25.08.2001 01:30 | Разное | Администратор
ЗОДЧИЙ
Многие ли сегодня знают, что та Москва, которую послевоенные поколения людей помнят и любят, во многом обязана своим обликом Дмитрию Николаевичу Чечулину? 23 августа исполняется 100 лет со дня его рождения. Так давайте вспомним...
Простор площадей, величие, монументальность - это форма. А содержание - исконно русское, национальное. Поэтому так величава, но и приветлива, уютна была Москва, которую любили миллионы людей.
Талантом советского архитектора созданы высотка на Котельнической набережной, надстройка старого здания Моссовета, гостиница "Россия", радиальные станции метрополитена "Комсомольская" и "Киевская", наземные павильоны станций метро "Динамо" и "Охотный ряд", гостиница "Пекин" и концертный зал им. П.И. Чайковского, жилые дома на Ленинском проспекте, обрамляющие вход к старому зданию Президиума Академии наук близ Нескучного сада, павильон Москвы и Московской области на ВВЦ...
Ровесник ХХ века, Д.Н. Чечулин родился в 1901 году, в г. Шостка, в семье рабочего. Интересно происхождение фамилии Чечулиных. Из словаря В.Даля можно узнать, что "чечулей" кое-где в России называли большой ломоть хлеба. Вероятно, это крестьянское слово и дало начало славной фамилии Чечулиных. В начале 20-х годов Дмитрий Чечулин решил поступить во ВХУТЕМАС на художественный факультет, где тогда царили формалистические подходы к искусству, но сыну рабочего хотелось реальных дел, участия во всеобщем обустройстве новой жизни.
Со второго курса Дмитрий Николаевич переходит в мастерскую А.В. Щусева. Маститый архитектор в это время работает над созданием Казанского вокзала, и молодой студент помогает ему на стройке, постигая тайны профессии. Чечулин настолько привязался к своему учителю, что впоследствии стал его правой рукой и преемником.
Проекты Чечулина - больничные комплексы для городов Куйбышева, Архангельска, Брянска, Воронежа, Дзержинска - отличались простотой планировки и внешнего облика, характерной для стиля конструктивизма 20 - 30 годов.
В начале 30-х годов Дмитрий Николаевич Чечулин принимает для себя основные принципы классического стиля. Однако трактует он этот стиль достаточно свободно, сочетая его с декоративной скульптурой, отражающей характерные для того времени темы труда и изобилия. Вместе с А.Ф. Жуковым Д.Н. Чечулин удостаивается первой премии на конкурсе проектов Дворца Советов (1931 г.) и получает право участвовать во втором, заказном туре. Именно в этом проекте особое внимание он уделяет не только внешнему облику Дворца, но интерьерам Большого и Малого залов.
Д.Н. Чечулин стремился к сотрудничеству с художниками и скульпторами, создавая произведения на основе синтеза искусств. Станция метрополитена "Комсомольская" была единственным произведением синтеза архитектуры и монументальной живописи первой линии метро. Вместе с ним над этим проектом работал и известный художник Е.Е. Лансере, изобразивший в майоликовых панно, помещенных в аванзале станции, героический труд молодых метростроителей.
Когда в 1934 году вся страна внимательно следила за подвигом челюскинцев и спасших их героев-летчиков, Д.Н. Чечулин предложил построить на площади Белорусского вокзала многоэтажное здание Аэрофлота, символизирующее победу над воздушной стихией. Проект интересен тем, что углы его высотной части, омываемые воздухом, были скруглены. К сожалению, проект не был реализован. Однако оригинальная идея не была забыта - спустя более чем сорок лет она получила воплощение в известном здании Дома Советов на Краснопресненской набережной, последнем произведении Чечулина, построенном при его жизни.
В тридцатые годы кипучая энергия Чечулина проявляется в совместной работе с А.В. Щусевым при проектировании ансамблей площади Маяковского. Чуть позже, когда Щусев отошел от руководства мастерской № 2, Д.Н. Чечулин продолжил его нелегкую творческую и организаторскую работу.
В 1939 году Д.Н. Чечулин становится руководителем всех проектных мастерских Моссовета. В 1941 году, будучи уже общепризнанным мастером, по существу он является главным архитектором Москвы. В годы войны он не оставил Москвы, и в самое трагическое время 1941 года сражался за нее как ее сын, строитель. Под командованием Чечулина была создана рота инженерной разведки, тесно связанная с МПВО. Рота оказывала немедленную инженерно-техническую помощь при завалах домов и сооружений и других повреждений во время бомбардировок.
Даже в военное время в Москве продолжалось строительство некоторых линий метрополитена, велось ограниченное жилищное строительство. Но, естественно, больших реконструктивных и строительных работ не проводилось. А когда враг был отброшен от Москвы, Д.Н. Чечулин вместе с выдающимся скульптором Н.В. Томским создал первый памятник - "Триумф Победы" -- на путепроводе Ленинградского шоссе, проходящем над железнодорожными путями Рижского направления (позже Мост Победы вместе с монументом был расширен и реконструирован). С приближением Победы было принято решение благоустроить бульвары, сады и скверы столицы, соорудить красивые решетки и фонтаны. Чечулин руководил благоустройством и озеленением столицы. Под руководством Чечулина завершалась реконструкция и надстройка передвинутого перед войной в глубь квартала здания Моссовета. Москва встретила победителей помолодевшей и красивой.
Вскоре после войны Чечулин, будучи уже главным архитектором Москвы, при поддержке А.В. Щусева выдвинул идею строительства вокруг центра столицы кольца высотных зданий. Они должны были поддержать предполагаемую доминанту Дворца Советов и возродить на новой основе силуэт столицы, утерянный из-за строительства многоэтажных зданий уже с конца XIX в. На наиболее выразительных участках Садового кольца или поблизости от него, на берегах Москвы-реки было построено семь высотных домов различного назначения. В их проектировании и строительстве участвовали выдающиеся зодчие и инженеры тех лет. Высотный жилой дом на Котельнической набережной, у устья реки Яузы, замыкающий перспективу излучины Москвы-реки, был сооружен по проекту Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского.
Однако последовавшая вскоре перестройка в архитектурно-строительном деле, переход на массовое индустриальное строительство пятиэтажных зданий на окраинных территориях на многие годы затормозили работы по реконструкции центральной части Москвы. Чечулин стал одним из немногих, кто не включился в этот процесс, считая его временным явлением.
Одним из крупнейших реализованных проектов Чечулина стала гостиница "Россия" с концертным залом и двухзальным кинотеатром.
Белокаменный многострадальный Дом Советов РСФСР (ныне Дом Правительства России) на Краснопресненской набережной был последним крупным творением Чечулина.
Не часто архитектурные сооружения входят в политическую историю станы. Дом Советов - один из немногих такого рода объектов. Расстрел этого замечательного архитектурного комплекса был не только жестокой политической, но и антикультурной акцией. Авторы проекта Дома Советов были удостоены за свое произведение Ленинской премии (вместе с Д.Чечулиным это были архитектор В.Мазурин и инженер Ю.Дыховичный). Трудно себе представить. как переживал бы старый мастер целый день демонстрируемую телевидением расстрел своего детища, которому он отдал много сил и энергии. Ограда, выставленная теперь вокруг бывшего Дома Советов, не только исказила ансамбль, но стала зримым символом отделения власти от народа.
Рассказ о творчестве Д.Н. Чечулина был бы неполным без упоминания о том, что он работал не только над архитектурным обликом Москвы. В Пекине по его проекту было построено здание Радиодома. Он участвовал в конкурсном проектировании нового центра Киева, пострадавшего в годы войны, и крупных административных зданий столицы Украины.
Заслуги мастера были высоко оценены при его жизни. Народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер многих орденов, академик Академии художеств СССР - вот неполный список тех званий и наград, которые отметили жизнь и творчество этого незаурядного человека в незаурядной стране.
А что дальше? Так любовно, талантливо созданный Чечулиным архитектурный облик великого русского города сегодня разрушается, уродуется на глазах сооружениями, которые просто инородны здесь. Безвкусные, лишенные индивидуальности башни, остроугольные стеклянные пирамиды, как дешевые бусы на шитой золотом парче. что остается нам? Знать и помнить. Смотреть сквозь наносное, чуждое, временное - на вечное и истинное. И в городе, и в своей душе.
А.ЖУРАВЛЕВ,
заслуженный архитектор РФ,
кандидат архитектуры,
участник Великой Отечественной войны.
blog comments powered by Disqus