Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.09.2006 19:00 | Совраска | Администратор

ВТО — НЕ СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Вывод был подкупающе откровенным. И думцам показалось, что весь разговор станет таким же доверительным. К сожалению, этого не получилось. Только отвечая на вопросы, он проговаривался о сокровенном: кому на Руси срочно захотелось в ВТО и что случится со страной, ее производителями и потребителями, как только всемирное торговое сообщество примет РФ в свои ряды. Туда уже вошли 149 стран, в том числе красный Китай, «розовая» Грузия, невнятная Молдова. А вот стремительного вхождения в ВТО России, о чем мечтало российское руководство и окружавшие его олигархи, так и не вышло. Заартачились, по словам Грефа, США, им подыгрывают Коста-Рика, Грузия... Политическая угодливость, изысканные угощения и пышности санкт-петербургского саммита G8 не смягчили американского упрямства. США не пускают РФ в ВТО и даже хранят, как «нечто» в кармане, унизительно-дискриминационную для России поправку Джексона—Вэника.

Так что МЭРТу ничего иного не остается, как продолжать переговоры и называть все новые и новые сроки вступления в ВТО. Теперь Греф называет конец 2007 года. Горячие споры, по словам министра, развернулись вокруг таможенных пошлин: Америка с Евросоюзом настаивают на их максимальном снижении, чтобы импорт шел в РФ без затрат и препятствий. Хотя ему и так практически ничто не препятствует... Греф недоумевал: «Мы же и без ВТО живем в условиях «ВТО плюс». 70—80 процентов товаров ввозится в Россию без уплаты таможенных пошлин, что создает неконкурентные условия для наших внутренних производителей. Мы практически потеряли сектор легкой промышленности, не развивается высокотехнологичный сектор электроники. 70 процентов мобильных телефонов ввозится без всякой растаможки... То же самое касается других товаров, где мы вполне конкурентоспособны». Причину многолетнего безобразия Греф видит в отсутствии таможенного администрирования. Теперь, когда его лишили контроля над таможнями, критика в адрес таможенников дается ему очень легко.

Не менее запоминающимся был другой емкий по содержанию пассаж министра о причинах неудач в российской экономике и тарифных перекосах: «Самый лучший механизм от взвинчивания цен — это разумное правительство, — сказал Греф. — Тарифы регулирует на сегодняшний день правительство. Если правительство будет действовать неразумно, то и тарифы будут неразумными. Мы в полном объеме можем регулировать весь набор услуг так называемых естественных монополий. Тарифы устанавливаются нами». Таким образом, депутаты узнали, где искать виновных в диспаритете цен: в снижении конкурентоспособности российских товаров и в прочих экономических провалах.

Их, как предсказывают многие экономисты, в частности, ученые РАН, будет еще больше после вступления России в ВТО. Потому как в стране до сих пор отсутствует концепция внешнеэкономической деятельности и сложилось устойчиво «неразумное» отношение к собственному производителю. Страна в целом не готова выполнить условия по унификации цен с мировыми на энергоносители, не способна поднять производительность труда и конкурентоспособность производительного сектора, потому что основные фонды изношены на 70—80 процентов и никакой их модернизации не проводится. Хотя нам так горячо доказывали, что частный владелец эффективнее государства. Но кроме выкачивания прибыли для собственного кармана, никакой другой инициативы частник не проявил.

Греф, однако же, несмотря ни на что, давно вскочил бы в ВТО, если бы не щелчки по носу от Вашингтона. Ему нужна не Россия, а ее недра и природные ресурсы, нужна территория, способная поставлять сырье для Запада. Под эти требования в РФ уже многое выстроено: полуживое сельское хозяйство, почти уничтожены машиностроение, авиапром, автопром, социальная сфера, наука. В этом — значительная доля «заслуг» МЭРТа. Но сколько оно ни прогибалось перед заокеанскими хозяевами, тем все мало. И как тут услужливому Грефу не развести руками?

Правда, он нашел удобоваримую отговорку: мол, мы свою экономику не сдадим, мы добились того, чтобы внутренние цены на энергоресурсы не увеличивать. Только как верить грефовским словам, если цены на бензин неудержимо ползут вверх. За летние месяцы они почти на 18% выросли, а вслед за ними растет инфляция и дорожают потребительские товары. ГСМ стали для сельского хозяйства удавкой. Российских крестьян давно превратили в заложников «рыночных инструментов» от нефтянки, а также от МЭРТа и Минфина. По сравнению со странами — участниками ВТО наше село практически не получает от государства должной поддержки. Для сравнения: в РФ в расчете на 1 гектар выделяется всего 15 долларов госдотаций, тогда как в США — 150, в ЕС — 300. И какая же тут может быть равная конкуренция?

Греф не отрицал серьезности проблемы. И тут же выдвинул собственную теорию о том, что якобы в рамках ВТО Россия будет добиваться равных условий для своих производителей, но не увеличением госпомощи своему АПК, а тем, что будет настаивать на отмене экспортных субсидий. «Договоренности уже есть, до 2013 года все экспортные субсидии в мире будут отменены», — пообещал Греф. Депутаты, однако, ему не поверили: без субсидий и господдержки ни в одной стране сельское хозяйство не выживет.

И все-таки что так влечет российское руководство в ВТО? Давно избитые штампы, произносимые Грефом, об инвесторах и инвестициях, которые якобы задержались на пороге РФ только из-за того, что мы до сих пор не в ВТО, или о том, как нашим производителям распахнут европейские рынки и появятся новые рабочие места, думцы восприняли скептически. Такие обещания сотни раз звучали с думской трибуны. Сам Греф за свои шесть министерских лет чего только не наобещал. И ничего из обещанного не исполнил.

Но в ВТО Грефа что-то, несомненно, подталкивает. «Может быть, конкретные выгоды получат наши производители?», — допытывался депутат-коммунист Борис Кибирев. «Какие цели ставит страна, вступая в ВТО»? — спрашивали другие депутаты. Ну не ради же металлургических королей, чтобы создать им наиболее благоприятные условия для вывоза металла? Все-таки металлургия создавалась для собственной промышленности, металл пошел на экспорт потому, что ослаб внутренний рынок. Но так все время продолжаться не может. Нужно поднимать собственную промышленность и использовать в ней свой металл. Вхождение в ВТО такого развития нам не сулит...

Но Греф даже не берет во внимание, что в такой «уникальной стране», как Россия, стоит заниматься развитием производственной, социальной сфер, высоких технологий. Зачем, если можно безмятежно торговать сырьем, добивать реальный сектор экономики, и критиковать коррумпированных таможенников? Это так удобно министру и так выгодно олигархам, которые владеют трубами, металлургическими заводами, газовыми и нефтяными промыслами.

— А как же люди, учитывается ли разрыв в оплате труда в РФ и в странах — членах ВТО, как будет преодолеваться безработица?» — интересовалась Любовь Швец (КПРФ). Ответ Грефа: «Нормы и правила ВТО не регулируют вопросы безработицы и социальной сферы».

Путанно рассказывал министр о ситуации с Беларусью и обстоятельствах «газовой» войны, которую «Газпром» объявил самому преданному союзнику России. Греф ссылался на единые рыночные требования ко всем странам на постсоветском пространстве, на необходимость создания единого таможенного союза между странами СНГ, обещал приложить усилия по присоединению Белоруссии к ВТО и сильно сожалел, что делу мешают «политические препятствия».

Обществу хотелось бы знать, о чем дискутируют во время переговоров с «партнерами». «Настораживает непрозрачность переговоров, отметил в своем выступлении депутат от КПРФ Анатолий Локоть, отсутствие доступа к информации о том, на каких условиях Россия собирается вступать в ВТО, в какие сроки, почему только чиновникам из МЭРТ дано право формулировать государственные интересы на переговорах. Народ хочет знать, как вступление в ВТО повлияет на экономику РФ в целом. Как отразится на социальном климате РФ. Многие социальные гарантии входят в очевидное противоречие

с последствиями вступления в ВТО, например, с конституционным правом на труд. Любые крупномасштабные мероприятия должны оцениваться с позиций улучшения, а не ухудшения социально-экономического положения в стране».

Что такое ВТО? Это грандиозный глобальный проект, возникший после разрушения социалистической системы. ВТО начала действовать с 1 января 1995 года, и ее назвали специализированным учреждением ООН. Продекларированная цель ВТО — либерализация международной торговли. Но установленные основателями ВТО условия, как подчеркивают коммунисты, для ослабленной экономически России означают вульгарный грабеж ресурсов. Это действительно лишит нашу страну перспектив развития. Сегодня РФ необходима региональная интеграция, где главным направлением должно стать укрепление Союза Беларуси и России. Тогда можно говорить и о ВТО, но только на условиях, отвечающих интересам наших народов, а не олигархов с подвластными им министрами.

Галина ПЛАТОВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList