Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

14.05.2002 16:36 | Совраска | Администратор

РОСТКИ НАДЕЖДЫ

Смоленское село, его настоящее и будущее, сомнения и надежды — об этом наш разговор с главой администрации области Александром ПРОХОРОВЫМ

— В предвыборной кампании в средствах массовой информации можно встретить утверждения, что ваша администрация уделяла селу гораздо меньше внимания, чем другим сферам. Как вы это прокомментируете?

— Не посчитайте за труд, вспомните 1998 год, когда меня избрали главой исполнительной власти области. Экономическая ситуация была катастрофическая. Выпуск промышленной продукции к уровню 1990 года упал на 66 процентов. Еще страшней разруха оказалась на селе. Вот только некоторые цифры. Сбор зерна снизился с одного миллиона до 186 тысяч тонн, посевы льна - со 100 тысяч до 5,8 тысячи гектаров. Более чем в 2—3 раза сократилось производство молока, мяса, вымерли целые отрасли — свиноводство, овцеводство. Стали завозить импортный картофель, а раньше своим, смоленским, снабжали северные регионы и себе хватало.

С опозданием в несколько месяцев люди получали пенсию, заработную плату. Социальный климат был наэлектризован до предела. Власти следовало быстро определиться с приоритетами. Что мы и сделали. Надо было вырывать людей из унизительного безденежья. А для этого укрепить доходную часть бюджета, увеличить сборы в Пенсионный фонд. Быструю отдачу тут можно было получить, оживив в первую очередь промышленность, расширив налогооблагаемую базу в районах. На этом мы и сосредоточили свои усилия.

Но и сельское хозяйство не выпадало из поля зрения областной власти. Первые два года в администрации его проблемами вместе с вице-губернатором Николаем Дементьевым занимался опытнейший управленец-аграрий Николай Миронов, затем Игорь Кугелев, люди, душой болеющие за крестьянство.

— Как раз Николай Иванович Миронов публично заявляет, что ваша команда с проблемами села не справилась?

— К сожалению, у нас выборы теперь повсеме-стно превращаются в войну, а в боевых действиях, что называется, все средства хороши. Вот и Николай Иванович палит заявлениями. Пусть это останется на его совести.

Никогда не соглашусь с попыткой обвинить меня в мрачных последствиях, что породила на селе политика Ельцина, Гайдара, Чубайса, Фатеева и Глушенкова. Я отвечаю за свои дела, за четыре последних года. И не бью в фанфары, но утверждаю: ростки надежды в сельском хозяйстве всходят. А чтобы их взрастить до тех же советских высот, понадобятся, тут я согласен с Мироновым, многие годы упорного труда при действительно высокой государственной протекции и поддержке.

— Которых в настоящее время нет?

— Целостная аграрная политика государства отсутствует напрочь. Вот сейчас уповают на продажу сельскохозяйственных угодий. Этот процесс будет пострашнее приватизации. Но нынешняя Дума и Совет Федерации, откуда изгнаны руководители регионов, его, вне сомнения, благословят.

— Что же в такой ситуации могут власти территорий?

— Думаю, могут смягчать удары и находить местные резервы поддержки сельхозтоваропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности.

— В чем конкретно выражается помощь селу со стороны администрации области?

— Прямое воздействие — финансовое. Сравните. В 1999 году сельхозпредприятиям из бюджета области было выделено 60 миллионов рублей, в 2001-м — 112 миллионов, почти в 2 раза больше. Под гарантии администрации хозяйствам выделяются кредиты, горюче-смазочные материалы, удобрения, семена зерновых, льна, рапса. Только в прошлом году под полевые работы крестьянам выдавалась ссуда в 20 млн. рублей, и более 90% ее в дальнейшем было погашено из областного бюджета. Комбикормами выплатили дотацию на производство молока в размере 13 млн. рублей. 10 миллионов ушло на реализацию программ в растениеводстве, 6,8 — в птицеводство. По 1290 рублей бюджетных средств получено в виде дотаций на каждый гектар посевов льноводческими хозяйствами.

Мы списали селянам все накопившиеся долги предыдущих лет по налоговым платежам в бюджет области.

В помощь хозяйствам организовали 8 государственных машинно-технологических станций. Способствовали получению за 2 последних года по федеральному лизингу 45 тракторов и другой техники.

Такие наши действия да плюс внимание органов местного самоуправления и, главное, труд сельскохозяйственных коллективов и их руководителей, которые ответственно и с полной самоотдачей подходят к делу, принесли обнадеживающие результаты. Факт: уровень убыточности сельско-хозяйственного производства уменьшился с 51 процента в 1998 году до 2,6 процента в минувшем.

— Какие же отрасли сельского хозяйства стали локомотивными, двинули его к подъему?

— Льноводство и животноводство.

— Вы считаете, что контролируемая вами программа «Лен» сработала эффективно?

— В этом убеждают итоги. Почти в 3 раза увеличены посевные площади долгунца. В прошлом году получено 6 тысяч тонн льноволокна, или в 6 раз больше, чем в 1997 году. Созданный запас семян льна дает возможность нам рассчитаться по долгам с государственным страховым семенным фондом и засеять нынче «северным шелком» 16 тысяч гектаров. Льнопродукция вытянула всю растениеводческую отрасль. Ее рентабельность составила 11,5 процента.

Но сейчас мы видим и слабые звенья в программе возрождения смоленского льноводства. Во-первых, напрямую кредитовать надо только надежные льносеющие хозяйства, где есть база, кадры, освоены интенсивные технологии. Далее, слабое звено — переработка: льнозаводы, льнокомбинаты. Там не хватает оборотных средств, что приводит к задержке выплат крестьянам за выращенную и сданную продукцию. На сегодня прошлогодний долг составляет около 20 миллионов рублей. Устаревшее оборудование не позволяет переработчикам выпускать высокосортные, качественные готовые изделия.

— Значит, программа требует корректировок?

— Изменение, поиск эффективных механизмов ее реализации наши специалисты осуществляют постоянно. В область привлечен солидный инвестор — ОАО «Федеральная контрактная корпорация» («Росконтракт»). Под его опекой сейчас — льнозаводы в Сычевке, Новодугино, Велиже, Демидове. Погашены долги этих предприятий. Готовится их техническая модернизация. Вдвое увеличиваются льняные поля в районах.

На Руднянском заводе установили линию по выпуску из короткого льна модифицированного волокна — катонина. Но одной — мало. Думаем приобрести в государственную собственность Ярцевский льнозавод и там открыть другую. Следующий шаг: изыскиваем резерв в 2,5 миллиона рублей, чтобы вложить их в Ярцевский хлопчатобумажный комбинат и начать выпуск смесовой нити — катонин-хлопок, которая затем будет передаваться Смоленской льняной мануфактуре. Ее переоборудование — также актуальная задача. Думаю, мы ее решим, переориентировав часть бюджетных вложений именно в льнопереработку. Проведем структурную перестройку льноводческого комплекса, оформив его в единый холдинг.

— Видимо, такая же отладка интересов должна осуществляться и между производителями и переработчиками животноводческой продукции?

— Надо сказать, что тут в нормальной конкурентной борьбе уже сложились зоны взаимодействия. В частности, молокоперерабатывающих предприятий, сельских товариществ, фермерских хозяйств, владельцев личных подворий. Дальновидные переработчики в своей округе держат не только хорошие закупочные цены, но и кредитуют крестьян перед весенним севом, помогают укреплять кормовую базу, модернизировать фермы.

Проблем немало. Однако панихиду по смоленскому селу справлять рано. И популистскими обещаниями чуда, что звучат сейчас со многих сторон, ситуацию не поправишь. Ни шапкозакидательство, ни сабельные атаки неприемлемы. Только кропотливая, повседневная работа.

При поддержке Министерства сельского хозяйства страны нами разработана целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Ее финансирование из разных источников составит 1,9 миллиарда рублей.

— В обеспечении продовольственной безопасности области вы ставку делаете только на коллективные хозяйства?

— Их укрепление — генеральная линия аграрной политики региона. Но не только. Пора иметь программу помощи личным крестьянским хозяйствам, подсобным хозяйствам различных организаций.

Но без крупного сельхозпроизводства нам не выправить социальную сферу на селе. А ведь люди там попрежнему хотят быть приобщенными к цивилизации, иметь приличный Дом культуры, библиотеку, школу, медицинский пункт, спортивные сооружения, дороги, уверенный прием телепрограмм и т.д.

Тут нам надо объединить усилия власти и товаро-производителей. Во имя будущего Смоленщины.

К. АЛЕКСАНДРОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList