Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

27.08.2006 21:10 | Совраска | Администратор

ДОВЕЛИ КБР ДО РУЧКИ

Настоящие заметки посвящены некоторым проблемам реальной экономики и социальной сферы Кабардино-Балкарской Республики и предложениям по их решению. Но я уверен, что они характерны для всех регионов России.

Социально-экономическое положение и духовность Кабардино-Балкарской Республики в упадке. Вот далеко не полные данные, подтверждающие это. В течение последних 5—6 лет ВВП КБР вопреки официальным утверждениям динамично снижается со средней «скоростью» 3—5%. По уровню бюджетных расходов республика занимает 88-е место среди 89 субъектов РФ. Ее дотационность находится на уровне 70% консолидированного бюджета КБР. Кредиторская задолженность бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов в 4—5 раз превышает ее собственные сборы в бюджет (порядка 3 млрд руб.). Средняя заработная плата работающих у нас почти в 2 раза ниже, чем в РФ в целом. Безработица — на уровне 25%. Наши топливно-энергетические источники жизнеобеспечения находятся в ветхом, если не в аварийном состоянии из-за фактического отсутствия должных эксплуатационно-ремонтных работ за последние 10—15 лет при перманентном повышении тарифов на энергоносители. Строительная индустрия фактически отсутствует не только в селах, но и в городах. Службы жилкоммунхоза способны только собирать деньги за неоказывамые ими населению услуги, в том числе за так называемое техобслуживание многоквартирных домов, которого фактически нет. Более половины промпредприятий и сельхозпроизводств лишь числятся функционирующими, но ничего не производят. В наших учебных заведениях выпуск экономистов, педагогов, медиков, юристов, можно сказать, поставлен на поток. Между тем в КБР нет сильных экономистов. Учителей и врачей не хватает в селах. Имеет место беспредел в правонарушениях, в том числе среди тех, кто обязан следить за соблюдением законов. Часть молодежи республики, не находя себя в производительном труде, бизнесе, науке, культуре, традиционном исламе штудирует ваххабизм, привнесенный к нам извне нынешними «демократами», радикализированный и вульгаризированный до предела сепаратистами и т.д. и т.п.

Почему так сложилось? Если говорить без экивоков на федеральные власти, а сугубо о внутренних причинах, то они по большому счету сводятся к бездарности и безответственности бывших и настоящих управленцев, начиная от «мудрых, дальновидных, великих» первых руководителей КБР и заканчивая главами администраций районов, городов и сел. Под их «чутким» руководством основные звенья госструктуры, правопорядка и хозяйствующих субъектов работают плохо.

С приходом нового президента КБР А.Б.Канокова народ ожидал, что все это изменится в лучшую сторону, в первую очередь через новые кадры управленцев, перенос эффективного опыта советского прошлого в новые условия, привлечение в экономику и науку инновационной технологии и многое другое. Эти надежды подкреплялись такими заявлениями самого Канокова, как: «Во мне сильно чувство Родины. Хочется вернуть республике имидж процветающей». (Заметим попутно, что Кабардино-Балкария была процветающей в советское время.) «Задачи, которые мы ставим перед собой, — заявлял Каноков, — не могут быть решены без радикального улучшения всей системы управления в республике… Перед властью стоят задачи, для решения которых необходимы кадры самой высокой квалификации». Еще: «Посмотрите на опыт прошлых лет. Как ставились экономика, промышленность, как добивались таких результатов, какие подходы к работе были тогда. Многое из того, что было в советское время, можно проанализировать и, возможно, применить на практике».

Однако по истечении почти года со дня вступлении в должность президента КБР Канокова мало что изменилось у нас в лучшую сторону. Более того, обостряются межнациональные конфликты в республике. Председатель правительства и министр внутренних дел сменились приглашенными «варягами», которые, не зная республики, не могут управлять эффективно, даже если они и профессионалы. В то же время на своих местах осталось большинство старых управленцев во власти, особенно на муниципальном уровне, в том числе наиболее одиозные фигуры, которые довели КБР до ручки. Сам же Каноков половину времени пребывает в Нальчике, другую — в Москве, где находятся его семья и офисы собственного холдинга (напомню, что Каноков — выходец из среды крупных предпринимателей. И, видимо, осваивает метод Абрамовича, «управляющего» Чукоткой из Лондона. Эти действия президента никак не консолидируют народ. Наоборот, отпугивают, побуждают усомниться в мыслях и словах президента.

Учитывая рамки газетных страниц, остановлюсь лишь на некоторых неотложных вопросах плачевного состояния реальной экономики и примыкающих к ней отраслей КБР, причем кратко и с конкретными предложениями по их возрождению на основе советского прошлого с учетом сегодняшних реалий. Читатели «СР» знают меня как непримиримого оппозиционера. Но в данном случае я искренне хотел бы помочь властям, на благо своей республики и России, хотя меня об этом никто и не просил.

1. Общеизвестно, что вода — это жизнь. Без привычных даров цивилизации — газа, тепла и электроэнергии — можно прожить, возвратившись, правда, на пару веков назад, но без воды — никак, нигде и никогда. Поэтому бесперебойное и надежное водоснабжение населения наряду с обеспечением чистым воздухом, пищей и крышей над головой — первоочередная задача всех уровней власти, нанятых народом для управления жизнедеятельностью-жизнеобеспечением Кабардино-Балкарии. Более того, эту задачу обязаны разделить все чиновники и руководители организаций республики, считающие себя порядочными людьми, любящими свою малую Родину и уважающими ее население. Это несколько эмоциональное вступление к тому, что руководителям электроснабжающих организаций под угрозой снятия их с должности и иных наказаний нельзя оставлять без воды на день-два 300-тысячную столицу одного из субъектов РФ, каковым является г. Нальчик. А такое, как помнит читатель, имело место пару месяцев назад. Кроме этого, в сегодняшнюю августовскую жару (40О С в тени) воды то нет, то течет с малым давлением, то по каплям по разным причинам (реконструкция водопроводных труб, ремонт электроподстанций и т.п.). За такие дела при советской власти руководители районов и городов давно были бы сняты со своих доходных должностей, а сегодня они с триумфом переизбираются.

Перебой в водоснабжении наших городов и сел является наглядным примером ущербности принятой системы управления в КБР и в ее муниципальных субъектах.

Трест «Каббалксельхозводопровод», на балансе которого находилось 2290 км водопроводных сетей, являвшийся 15 лет назад ведущим специализированным предприятием России, был «отреформирован» так, что от него практически ничего не осталось. Его хозяйство передано по частям администрациям районных городов и сел, которым, конечно же, не под силу эксплуатировать и ремонтировать их своевременно и качественно.

С такой же легкостью ликвидировано производственное объединение «Каббалккоммунэнерго», которое успешно занималось эксплуатацией и ремонтом специфичных городских коммунальных электросетей и электроэнергохозяйства. Его влили в ОАО «Каббалкэнерго» — одно из подразделений ведомства небезызвестного А.Б.Чубайса, лишив статуса юридического лица.

В трудном положении находится муниципальное предприятие «Горводоканал» г. Нальчика, которое из 5 водозаборов качает воду 130 насосами разной мощности и разводит ее потребителям трубопроводами, суммарной протяженностью около 560 км. Указанные насосы потребляют в месяц электроэнергии на сумму 10—12 млн руб. У горводоканала много проблем. Однако наиболее болезненными являются две: а) в связи с несвоевременной оплатой населением и тепловыми сетями у него появляются задолженности перед электроснабжающими организациями, которые наказывают его отключением фидеров, питающих насосы тех или иных водозаборов, вследствие чего в городе происходят перебои с водоснабжением; б) ввиду крайней изношенности водопроводных сетей (более 60%), они прорываются и образуют утечку воды, которая устраняется в аварийном порядке. Хозяйство горводоканала подлежит капитальной реконструкции. Однако на это у него нет ни сил, ни средств, поскольку денежные сборы в основном расходуются на латание дыр в сетях и оплату за потребленную электроэнергию.

Поэтому водоснабжающим организациям городов и сел республики надо оказать серьезную и неотложную помощь. Для этого следует дотировать их, чтобы часть абонентских сборов водоснабжающие организации могли направить на реконструкцию водопроводных сетей. В противном случае перебои в водоснабжении населения будет усугубляться и могут стать неуправляемыми в ближайшие годы, несмотря на титанические усилия водоснабжающих организаций. Для решения же проблемы бесперебойного и надежного водоснабжения городов и сел республики следует принять развернутую программу по исследованию и разработке оптимальных систем и режимов работы сетей, новых схем водоснабжения и водораспределения, новых источников с максимальным использованием родниковых и речных вод, при которых энергозатраты минимальны.

Управление водным хозяйством надо централизировать и организовать на условиях рыночных отношений всех его участников с подстраховкой властными структурами. Здесь предстоит выбрать одну из форм корпоративных объединений: по всей вероятности, холдинг, контрольный пакет акций которого принадлежал бы государству в лице правительства КБР.

Вот это и будет опытом советского прошлого, перенесенного в наше время!

2.В последнее десятилетие резко осложнилось положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это вызвано как ростом удельного веса старых строений (30 и более лет давности), так и передачей в муниципальную собственность ведомственного жилья. В результате только в Нальчике 1095 многоквартирных домов, что составляет треть жилого фонда города, требуют неотложного капитального ремонта. Между тем у нынешнего ЖКХ нет ни материально-технической базы, ни кадров, ни финансовых средств на это. У него нет их даже для текущего технического обслуживания закрепленного за ним жилфонда.

В «рыночные» времена вместо необходимых, продуманных, просчитанных и системных реформ (а не разрушений!) во благо большинства населения, а не «элиты», пошли всевозможные дилетантские и волюнтаристские акционирования, реорганизации, объединения и разъединения министерств, ведомств, предприятий и т.п. Благо все дозволено (на дворе свобода и демократия для разрушителей)! Например, у нас в КБР, вместо того, чтобы объединить, в крайнем случае, строительные и монтажные организации в одну, эксплуатационные и ремонтные, являющиеся (обязанные быть!) ядром жилкоммунхоза, в другую — объединили все в кучу. Тем самым растворили в уже разрушенном строительном ведомстве существовавшую более-менее стройную систему ЖКХ, со своей специфичной материально-технической базой и кадрами.

Сегодня ЖКХ приткнули, как чужеродное тело, к так называемому Министерству промышленно-энергетического комплекса, само существование которого более чем сомнительно, поскольку промпредприятия и энергоснабжающие организации сплошь акционированы. Нужно ли оно в такой ситуации? Если да, то для чего и кого? Министра и чиновников?

Что же касается вопроса, что делать с ЖКХ, то ответ, без претензии на безупречность, следующий. В масштабе КБР (лучше бы, конечно, РФ) необходимо создать мощное и стройное жилищно-коммунальное ведомство с разветвленной сетью подразделений в райцентрах и городах, всерьез и навечно(!), ибо люди не могут жить без нормальной крыши над головой при любых режимах, со своими кадрами и производственными базами и занимающимися эксплуатационно-ремонтными и реконструкционными работами существующих сетей. При этом оно одно могло бы собирать плату и за другие услуги от жильцов коммунальных квартир; от имени квартиросъемщиков иметь дело с газовиками, теплотехниками, электриками, водоканализационщиками и др. Его подразделения могли бы устанавливать договорные отношения с частными домовладельцами и владельцами приватизированных квартир, конкурируя при этом с частными же предпринимателями. Таким образом, служба ЖКХ должна быть посредником между населением и многочисленными конторами, куда мы платим за коммунальные услуги, выстаивая в изнурительных очередях. Домовладелец или квартиросъемщик должен платить в одно учреждение за коммунальные услуги через ближайшее отделение банка, а не в десяток. При этом ведомство ЖКХ должно «воевать» с этими учреждениями за стабильные или сниженные тарифы на услуги, если оно само хочет жить «комфортно».

Первичные звенья указанного ведомства — ЖЭКи должны заниматься оперативной и текущей производственной деятельностью, а не бумаготворчеством и грубым отношением к жильцам. Поэтому они должны иметь материально-технические базы для выполнения текущих видов работ, производимых в жилищном фонде, и соответствующих специалистов — строителей, механиков, газовиков, гидротехников, сантехников, электриков и т.п. Вот здесь, в низовом звене, и следует создавать объединенную команду «чистокровных» коммунальщиков, а не разрозненные специализированные организации, действующие по принципу «кто в лес, кто по дрова». Словом, необходимо сделать так, чтобы жилец многоквартирного или частного дома по всем возникающим у него вопросам неполадок в квартире, подъезде, подвале, на крыше, во дворе обращался только по одному адресу — в ЖЭК, которая решала бы эти вопросы оперативно и качественно. Вот тогда-то население будет платить исправно за комплексные услуги ЖЭК.

3. В дореформенный период строительный комплекс Кабардино-Балкарии был одним из самых развитых на Северном Кавказе. В него входило 7 крупных трестов, более 20 отраслевых строительно-монтажных управлений, объединение промышленности стройматериалов, базы механизации, развитая сеть субподрядных организаций, проектных институтов и бюро, железобетонных заводов, полигонов и др. Благодаря этому в 70—80-е годы прошлого века в республике был настоящий строительный бум.

Что же мы имеем сегодня? От строительства остались лишь рожки да ножки, т.е. строительная индустрия КБР загублена, а строительные кадры распущены. К примеру, Нальчикский домостроительный комбинат (ДСК), замечательный коллектив которого выпускал готовые крупнопанельные узлы многоквартирных домов, составляющих основной жилищный фонд городов Нальчика и Тырныауза, их новые микрорайоны, а также построены дома, куда были переселены в свое время десятки тысяч семей из ветхого жилья и бараков, называвшихся в народе, ввиду скученности жильцов «шанхаем», сегодня «разодран с кровью и съеден» хищниками. Его обанкротили умышленно и искусственно. Заинтересованные структуры и лица, стимулировавшие указанные действия, продали недвижимое имущество и годное оборудование ДСК, а технологические оснастки и формы, изготовленные нашими же заводами, продали в соседние города.

Такому же драконовскому банкротству подверглись основная строительная база и многие другие предприятия республики. Драконовскому, потому что закон о банкротстве предусматривает процедуру оздоровления предприятий путем использования различных вариантов и форм корпоративного управления: финансово-промышленная группа, холдинг, франчайзинг, вертикально или горизонтально интегрированная корпорация и др. И лишь в крайнем случае — распродажу его активов для уплаты долгов кредиторам.

Однако, как правило, у нас использовался этот крайний случай. И что самое удивительное и возмутительное, при всем этом руководство Нальчика и других муниципалитетов, вместо того чтобы бороться всеми средствами против такого вандализма, за сохранение строительной индустрии, безмолвно созерцало, как гибнут предприятия. Они, понастроив дворцы на свою «чиновничью зарплату» с прислугой, игорными помещениями и охраной, позабыли думать о простых и беспомощных людях, не имеющих крыши над головой или ютящихся в ветхих домах и аварийных общежитиях. В одном лишь Нальчике сегодня порядка 34 тыс. кв. м жилья (усредненно это около 700 квартир), подлежащих сносу и 50 домов-общежитий общей площадью более 130 тыс. кв. м, где проживают в античеловеческих условиях много лет семейные люди со взрослыми детьми, которые как на музейные усадьбы смотрят на дворцы чиновников. И в такой ситуации строительная индустрия города практически загублена.

Совершенно естественно, что если власти хотят сделать что-то хорошее людям, а не только себе, и, кстати, выполниять одну из приоритетных национальных программ, то строительную индустрию республики надо восстанавливать, разумеется, с учетом сегодняшних реалий.

В республике надо создать мощные строительные организации типа бывших трестов вместо кустарных, опять же на рыночных основах, которые строили бы и сдавали дома «под ключ» по сносным ценам, как крупные объекты госучреждений (образовательные, медицинские и др.), так и частные строения, иные из которых не уступают крупным. При этом следует, разумеется, сполна использовать наши местные стройматериалы, а не завозить их извне.

Сугубо личное мнение о Министерстве строительства и архитектуры, что входит в перечень сегодняшней структуры правительства КБР. Необходимость первой части этого министерства (строительства) более чем спорна, поскольку в республике фактически нет нормальных строительных организаций, есть вывески и офисы, где сидят начальники с замами, помами и секретаршами, которые выполняют спонтанные заказы, создавая временные бригады, называвшиеся раньше «шабашниками». Минстроительство же является в основном статистом, который считает, сколько домов построили граждане республики за свои средства с помощью этих самых шабашников.

Вместе с тем единое архитектурное ведомство республике нужно, чтобы каждый не возводил себе строение, где ему вздумается, залезая на тротуары, а то и дороги, за которыми вдогонку следуют многочисленные разбирательства в судах.

4. Многие проблемы в республике возникают из-за дороговизны электроэнергии и тепла.

К концу 60-х годов прошлого века электрификация Кабардино-Балкарии была практически завершена (в части строительства сетей и подвода электроэнергии потребителям). Вместе с тем в те годы не строили у нас генерирующих мощностей (электростанций) и не готовили специалистов-электриков, хотя предложения были. Потому что КБАССР питалась от государственной энергосистемы, а кадры готовили вузы других городов бесплатно и, кстати, безопасно.

Но наступили перестроечные времена, вслед за ними так называемые реформы, теоретически ориентированные на сложение рыночных отношений в экономике. Стало ясно, что энергоисточники и другие объекты станут собственностью тех регионов, где они находятся. В такой ситуации автор этих строк настойчиво предлагал, начиная с 1990 года, незамедлительно приступить к форсированному строительству своих малых (мощностью до 30 МВт; для сравнения: мощность Баксанской ГЭС — 25 МВт) и микроГЭС (до 1 МВт) на наших реках и речках, поскольку такие энергоисточники возводятся относительно дешево и быстро. Были и другие предложения.

В 1992 году была принята 18-летняя(!) программа на основе предложений ОАО «Каббалкэнерго», где предусматривалось строительство в КБР средних (до 100 МВт) и малых ГЭС и ТЭЦ суммарной установленной мощностью 1092 МВт (авторы еще мыслили советскими мерками — мы, дескать, спланируем, «пробьем», а РФ их построит нам задаром). Из этой программы на сегодня введено в строй около 65 МВт! При этом доля республиканских средств на строительство Аушигерской ГЭС, на которую возлагали большие надежды по удешевлению электроэнергии, составляет порядка 5%, т.е. она фактически не наша собственность, а значит, ничего и не удешевила.

Заметив попутно, что изношенность сетей энергоснабжающих организаций республики превышает 60% ввиду недостаточной реконструкционной и эксплуатационно-ремонтной работы, хотя электроснабжающие организации добиваются 100% оплаты за потребляемую электроэнергию, выскажу мнение, что строительство малых электростанций (в том числе и на газе) с привлечением государственного и частного капитала должно стать важной составляющей развития электроэнергетики КБР.

Что касается теплоэнергии, то и здесь все ясно. Централизованное теплоснабжение городов с мощными котельными и развитыми подземными теплосетями — это вчерашний, точнее, позавчерашний день в теплоэнергетике, потому что тепло, получаемое от него, объективно дорого из-за высоких капитальных затрат и эксплуатационно-ремонтных издержек, низкого КПД системы (ниже 40%) и др.

Стратегическое решение проблемы теплоснабжения городов лежит также в сфере малой энергетики. Это небольшие автономные котельные, работающие на газе (КПД более 90%) и обеспечивающие теплом отдельные многоквартирные дома или кварталы города. С их помощью можно обогревать помещения в 2—4 раз (!) дешевле, чем от централизованного теплоснабжения ОАО «Каббалктеплоэнерго».

Еще интереснее когенерационные энергоисточники на газе мощностью 1—30 МВт, которые производят одновременно электрическую и тепловую энергию. Их достоинства, снижающие себестоимость энергии, состоят в том, что для них (как и для автономных котельных) не нужны подземные теплотрассы, которые составляют до 80% затрат при централизованном теплоснабжении, а также мизерны эксплуатационные издержки. Когенерационные системы позволят разрушить на муниципальном уровне сложившийся высокий монополизм производства тепла и электричества, резко снизить тарифы розничного энергопотребления, существенно ускорить строительно-монтажные работы (их сооружают за месяцы, а не за годы) и др.

5.Многие наши промпредприятия, некогда ориентированные на машиноприборостроительную продукцию, сегодня практически «лежат на брюхе», как истощенные голодом животные. Для их «поднятия» нужно не министерство — источник крючкотворно-бюрократизированного чиновничества, а модернизированные или новые предприятия с современными кадрами управленцев (многие старики не адаптировались к условиям рынка) и исполнителей, деньги (инвестиции) и «верная» продукция, которая была бы профильна и имела бы спрос в КБР, РФ и за рубежом. Не собираясь давать по ним исчерпывающих консультаций, предлагаю, чтобы они поискали приземленную продукцию, которой пользуются люди у себя дома и многочисленные частные предприниматели, а не пытались безуспешно конкурировать с устоявшимися отечественными и зарубежными предприятиями или жить (руководителям) за счет продажи и сдачи в аренду производственных площадей.

Для успешной разработки соответствующих программ и решения ближайших и перспективных задач, нужны сильные, грамотные, опытные, деловые и патриотично настроенные управленцы и исполнители, т.е. кадры профессионалов, которые, как известно, решают все во все времена, всегда, везде и всюду. Уверен, что их можно найти в КБР, если хорошо и заинтересованно поискать, но не из тех, кто нагромоздил проблемы и которые пока что, увы, находятся во власти или ходят в «генералах» на многих промпредприятиях.

Асланбек ШОГЕНОВ,

доктор технических наук.

Нальчик.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList