Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

29.04.2004 23:13 | Совраска | Администратор

СВЕТ И БОЛЬ АПРЕЛЯ

Александр БОБРОВ. Мой месяцеслов

Ранняя Пасха была в этом году. Самая ранняя из всех возможных только в 2010 году будет — 22 марта (4 апреля по новому стилю). А вот самая поздняя Пасха пришлась на 8 мая в победном 1945 году, словно и природа, и силы небесные ждали, когда Русь окончательно одолеет супостата, неосмотрительно напавшего в праздник Всех Cвятых, в земле Российской просиявших, 21 июня 1941 года. Есть великие символические совпадения в нашем календаре, а есть сознательное сближение и действенное осмысление памятных дат и праздников.

Антон Павлович Чехов, не отличавшийся особой набожностью и сентиментальностью, написал щемящий рассказ о том дне, когда все живут ожиданием Светлой Пасхи, моются в банях. «В Чистый четверг — вся Русь моется», — говорится в народном присловье. Топили бани для сирых, для странников и бездомных, дарили им чистые одежды. Можно ли себе представить, чтобы нынешние хозяева жизни, так любящие стоять в храме со свечками, протопили свои бани в загородных имениях и открыли для бомжей и обездоленных, расплодившихся по их вине, алчности, неспособности управлять. Особенным грехом почиталось употреблять грязные, бранные слова, ерничать и коверкать язык, ибо чистота речи — это чистота души. Замечательно переданы светлые движения детской души в этом рассказе Чехова — «На страстной неделе»: «На другой день, в четверг, я просыпаюсь с душой ясной и чистой, как хороший весенний день. В церковь я иду весело, смело, чувствуя, что я причастник, что на мне роскошная и дорогая рубаха, сшитая из шелкового платья, оставшегося после бабушки. В церкви все дышит радостью, счастьем и весной; лица Богородицы и Иоанна Богослова не так печальны, как вчера, лица причастников озарены надеждой, и, кажется, все прошлое предано забвению, все прощено». Да, русский человек своей детской душой многое может забыть и простить, но только не свет воспоминаний и не боль кощунственного предательства, которыми был переполнен даже праздничный апрель.

ПОШЛОСТЬ ТВ

В любые праздничные дни, а на 1 апреля особенно, начинается «смехопомешательство» на телевидении. Кроме новых нескончаемых «Аншлагов» и «Смехопанорам», вываливается еще и любое старье в исполнении тех же лиц — от несостоявшегося директора театра Геннадия Хазанова до удачливого нового губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Единственно, что забыли телеканалы — так это отметить 195-летие гения умного смеха (не пошлого ржанья) Николая Васильевича Гоголя, который по символическому совпадению родился 1 апреля. Например, в библиотеке №2 на Никитском бульваре с мемориальной квартирой, где угас Гоголь, прошли 4-е Гоголевские чтения, в которых приняло участие более шестидесяти писателей, литературоведов, подвижников слова из России, Украины, стран Зарубежья — ни сообщения, ни репортажа в эфире, а ведь директор этого Дома Гоголя — Вера Павловна Волобуева — энергичная женщина, уж она-то электронные СМИ умеет оповестить! И — молчание.

В этом нет ничего удивительного, учитывая вкусы тех, кто вершит политику на ТВ. Телеакадемик Владимир Познер, не спонтанно, не к слову, а продуманно, завершая свои «Времена» без нравов, демонстративно заявил: «Для меня лично Жванецкий стоит совершенно на одном уровне с Салтыковым-Щедриным, с Гоголем, с Достоевским». Ну и обсуждал бы свои личные дурные пристрастия в тесной компании единомышленников — нет, навязывает свой уровень миллионам телезрителей. Самое смешное — до икоты просто! — заключается в том, что 1 апреля исполнилось 70 лет самому Познеру, и телефильм о нем, снятый Парфеновым, был подан через анонсы как главное культурно-политическое событие недели. Какой там Гоголь! А тут же и канал «Культура» встречу с Познером устроил. В который раз мы слышали лукавые рассуждения о прежней убежденности и разочаровании пропагандиста Познера в идее социализма, о необходимости свободы слова на телевидении, о мнимой независимости себя любимого. Так и назывался громко телефильм — «Ведущий». А куда могут повести эти обветшалые либералы, дутые телезвезды?

Вот Владимир Молчанов, сын советского композитора-песенника, когда-то известный тележурналист, снобистски ведший «До и после полуночи», картинно разводивший руками в окружении талантливых гостей, хлебнувший даже кровавой большой политики (принимал с вооруженными молодчиками участие в разгроме редакции газеты «Завтра»), ведет сегодня пошлую дневную программу на РТВ «Частная жизнь», скучно обсуждает какую-то беспросветную бытовуху с недалекими и даже подсадными персонажами. Уже и тут молодая актриса таращит глаза, изображая молодую жену, обиженную на неумеху-мужа. Увидел случайно и тут же выключил телевизор. Вспомнил, как встретил недавно Молчанова на улице, поседевшего, в модном пальто песочного цвета, глядящего свысока на прохожих, а тут вдруг — сидит в кадре жалкий постаревший комментатор каких-то базарных проблем на уровне сплетниц у подъезда в передаче под пошлым названием «Откуда руки растут». Неужели самому не стыдно, не противно, не жалко собственных способностей и рук, растущих... откуда? Ведь всякий журналист с годами должен расширять и укрупнять круг интересов, углублять заветные темы, дорожить в конце концов своим именем, а на телевидении — ну все наоборот!

Ради денег и присутствия в кадре до любого примитива и унижения опустятся поседевшие люди, даже известные будут про огород и коммуналку говорить, как один популярный поэт-песенник на ТВЦ. Этим каналом руководит вроде бы писатель Олег Попцов, но ни одной приличной литературной программы на нем нет — зато по своим собственным книгам Попцов наваял аж четырехчастное эфирное полотно об эпохе Ельцина, в котором пересказал все главы, то сидя в кресле и на табуретке, то разгуливая перед камерой в мятых брюках. Вот это самореклама! Но тот же Познер, например, хамски перебил политолога и депутата Госдумы Наталью Нарочницкую: «Ну, я вам рекламировать свою книгу не дам!», когда она решила показать не обложку даже, а геополитическую карту-схему для наглядности. Мол, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Но кто доказал, что попавший в свет юпитеров становится небожителем? И на каком основании?

Вообще само творческое поведение людей телевидения, которое из-за примитивности язык не поворачивается называть творческим, в первую очередь демонстрирует нынешний его уровень. Про всякие содранные западные игры не говорю (с какой помпой отметили юбилей «Поля чудес» — звезды с других каналов заявились!), но тот же гордящийся своей моложавостью телеакадемик Познер все чаще брюзжит, повторяется, откровенно проигрывает по знанию, убежденности, заинтересованности своим гостям и потому снижает планку программы примитивными вопросами до собственного уровня. Ну, например, идет обсуждение финансовой темы, поднимаются государственные проблемы, пути преодоления нескончаемых кризисов, Познер дождется паузы, а то и перебьет, чтобы успеть встрять с обывательским вопросом: «Ну а все-таки в чем лучше сбережения хранить — в евро или долларах?». Или начнет призывать безмолвную публику в студии, как провинциальный массовик-затейник: «Давайте похлопаем!». А то вдруг признается в гадкой мечте «дождаться, когда же без ложного патриотизма и у нас, как во Франции, снимут фильм о российском народе». Их столько снято «без патриотизма», что никакой Франции не снилось! Глядишь на этих духовно одряхлевших, бодрящихся «мечтателей», борцов за «независимое телевидение», и остатки смеха улетучиваются на первоапрельском ветру...

С телевидения почти совершенно изгнана основа русской культуры — литература. О том, как она однобоко представлена на канале «Культура», — разговор особый и не раз возникавший на этих страницах. Замечу лишь, что наконец-то в программе «Культурная революция» увидел главного редактора канала «Культура» Юрия Гольдмана (смешно: он вопрошал в эфире на своем канале о том, что может спокойно выяснить у Швыдкого в кулуарах — зачем под телекамеры вылезать?), но мне по крайней мере стало понятно, почему почти все ведущие канала представляют один специфический тип россиянина, схожий с обликом (а, наверное, и с мировоззрением) главного редактора. Но для многонациональной страны с другим преобладающим типом и мироощущением это, знаете ли, чересчур!..

На других каналах литературу, похоже, вообще презирают и знать не хотят. Вот Василий Арканов делает для программы «Намедни» репортаж из США о девушках из группы поддержки команд, которые теперь в паузах матча скачут с махалками и у нас, и завершает его словами, прежде немыслимыми для сына или однофамильца писателя: «В общем, кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали», как сказал... Пушкин». Сильно! Прежде и журналисты, и редакторы со школьной скамьи помнили, что это сказал Грибоедов, но теперь, ни «стильный» ведущий Парфенов, ни вся группа «аналитической» программы не замечают этот ляп, выказывая не просто свою необразованность, а демонстрируя общий дух, царящий на телевидении. Я снова хлебнул его сполна в последнее время, попробовав вернуться в эфир с культурной программой «Крона и корни» на телеканал «Мир». Не смог вынести двух самых главных творческо-политических претензий: мол, очень много литературы вообще и стихов в частности, ну и излишне много... России, будто она и не член СНГ, на котором, по правде-то говоря, все Содружество держится и политически, и морально, и материально. Терпеть такое невозможно, а ведь каналом руководит человек, считающий себя русским писателем! Наверное, окончательно теперь убедился, что не приемлю современное телевидение, где царят предательство и пошлость, подпитываемые незаслуженно — не по таланту и влиянию на умы — получаемыми деньгами. Вернее, так: чем более пошлы и антинациональны, примитивны и антидуховны каналы, программы, конкретные примитивные «шедевры» — тем больше деньги и выше рейтинги среди развращенной тем же телевидением публики. Невыносимо!

Но среди этого моря пошлости и русофобства поддерживает нас малоросс Гоголь, которого Белинский справедливо назвал после гибели Пушкина «первым русским поэтом». Ровно 160 лет назад, весной 1844 года, мятущийся гений написал и оставил нам как завет такие слова: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России».

ВАКХАНАЛИЯ ЛЖИ

День единения народов — 2 апреля — на Российском телевидении не отмечали совершенно. Вспомнил о нем, насколько смог увидеть в тот вечер, только ночной выпуск на канале ТВЦ. Такие даты в отличие от 70-летия Познера или 65-летия его любимого писателя Жванецкого у нас стараются не замечать.

Зато конгресс США приготовил тухлый подарочек, принял какой-то документ о спасении демократии в Белоруссии и выделении националистической оппозиции 40 миллионов долларов на открытое ведение антилукашенковской и антигосударственной пропаганды. Наши СМИ кто злорадно, а кто беспристрастно сообщили о вопиющем вмешательстве в дела другого государства, верного союзника и партнера по созданию единого Союзного государства. Много обвинений сыпалось в адрес СССР, но даже во сне представить невозможно, чтобы Верховный Совет принял демонстративное постановление о выделении десятков миллионов на ведение подрывной работы в Западной Германии, на свержение там законно избранного канцлера и присоединения, скажем, к СНГ. А тут запросто, да еще у нас дают на государственном телеканале слово американскому картавому политологу с дьявольским лицом, который часто на НТВ в аналитических программах выступает, чтобы он сладострастно заявил о закрытых газетах, поисках могил уничтоженных режимом людей и прочем бреде. Лучше бы он объяснил, почему улетели на ветер деньги, выделенные на поиск оружия в Ираке. И вот эти же наглые силы лжи и угнетения народов берутся нести демократию в Белоруссию, а Россия молчит! Более того, в день открытия Межпарламентской ассамблеи на государственном канале РТВ дикторша с очаровательной улыбкой щебетала анонс «Зеркала» кривозубого Сванидзе: «Лукашенко шантажирует Россию». И все содержание? Уму непостижимо в апреле, когда Беларусь стала последним щитом на московско-смоленском направлении.

Зато устроили накануне Страстной недели целую вакханалию лжи вокруг письма Ходорковского, от мыслей и выводов которого он не отказывается, но авторство отрицает. Мол, Талмуд я лично не писал, но с заповедями согласен. Савик Шустер умудрился посвятить этому виртуальному посланию целую программу. Тоже мне — письмо Белинского Гоголю. Кстати, Достоевский был арестован, осужден и чуть не лишился жизни как раз за то, что петрашевцы хранили и читали это злополучное и безоглядное письмо. А тут устроили такое пышное обсуждение на пустом месте, что одна моя знакомая, современная и умная женщина, сказала: «Ой, да выпустили бы его — покаялся, налоги согласен заплатить». Ничего себе: покаяние с отречением от авторства...

Да и о каких компенсациях идет речь? Известно, например, что только одна фирма Ходорковского единым махом в 2003 году перекинула себе в карман, минуя бюджет, 2 миллиарда долларов. Эта сумма — 60 миллиардов рублей! — больше, чем все расходы, выделенные госбюджетом 2004 года на фундаментальные научные исследования (46 миллиардов рублей) и охрану окружающей среды (всего 12,4 миллиарда рублей — крохи). Вы только сопоставьте масштабы — частная фирма и нищая наука с гибнущей природой всей страны! Ну так ты внеси часть награбленных богатств, спаси какую-нибудь гуманитарную отрасль в масштабах Отечества, если уж покаялся — нет, будут рассказывать о моральном примере прозревшего Ходорковского и о его готовности элементарно соблюдать самый несправедливый в мире, уравнительный Налоговый кодекс. Да, исправился... Тут и чубайсовское Ren-TV начало петь, сколько «ЮКОС» в бюджет налогов перечисляет — аж 5 миллиардов долларов, не называя при этом цифр, а сколько налогов не уплачено, сколько капиталов вывезено за рубеж, сколько денег получил бы бюджет, принадлежи эти несметные богатства государству, как в Норвегии или Венесуэле.

Наши либералы боготворят Маргарет Тэтчер, но не вспоминают, что в Великобритании при приватизации всего 3 процентов предприятий в бюджет было получено более 100 миллиардов долларов, а у нас при приватизации 70 процентов промышленности России в бюджет накапало всего 34 миллиарда. Потому-то только военный бюджет крошечной Великобритании, не имеющей несметных природных богатств, составляет 42 миллиарда долларов. Но футбольные клубы, например, разоряются и ждут, когда вслед за Абрамовичем их начнут покупать российские олигархи-«благодетели». Откуда же у них золотой дождь, на чьи деньги куплены замки и яхты? Сама-то ведущая — недавно еще ироничная Ольга Романова прекрасно понимает весь расклад, но ведь она в аналитической программе как-то призналась, что главная национальная идея — благополучие семьи, и сама успешно претворяет эту идею в жизнь. А косвенно обделенные ее работодателями телезрительницы слушают и всему верят.

ГЛАВНЫЙ СПЕКУЛЯНТ

Теперь о хлебе насущном, а не только духовном. По всей России, вопреки указаниям президента, в апреле продолжали расти цены на хлеб. Самый дорогой — у него на родине, в Санкт-Петербурге: хлеб стоит от 11 до 14 рублей, в Нижнем Новгороде — на родине либеральных реформ Немцова — хлеб стоит даже дороже, чем в Москве. «Президент распорядился снизить цены на хлеб. А на каком основании? — возмущаются представители ассоциации «Нижегородский хлеб», те, кто развращенно привык зарабатывать на самом необходимом продукте. — Само государство выступает первым спекулянтом. Призывая снижать цены, оно торгует зерном из своих резервов по нагло завышенным ценам. Осенью государство закупало зерно у крестьян по 2,2 тыс. рублей за тонну, а весной им же продает его в два раза дороже — по 4,4 тыс. рублей. Откуда взяться дешевому хлебу?».

По данным Государственного таможенного комитета, в 2003 году из России было вывезено 15,2 млн. тонн зерна. Заместитель директора Института экономики сельского хозяйства Анатолий Алтухов считает, что наиболее нерачительный хозяин — само государство: «Весь прошлый год государство спокойно наблюдало и даже поощряло вывоз зерна. Эта неспособность прогнозировать ситуацию (хотя министр Гордеев все чаще выступает в ток-шоу и политбазарах как аналитик и прогнозист. — А.Б.) привела к росту цен на хлеб. В России нет государственной зерновой политики. Она так и не сложилась за 14 лет рыночного хозяйства». Ничего себе рынок построили! Через 9 лет после окончания страшной войны, которая выжгла все поля и опустошила закрома, Советское государство приступило к выполнению грандиозного проекта — освоению целинных и залежных земель, чтобы вдвое поднять сбор зерна, а либеральные реформы привели к тому, что поля в Центральной России зарастают сорняками, но государство не имеет зерновой политики, не думает о хлебе насущном, выступая самым главным спекулянтом. Но министры стали в апреле получать сразу в несколько раз больше. За что?!

Про весенний сев вообще в эфире — молчок, будто и не начался он, не всколыхнул вечную пашню и душу труженика — только новоиспеченного губернатора Алтайского края Евдокимова показали, который по телефону с кем-то на полном серьезе беседует: «Так, тракторов 100 штук — это понятно, а вот тут к ним в заявке сеялки...». Просто смех сквозь слезы, которые по осени еще отольются.

НИЗШЕЕ И ВЫСШЕЕ

Век назад, в апреле 1904 года, Лев Николаевич Толстой записывает в яснополянском дневнике: «Нынче думал о НиколаеI, об его невежестве и самоуверенности и о том, какая ужасная вещь то, что люди с низшей духовной силой могут влиять, руководить даже высшей. Но это только до тех пор, пока сила духовная, которой они руководят, находится в процессе возвышения и не достигла высшей ступени, на которой она могущественнее всего». Конечно, эта запись мудреца, который в третий раз решил тогда взяться за тему благородных декабристов, вселяет некоторую надежду, но, глядя на телевизионную картинку, ошарашено воспринимая то, что сегодня творится в мире и в России, убеждаешься в полном торжестве низших сил, которые олицетворяет президент Буш, готовый продолжать безумство в Ираке и тупо не сумевший ответить на вопрос журналиста, в чем же была его ошибка, ну и весь конгресс США, борющийся за демократию в Беларуси, вместо того чтобы обуздать своих зарвавшихся политиков, и, конечно, американские подпевалы в российских властных структурах, которые готовы послать наших солдат (но не своих детей!) в иракское пекло. По-моему, со времен Гитлера не было столь наглой агрессии (я говорю не только про Югославию, Ирак, расширение НАТО вопреки заверениям, а просто о всеобъемлющей политике глобальных жандармов), такого безжалостного подавления не только возвышенного и гуманного, но просто — разумного. А собирается ли в кулак и готовится ли к победительному возвышению сила духовная? — на этот мучительный вопрос даже в пасхальный апрель не могу убежденно ответить, пусть хоть все ветви власти и весь клан олигархов в Храме Христа Спасителя соберутся на торжественную службу под телекамеры...

Владимира Путина спросили, какие мемуары он напишет, когда сложит с себя полномочия президента, он отшутился, что какие-нибудь напишет, добавив: «Если не разучусь писать...». Мне кажется, что сейчас следует опасаться того, как бы его подданные не разучились читать. «Интересно, что будут читать мои правнуки?» — задавался вопросом Лев Толстой. Правнуки как раз спасительно читали классику и его самого, потому и защитили Отечество, подняли из руин, возвысили его. А вот что и как читают праправнуки? В апреле библиотека музеев Кремля провела семинар работников музейных библиотек России. Запомнилось выступление Елены Поплавской — ученого секретаря музея-усадьбы «Карабиха», которая лежит на Золотом кольце, на московском оживленном тракте. Так вот, после проверки фонда сельской библиотеки выяснилось, что в округе, где есть крупный населенный пункт Красные Ткачи и прославленная Карабиха, где половина читателей — школьники, приходится на человека всего... по 1,5 изношенной книги. Музей начал выдавать издания из собственных фондов, чтобы школьникам было что читать. Так, великие детские стихи Некрасова, имеющиеся в наличие, изданы... в 70-е годы прошлого века! Все поступления новинок вообще прекратились с окончанием программы Сороса «Сельская библиотека», по ней напоследок пришли примитивные пересказы классических произведений, но даже их на руки не выдают — подарок! А помещение библиотеки — всего 26 квадратных метров, читального зальчика не предусмотрено. Заведующая сельской библиотекой вздыхает: «Мне бы хоть 200 рублей в месяц выделяли, я бы хорошо фонд комплектовала». Боже мой, это страшно слушать, зная, какие средства уходят в пустоту, разворовываются и бездумно транжирятся, а тут — 100 долларов в год счастьем кажутся! Так на что же мы надеемся, какое подрастающее поколение в стране великой литературы воспитаем?

Выступая на Конгрессе в поддержку чтения, сотрудник Государственной детской библиотеки Елена Голубева с болью говорила: «Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников. В этом во многом виноваты недостатки преподавания в школе. В ужасном положении находятся детские библиотеки. Сегодня они приобретают менее 6 процентов книг по названиям и только 0,002 процента от общего тиража. А сельские библиотеки получают в год всего 1—2 новые книжки. И это при том, что 40 процентов всех читателей библиотек в стране — дети». Катастрофически падает интерес к поэзии, хотя юность по-прежнему любит и пишет стихи.

«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает», — эти возвышенные слова из записной книжки 1870 года зрелого Л. Н. Толстого вынесены в эпиграф к замечательному изданию музея «Ясная Поляна» — «И голос проснулся любви. Поэзия в жизни Льва Толстого» (ответственный редактор — В.И. Толстой, составитель С.М. Романов). Во вступительной статье псковский критик Валентин Курбатов справедливо написал: «Лев Николаевич не был поэтом. Он был поэзией, ибо знал цену Слову, которое было вначале, и удерживал это Слово в первоначальной Адамовой полноте. Он знал горький вкус плодов древа познания и потому во всем, что делал, прежде всего взращивал и возделывал Древо Жизни, в тени и свете которого зреет единственно «экологически чистый» плод, рожденной и рождающей русской поэзии». Да, рожденной великими предшественниками и рождающей ныне приверженцев, несмотря на все уверения в ненужности, старомодности, в пренебрежении к ней со стороны тех, кто лепит виртуальную реальность.

Сборник, любовно изданный тульской типографией «Гриф» и вышедший тиражом всего 1000 экземпляров, состоит из четырех разделов: «Круг чтения», где представлены любимые стихи Льва Толстого от «У моря» Пушкина (это и мое первое любимое «взрослое» стихотворение в детстве) до «Не видно птиц...» Бунина; «Одолжите Льва Толстого», где собраны все стихотворные опыты самого Толстого от семейных посланий до солдатских и казацких песен, ставшими народными; далее — «Любовь внушал ты», где напечатаны стихи о великом Толстом, начиная с его современника и друга Фета и кончая строками Виктора Бокова; наконец, в последнем разделе «Сияние Ясной Поляны» запечатлены поэтические раздумья тех, кто откликнулся на поэтический зов этой земли — от сына гения и писателя Л.Л. Толстого до восьмиклассника ХХI века Алексея Евдокимова.

Наш современник Владимир Костров заканчивает свое стихотворение, написанное «над холмиком живым яснополянским», таким уверением:

Гудит земля родная, как трактир,

В родство с прошедшим веря и не веря.

Жив русский Лев! О, наглый вещный мир,

Тебе не приручить такого зверя.

В тщательно составленную книгу вкралась опечатка — набрано не «вещный», а «вещий» мир. Но даже эта опечатка глубоко символична: наглый вещный мир думает, что окончательно приручил нас, что низшее — торжествует, но вещий мир Льва Толстого и любимой им поэзии посылает иную, высшую весть. Расслышим ли мы ее или окончательно погибнем?

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Все чаще повторяются со вздохом слова Гамлета: «Распалась связь времен» из бессмертной трагедии Вильяма Шекспира, чей 440-летний юбилей почти незаметно пришелся на 23 апреля. Кому сегодня до гения елизаветинской эпохи?

Век расшатался — и скверней всего,

Что я рожден восстановить его...

Так в переводе Михаила Лозинского завершается первое действие, когда Гамлет клянется друзьям в присутствии Призрака отомстить за смерть своего отца, а в переводе Бориса Пастернака приговор веку звучит иначе:

Разлажен жизни ход, и в этот ад

Закинут я, чтоб жизнь пошла на лад!

Классическое же выражение принадлежит переводчику Александру Кроненбергу, который 160 лет назад перевел монолог так:

Распалась связь времен.

Зачем же я связать ее рожден!

Для того, чтобы связать века, человеческие страсти и прозрения, наконец, искусства и языки, отразившие эту связь, явился на свет в провинциальном городке Стратфорде-он-Эйвоне сын ремесленника и торговца Вильям Шекспир, получивший лишь начальное образование. В наше время академик, чьими книгами, оказывается, зачитывается лауреат Нобелевской премии Гинзбург, Александр Яковлев погружается в такое средневековье, что у Шекспира бы красок не хватило. Вот слова автора «Сумерек», бывшего идеолога ЦК КПСС: «Будет очень жаль, если мы в своей очистительной работе низведем культуру до абсолютно примитивного уровня. Но я думаю, этим надо переболеть». Такова «освободительная» работа нынешних идеологов-диагностов: освободить человека от православной морали, от «ложно понятого патриотизма», от всего высшего и опустить его до примитивного, скотского уровня, чтобы творить с Россией все, что пожелают «подлинные патриоты США». При этом кому-то и слова о дружбе и партнерстве скажут, и в Брюссель пригласят, и даже Нобелевскую премию выделят — пусть работают на общую империю! Но стоит только заговорить о национальных интересах России, о славянском союзе, о спасении православной души — сразу санкции, провокации, вой по всем телеканалам и особенно по НТВ, работающем через спутник, запущенный США. У империи — свои железные законы.

Директор Центра международных исследований института США и Канады РАН Анатолий Уткин сказал в интервью без обиняков: «Начиная с 1991 года, мы живем в американской империи, являемся частью этой империи. Мы зависим от Америки в плане инвестиций, технологий, передовых научных идей. Мы сами завели себя в такое положение. Мы были равным партнером в войнах против Наполеона, кайзера, Гитлера. А сейчас мы младшие партнеры». Понятно, что у «младших партнеров», у «шестерок» — соответствующая психология, даже сленг свой: «Ваше отношение к расширению НАТО?» «Негативно-спокойное». Это как? В Библии сказано: «Будь холоден или горяч, но только не будь тепел!». Мы научились пребывать в этом греховном аморфно-теплом состоянии, выдавая бесхребетность чуть ли не за доблесть. Говорят, в США вся пресса была в восторге от министра обороны без воинского звания — так хорошо и складно по-английски говорил он то, что от него и ждали. Разве не настораживает?

«Ведь если Америка действует, руководствуясь своими национальными интересами, то это само по себе (выделено мной. — А.Б.) способствует укреплению свободы, рыночной экономики и мира во всем мире». Когда такую ахинею на полном серьезе несет советник президента американской империи Кандолиза Райз, становится и смешно, и страшно одновременно. Главный ковбой империи Буш твердит, что американские войска будут в Ираке «столько, сколько нужно до полной победы демократии» — полной, хочется добавить, до последнего суннита и шиита! А чего стоит его новое обещание найти горчичный газ на «какой-нибудь ферме по выращиванию индеек». По-моему, это уже клинический случай, при котором начинаешь вспоминать поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я тебе скажу, кто ты». Но беда в том, что дружба с такими тупицами не ограничивается техасским ранчо, а ведется в планетарном масштабе, сказывается на каждом из нас, даже на тех, кто не желает быть ни другом Буша, ни подданным США.

В новой кособокой империи единомыслию мешают только три пережитка прошлого — державное мышление наследников Пушкина, великая и неразрывная культура, включающая советское наследие, и, конечно, православие, которое Бжезинский призывал разрушить как последнюю скрепу России. Накануне Пасхи и на Светлой седмице мы убедились, что его ученики стараются вовсю. В «Школе злословия» якобы верующие Толстая и Смирнова внимали с обожанием или со снисходительной улыбкой нобелевскому лауреату Гинзбургу, который боролся с попытками преподавания «Основ православной культуры», а Савик Шустер провел свою «Свободу слова», где попытался выставить православие как ошибку и мракобесие, заметив: «Я говорю о православии — не о христианстве». Главную мысль высказал специально приглашенный В. Ерофеев (мало ему канала «Культура», где они с соратниками просто царят с одобрения главного редактора Гольдмана!): христианство, дескать, у нас в стране не состоялось. Похоронил советскую литературу, теперь — за русское христианство взялся.

Для человека православной культуры, знающего свою страну и литературу, эти приговоры Ерофеева с перекошенной физиономией или сравнение живого классика Василия Белова с бесплодным постмодернистом Приговым, которое позволил себе расплывшийся Быков, просто смешны. Однако для доверчивых подданных империи, где всей идеологией заправляют яковлевы, познеры, шустеры, гольдманы, наступили последние времена, и порой уже трудно поверить в духовное воскрешение народа. Но берешь книгу Александра Романова, и снова изливается боль и свет его сокровенных дум: «Русский народ бесстрашен перед чужим нашествием, но беззащитен (по своей странной доверчивости) перед нашествием всякой социально-политической новизны, лицемерно прикрывающейся «заботой о народе», и «новыми путями к его счастью». Боже, более простодушного и неоглядчивого народа нет на белом свете!» И далее, по теме: «Общий склад русской души таков, что христианская идея составляет, можно сказать, ее природу. Если народ наш называли «богоносец», то Бог явлен прежде всего в лике Христа: и народ наш — именно «христоносец»...

Так кому же верить — Ерофееву или Романову? Пусть думают и решают читатели.

Христос воскресе!

Александр БОБРОВ


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList