Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.11.2002 19:09 | Правда | Администратор

“Я БЫЛ И ОСТАЮСЬ КОММУНИСТОМ”

“Я БЫЛ И ОСТАЮСЬ КОММУНИСТОМ”

Виктор АФАНАСЬЕВ

Он написал за свою жизнь более двадцати книг, а вот последняя вышла уже после его кончины. “Четвертая власть и четыре генсека” — так назвал Виктор Григорьевич воспоминания и размышления, посвященные в основном собственной многолетней работе в “Правде” и самой “Правде”.

Книга писалась в труднейшее время — на излете так называемой перестройки, а затем после контрреволюционного переворота 1991 года. Завершена была в марте 1992-го. Но посмотрите, как современно, злободневно и сегодня звучат исповедальные страницы из этого труда-завещания главного редактора еще в недавнем прошлом главной газеты страны. Газеты коммунистов и всего народа.

Виктор КОЖЕМЯКО.

ГОВОРЯТ про “Правду” злые языки, будто кадры нам навязывали “сверху”, из ЦК.

Ничего подобного! Мы сами подбирали журналистов, готовых и способных к серьезной работе. Главный редактор сам подбирал и своих заместителей. Согласовав кандидатуру с редакционной коллегией, с коллективом, представлял ее в ЦК. Главного редактора и его заместителей утверждало Политбюро. За тринадцать лет моей работы главным редактором ни одна кандидатура на заместителя не была отвергнута. Там, в Политбюро, прекрасно знали, что Афанасьев принципиально не может протолкнуть “своего” человека.

Я всегда ценил и до сих пор ценю профессионализм журналиста. Профессионализм — весьма сложное понятие. Это прежде всего талант, умение за массой событий, явлений, цифр, повседневных дел увидеть самого человека — его состояние, заботы, тревоги...

Несомненно, “Правда” сформировала мощный коллектив профессионалов.

В мою бытность главным редактором “Правда” имела примерно 60 собственных корреспондентов по стране и около 50 за рубежом. Подбирали мы их сами, но каждый утверждался Секретариатом ЦК. Каждая из кандидатур на роль собственного корреспондента “Правды” по тому или иному региону согласовывалась с местными властями, с партийными, разумеется.

“Правда” дала путевку в большую жизнь многим политическим деятелям и недавнего прошлого, и настоящего...

И я работал до тех пор, пока был нужным. Ну а ярлык “консерватора” висит на мне и по сей день.

На XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 года) один из первых секретарей обкомов заявил, что движению вперед, перестройке мешают отъявленные консерваторы. Генсек спросил: “Кого конкретно вы имеете в виду?” Были названы четыре фамилии: Громыко, Соломенцев, Арбатов, Афанасьев.

Я был очень польщен, что мою фамилию поставили в один ряд с Андреем Андреевичем Громыко, крупнейшим русским дипломатом, с которым мало кого можно сравнить в многовековой российской истории, разве что Горчакова или Потемкина. Правда, с Арбатовым быть в одной строке неприятно — это типичный перевертыш.

Да, я консерватор. Консерватор в том смысле, что был и остаюсь противником тех, кто очерняет тысячелетнюю историю России, более чем 70-летнюю историю Союза ССР. В этой истории немало черных пятен, но есть и светлые, славные страницы. И в “Правде” я учредил рубрику “Страницы истории”, стремясь показать историю такой, какой она была, во всей ее сложности и противоречивости. Статьи, напечатанные под этой рубрикой, были изданы отдельной большой книгой, ее двухсоттысячный тираж разошелся в два дня. Книга получила одобрение ученых, общественности.

Я консерватор, приверженец здорового постоянства, преемственности, органической связи настоящего с прошлым, историей. Убежден, страна без истории, традиций, непреходящих ценностей — страна без настоящего. А без здорового настоящего, без твердой почвы под ногами (экономика), без светлых мыслей в голове (духовное) страна не может рассчитывать на мало-мальски приемлемое будущее.

Мы же очернили свою славную историю. Мы отказались от социалистических идеалов, взамен ничего не дав народу, кроме, может быть, священного почитания западной, капиталистической цивилизации.

Удивительный парадокс. Ведь дело дошло до того, что наши идейные противники защищают марксизм-ленинизм, социалистические идеи от нас самих — еще вчера непоколебимых марксистов-ленинцев.

Мне не раз приходилось встречаться с видными представителями общественной мысли Запада. Меня спрашивали: почему Россия лишает человече-ство альтернативы, социалистического выбора? Почему вы верите в незыблемость, чуть ли не вечность капитализма, забывая, что развитой капитализм живет и развивается, воспринимая многое из социалистических принципов (планирование, регулирование, программирование развития экономики, социальная защищенность людей, государственные субсидии образованию, здравоохранению, науке и культуре, далеко в не в последнюю очередь и сельскому хозяйству...)

Марксизм, утверждали мои собеседники,— одно из самых мощных и влиятельных направлений общественной мысли, а социалистические идеи — одни из самых привлекательных. И гораздо привлекательнее, чем десять заповедей Христа, почитать которые в современном мире стремятся немногие.

“Не убий” — говорит одна из заповедей. А ныне, в XX веке, продолжают убивать миллионы и миллионы людей, несравненно больше, чем было убито за всю предыдущую историю человечества.

“Не укради” — учит другая заповедь. Но посмотрим вокруг — преступность, коррупция, рэкет, мафия достигли неимоверных размеров.

“Не прелюбодействуй” — призывает еще одна заповедь Христова. А результат? Падение нравов, чудовищный разгул проституции, половых извращений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Все это наши предки не могли увидеть даже в самом страшном сне. Над человечеством, на гнилой почве аморальности, нависла зловещая угроза СПИДа, в сравнении с которым холера и чума кажутся безобидными. СПИД можно сравнить разве что с ядерной катастрофой.

И Страшным судом, похоже, мало кого теперь запугаешь.

А с чем мы обратились к миру? С социалистическими идеями. Ведь в какой-то, я бы сказал, значительной части они осуществлены или осуществляются. Сами по себе марксистско-ленинские, социалистические идеи не посрамлены...

В теории, идеях и идеалах мы, как почти всегда и во всем, в пожарном порядке “перестроились” — ликвидировали научные организации и кафедры истории КПСС, марксизма-ленинизма, марксистской философии, научного коммунизма и т.д. А между тем в Соединенных Штатах Америки все это осталось. Есть соответствующие кафедры, исследовательские центры.

Я был и остаюсь коммунистом. Не продавал иностранцам за жалкую сотню рубликов свой партийный билет на Арбате. Не бросал партбилет на стол секретаря парткома. Не выбрасывал его в мусорный ящик. И не сжигал его на виду многих десятков миллионов телезрителей, как это сделал один из самых крупных режиссеров современности Марк Захаров, главный режиссер Театра Ленинского комсомола в Москве. А ведь на партбилете, который сжег Захаров, ленинский силуэт.

Два слова о Марке Захарове. Он опубликовал в “Правде” ряд материалов, в том числе и блестящую статью “Зеркало души”. Трудно с ним было. Не в пример многим другим авторам, которые готовы на любую правку, лишь бы напечататься, Марк бился за каждое слово, за каждую фразу. А под новый, тогда 1989 год, последний год моего пребывания в “Правде”, я получил от него новогоднее поздравление-открытку. “Дорогой Виктор Григорьевич! Глубоко благодарен Вам за чудесный подарок, который Вы подарили мне в прошедшем году. Желаю Вам здоровья и счастья. Ваш Марк Захаров”.

Благодарность газете, ее главному редактору, отчаянному коммунисту от коммуниста Захарова и публичное сжигание тем же Захаровым своего партийного билета?! Можно ли представить подобную метаморфозу? И таких фактов, когда люди, причем высочайшего партийного и государственного ранга, переворачиваются, перевертываются, я мог бы привести великое множество.

Что касается меня, то я ни в малейшей степени не отрекаюсь от марксистской идеологии. С молоком матери, коммунистки с 20-х годов, впитал ее. И не вижу общества, которое вселило бы в меня, в моих детей и внуков столько надежд на светлое будущее, нежели подлинный, человечный социализм и коммунизм.

Да, моя команда крупно про-играла. Но это совсем не значит, что я должен сменить футболку.

Что касается теории, то считаю: нам нужно решительно отказаться от ряда обветшалых марксистско-ленинских догм, положений, не подтвержденных историческим опытом, устаревших, отживших. Спорные положения можно перепроверить, обсудить или на время отложить в сторону, не сталкиваясь по их поводу лоб в лоб с оппонентами. Пора нам проявлять терпимость к противникам, памятуя, что в их теоретических воззрениях может содержаться истина. А уж если дискутировать с ними по тем или иным вопросам, то достойно, спокойно и аргументированно. К сожалению, многие из нас, ученых, не владеют искусством полемики, побаиваются ее, поскольку за десятилетия служения социалистической идее привыкли комментировать политические решения и, опираясь на них, изрекать истины в последней инстанции.

Разумеется, в теории марксизма-ленинизма есть непреходящие истины, принципы, которыми (почти по Н. Андреевой) “поступаться нельзя”. Эти принципы необходимо последовательно отстаивать. Такие, к примеру: социализм — строй без эксплуатации человека человеком; социализм — общество равных возможностей и социальной защищенности граждан; социализм — строй, в котором верховенствует закон.

Судя по всему, старшему поколению да и нашим потомкам суждено пройти муки ада, уже не мечтая достичь светлого будущего, в котором свободное развитие каждого является условием развития всех. Именно в этом состоит главная непреходящая идея марксизма, социализма и коммунизма.

Практика говорит, что к светлому будущему мы шли далеко не всегда верным путем. Как бы не ошибиться жестоко в очередной раз.

Да, я консерватор, поскольку считаю, что нет абсолютной свободы человека (что хочу, то и ворочу!), что в обществе должны быть власть, дисциплина, организованность, правопорядок. Иначе говоря, общество, экономика в особенности должны рационально управляться. Управление — непременная черта всякого обще-ства, и чем эффективнее управление, тем благополучнее общество.

Я не сторонник административно-командной системы в ее советском варианте, а тем более тоталитарной системы управления. Но глубоко убежден, что, прежде чем разрушать имевшуюся систему управления, нужно было хотя бы по частям, по блокам сформировать новую, смешанную систему управления, в которой бы органично сочетались рыночные и нерыночные (административные) регуляторы. Наши же архитекторы перестройки до основания разрушили существовавшую систему управления, но не создали хотя бы сколько-нибудь приемлемое подобие новой. Отсюда безвластие, неуправляемость, хаос, в котором оказалась страна.

Я написал шесть больших книг, многие десятки брошюр и статей по системности, теории операций, по управлению и организации, по целевым программам, социальной информатике и т.д. Эти книги переведены на многие языки мира. Причем шесть книг переведены в Китае, и я знаю, что они были и остаются учебниками, настольными книгами, руководством к проведению реформ в КНР. Реформ, кстати говоря, очень и очень плодотворных.

Мне показывали мои книги в Пекинском университете, все они зачитаны до дыр, достать их буквально невозможно. А у нас они были замечены разве что управленцами-практиками. Что же касается наших высших правителей, то, похоже, научное управление им “до лампочки”. Они играют в политические игры...

Довели веселые игры страну “до ручки” — самую богатую страну в мире по природным ресурсам, с изумительными, талантливыми людьми-умельцами

Виктор АФАНАСЬЕВ ,главный редактор "Правды" c 1976 по 1989 гг.

www.gazeta-pravda.ru


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList