14.04.2003 06:32 | Совраска | Администратор
БЫЛО ЭТО БЛИЗ БАСРЫ...
НЫНЕШНИЕ СОБЫТИЯ на Ближнем Востоке заставили меня оглянуться в прошлое, вспомнить годы второй мировой войны, когда СССР, США и Великобритания были союзниками по антигитлеровской коалиции.
Как 60 лет назад, и теперь перед моими глазами предстают пустынные оазисы Месопотамии, полноводная река Шатт-эль-Араб, впадающая в Персидский залив Индийского океана. Мне довелось в тех местах вместе с многочисленными сослуживцами в авиации выполнять задание Государственного комитета обороны по приемке боевых самолетов от союзников в районе Абадана, на южной границе Ирана.
Разместили нас в домиках-боксах по пять человек в каждом. Абадан расположен на восточном берегу р. Шатт-эль-Араб. Сюда, в порт, могли входить океанские суда, военные корабли и подводные лодки, поэтому городу пришлось сыграть важную роль в приемке и отправке военных грузов для СССР. В Абадане была развернута наша авиабаза для сборки боевых самолетов.
В нескольких десятках километрах от нас — в районе иракского города Басра, расположенном на другом, западном, берегу реки Шатт-эль-Араб, был авиасборочный завод США и Великобритании. Тогда мы были союзниками, старались сообща сломить хребет гитлеровской Германии. А теперь, что теперь пришлось пережить Басре и другим иракским городам за все эти недели развязанной американо-британскими властями подлой агрессии! Страшно думать об этом.
А в то далекое время к нам из Басры шли американские истребители “эркобры”, “китти-хоуки”, английские “спитфайры” и “харрикейны”. Специалисты разработали трассу перегонки самолетов до азербайджанского Кировабада с промежуточной базой в Тегеране. Мы, авиамеханики и летчики, внимательно принимали каждый самолет, дозаправляли горючим, взлетали в небо. Остававшиеся на земле махали вслед, желая боевым машинам перелета: ведь мы сознавали, что каждая из них — наш вклад в Победу.
Поставки самолетов через Абадан и Басру все возрастали. С 1 июля 1943 года по 30 июня 1944-го было собрано и отправлено в Советский Союз около 2900 самолетов, в их числе 250, принятые мной лично. В целом поставки по ленд-лизу для СССР составляли всего 4 процента отечественной продукции. Но мы умеем ценить добрые дела союзников. Ведь общими усилиями удалось обуздать фашизм!
По достоинству был отмечен труд поставщиков и приемщиков боевых машин для фронта. Командира нашей 152-й авиабазы генерал-майора авиации И.А. Образкова наградили орденом Ленина, руководитель поставок техники союзников американский полковник Чарльз А. Портер получил орден Отечественной войны I степени. Многие летчики из перегоночного полка были награждены боевыми орденами. Мы, авиамеханики, награждены медалями “За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.”.
Леонид ГАЙДАЛЕНОК.
Подполковник в отставке.
г. Барнаул.
blog comments powered by Disqus