Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

26.12.2003 21:09 | Совраска | Администратор

БОЙ У МЫСА НОРДКАП

Зачем прибыл британский адмирал?

     В 1943 году, после летнего перерыва, британское Адмиралтейство с наступлением зимних полярных ночей возобновило отправку конвоев с продовольствием и вооружением для Красной армии (конвои, шедшие в Россию, имели индекс JW, а обратные конвои — RA). Первые три конвоя дошли до Мурманска благополучно, но 20 декабря британская разведка доложила Командующему флотом Метрополии адмиралу Брюсу Фрэзеру и вице-адмиралу Р. Барнетту (он командовал эскортом, прикрывающим конвой RA-55A, идущий из России), что немцы планируют атаковать конвои силами своей эскадры во главе с линкором «Шарнхорст».

     Это был грозный боевой корабль. В ноябре 39-го он вместе с линкором «Гнейзенау» утопил пассажирский лайнер «Равалпинди», а в июне 40-го отправил на дно английский авианосец «Глориес» и два эскадренных миноносца, тогда погибло 1500 человек.

     Британский адмирал и раньше был уверен, что «Шарнхорст» выйдет в море для охоты на конвои, Фрэзер даже провел целый ряд ночных боевых учений, где роль немецкого флагмана играл британский крейсер «Ямайка». Более того, 16 декабря английская эскадра вошла в Кольский залив и встала на якорь в бухте Ваенга — там Фрэзер тепло принял на борту своего линкора командующего Северным флотом вице-адмирала Арсения Головко. Через два дня, получив от Головко информацию о военно-оперативной обстановке на Северном морском театре, адмирал Фрэзер со всеми кораблями своей эскадры направился в Акюрейри (Исландия) для подготовки к обеспечению прикрытия конвоев JW-55B и RA-55A.

Взаимная охота

     Когда немецкий гросс-адмирал Дениц узнал о начале движения конвоя JW-55B, он доложил Гитлеру о своем намерении направить «Шарнхорст» с пятью сопровождающими эсминцами на перехват и разгром конвоя. Командовать этой эскадрой должен был контр-адмирал Эрих Бей по кличке «Ахмед-бей» — человек опытный и храбрый, которого, однако, выдающимся флотоводцем не считали.

     20 декабря конвой JW-55B, состоящий из 19 транспортов и эскортируемый 10 эсминцами, вышел из залива Лох-Ю, а двумя днями позже из Кольского залива вышел обратный конвой RA-55A. Он состоял из 22 транспортов и эскорта (крейсеры «Норфолк», «Шеффилд», «Белфаст» и 8 эсминцев). Эскортом командовал вице-адмирал Барнетт.

     25 декабря вечером «Шарнхорст» и сопровождающие миноносцы вышли в море. И вскоре Бей сделал свою первую ошибку: в полночь на 26 декабря он нарушил режим радиомолчания, доложив командованию «Группы Север», что из-за тяжелых погодных условий боевые действия эскадренных миноносцев практически невозможны — в ответ ему разрешили вести боевую операцию силами одного линкора. Эти радиограммы были перехвачены и переданы адмиралу Фрэзеру на «Дьюк оф Йорк». Получая запоздалые и непроверенные сведения, Бей совершил свою вторую серьезную ошибку. Полагая, что конвой находится достаточно близко, Бей приказал своим эсминцам рассредоточиться и начать его поиск. Кроме того, «Шарнхорст», не сообщив ничего своим миноносцам, изменил курс и, сам, того не ведая, пошел навстречу крейсерской группе Барнетта. В 8.36 на экранах радиолокационных станций (РЛС) «Норфолка» и «Белфаста» было замечено появление одиночного корабля. Это был «Шарнхорст».

Бой у мыса Нордкап

     В 9.29 началось морское сражение, известное, как «Бой у мыса Нордкап». Немецкий линкор стремился уклониться от дуэли с английскими крейсерами, но, торопясь укрыться в «родном» Альтенфиорде, он шел прямо под прицельный огонь орудий главного калибра линкора «Дьюк оф Йорк» и крейсера «Ямайка». Отчаявшись найти конвой (к слову, пройдя от него всего в 9 милях), Бей приказал своим эсминцам вернуться в базу. Об этом приказе Бей, вероятно, впоследствии горько сожалел. Немецкий линкор теперь сам шел в ловушку, которую ему расставил Фрэзер.

     В 16.50 все 10 орудий главного калибра линкора «Дьюк оф Йорк» и 12 шестидюймовых орудий крейсера «Ямайка» обрушили шквал огня на немецкий линкор и нанесли ему фатальные повреждения. Снизилась его скорость хода. Через несколько минут «Шарнхорст» получил еще и бортовую пробоину чуть выше ватерлинии.

     В этот момент английские корабли начали торпедную атаку, выпустив в ходе боя 55 торпед, из которых 11 — попали в цель.

     В 19 часов 45 минут 26 декабря 1943 года линейный корабль «Шарнхорст» начал погружаться носом, перевернулся через правый борт вверх килем и исчез под водой. Из экипажа в составе 1765 человек англичане подобрали из воды лишь 36 матросов и унтер-офицеров.

     С утра 27 декабря эскадра Фрэзера и крейсерская группа Барнетта пришли в Кольский залив. На борту линкора «Дьюк оф Йорк» вице-адмирал Головко и глава британской военно-морской миссии в Полярном контр-адмирал Арчер поздравили Фрэзера с победой.

     Арсений Григорьевич Головко за время боя у мыса Нордкап сделал максимум возможного, чтобы помочь англичанам: он направил две подводные лодки на перехват «Шарнхорста», объявил боевую готовность №1 бригаде надводных кораблей и авиационным полкам.

     28 декабря в 18.00, приняв 10.000 тонн топлива, объединенная эскадра Фрэзера и Барнетта вышла из Кольского залива и направилась на свою базу, в Скапа Флоу.

     ... За победу у мыса Нордкап адмирал Фрэзер был награжден орденом «Рыцарь Британской империи», и ему был присвоен титул «Лорд мыса Нордкап». Советское правительство наградило адмирала Фрэзера и вице-адмирала Барнетта орденами Суворова 1-й степени, а многих английских моряков — советскими орденами и медалями за большой вклад в дело совместной борьбы против общего врага.

     Еще живы многие российские и британские ветераны, которые были участниками и свидетелями совместных боевых действий Королевских ВМС Британии и Советского Военно-морского флота. Боевая дружба, которая родилась в те тяжелые годы войны, согревает и поныне сердца ветеранов Северных Конвоев наших стран.

  Анатолий УВАРОВ,
ветеран ВОВ, капитан 1-го ранга
в отставке, профессор.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList