Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

07.12.2003 14:34 | Совраска | Администратор

Нкосозана ДЛАМИНИ-ЗУМА: Народ видит: АНК справляется

     Н.Дламини-Зума — член руководства Африканского национального конгресса (АНК) Южной Африки, где в ходу обращение «товарищ». Но поскольку мы брали у нее интервью в качестве главы МИД, обратимся формально.

     — Г-жа министр! Почему ЮАР стремится к развитию экономических связей с Россией? Ведь вроде бы у вас очень неплохие отношения с западным миром, где сейчас сосредоточены современные технологии?

     — На это есть несколько причин. Во-первых, исторические. Мы считаем, что наши отношения должны соответствовать нашему историческому прошлому, тем связям, которые возникли за годы поддержки Советским Союзом нашей освободительной борьбы. Во-вторых, мы, разумеется, знаем о ваших проблемах. Но Россия остается страной с мощным промышленным и научным потенциалом. И мы видим широкие возможности для сотрудничества. В-третьих, Россия является надежным партнером, не обставляющим экономические связи какими-то политическими условиями, как это делает кое-кто из наших других партнеров.

     — В России кое у кого бытует точка зрения о том, что СССР напрасно оказывал помощь освободительным движениям, что в Африке уже забыли о нашей поддержке антиколониальной борьбы. Как ваше мнение на этот счет?

     — Если в России кто-то хочет забыть о нашем сотрудничестве в борьбе против апартеида, то это его дело. Но мы о помощи СССР очень хорошо помним. Нашу борьбу в те годы поддерживали во многих странах. Но это обычно была поддержка общественности. Правительства многих стран, наоборот, сотрудничали с режимом апартеида. А вот Советский Союз оказывал нам поддержку на всех уровнях, включая правительственный.

     — Как вам видятся основные направления российско-южноафриканского сотрудничества?

     — Прежде всего, разумеется, это сотрудничество в горнорудной промышленности. Южная Африка и Россия обладают огромными запасами ряда стратегических минералов. Других таких запасов в мире нет. И мы должны не конкурировать, а работать вместе, дополняя друг друга. Широкие возможности для сотрудничества у нас в нефтяной и газовой сфере. В России хорошо развиты железные дороги и метро. Нам есть чего почерпнуть у вас в этих областях. Сюда же нужно добавить морской транспорт. Есть отличные возможности для сотрудничества в области науки и высоких технологий — ядерных, космических, авиационных. Начали активно развиваться научные связи. Кстати, Южная Африка производит много фруктов. Думаю, что россиянам не помешало бы холодной зимой восполнять недостаток витаминов отличными южноафриканскими соками.

     — Какова была позиция Южной Африки по Ираку?

     — Мы были против односторонней военной акции. Сейчас в Ираке очень сложная ситуация. И мы убеждены, что добиться мира там можно только через повышение роли ООН. Мир не может не учитывать и мнения самих иракцев, которые рассматривают присутствие войск США и Англии как оккупацию и хотят восстановления своего суверенитета.

     — Африка воспринимается как зона многочисленных кризисов. Насколько нам известно, ЮАР принимает самое активное участие в их урегулировании. Как обстоят дела сейчас?

     — Мы начали понимать, что решение проблем — за самими африканцами. Как только мы занялись этими кризисами сами, мы почувствовали, что ветер переменился. Большинство стран, где бушевали гражданские войны, стали на путь стабилизации. Ведь кризисы не есть нечто присущее исключительно Африке. В середине ХХ века зоной сплошных кризисов была Европа. Но европейцы справились со своими проблемами. Справимся и мы.

     — Наша настоящая проблема — в бедности. Мы должны создать условия для развития Африки. И это вполне в наших силах. Мы подготовили программу экономического развития континента. Разумеется, мы нуждаемся во внешних партнерах. Но, в конечном счете, все зависит от нас. С внешней помощью мы будем решать наши проблемы быстрее. Но и без нее мы все равно будем двигаться по пути развития. К концу этого века африканцы должны жить гораздо лучше. Предыдущие поколения завоевали свободу, новые поколения должны избавить Африку от нищеты.

     — Недавнее заседание Всемирной торговой организации в Мексике закончилось провалом. Страны Азии, Африки и Латинской Америки выступили единым фронтом против попыток Запада вновь навязать им неравноправные условия мировой торговли. По-моему, это очень важное событие.

     — Мы очень основательно готовились. Прошло несколько заседаний министров торговли стран Африканского союза. Мы четко определили, чего хотим, и дали понять странам Запада, что не согласны на условия торговли, неприемлемые для нас. Это особенно относится к вопросам сельского хозяйства, здравоохранения. Время диктата Севера заканчивается. Мы можем быть бедными, но это не означает, что мы не знаем, чего хотим.

     — Южная Африка проводит весьма самостоятельную внешнюю политику. Вы по-прежнему дружите с Кубой, хотя это кое-кому не нравится?

     — Мы стремимся сохранять добрые отношения со всеми странами, включая западные страны. Но мы намерены поддерживать давние хорошие отношения, например с Кубой. И для нас неприемлемо, когда нам пытаются указать, с кем нам дружить, а с кем нет. Мы уважаем мнение других и надеемся, что и наше мнение будет уважаться.

     — Женщина — министр иностранных дел — по-прежнему большая редкость в мире. Как вы чувствуете себя в этой роли?

     — Я по образованию — врач. И никогда не думала, что стану главой МИД. Но если президент Табо Мбеки решил назначить меня на эту должность, то значит, он знает о моих способностях больше, чем я сама (смеется). На самом деле в правительстве Южной Африки, сформированном АНК, много женщин. И не только на «женских» постах. И это — подтверждение нашего глубокого убеждения, что все люди равны. Женщины занимают посты министров природных ресурсов и энергетики, общественных работ, государственной службы и управления, связи, сельского хозяйства и земельных ресурсов, минеральных ресурсов и энергетики. Даже считающийся «мужским» пост министра разведывательных служб занимает женщина. Нозизве Рутледж — заместитель министра обороны. Из 16 зам.министров (в ЮАР заместителей имеет не каждый министр) 8 — женщины.

     Международные отношения тоже считаются мужской работой. Но борьба против апартеида в рядах АНК научила нас справляться с любой работой. АНК направил меня на работу на пост главы МИД. АНК может и отозвать меня. И в этом не было бы ничего необычного.

     — Прошло без малого десять лет после исторической победы АНК на выборах в апреле 1994 года, которые ознаменовали конец апартеида. Как справляется АНК с управлением страной?

     — Перед приходом АНК к власти в 1994 году многие в мире сомневались, что мы справимся. Многие вообще предвещали нам полный крах. Мы действительно были совершенно неподготовлены. Ведь до этого мы несколько десятилетий боролись против государства апартеида. Более того, нашей стратегической задачей было сделать страну неуправляемой, чтобы вырвать власть у белого меньшинства. А тут нам пришлось в одночасье превратиться в министров. Пришлось разбираться в том, как вращаются колеса правительства. А они вращались медленно. Сейчас мы в механизмах управления основательно разобрались. Поэтому колеса вращаются быстрее.

     — Через несколько месяцев в Южной Африке состоятся парламентские выборы. Как вам видятся шансы АНК на успех?

     — АНК победит. Из всех партий только АНК предлагает и осуществляет политику, отражающую ожидания народа, улучшающую жизнь народа, сохраняющую добрые отношения с окружающим миром. АНК доказал, что не только имеет хорошую программу, но и в состоянии осуществлять ее. Мы много сделали, чтобы миллионы африканцев получили доступ к образованию и здравоохранению, получили жилье, чистую воду, электричество и телефонную связь. Народ это видит.

     Везде, где улучшение жизни народа зависело только от правительства, мы сделали очень много. Но есть такая колоссальная проблема как безработица, являющаяся основой многих других проблем. У нас ведь рыночная экономика. Правительство не может непосредственно создавать рабочие места. Но мы начали понимать, что нужно делать. При огромной безработице у нас острая нехватка квалифицированных рабочих. То есть мы должны приложить особые усилия в области образования.

     Очень многие наши товарищи отдали жизнь в борьбе за свободу, и теперь наша обязанность сделать так, чтобы жизнь народа была лучше.

  Вячеслав ТЕТЕКИН.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList