингтону.
Кстати, Путин в том же интервью вывел проблему ПРО как предмет дальнейшего политического торга между Москвой и Вашингтоном. Он заявил буквально следующее: "Если наши американские партнеры примут такое решение (о выходе из Договора по ПРО oт 1972 года - В.С.) за полгода до выхода из договора, они нас должны проинформировать, и мы в этом случае не будем устраивать никакой истерики. Нашим собственным интересам от выхода американцев из Договора по ПРО ущерба не будет, потому что Россия в ближайшие 30 лет может обеспечить свою безопасность". Странно, что это высказывание прошло незамеченным! А ведь Россия последние годы твердо стояла на позиции, что Договор 1972 года является краеугольным камнем стратегической стабильности. За что боролись?
blog comments powered by Disqus