Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

27.08.2002 09:27 | Совраска | Администратор

ДВЕ ГИЛЬЗЫ ОТ ВАУЧЕРА

Депутат Госдумы В.Головлев давно жил в мире страха, ожидая мести. Еще в 1994 году к нему в номер ворвался киллер с пистолетом, но наткнулся на столик у двери, которым жилец «забаррикадировался», наделал шуму и исчез. Тогда в гостинице «Россия» проживали многие думцы.

Месяца за два до трагедии снова повстречался Головлев с двумя крепышами, направившимися угрожающе к нему в лесочке возле дома, где обосновался с матерые депутат. Спасла собака, набросившаяся на непрошеных гостей.

Митино — окраина Москвы. Сюда поселили депутатов, подальше от столицы, чтобы знали свой «шесток» — Б.Епьцину не по нраву был парламент, затеявший импичмент. Управляющий делами президента П.Бородин обещал для думцев дом в Матвеевеевском, что неподалеку от Поклонной горы. Но ордера достались чиновникам, а депутатов «отселили» под Красногорск, куда и на метро не добраться — подземку прекратили строить лет пять назад: мол, нет средств.

Одна радость митинских обитателей — лес, сырой, малолюдный, сумрачный. Гуляешь в тени деревьев и чащоб, а кругом — мрак, тревожная тишь. Дом на Пятницком шоссе заселили депутаты, пожелавшие тут же приватизировать квартиры, получив их в собственность. Прежний закон о статусе депутата давал такую привилегию, о чем много писали в прессе. Кто успел, тот заполучил жилье. Нам, большинству думцев, отвели служебные дома неподалеку, на Митинской и Белобородова, — без ордеров и прописки. Мы сами отменили «приватиза-цию» жилья, изъяв эту льготу из закона.

В.Головлев стал собственником квартиры, проживал с матерью. Семья не состоялась; депутат — выходец из Челябинска, до избрания в Думу работал заместителем главы администрации области, возглавлял Комитет по имуществу. На этом поприще и развернулась разносторонняя приватизационная деятельность «реформатора», ставшая впоследствии предметом внимания следователей. Операции с ваучерами, со скупкой крупных кусков собственности описаны в 136 томах уголовного дела № 68611, которое практически завершено, и материалы его можно бы направлять в суд.

25 июля 2002 года Генеральная прокуратура направила в Госдуму информацию о ходе и результатах расследования уголовного дела в отношении депутата В.Головлева. Председатель палаты Г.Селезнев свою резолюцию на бумаге нанес 9 августа с. г., спустя четыре дня после поступления документа (привожу даты, чтобы показать скорость, с которой путешествуют бумаги с Ильинки на Охотный Ряд).

О чем же поведала прокуратура? О том, что в Челябинской области завершено расследование по уголовному делу «о злоупотреблениях Головлевым В.И. служебным положением, хищении денежных средств путем мошенничества и получения взятки». К уголовной ответственности помимо Головлева привлечены 6 лиц: заместители председателя Комитета по управлению государственным имуществом в Челябинской области Желтикова Г.А. и Белехов И.Л., работники комитета Дудин А.Е. и Волчанов В.П., руководитель фонда имущества Челябинской области Афонин А. Л, сотрудник фонда Власов Л. Р.

Депутаты извещались также о том, что 10 января 2002 года обвиняемым объявлено об окончании предварительного следствия и предъявлены материалы дела для ознакомления. Однако Головлев с 23 февраля прекратил знакомиться с многотомным делом,

выбрал иной путь — по возможности затягивать этот процесс, чтобы не довести дело до суда. Депутата-подследственного известили об ограничении срока изучения материалов уголовного дела. Тогда В.Головлев сменил адвокатов, что дало возможность ему для продления срока ознакомления с документами до 10 июня с.г. Отдел Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе это ограничение срока отменил. А Головлев лег в Центральную клиническую больницу Управления делами президента РФ.

Первый заместитель Генерального прокурора РФ Ю.Бирюков заверил депутатов, что по окончании процесса ознакомления обвиняемых с материалами следствия в соответствии с действующим законодательством Генпрокурором будет рассмотрен вопрос «о внесении в Государственную думу представления о даче согласия на направление дела в суд для рассмотрения по существу».

Надо полагать, сентябрь стал бы весьма бурным в депутатской среде, пришлось бы решать вопрос о даче согласия на арест и привлечение коллеги Головлева к уголовной ответственности. Можно представить, как бы из этого криминального эпизода «выжимали» политические дивиденды либерал-демократы.

Помню, с каким трудом со второго захода удалось в Думе принять решение о том, чтобы позволить прокуратуре вызвать депутата на допрос. Тогда многие думцы «встали на дыбы», мешая следствию. Сошлись на компромиссном решении: допрос вести, но депутата не задерживать, не лишать свободы. Ю.Бирюков в сердцах боосил с трибуны мол. Головлев может в аэропорту через VIP-зал вылететь за рубеж, а следователям останется лишь право помахать рукой на прощание...

Как знать, в СИЗО Головлев наверняка бы сохранил жизнь, дело давно бы было завершено и рассмотрено в судебной инстанции. Коллеги депутата, не ведая о широкомасштабной криминальной атмосфере в обществе, фактически оставили Головлева наедине с киллерами «отцов» приватизации. Не помогла и нанятая охрана. Ранним утром в Митино, в полусотне шагов от порога, у ног убитого депутата нашли лишь две гильзы от пуль, выпущенных в голову из пистолета калибра 7,62 мм иностранного производства (типа нашего ТТ). Стреляли в упор, дважды, без глушителя. Кое-кто даже слышал выстрелы. Но к этому жители с недавних пор попривыкли. Идут разборки среди «братков». За долги, за куски и акции. Приватизация имеет многоликость: начали с ваучеров, завершают взрывпакетом, обрезом, пистолетом, ножом.

Как-то на выезде из Митино мы с водителем оказались в зоне перестрелки двух криминальных групп. Стреляли из машины, настигая соперников. Одного пристрелили, он выпал из кабины на асфальт, а «мстители» исчезли. Это сделать нетрудно: оживленная магистраль, рядом — радиорынок, ставший пристанищем для дельцов, развилка дает возможность выскочить на Красногорскую дорогу или на кольцевую, в сторону Крылатского. О десятках митинских «разборок» узнаем из газет.

Политики судят-гадают. Выносят заключе-ния, многие вердикты связывают с политической подоплекой убитого. Но вряд ли стоит педалировать эту тему 45-летний В.Головлев успел побывать в составе «Выбора России», «Союза правых сил», «Либеральной России». Трижды избирался в Думу. Но, честно признаюсь, о его существовании я лично узнал из представления Генпрокуратуры осенью 2001 года. Являясь членом Мандатной комиссии Думы, по обязанности знакомился с материалами по делу Головлева. А он избегал встречи с нами. Затем пришел в комиссию. Его убеждали посодействовать ходу следствия, ответить на вопросы, возникшие к нему, проявить элементарную законопослушность, как делают рядовые граждане России.

«Адвокатами» Головлева в Думе стали многие фракции буржуазных партий. На телевидении запестрели передачи с его участием, многочисленными интервью, в которых организатор челябинского варианта приватизации отметал все подряд: не виновен, исполнял коллегиальные решения, работал в соответствии с указаниями правительства и местной исполнительной власти.

Позднее, когда следствие набрало обороты и стали всплывать весьма крупные махинации в Челябинске, а также в других местах, вплоть до Находки, к которым напрямую были причастны В.Головлев и другие устроители ваучерных аферных операций, подследственный смекнул: не помогут ему ни многочисленные помощники депутата (а они сплошь состояли на службе коммерческих банков и иных структур), ни А. Чубайс, ни В.Христенко, ни В.Черно-мырдин, на которых стал ссылаться думский реформатор, — нашелся выход: выйти из чубайсовского СПС и прислониться к «эмигранту» Б.Березовскому, осевшему в Лондоне. Тот взялся за создание очередной партии — «Либеральная Россия», чтобы воздействовать на Кремль, оберегать свое достояние в России. «Трое вышли из леса» правых сил — С.Юшенков, В.Похмелкин и В.Головлев, заявив о при-верженности не А.Чубайсу, а Б.Березовскому

Перегруппировка сил в стане правых — это, пожалуй, борьба кланов, которым стало тесновато за одним столом, где все места уже поделены. И между олигархами разгорелась «война» за тело кремлевского правителя. Б.Ельцина устраивали все «стратегические собственники». Находили свои места в тени «царя» Бориса и А.Чубайс, и Б.Березовский, и В.Гусинский... Но в черный передел российского достояния вступили новые кланы, более молодые, алчные и нахрапистые. Не устояли под натиском питерского бомонда мэр Москвы Ю.Лужков, премьер М.Касьянов, глава администрации президента А.Волошин, бывшие премьеры и министры, принявшие новые правила игры с приходом «наследника» Ельцина. В.Черномырдин отбыл в Украину в ранге посла — и там ему газовые операции приносят головную боль. С.Кириенко согласился управлять Приволжским округом. С.Степашину по плечу Счетная палата.

В.Головлев состоял в Комитете по собственности и приватизации, а позднее в Комитете по бюджету и налогам. И одновременно с депутатскими делами вел свое «хозяйство» — приумножал капитал. А опыт на этот счет имел солидный, пройдя стажировку на челябинской земле. В материалах следствия имеются прямые доказательства злоупотребления служебным положением и хищения денег путем мошенничества и взятки. Газета «Челябинский рабочий» открыто утверждала, что Головлев «здорово погрел руки» при приватизации 89 предприятий области. Именно с его участием сложился своеобразный конгломерат госорганов, инвестиционных фондов и частных коммерческих контор. Они и делили то, что принадлежало государству и народу

По инициативе В.Головлева был создан 40-ИК — Челябинская областная инвестиционная компания. Но этого показалось маловато — появился и фонд «Социальная защита населения». Головлев потребовал от предприятий передать фонду пакеты акций — от 10 до 20 процентов из доли трудовых коллективов. 89 предприятий так и поступили. А эти «вклады» увеличили достояние чиновничества до сотен миллионов долларов.

В 1993 году В.Головлев и его подельники по приватизации Кушнарь и Дудин приватизировали ЧОИК, став ее частными владельцами. Замечаете, уважаемые читатели, как можно поэтапно, многоходовыми способами прикарманивать капитал? Напомним, что все акции этой компании были реализованы на вторичном рынке, однако областному бюджету перепали крохи.

Следователи долго и упорно искали, куда и на чьи счета попали средства фонда «Социальная защита населения». А суммы сложились в ту пору немалые от продажи им более 500 тысяч ваучеров, изъятых у 286 тысяч жителей Челябинска.

Трудящиеся сносили чубайсовские «фантики», поверив в их номинал, равный стоимости двух автомобилей «Волга», однако дивиденды не получили.

Прокуратура искала ответ и на другой вопрос: куда девался трехпроцентный пакет акций флагмана Челябинской индустрии — Магнитогорского металлургического комбината стоимостью 22 миллиарда неденоминированных рублей. Деньги должны поступить в бюджет, но каким-то образом минули казну. В 1995 году они «приплыли» в Банк содействия приватизации и вскоре осели на счетах коммерческих структур в качестве невозвратных кредитов. А эти структуры, как ни странно, были весьма в близких отношениях с В.Головлевым и его окружением. Куда же исчезал капитал? Два миллиона долларов потрачено на возведение четырех коттеджей в Москве. Часть средств пошла на предвыборную кампанию, на содержание челябинских демгазет. Отыскались челябинские капиталы в Германии, США, Югославии...

Круг сужался. Всплывали имена, фирмы, банки, адреса утечки денег. Перед прокуратурой стояла развилка — ограничиться адресами челябинских приватизаторов во главе с В.Головлевым или идти дальше и проверить версии подследственного в отношении именитых сановников. А их называли В. Головлев, пресса. Они имели московскую прописку, но бывали неоднократно в Челябинске, давали консультации, как ускорить передел госсобственности.

Предстоящий суд мог стать сенсационным событием в истории криминальной реформы, затеянной Б.Ельциным и А.Чубайсом. Все шло не по закону, а по указному праву, по запросам алчного окружения правителя. Ближайшие приятели депутата поговаривают, будто тот сумел сделать видеозапись, продемонстрировал некие документы о причастности известных сановников к его «головлевским» операциям. Запись оказалась в Лондоне у куратора «либороссов» Березовского, и вскоре мы услышим его комментарии к убийству сопредседателя партии.

В.Головлев стал неугоден высшему эшелону приватизаторов. Он исчерпал себя, отработан как материал для наказания «стрелочников». Среднее звено организаторов региональной криминальной «махновщины» выявлено. Кто-то сказал: «Стоп! Дальше не смей копать. Вход наверх перекрыт». Однако В.Головлев, над которым сгустились тучи, не взял на себя всю ношу грабительских инициатив. Он заговорил. Хоть и с опозданием, под напором фактов и улик, но развязал язык, переступил принятый в нынешнем уголовно-реформаторском мире порог — замахнулся на власти предержащие, потянул за собой «высший свет», ныне обосновавшийся вокруг Кремля.

Можно понять и положение Генпрокуратуры, держащей на контроле ход расследования уголовного дела № 68611. Наверняка В.Устинову придется докладывать президенту, прежде чем обнародовать в полном объеме фамилии 48 лиц, причастных к криминальной приватизации в Челябинске. Прежний генпрокурор В.Скуратов ходил в Кремль — предварительно консультировался с Б.Ельциным. Не потому ли так и не узнали россияне, чью валюту коробками выносили из стен Белого дома «послы» А.Чубайса, чтобы оплатить предвыборные услуги, оказанные артистами Ельцину. Не найдены заказчики и прямые убийцы депутатов Госдумы А.Айздердизаса, С.Скорочкина, В.Марьтемьянова, Ю.Полякова, Л.Рохлина, Г.Старовойтовой... Не раскрыты расправы над журналистом В.Листьевым, другими известными лицами. Их убивали в подъезде или квартире, в лесу или на улице. Как правило, среди 8 тысяч убийц, которые ежегодно уходят от уголовной ответственности, совершая злостную расправу над бизнесменами, репортерами, депутата-ми, политиками, чиновниками, есть и те, кто неоднократно лишает жизни граждан, но безнаказанно разгуливает среди нас.

Можно предположить, что киллеры, выполнившие заказ в отношении В.Головлева, вряд ли долго будут гулять на воле. Их могут тоже устранить как носителей информации, авторов исполнения «приговора» — к чему высокопоставленным российским «стратегическим собственникам» держать рядом исполнителей их вердикта в отношении ставшего неугодным В.Головлева? Тот отслужил свое, запустил механизм ограбления региона, но не остановился. Занялся Находкинским портом и другими приморскими объектами. А в Приморье идет настоящая война за собственность. И каждый криминальный клан норовит закрепиться на облюбованном предприятии. Помешал жулью директор порта Восточный Л.Бочков. Не уступил рыбной мафии генерал А.Гамов... Одного убили. Другого заживо сожгли в квартире. Гремят выстрелы. Потрошат друг друга мафиозные банды. Устраняют госчиновников, вставших на пути. Капитал приходит в бешенство, сатанеют его владельцы и готовы к новым разборкам, кровавому переделу достояния россиян.

...За восемь лет пребывания В.Головлева в Думе его толком никто и не знал. Он крайне редко появлялся в зале заседаний, вовсе не выступал у микрофона, не делал докладов с трибуны. Он был в тени, не выделяясь. Он продолжал делать деньги, продвигая идеи А.Чубайса в области приватизации. Стремился выжать максимум из того, что перепадало от кремлевского курса. А он попрежнему воспроизводит ельцинскую политику раздела имущества и обогащения приближенных к власти. За этим идут в парламент и приватизаторы. И депутатский мандат становится «крышей», пропуском в мир капитала.

Кстати, в Челябинской прокуратуре, по нашим данным, заведено еще одно уголовное дело по факту отмывания больших денег, полученных незаконным путем. И среди фигурантов снова В.Головлев, имевший многие годы депутатскую неприкосновенность.

ЮРИЙ НИКИФОРЕНКО,

депутат Государственной думы, член Мандатной комиссии, член Комитета по регламенту и организации работы Госдумы.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList