Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

06.04.2004 10:33 | Совраска | Администратор

БРАТЬЯ СОЛНЦА

В ГЕОЛОГИИ я уже 54 года. Оглядывая геологический путь во второй половине XX столетия, пройденный моими коллегами, друзьями, однокашниками, из которых многие уже пополнили «стаю журавлей», есть о чем вспомнить и поразмышлять. Все мы были частичкой профессионального братства под названием «Геология».

Оценивая результаты работ советских геологов, берусь утверждать, что, если солдаты Страны Советов совершили ратный подвиг мирового значения, раздавив воинствующий фашизм, то геологи создали фундамент могущества Советского Союза, который и поныне остается главной опорой развития России в XXI веке. Образно говоря, Солдаты защитили Державу, а Геологи воссоздали Державу.

Да и не только Россия — большая часть цивилизованного мирового сообщества пользует наши богатства. Сегодня страшно представить Россию без нефтегазового сырья. Стремительный рост валютных резервов, как и провозглашаемый экономический бум, обусловлен только нефтью и газом.

Обидным кажется тот факт, что на государственном уровне даже не заметили в 2003 году 50-летия открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции — главной углеводородной житницы. В то же время недавно широко отмечалась 50-летняя дата с начала освоения целины. Конечно, мы, геологи, гордимся и этим юбилеем, потому что многие принимали участие в освоении целины в Сибири и Казахстане и даже получили различные награды.

Геология в советское время была по форме и содержанию могучей производительной силой. На самом деле во всех республиках и регионах имелись мощные геологические предприятия, организации и научные центры. Всех их объединяли республиканские министерства и общесоюзное Министерство геологии. К примеру, «Главтюменьгеология» была особенно могучим комплексным геологическим предприятием (компанией), не имеющим аналогов в мировой практике. Можно еще и еще раз напоминать, что Западная Сибирь стала плацдармом, где были доказаны мощь и эффективность социалистической системы. Здесь всего лишь за 30 лет (с 1959 по 1988 г.) были открыты и разведаны сотни месторождений нефти и газа, и среди них такие гиганты, как Самотлор, Уренгой, Ямбург, и многие другие. За эти же годы добыча нефти и газа достигла огромных объемов, и страна вышла на первое место в мире. Здесь все было масштабно, так же, как космос и другие достижения в нашей стране. Может быть, кто-то из тех, кто умышленно пытается исказить прошлое, скажет: вот пример старческой патологической ностальгии. Я отвечу так: господа новой России, сделайте, что-нибудь подобное для своего народа, а пока вы живете за счет прошлого и обкрадываете будущее.

Что же касается геологии, то сегодня уже нет былой производительной силы. Есть лишь осколки с рыночным и далеко не профессиональным наполнением. По существу, геологии нет, есть только рынок минерального сырья, и государственная доля на этом рынке почти отсутствует. По новым законам недра и полезные ископаемые вроде бы остаются общенародным достоянием, и государство в лице всех органов власти от имени народа обязано эффективно управлять этим достоянием, находя рычаги и способы контроля в бушующем мире рынка нефти, газа, алмазов, никеля и т.д. Но горестно наблюдать откровенное бессилие государства. Неуправляемые капиталистические тенденции нарастают. Видимо, у власти нет «власти»!

Так что же делать? Могут ли профессиональные геологи в этих условиях обрести новую ориентацию в своей деятельности? Как геологическая наука и практика может существовать в рыночных условиях?

КОНЕЧНО, надо адаптироваться, другого пути нет («с волками жить — по волчьи выть»). Новые правила игры определяют нестандартные действия. В этой игре мы должны постигать суть конкуренции, особенно в период нашествия иностранных фирм, компаний и менеджеров. Во главе и в руководстве уже многих нефтегазовых компаний в России преобладают лица с иностранным гражданством и фамилиями. Наверное, пора нашим геологам и российским менеджерам «перехватывать» эту власть, а иначе никогда не создадим новых собственных «пророков» и лидеров, которыми всегда была богата Русь.

Потенциал геологической мысли, науки и практики в России очень велик, но он плохо востребован новой системой. Мне скажут, что идет процесс глобализации, рынок общий и не нужен нам новый «космополитизм». Но, дорогой соотечественник, ты же не пускаешь в свой собственный дом, свою квартиру, в свою семью чужого менеджера, а Россия — наш общий дом, и нам его надо беречь от наглого вторжения паразитирующих рыночников как далеких, так и близких.

Есть несколько моментов, которые, мне кажется, надо учитывать в новых условиях.

В геологической науке необходимо ускорить разработку новых теорий, концепций и методов. Это особенно наглядно можно показать на примере нефтегазовой геологии, где уже недостаточны арсенал и наработки осадочно-миграционной теории происхождения нефти. Устоявшиеся положения этой теории опровергаются фактами и новыми открытиями. Такая теория уже не может обеспечить уменьшение геологических и экономических рисков, как этого требует рынок в поисково-разведочном процессе. Поэтому многие добывающие компании избегают таких рисков и не тратят деньги на геологию. У одних их мало, другие заботятся только о своих личных счетах.

По ряду позиций устарели методы и способы эффективной разработки нефтяных и газовых месторождений, особенно на поздней стадии их освоения с наличием трудноизвлекаемых запасов. К сожалению, отечественная наука робко внедряется в практику работ, оставляя это конкурентное поле иностранным фирмам и олигархическим российским компаниям, главная цель которых — прибыли и сверхприбыли, что достигается сверхинтенсивными методами разработки высокопродуктивных очагов на месторождениях. Это грозит печальной перспективой уничтожения нефтегазонасыщенных систем и сокращением активных промышленных запасов, что мы и наблюдаем в настоящее время. К сожалению, геологи в этих условиях часто не являются профессиональными творцами.

Поскольку нефтяные компании пытаются уменьшить риск в геологоразведочных работах, а наука не может им предложить существенное снижение неоправданных затрат за счет своих прогнозов и рекомендаций, то и востребованность научных разработок остается невысокой. Я не беру в расчет отдельные заказы компаний и регионов по разработке виртуальных стратегий и концепций перспективного развития, которые в конечном счете во многом являются неопределенными. По-видимому, в рыночных условиях заказчик (фирма) и исполнитель (наука) должны поделить ответственность за риск. Если прогноз и рекомендация не подтвердились, а технология не пошла, исполнитель (наука) должен компенсировать, хотя бы частично, заказчику (фирме) его затраты. Но в случае успеха заказчик сполна и долго должен выплачивать вознаграждения исполнителю (автору) за успешный прогноз или использование технологии. Кстати, именно такой подход может оказаться мощным инновационным стимулом и повысит конкурентоспособность. Если кто-то считает, что знания и опыт стоят дорого, пусть попробует заработать на невежестве. Хочешь участвовать в конкурентной борьбе — думай и работай; не хочешь или не можешь — окажешься на обочине.

Сейчас в России уже много различных научных фирм (маленьких и больших) и отдельных профессионалов-одиночек, которые борются не только за выживание, но и за успешное развитие своего дела. Надо объединяться и создавать научно-геологические ассоциации, союзы, общества, фонды и дружно, но профессионально отстаивать свои права и возможности. Борьба предусматривает разные законные формы, и их надо использовать.

К сожалению, геологи остаются разобщенными, так как государство объединить их уже не в состоянии. Например, Новосибирск, по существу, геологическая столица всей Сибири, а геологи здесь (ученые, практики, чиновники) почти не общаются и не координируют свои действия. Даже «святой» праздник — День геолога — отмечается лишь на маленьких собутыльных посиделках. Однако известно, что прутик к прутику — и веник уже не сломаешь!

Но самое главное, чем мы всегда были сильны и гордились, — это наши кадры. Сейчас «чужие» пытаются нас учить, как надо искать нефть и разрабатывать месторождения с применением виртуальных компьютерных технологий. Но еще 50 лет назад, сразу после Великой Отечественной войны, мы начинали работу, которая обеспечила большие открытия и Сибири и других регионах мира. Советские специалисты, в том числе и геологи, имели непререкаемый авторитет за рубежом.

В 1955 году специалисты из разных республик СССР приехали в Индию и с помощью своих же методов, технологий, техники за счет финансовой поддержки Советского Союза создали в кратчайшие сроки мощную нефтяную промышленность в стране, только что ставшей независимым государством. Кстати, до этого американские эксперты официально дали отрицательную оценку нефтегазоносности Индии. Советско-индийская нефтяная сага создавалась параллельно с освоением Западной Сибири. Недаром эти два юбилея почти совпали по времени. Можно назвать две легендарные фамилии, олицетворявшие ту эпоху: Андрей Трофимук в Сибири и Николай Калинин в Индии.

ТАК КТО ЖЕ будет открывать новые месторождения полезных ископаемых, кто будет развивать геологическую науку в России? Это должно сделать новое поколение геологов, таких же профессионально подготовленных и увлеченных, как их предшественники из недалекого прошлого.

Молодые россияне стремятся в геологию. Это видно на примере наших сибирских вузов в Новосибирске, Томске, Тюмени и других городах. Я, как профессор Новосибирского государственного университета, знаю, что растет крепкая смена. Уникальным событием является сибирская школьная геологическая олимпиада, которая ежегодно проводится в Академгородке в канун Дня геолога. Этой традиции уже более 30 лет. Здесь можно увидеть школьников от 3-го до 11-го классов из Якутии, Кузбасса, Красноярска, Тюмени, Свердловска, Челябинска, Алтая, Казахстана и многих других мест. Ребята демонстрируют необыкновенную жажду знаний и достаточно четкую профессиональную ориентацию. В общем, есть притяжение геологии! Главный вопрос заключается в том, как обеспечить молодым специалистам профессиональную работу и карьеру, чтобы не измельчали они в торговле или другом неромантичном бизнесе. Это наша общая забота и непростая работа.

Архиважная общегосударственная проблема — как открывать новые крупные месторождения, как пополнять и укреплять минерально-сырьевую базу России? Видимо, масштабно-территориальных открытий и быстрого освоения новых регионов, включая шельф, нам не удастся осуществить в ближайшие годы. В этом аспекте остается подвешенной вся «Энергетическая стратегия России» и особенно «Стратегия развития Сибири». Но мы обязаны вместе с частными, акционерными, а, может быть, и государственными компаниями (если таковые останутся) открывать крупные и высокодебитные залежи (хотя бы одиночные) на основе новых научных концепций, технологий и достоверных прогнозов на взаимном учете интересов науки и производства. Не числом, а умением.

Много говорят и пишут об эффективном государственном управлении и контроле в недропользовании, но, к сожалению, его все нет и нет, несмотря на обилие законов и «пропагандируемых» усилий. Бывшие руководители Министерства природных ресурсов В. Артюхов и В. Караганов лихо взялись за наведение порядка в недропользовании, но быстро иссякли. Непростая задача в этом направлении у нового министра, кстати, моего земляка Юрия Петровича Трутнева. Я желаю ему успехов, несмотря на то, что его подстерегают московские ловушки, недоделанные и неработающие законы, как бублики с дырками, и многое другое в современном рыночном хаосе.

Явно просматривается недостаточная по морской терминологии «остойчивость» государства и власти. Как выразился один из бывших вице-губернаторов Новосибирской области, «главная задача администрации — не мешать». А кто же будет управлять?

Взять разведку и добычу нефти в той ж Новосибирской области. Лицензионные соглашения не выполняются. За прошедшие 10 лет на перспективных участках, принадлежащих «Новосибирскнефтегазу», не пробурено ни одной разведочной скважины. Не проводится доразведка и палеозойских горизонтов на Верх-Тарском месторождении. Такая же картина наблюдается в деятельности другой нефтяной фирмы — «Северноенефтегаз», которая многократно перепродается и практически «погибает». О многих нарушениях в работе этих предприятий можно только догадываться: например, никто не знает, соблюдаются ли технологические проекты и схемы разработки месторождений, на каких режимах работают скважины, нет ли ущерба нефтяному пласту. Со стороны многочисленных государственных контролирующих органов по геологическому, экологическому и горно-техническому надзору эффективных действий нет. Это касается и администрации области6 и областного Совета депутатов. Принцип тот же — не мешать и договариваться (торговаться)!

Поэтому нам надо быть начеку и, видимо, часть государственных проблем взять в свои руки, создавая коммерческие и некоммерческие общественные организации, чтобы помочь «власти» управлять. Результативность этой деятельности будет зависеть от новых знаний, свежих концепций и эффективных технологий. Востребованность и конкурентоспособность научной и практической отечественной геологии — в руках самих геологов. Здесь нужны менеджеры с новым, но не рваческим подходом к делу и жизни.

Стоит ли помнить прошлое и геологов XX века? Да, стоит, потому что была яркая, интересная жизнь ради будущего, а геологоразведчики по смыслу работы были самоотверженными тружениками. Когда нас покидают ветераны войны и геологии, когда уходят из жизни мои друзья, однокашники и коллеги, я ощущаю острую необходимость выразить эту печаль и надеюсь, что память о них не угаснет со временем.

Честно говоря, мне жаль тех перекроившихся наизнанку руководителей, которые способны теперь только на такую проповедь: «…за нефть Северного района я благодарю Бога, и только Бога». С такими «божьими» человечками и таким пренебрежением к своей истории не создать ни хорошей жизни, ни доброй памяти.

В заключение хочу пожелать ветеранам-геологам здоровья и возможных усилий в борьбе за прошлое и будущее геологии и всей нашей России.

А молодым коллегам желаю профессиональной дерзости в применении своих знаний и умений и даже разумного «нахальства» в конкурентной борьбе. И помнить, что прошлое — это фундамент будущего. А жить и творить надо по формуле = 3D:

Думать, Действовать, Достигать!

С ДНЕМ ГЕОЛОГА ВСЕХ!

Николай ЗАПИВАЛОВ,

доктор геолого-минералогических наук


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList