Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.05.2004 22:33 | Совраска | Администратор

КТО ЭТО ТАМ В ПОЛИТБЕРЕТЕ?

Сегодня много говорится о необходимости привлекать в Компартию молодежь. Но как распознать в молодом человеке потенциального коммуниста? Легко увидеть коммунистическое мировоззрение там, где его нет. Вероятность ошибки велика, если в качестве критерия использовать, как это часто происходит, только внешние признаки.

В последнее время стало признаком хорошего тона делать далеко идущие выводы из молодежной моды на советскую атрибутику. Чего в ней только не усматривают — и проявление склонности к радикализму и оппозиции, и сопротивление режиму, и «стихийное полевение», и еще множество всяких положительных «тенденций». Все эти рассуждения, по-моему, показывают только одно — насколько смутное представление о молодежи имеют их авторы.

Мне очень нравятся серп и молот. Мне кажется, это действительно красиво смотрится — в том числе на красивой майке на красивом теле. И мне очень не нравится, когда я вижу молодое существо с тупым коровьим взглядом, одетое в майку с советской символикой. Потому что лучшую антирекламу всему советскому сложно придумать.

Красота советских символов — не в изящности угла наклона серпа относительно молота и не в какой-то особенной выпуклости красной пятиконечной звезды. А в том, что за каждым из них стоят мощные семьдесят лет Советской власти со всем тем, что мы перечисляем, как наши победы и достижения. Понимают ли это молодые люди, покупающие одежду с надписью «СССР»? Те из них, кто идет на демонстрацию Седьмого ноября, наверное, понимают. А остальные?

Велик соблазн обмануть себя и сказать: вот, мол, смотрите — несмотря на постоянное промывание мозгов, на осмеяние советской истории, молодежь «инстинктивно» верно понимает суть общественных явлений и тянется к справедливости, воплощенной в образе СССР. Сам молодой человек «в Че Геваре» очень сильно удивился бы, услышав рассуждения о том, что у него, оказывается, какой-то там заряд революционности требует выхода наружу, вот он и выплескивает его майкой. Он жаждет справедливости? Очень может быть, выраженной формулой: «справедливо — это когда мне хорошо». Протестует? Да — против того, что у кого-то есть машина «bentley», а у него нет. А зачем коммунистическая символика на майке?..

Да просто так — мода такая. Однако было бы наивно думать, что ни с того ни с сего появился спрос на символику, и производители, честно выполняя «объективные законы рынка», скрепя сердце принялись шлепать ее на майки и банданы. «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» — общеизвестно, что потребности в капиталистическом обществе формируются искусственно. Станут завтра на каждом углу продавать майки со свергнутым повстанцами кубинским диктатором Батистой, и столичные модники, сегодня щеголяющие изображением Че Гевары, не задумываясь, перейдут на Батисту.

Впрочем, Эрнесто Че Гевара «на майке» — просто борец за какую-то абстрактную справедливость, революционер-романтик, Иисус Христос образца середины XX века. На создание и поддержку образа вечного бунтаря по натуре, которому в силу особенностей характера не сидится на одном месте, вот он и везет революцию в горные леса Боливии, работают плакаты, фильмы и книги. Спросите обладателя майки, кто такой Че Гевара, и он расскажет вам про черный берет с красной звездой и кубинскую сигару, вспомнит неизменное «Hasta la victoria siempre!», но не скажет о том, что Че Гевара был убежденным коммунистом и всю свою жизнь посвятил борьбе с очень конкретным злом — капиталистической эксплуатацией.

Так что вся эта «мода» совсем не безобидна. Смысл ее — в дискредитации коммунистической идеи, в ликвидации высокого содержания каждого из коммунистических символов. Серп и молот ассоциируется у вас с величием Советской страны? И очень зря — это всего-навсего зашифрованный призыв: «Коси и забивай!».

Выхолостить суть, оставить только оболочку, и потом набить ее любым другим содержанием — вот рецепт незаметно и безболезненно нейтрализовать сильное оружие противника.

Но разве не то же самое происходит, когда устраивается демонстрация под голубыми знаменами Первого мая — в «праздник весны и труда»? Когда отмечается День Победы без упоминания советского народа-победителя? Когда власть уничтожает последние завоевания советского строя под возвращенный советский гимн? Почему смысл этого для нас очевиден, здесь мы возмущаемся и скрипим зубами, а в случае с популярностью у молодежи советской символики с умилением празднуем победу над душами молодого поколения?

Интересно, насколько отличается реакция на «раскрученные» образы вроде серпа и молота и надписи «СССР» от тоже коммунистических, но не встречающихся на каждом шагу. Никому и в голову не придет судить о ваших политических предпочтениях по Че Геваре на майке. «А ты попробуй вместо Че надеть майку с Фиделем Кастро — посмотришь, какое непонимание это вызовет», — сказала мне на эту тему подруга. Насчет Фиделя не знаю, а вот то, что Слободан Милошевич на майке вызывает искреннее изумление и чуть ли не ужас, — это точно. На себе проверяла. «А зачем это? Он те че, нравится?». Зачем Че Гевара — никто не спрашивает. Ведь все так ходят. Мода.

Кстати, майками эта мода не заканчивается. Зайдите в любой крупный книжный магазин, и вы обязательно увидите стенд с уменьшенными до размеров открытки советскими плакатами. А рядом — кучку ухмыляющихся покупателей, преимущественно юных. Им есть над чем потешаться — плакаты подобраны так, чтобы вызывать двусмысленную похабную улыбку.

Вот, например, на одном из них — известный текст Маяковского: «Лучших сосок не было и нет — готов сосать до старости лет!». Неужели думаете, что сегодня такой плакат появился в чисто просветительских целях? Но тогда стоило на обратной стороне привести объяснение, зачем поэту понадобилось сочинять стихотворение про соски. 25 марта 1930 года, выступая в Доме комсомола Красной Пресни, Маяковский говорил: «Если до сих пор в деревне кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру». На этом маленьком примере молодой человек должен был бы почувствовать степень нищеты и необразованности русского крестьянина до революции, если такая элементарная вещь, как соска, требовала агитации. Понять, насколько велика пропасть между грязной тряпкой и бесплатной медициной для всех, и наконец подумать, а не к той ли самой тряпке возвращаемся теперь… Нет, вырванный из контекста плакат заслуживает лишь снисходительной издевки над придурками-коммунистами, выдумывавшими такие смешные вещи. Зато в этом, как нельзя наглядно, проявляется настоящий смысл нынешней моды на советское.

Представление о том, что и когда было модно, въелось так глубоко, что периодически выплывает в самых неожиданных местах. Оказывается, при желании модой можно объяснить любой период истории. Один мой знакомый грузин, каждую свою речь, как и легендарный князь Нижерадзе, сводивший к «самой передовой и в то же время самой обиженной стране — Грузии», недавно восторженно рассказывал мне про грузинский народ, «революцией роз» открывший себе «дорогу к свободе». Я спросила: «Объясни, как тебе могут нравиться одновременно Сталин и Саакашвили?». Привычно поправив длинную челку, он серьезно ответил: «Ты не понимаешь — тогда было модно быть коммунистом». И ведь в этой глупости — суть воспитываемого отношения к советскому строю.

Так что если собрать воедино плакаты, прославляющие Сталина, призывающие учиться и работать, отучающие от вредных привычек, майки с надписью «СССР», серпасто-молоткастые банданы, мелодию советского гимна на мобильном телефоне, то получится тот странный и забавный музей под названием Советский Союз, где жили наивные люди, которые «верили в коммунизм». Беззубой, лишенной притягательной силы тенью навсегда ушедшего прошлого и хотят представить СССР настоящие кукловоды «советской» моды.

Ольга ГАРБУЗ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList