Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

08.05.2003 18:23 | Правда | Администратор

ЖРЕБИЙ БРОШЕН?

Маневры власти

Впервые за все годы с приходом Горбачева российское общество как-то внезапно оказалось лицом к лицу с тем положением, к которому РФ неизбежно сдвигалась в результате реформ. Положение это было запрограммировано самой стратегией переделки советского хозяйства и советской социальной системы — оно и прогнозировалось специалистами с самого начала 90-х годов, но наступило позже, чем ожидалось.

Суть его проста. Любой здравомыслящий человек согласится, что все жизнеустройство страны, а значит, и жизнеобеспечение отдельной семьи, населенного пункта, региона, опирается на совокупность больших технических (или технико-социальных) систем. Есть сельское хозяйство, которое обеспечивает людей пищей, есть жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — дома, отопление, водопровод и пр., есть армия и ее большие системы вооружения (например, ракетно-ядерный «щит»), есть здравоохранение с его сетью больниц, поликлиник и медицинских институтов и т.д.

Вся стратегия реформ, как она была заявлена публично и как стала реализовываться, сводилась к тому, что созданные в Российской империи, а затем в Советском Союзе большие системы будут перестроены в соответствии с теми принципами, на которых они построены и функционируют на Западе, — в условиях рыночной экономики, гражданского либерального общества и буржуазной культуры. Те системы, которых на Западе не существует (например, пионерлагеря или заводские дома культуры), будут ликвидированы. Ну а если какие-то большие системы не удастся перестроить по западным моделям, то их будут демонтировать, а рядом одновременно создавать новые структуры, которых не было раньше в России и СССР. Так, например, предполагалось поступить с колхозами — их должны были задушить путем обязательного раздела земельных паев, а затем и приватизацией земли, а рядом с удушаемыми колхозами стали насаждать фермеров. Они и должны были перенять у колхозов и совхозов роль главного производителя сельскохозяйственной продукции.

Вся эта программа и стала выполняться — где радикально, где постепенно. Большого сопротивления этой программе оппозиция оказать не могла — ельцинская конституция реальных прав для этого представительным органам не оставила. Надежды на то, что циклопический замысел перемолоть жизнеустройство России подвергнется коррекции с приходом В.В.Путина, не оправдались — новая команда стала проводить его даже с большей энергией, нежели Гайдар с Черномырдиным.

В ходе выполнения всей этой главной программы реформ какое-то время в обществе существовала неопределенность. Реформаторы, как говорится, получили «кредит доверия». Нельзя было, конечно, не видеть процессов деградации главных систем жизнеобеспечения страны — квалификации работников, производственной базы, армии, здравоохранения и т.д. Но на это, как говорилось, временно «нет денег». Вот-вот, мол, хлынут иностранные инвестиции, а наши предприниматели завалят западные рынки самыми лучшими и дешевыми товарами. Ведь мы, слава Богу, освободились от плановой системы, у нас теперь частная инициатива, свобода, господа и прочие источники богатства. Сейчас о конкурентоспособных российских товарах не вспоминают, молчат об инвестициях, остались на нашу шею лишь господа, причем прожорливые.

Но наступил момент, когда всем вдруг приоткрылось, что все большие системы жизнеобеспечения стоят так дорого, что никакой возможности содержать их на рыночных началах у РФ нет и не будет. При плановой системе страна могла их содержать, а при рынке не может, нет таких денег. Возьмем наглядную вещь — отопление городов. В советское время содержание этой системы брало на себя государство. Никто и не знал, что в среднем на отопление одной квартиры только газа уходило, по мировым розничным ценам, на 2 тыс. долларов в год. Но газ — лишь текущие расходы. Надо еще прокладывать и содержать теплосети, строить и эксплуатировать ТЭЦ и котельные — это целая сложная отрасль теплоэнергетики с централизованным теплоснабжением.

Как только в 1991 г. ликвидировали плановое хозяйство, оказалось, что при новой экономической системе государство содержать отопление не может, и правительство его просто бросило на произвол судьбы — котлы не ремонтировались, теплосети не перекладывались. Кстати, котлы, как и трубы, почти перестали и производить. Зимой 2002/2003 начался обвальный рост числа аварий. Чуть где поднимут из-за морозов температуру воды (а значит, и давление) — изношенные трубы разрывает. А за одной аварией тянется целый шлейф других.

Сейчас подведены итоги отопительного сезона, в Чебоксарах в конце марта собиралась коллегия Госстроя с представителями областей и министерств. Выводы тяжелые. Председатель Госстроя РФ Н.Кошман сказал: «Сегодня мы имеем 195 тысяч км теплотрасс по всей России, на которых в течение 12 лет не производился никакой ремонт. Представляете, какой это износ? А что делают, если прорвет? Залатают, и все!». Если быть точнее, то из 183 тыс. км теплосетей РФ (в двухтрубном выражении) надо срочно заменить 120 тыс. км. Замена 1 км труб в среднем по РФ стоит 9 млн. руб., или 0,3 млн. долларов. Значит, на срочный ремонт теплосети требуется 36 млрд. долл. (а если менять, как это делается сейчас, в ходе аварий, то в 10 раз больше). Ремонт котельных обойдется еще дороже. Заместитель председателя Госстроя Л.Чернышев назвал общую стоимость приведения в порядок инфраструктуры ЖКХ — 5 триллионов руб., и это лишь самые срочные расходы («чтобы как-то исправить ситуацию»). Понятно, что таких денег не имеют ни правительство, ни местные власти, ни население.

Что же дальше? Ведь массовые отказы отопления — катастрофа для жителей. Никакой организационной и психологической подготовки к грядущему кризису не ведется, нет и признаков самоорганизации населения. Власть фактически признала, что ремонт сетей — вещь неподъемная, расписалась в своем полном бессилии. Но ведь отопление — частный пример. В таком же состоянии водопровод — представьте себе, что большой город остался без воды. Да и все ЖКХ — частный пример. Давайте же сделаем общий вывод — обо всем нашем жизнеустройстве. Вывод этот в том, что целый ряд больших систем, созданных за советский период, как оказалось, не могут быть преобразованы в системы рыночного типа. Сломать их или изуродовать можно, а переделать — никак.

Не удалось заменить колхозы и совхозы фермерами, как ни старались. Десять лет бьются над «реформой» армии, а сумели лишь сделать ее небоеспособной. Задушили науку, а другой не появилось. Частной медицины не возникло, если не считать стоматологов да венерологов. Бьются над расчленением Единой энергетической системы, но только изуродуют ее. То, что творится в стране, похоже на спектакль под названием «Пляска смерти».

Второй вывод еще тяжелее. Советские системы не поддаются перестройке — ну так и строили бы реформаторы новые системы, хорошие, рыночные! Вон сколько экспертов МВФ и Всемирного банка у нас пасется, могли бы научить. Но нет. Системы жизнеобеспечения настолько велики, что новый режим не в состоянии за обозримый срок построить параллельно со старыми советскими иные, альтернативные системы. Отопление — простой и наглядный пример, но в действительности почти все большие системы таковы. Не могут «инвесторы» построить свою, акционерную теплосеть или Братскую ГЭС, свою, акционерную сеть автострад. Они могут только «приватизировать» то, что построено в плановом хозяйстве.

Заметьте, кстати, что все эти чубайсы, немцовы и хакамады, загоняющие людей в «рынок», сами почему-то предпочитают присасываться к государственным деньгам. Попробовали было Чубайс с Кохом зарабатывать деньги, как предприниматели, — учредили компанию «Монтес Аури». И что же? Даже имея доступ к т.н. «инсайдерской» (по сути дела, секретной) финансовой информации, они прогорели и задолжали миллионы долларов. И ведь всего-то занимались спекуляциями, а в рынок пытаются бросить большие, общенационального масштаба, технические системы.

Понятно, что многие большие системы абсолютно необходимы для физического выживания населения. Не может существовать город без воды, без канализации, без отопления. И выходит, что замкнулся заколдованный круг. Нынешний режим не может создать новые, «свои», системы. Но он не может и поддерживать в исправном состоянии построенные ранее советские системы — близится их полный износ и отказ. Мы попали в историческую ловушку.

Точно так же обстоят дела и с обеспечением безопасности страны от внешних угроз. Война США в Ираке означает вступление мира в совершенно новую эпоху — без международного права. В отношениях между странами отброшены нормы цивилизации, сложившиеся за последние триста лет. Мир втянут в «войну против всех» — США открыто сделали заявку на мировое господство, вытерли ноги об ООН и, объявив любую слабую страну «изгоем», могут подвергнуть ее разрушительной бомбардировке «высокоточными» бомбами и ракетами, заслать спецназ для убийства неугодных политиков и принудить номенклатурную верхушку к измене. И все это — на фоне мощного информационно-психологического воздействия и целенаправленного создания тяжелых финансовых кризисов. Начата мировая война нового типа.

И что же сделала в этой ситуации власть Ельцина — Путина? Она не только разоружила и сделала небоеспособной армию, которая была и остается необходимой для обороны привычного типа или для создания неприемлемо высокой угрозы возмездия агрессору. Она «раскрыла» Россию для ударов финансовым и информационно-психологическим оружием. Если власть и не является прямым соучастником этих действий, она, как минимум, оказалась неспособной за 15 лет выстроить какую бы то ни было защиту страны в этой войне.

И речь идет вовсе не о какой-то идеологической позиции в этой войне. Ведь не ради борьбы с коммунистами ведет свою растлевающую работу телевидение, не против социалистической системы хозяйства направлена удавка внешнего долга или удары вроде дефолта 1998 г. «Пятая колонна», которая комфортабельно обустроена нынешней властью в РФ, действует против российской государственности и российской экономики в целом. И прежде всего она действует против любого проекта восстановления независимости России.

Вот откровения Г.Попова, которого привели в восторг американские бомбардировки Багдада: «Нетрудно понять, что точечные бомбардировки разрушили не только режим Хусейна. Они нанесли сокрушительный удар по планам тех, кто мечтает о новом «народном» режиме для России. Теперь ясно, что даже если они захватят и восстановят советскую власть — это будет сугубо временная акция. А дальше — точечные удары и трибунал» («МК», 24. 04. 2003). Он бы мог еще добавить: а если точечных ударов будет недостаточно, то мы призовем на ваши города и села ковровые бомбардировки, а если и это не поможет, то наведем на вас и ракеты с ядерными боеголовками. Мы вас с этой нужной нам территории все равно сгоним.

Таким образом, стала очевидной несостоятельность нынешнего политического режима в выполнении главной функции государства — защите страны от смертельных, неумолимых внутренних и внешних угроз. Власть не смогла и не может сохранить старые советские системы защиты, не смогла и не может выстроить новые системы защиты, уже по своему подобию. Она отдает страну буквально на растерзание — холоду, преступности, болезням и мракобесию, западным финансовым спекулянтам и в конце концов новым хазарам и тевтонам.

Явно возник острый кризис легитимности нынешней власти — она не гарантирует выживания страны. Перед каким же выбором оказались В.В.Путин и его администрация на этом распутье? Трудный, но единственно разумный (с точки зрения интересов страны) выбор в таком положении — откровенно объясниться с народом, честно изложив ситуацию, оценив наличные ресурсы и обозначив варианты преодоления кризиса. Затем в ходе открытого диалога найти общую платформу для объединения всех патриотических сил в какую-то разновидность Народного фронта. Это — курс на консолидацию ядра общества с нейтрализацией радикальных сил как справа, так и слева. Понятно, что он возможен только при готовности власти и олигархов пойти на компромисс.

Другой курс — на обострение противостояния и подавление оппозиции с одновременным обманом и подкупом умеренной части общества. При наличии тех объективно созревших угроз, о которых шла речь выше, этот курс в самом лучшем для власти случае может дать ей очень краткосрочный успех, который будет оплачен углублением раскола и усугублением всех нерешенных проблем. Это тот тупик, из которого уже не удастся выйти добром.

Вот признаки того, что власть склоняется ко второму выбору. Прежде всего речь идет об абсурдной на первый взгляд попытке «партии власти» возглавить социальный протест, вызванный реформой ЖКХ. Вообще стремление «оседлать» протесты трудящихся, загнать их в контролируемое властью русло — классический прием угасающих режимов, попавших в порочный круг системного кризиса. Но увидеть в начале ХХI века такое зрелище в России — ошарашивает и удручает. Уже в целом ряде городов партия «Единая Россия», чьи депутаты протащили в Госдуме антинародный (другого слова не подберешь) Закон о реформе ЖКХ, организовала демонстрации с протестами против реформы ЖКХ! Бывало ли такое, чтобы проправительственная партия занималась организацией уличных антиправительственных выступлений? Да, бывало, и не надо для этого даже далеко ходить — этим не только латиноамериканские режимы отличались, классика жанра отработана именно в России.

Начальник Московского охранного отделения, а позже руководитель политического сыска С.В.Зубатов в преддверии революции 1905 г. занимался организацией демонстраций «в защиту прав трудящихся», чтобы «снять социальное напряжение» (в обиход даже вошло слово «зубатовщина»). А другой департамент полиции пошел дальше — послал своего старого агента Азефа создать боевую организацию партии эсеров и вести террор против высших чиновников правительства. Этот выбор царского правительства нанес сильнейший удар по всей российской государственности, подтолкнул общество не только к революции, но и к Гражданской войне.

Все эти маневры власти шиты белыми нитками, никого обмануть они не могут, тем более надолго. Чем они кончаются, прекрасно известно из истории. Как должна была деградировать политическая культура власти, чтобы она стала применять столь примитивные и пошлые методы! Хотелось бы надеяться, что хоть азефов своих поберегут, да и чиновников.

Второй признак того, что власть решила вместо разрешения кризиса посредством социального договора оттягивать его обострение через конфронтацию и рост напряженности, — нагнетание нового витка антикоммунистического психоза. «Демократические» СМИ вдруг как с цепи сорвались — откуда бы у них такая одновременная инициатива? Качество выполнения этих полученных по разнарядке заданий — хуже некуда. Все эти дохлые крысы антикоммунизма, что Сванидзе и Киселев жуют больше десяти лет, уже протухли у них во рту, и всех мутит. Какая-то политическая порнография.

Дело, конечно, не в эстетике и не в этих усталых путанах телевизионного эфира. Дело в том, что натасканные на травлю СМИ разрушают и те немногие, пусть худосочные, но все же ростки гражданского общества, которые удалось создать. Как может власть разрешать вести травлю парламентской партии, имеющей самую большую поддержку избирателей! Ведь это озлобляет и возмущает общество, причем вовсе не только сторонников КПРФ, а и любого честного человека, обладающего хотя бы зачатками демократического сознания и чувства.

В сходной ситуации кадет В.А.Маклаков, выступая в Думе, говорил в 1909 г.: «Правительство в плену у охранников... У него [охранного отделения] политика определенная: раздражать общество, возмущать общество, бороться с обществом, наконец, как венец всего этого, поддерживать атмосферу беззакония и произвола». Нынче на дворе ХХI век, и охранка — это не жандарм с городовым. Охранка теперь информационная, и она раздражает и оскорбляет общество гораздо болезненнее и глубже, нежели палаш жандарма и свисток городового.

Речь идет не об упреках власти — хоть Зубатову, хоть Грызлову. Хозяин — барин! Нравится власти раздражать и оскорблять общество, кто же ей станет перечить. Красиво жить не запретишь! Эта власть себя показала, иллюзий относительно ее культурного уровня нет — достаточно на министра культуры поглядеть. Дело в другом — от потока оскорблений и черного пиара ни трубы отопления не укрепятся, ни современное оружие у армии не появится. Даже безумная премия в 900 тыс. долларов (из которых 600 тыс. перечислены в США) российскую науку не поддержит.

Мы вошли в режим самоускоряющегося кризиса — а власть вместо объединяющего проекта взяла курс на стравливание политических сил. Результатом будет лишь отвлечение людей от грядущих опасностей. Но тем сильнее они ударят по людям, отвлеченным с помощью этого спектакля.

Сергей Телегин


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList