Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

22.04.2006 18:51 | Совраска | Администратор

ИСТРЕБИТЕЛИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Валерий ШЕКУРОВ, гвардии полковник, летчик-снайпер

Наша газета недавно перепечатала статью из журнала «Foreign Affairs» о быстро растущем ядерном превосходстве США на фоне развала Вооруженных сил России. Фактически наша страна становится объектом ядерного шантажа США. И что же российское руководство? Как оно заботится о восстановлении обороноспособности России?

В последнее время на телеэкранах постоянно светится министр обороны РФ г-н С.Иванов. Он бодро докладывает президенту, как под его чутким руководством бурно растет боеспособность армии. Он в офицерской куртке наблюдает за учениями. Он посещает предприятия ВПК. Смысл этой рекламной кампании вполне очевиден: г-н Иванов готовится к президентским выборам 2008 года. Поэтому роет землю, дабы доказать, что в состоянии руководить страной так же успешно, как Министерством обороны. Однако реальное состояние армии гораздо ближе к оценкам американского журнала, нежели к бодрым реляциям г-на С.Иванова.

Вот конкретный пример. Наша газета писала в прошлом году про одну из самых именитых частей Вооруженных сил — 689-й авиаполк им. маршала А.И.Покрышкина, который за счет перевода с аэродрома, где он был дислоцирован десятки лет, на полуразрушенный аэродром фактически выведен из боеготового состояния. С тех пор ничего не изменилось. Единственный истребительный полк, прикрывающий стратегически важную Калининградскую область и базу Балтийского флота, фактически приведен в небоеготовое состояние. Об этом — интервью с гвардии полковником летчиком-снайпером Валерием Шекуровым.

— Валерий Борисович! Как живет ваш полк?

— Плохо. Учебные полеты — один–два дня в месяц. За эти дни полк выполняет по 6—8 вылетов. А для боевого дежурства нужно, чтобы у летчиков был определенный налет, причем не только днем, но и ночью, в составе пары, звена, в сложных метеорологических условиях. Ничего этого ныне нет. Ночью вообще не летают. Налет — по 20 часов в год. У летчиков-инструкторов — до 40 часов. А уж о полетах на сложный пилотаж, перехват на потолке, в облаках совсем забыли. Есть офицеры, у которых налет 2—3 часа за три года. Пожалуй, у В.В.Путина налет на боевом самолете за год больше, чем у молодого летчика. Да вот только боеготовность ВВС от этого никак не повышается.

— А у вас какой налет?

— В общей сложности около 2 тысяч часов. В прежние времена до 130 часов в год набирали. Молодых пилотов за три года доводили до уровня 1-го класса. А сейчас в Армавирском училище, которое я закончил и 65-летие которого только что праздновали, выпускают летчиков, которые в своем большинстве вообще не летали на боевых самолетах.

Но хотел бы вернуться к своему полку. Для учебы и боевого дежурства используются только 2—3 самолета. Чтобы обеспечить их боеготовность, снимают оборудование с других самолетов. Так что остальные самолеты полка фактически небоеготовы.

Кстати, всем этим вызван известный скандал, когда самолет Троянова упал в Литве. У него налет столь же малый, как у наших летчиков, и самолет оснащали для полета «всем миром» — снимали с других Су-27. Его полетом на заключительной фазе должны были управлять с командного пункта нашего полка. Так что мы знаем, что произошло.

— То, что вы говорите, не является военной тайной?

— Какая тут тайна! Аэродром ведь в черте города. Каждый может видеть, как взлетают самолеты, да и номера их видны. Кстати, после известной катастрофы военно-транспортного Ан-22 в Иркутске было принято решение о запрете использования военных аэродромов в черте города. А в Калининграде все наоборот: взяли боевой полк с прекрасного аэродрома вдали от города и посадили его на разбитой площадке чуть ли не в центре города.

Там полноценной боевой учебы не может быть. Жители и без этого жалуются, что трещины появляются в близлежащих домах, стекла бьются. А что будет, если истребители начнут взлетать и садиться ночью? Весь город спать не будет. А если всем полком взлетать — 15—20 машин? Что, этого не понимали те, кто принимал решение о перебазировании полка? А если понимали, то, видно, изначально не предполагали ни боевой учебы, ни полетов на перехват натовских самолетов.

— В той статье говорилось, что взлетно-посадочная полоса аэродрома, куда перебазировали ваш полк, в таком состоянии, что куски бетона выводят из строя дорогостоящие двигатели Су-27. Изменилось ли что-либо за это время?

— Изменилось! К приезду Путина в Калининград в июне прошлого года, памятуя, что прошлый раз один из двигателей его самолета был выведен из строя, на ВПП положили (по бумагам) 60 тонн бетона. Вернее, заплат. Это чистейшей воды показуха. Любой водитель знает, что заплаты на шоссе — это не ремонт. Все вываливается через несколько месяцев. А ведь ВПП не шоссе. Там взлетают и садятся тяжелые самолеты, мощные раскаленные струи газов «лижут бетон» — какие заплаты выдержат?

За это время с нашего «родного» аэродрома в Нивенском сняли и вывезли около 4 тысяч плит. Тащили до 150 плит в день. По моей оценке, общий ущерб государству — около 40 миллионов рублей. Обращался в гарнизонную прокуратуру — тишина. Вывезли 30 плит на аэродром Чкаловск и водят проверяющих, показывают, что, мол, плиты пошли на ремонт. А на деле их основная часть ушла на оборудование рынка, на площадку в порту.

— А зачем вообще была устроена затея с перебазированием полка?

— Так ведь при ликвидации части имущество не оприходуется. Вот и возникает почва для «коммерции». Вакханалия с вывозом плит говорит сама за себя.

— Исчерпывается ли этим ущерб стране?

— Да это только верхушка айсберга! Вот смотрите: поскольку на аэродром Чкаловск самолеты перебазировать по воздуху было нельзя, их потащили туда в разобранном виде. После такого вояжа они в воздух не поднялись. Из строя выведено около 20 боевых машин. Сюда я включаю самолет Троянова. Ведь он шел в зоне ответственности нашего полка. Кстати, КП, радиотехнический батальон, средства обнаружения остались в Нивенском, то есть в 50 километрах от Чкаловска, где ныне стоит наш полк. Сейчас и этот КП закрыт: аппаратура вышла из строя. Это очередной шаг к уничтожению полка. Вообще потери, вызванные перебазированием полка, я оцениваю в два с лишним миллиарда долларов.

— Ничего себе! Из чего же он складывается?

— Вот смотрите: 20 небоеготовых самолетов (разборка-несборка, выход из строя двигателей на неподготовленной ВПП) — по 30 миллионов долларов каждый — около 600 миллионов. После моего увольнения из полка ушел костяк летного состава — 19 летчиков 1-го класса и летчиков-снайперов (подготовка каждого стоит до 25 миллионов долларов). Это 500 миллионов. Необходимость ремонта ВПП аэродрома Чкаловск и создание там инфраструктуры — около 500 миллионов. Потребность в строительстве нового жилья — еще примерно столько же. Вот цена решения министра обороны, командования ВМФ и Балтфлота.

Да разве дело только в материальных потерях. Пока пять с лишним лет я командовал полком, серьезных ЧП в полку не было. После моего ухода погибли 7 человек — офицеры (3 майора и 3 капитана) и сын одного из офицеров. Главная причина — нарушение дисциплины.

— Как настроение летчиков?

— Так они прямо говорят: «Служить противно!» Согласитесь, слышать такое неприятно. В традициях полка такого не было. Офицеры в армии сплошь и рядом только числятся на службе, а на деле имеют по 2—3 подработки на стороне. А все удивляются, почему «дедовщина» процветает. Так ведь офицер не в казарме, а зарабатывает на пропитание семьи.

А с жильем что происходит? Когда нас перебазировали, то командующий флотом раздавал обещания налево-направо. И что самолеты быстро в строй поставят, и что автобусы будут для личного состава, и что жилье построят такое, что через год-два про Нивенское все забудут. Самолеты как были небоеготовыми, так и остались. За эти годы построили 12 квартир. Но их получат только офицеры, уходящие в запас. То есть проблема жилья для офицеров фактически усугубилась. Весь личный состав перебазированных частей в один миг стал бесквартирным.

Военные городки открыли (с той же коммерческой целью) и одновременно фактически лишили военных пенсионеров права получить жилье по избранному месту жительства (даже через ГЖС). Результат этих решений — потеря для МО РФ 1320 только благоустроенных квартир. Общий ущерб около 3,5 миллиардов рублей.

— А автобусы-то дали?

— Какое там! Летчики тратят на дорогу по 2—3 часа в день. На боевое дежурство ездят на попутном транспорте, на машинах соседней части. Или на своих, если есть. И бензин за свой счет. Какая уж тут боеготовность. Дело доходит уж до совсем неслыханного: летчиков привлекают к земляным работам. Причем не к отдельным, авральным, а на месяц-два. Пилот вместо боевой учебы машет лопатой…

До столовой летного состава нужно идти минут 40. Многие и не ходят. Домик для боевого дежурства передан для размещения экипажей прилетающих самолетов. Аэродром-то придворный. Так что настроение у людей соответствующее…

— Насколько мне известно, вы не смирились с тем, что происходит с вашим прославленным полком, и начали бороться?

— После того как я доложил о неизбежных последствиях перебазирования, на меня посыпались взыскания. Но сначала меня, командира полка, отстранили от полетов. Основание смехотворное — «нехватка топлива». Мне сказали: «Ты борешься против системы, ты системе не угоден, она избавляется от таких, как ты. Будем искать на тебя компромат». Затем влепили мне 8 взысканий. Практически все потом были отменены по суду.

Затем в судебном порядке начали выселять меня из служебного жилья, хотя квартиру за пределами городка я еще не достроил. Надеясь на восстановление справедливости, я не получал выходное пособие в течение 16 месяцев. Недавно получил, но умудрились, по моим подсчетам, недоплатить 50 тысяч рублей.

А уволен я был незаконно, пока был в отпуске для участия в избирательной кампании в качестве кандидата на пост главы местного самоуправления. Истинная же причина — моя борьба за сохранение полка, его боеспособность. До принятия решения о перебазировании меня представили к званию «заслуженный военный летчик РФ», готовы были продлить контракт на службу. Как только я начал докладывать о возможных последствиях перевода полка, тут же начались гонения.

Написал рапорт, что хочу продолжить службу — есть и опыт, и желание, и здоровье. Отказали. Пытался доложить министру обороны. Но в приемной Министерства сначала мне сказали, что с такими вопросами сразу в психушку отправляют. Затем я добился встречи с начальником приемной. Встреча была в присутствии представителей Главной военной прокуратуры и комиссии по правам человека. Попросили написать все, что я хотел сказать. Но когда снова пришел, то меня даже на порог не пустили.

Адмирал Валуев на заседании Военного совета флота заявил, что, мол, вобьет меня, как гвоздь в табуретку. Но вбил-то не меня, а полк. Негативную роль сыграл тогдашний начальник боевой подготовки ВВС Балтфлота полковник И.С.Кожин. Он ведь Герой России, получил звание за посадки на авианосец. Вроде бы должен быть смелым человеком. Но, прекрасно понимая, что аэродром в небоеготовом состоянии, заставлял полк перебазироваться туда. Акт о приемке аэродрома подписывали пять раз. Любой летчик знает, что это значит. А потом участвовал в изгнании меня из армии. Сам же больше не летал (после вывода 18.06.03 из строя очередного двигателя с ущербом в

28 млн. руб.), но пошел на повышение: окончил академию Генштаба, сейчас начштаба ВВС на Северном флоте.

Мое увольнение из армии — сплошная цепь нарушений законности. Они думали, что я быстро сдамся. Но я начал бороться. И тут начальство начало заниматься фальсификацией документов. Доказательства у меня есть, и в больших количествах. Поразительные вещи: один и тот же документ (дата, исходящий номер, подпись), а содержание разное. Гарнизонная прокуратура самоустранилась… Я обращался ко многим депутатам в Госдуме по поводу бедственного положения полка. С сочувствием относились многие. Но реальную поддержку нашел только во фракции КПРФ. Г.А.Зюганов передал мой рапорт в руки Верховному главнокомандующему, президенту РФ В.Путину.

— И какие последствия?

— Через несколько месяцев получил ответ от врио Главнокомандующего ВМФ В.Масорина. Типичная отписка, явно подготовленная теми самыми людьми, которые приняли решение о переводе полка на неподготовленный аэродром. Сам адмирал В.Масорин на аэродроме не был, подписал то, что ему положили на стол. И соответственно в этом письме адмирал В.Масорин делает вывод (в ответ на выводы моего рапорта Верховному главнокомандующему), что ослабления национальной безопасности от перебазирования 689-го полка не произошло.

А я по-прежнему утверждаю, что происходящее с полком прямо угрожает безопасности России на этом направлении. Ведь это единственный полк, пока еще способный прикрыть с воздуха и область, и Балтийский флот. Мы ведь в натовском окружении. С одной стороны Польша, с другой — Литва. Рядом Германия. Есть у нас еще один полк, в Ладейном Поле в Ленинградской области. Так он в таком же состоянии, как и наш. Катастрофа Троянова (а он из того полка) это показывает вполне ясно.

— Приходилось слышать, что ваш полк вообще не нужен. Что, мол, комплексы С-300 способны решать задачи, которые до этого выполнял ваш полк?

— Ничего подобного. Конечно, С-300 — отличный комплекс. Но его дальность — до 150 километров. Им можно прикрывать базу Балтфлота. А в море кто будет защищать корабли? У Су-27 огромный радиус действия — до 1500 километров, он сам обнаруживает цели, сам сбивает. То есть С-300 заменой нашему полку быть никак не может.

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ. Из Министерства обороны звучат бравурные заявления о расширении базы ВВС РФ в Киргизии, о подготовке к созданию авиабазы в Белоруссии. Последнее вообще подается как «вызов НАТО», как укрепление передовых рубежей обороны РФ. Зачем все это нужно, если в Калининградской области, на острие возможного противоборства России и НАТО, разрушается еще вчера прекрасный, боеготовый 689-й авиаполк с огромными традициями? Калининград — непотопляемый авианосец России на Балтийском море — лишается воздушного прикрытия. Случайно это делается или вполне сознательно? Адресуем эти вопросы министру обороны РФ господину С.Иванову и главкому ВМФ адмиралу В.Масорину.

Беседовал В. ТЕТЕКИН


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList