Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

19.05.2005 21:36 | Совраска | Администратор

АНДИЖАНСКИЙ КЛИН

По заявлению Генерального прокурора Узбекистана Рашида Кадырова, в ходе андижанских событий 13 мая погибло 169 человек, из которых 32 представителя правительственных сил, в том числе прокурор города и руководитель налоговой инспекции, которых боевики взяли в заложники, а потом расстреляли. Среди убитых есть также 2 детей и 3 женщины. В их гибели власти обвиняют мятежников, утверждая также, что и все остальные погибшие — не мирные граждане, а вооруженные боевики.

Андижан по-прежнему остается закрытым для журналистов городом, а потому сообщения о жертвах приходят самые противоречивые. Немногочисленные узбекские правозащитники говорят о более чем 700 погибших. Из них около 500 были убиты в самом Андижане и не менее 200 в пограничном Пахтаабаде, где узбекские силы якобы открыли огонь по пытавшимся пересечь границу беженцам. О том, что происходило в Пахтаабаде известно еще меньше, нежели о волнениях в Андижане. По крайней мере никаких заявлений официального Ташкента по этому поводу не последовало. Однако президент страны Каримов категорически отверг заявления некоторых журналистов и беженцев, что по людям, пытавшимся пересечь границу, стреляли.

Каримов также выразил свое недовольство работой российских средств массовой информации, сказав буквально следующее: «У меня нет никаких претензий к агентству Рейтер, Би-би-си, CNN, радио «Немецкая волна». Я могу быть не согласен с их мнениями и оценками, но их деятельность вызывает у меня уважение. Чего не скажешь о российских телеканалах, тиражировавших инсинуации о событиях в Андижане и якобы имевшем там место расстреле правительственными силами мирной демонстрации».

Заявление это выглядит более чем странно, так как о расстреле мирных жителей и сотнях жертв, отрицаемых властями страны, первыми заговорили именно западные журналисты, в частности, из названных Каримовым Рейтер и Би-би-си. Вероятно, Каримова беспокоят именно российские СМИ, так как ими в большей степени, нежели западными, пользуются жители Узбекистана, узнавая хоть какую-либо информацию о происходящем в собственной стране.

Каримов пообещал, что в среду иностранные журналисты смогут побывать в Андижане, пообщаться с людьми и сделать собственные выводы, не основанные на слухах. Впрочем, первоначально такая поездка была намечена на вторник, но не состоялась.

Так что пока журналисты имеют возможность общаться лишь с беженцами, находящимися сейчас на территории Киргизии. Хотя узбекские власти беженцами их не считают, утверждая, что это вооруженные люди, боевики и сбежавшие заключенные, у которых киргизские пограничники уже отобрали 73 автомата.

Эти утверждения скорее всего имеют под собой основания, так как большинство беженцев — мужчины. Хотя есть среди них старики, женщины и дети, в том числе и грудные. Даже если они члены семей боевиков, положение их ужасающее. Осматривавшие их киргизские врачи говорят не только о пулевых ранениях, но и болезнях, вызванных малокровием и недоеданием. Сами беженцы в большинстве случаев от интервью отказываются, так как боятся преследований властей Узбекистана. Но те, кто все-таки соглашается, рисуют картину страшную, сильно отличающуюся от официальных оценок. На сайте «Фергана.ру» опубликовано интервью с двумя такими беженцами, находящимися сейчас в больнице на территории Киргизии. «Мы долго стояли и слушали ораторов. Никто не хотел расходиться. Милиции не было видно. Но все изменилось после 16 часов. Вдруг на площади появились бронетранспортеры и открыли беспорядочную стрельбу по митингующим. Вокруг было множество детей-подростков, и многие упали на асфальт, как подкошенные. Началась паника», — говорит один из них.

Второй, кстати, житель Киргизии, по делам оказавшийся в тот день в Андижане, а потому наиболее откровенный, описывает происходившее очень похоже: «Там было много женщин и детей. Где-то к 16 часам внезапно со всех сторон начали стрелять. Первые пули попали в детей, которые крутились около митингующих. Полегло много женщин, которые растерялись и не могли двинуться с места». Оба мужчины говорят, что, когда им удалось выбраться из города, и они двинулись к границе Киргизии, по сотням беженцев был открыт огонь правительственных войск, один из них тогда и был ранен, пять человек, среди которых 3 женщины, погибли.

Сложно оценить действительные масштабы трагедии по скудной и противоречивой информации, отделить правду от домыслов, слухов и преувеличения от реальных фактов. Но одно очевидно. Экстремистские исламистские группировки пользуются массовой поддержкой населения в тех странах и регионах, где население обездолено, доведено до нищеты и отчаяния, не видит выхода из сложившейся ситуации. Ведь и собравшиеся 13 мая у здания администрации андижанцы требовали работы и хлеба. Обнародовано последнее письмо андижанских мятежников, захвативших и удерживавших здание администрации, в нем есть такие слова: «Нас уподобили баранам! Нас уподобили рыбам! Ведь мы тоже люди... Если работать на государственной работе, то зарплаты не хватает даже на хлеб. Если сам зарабатываешь себе на хлеб, то они ненавидят это. Если скажешь о своих проблемах, никто не услышит».

Да, разного рода экстремисты пользуются отчаянным положением людей в своих целях. Они, конечно, не могут (да и не ставят себе такой цели, как не ставят ее и внешние силы, провоцирующие обострение и хаос) дать людям ни работы, ни хлеба, зато кровь и пещерные средневековые законы, как это было при талибах в Афганистане — обеспечены.

Но ведь не просто так люди слышат и отзываются на эти слова. И как бы ни была сильна и жестка власть Ислама Каримова, он тоже не смог обеспечить свой народ работой и хлебом, а потому и пришлось кормить взбунтовавшееся население свинцом.

В этом не только его вина, но и беда. Недавно президент Путин назвал развал СССР «величайшей трагедией». Сейчас мы наблюдаем очередной кровавый акт этой трагедии. Трагедии безысходной, потому что ни Киргизия, ни Узбекистан вне рамок одного сильного государства ни экономически, ни политически нормально существовать не смогут. Их всегда будет преследовать экономическая разруха, национальные конфликты, питающийся всеми этими проблемами религиозный экстремизм.

Эта ситуация также безысходна, как жизнь в маленьком приграничном городке, разделенным рекой на две части: узбекскую — Ильичевск и киргизскую — Карасу. Раньше, в советские времена, река большой преградой не являлась. Но теперь по ней проходит государственная граница, а некоторое время назад, чтобы охранять эту границу, разрушили большинство мостов через реку, разделив родственников, семьи, друзей, соседей. Лишив людей нормальной жизни.

В прошедшие выходные городок, в который хлынули десятки андижанских беженцев, был охвачен беспорядками. Люди стихийно пытались восстановить мосты, разрушенные политиками. Тогда промелькнула информация, что только за прошлый год при попытках перейти на другую сторону реки погибло 80 человек — 80 человек, без всяких бунтов, революций и полицейских расправ! Эти погибшие — тоже жертвы преступления, совершенного теми, кто разрушил великую страну, а теперь проклинает ее, говоря о «диктатуре» и «невинных жертвах», но не желает замечать нынешней крови и страданий сотен тысяч, миллионов граждан бывшего Советского Союза.

Андижан далеко от Москвы, Воронежа, Уфы, Владикавказа. Можно думать, что нас все это не касается и никогда не коснется. Но почему-то не дают покоя слова из последнего письма уничтоженных в Андижане мятежников: «Нас угнетают те же проблемы, которые угнетают вас... Если скажешь о них, никто не услышит. Если потребуешь свои права, тебя объявят преступником»...

Е. ЮРЬЕВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList