Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.02.2013 19:31 | Статьи | Авангард Иванов

О ВЫНУЖДЕННОМ КОМПРОМИССЕ

Говорят, что недавно губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обратился к президенту страны с предложением сделать родину Владимира Ленина центром масштабных торжеств, посвященных 100-летию Октябрьской революции, а министр культуры Владимир Мединский положительно отреагировал на идею создания в Ульяновске музея СССР. Корреспондент «Свободной прессы» попытался выяснить, чем продиктованы такие «инициативы».
 
Сергей КАРА-МУРЗА, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, писатель:
– Инициативы, исходящие от власти, появляются потому, что у нас грядут несколько тяжелых лет. Хотят любыми способами консолидировать общество. А большинство граждан желали бы иметь Сталинград. И даже при голосовании в телепроекте «Имя Россия» Сталин собрал много голосов. Сталинград – это тот символ, который бы консолидировал большую часть общества. Власть решила в символической, идеологической сфере сдвинуться к патриотической риторике. Сталинградская битва – это событие, которое держит нас в истории, на которое мы опираемся. Другое дело, что против возвращения имени работают очень влиятельные силы. Если они отступают – значит, в этот кризисный период продержаться будет трудно. Это вовсе не знак того, что властная элита пересмотрела свои взгляды. Это вынужденная для нее мера, чтобы как-то успокоить людей и дать им что-то приятное.
 
– Государственную политику в сфере символов вряд ли можно назвать последовательной. Вначале отменили 7 ноября, потом пытались исковеркать Знамя Победы, но не получилось. Теперь поднимают тему Сталинграда. Это всё можно назвать случайной эклектикой или борьбой разных идейных течений в элите?
– Мне кажется, что это лицемерие, обусловленное политической выгодой. Но возвращению имени Сталинграду люди будут, конечно, рады. Для власти это было бы правильным решением: зачем всё время злить людей? Когда они отменяли 7 Ноября и пытались принять закон о символе Знамени Победы, им казалось, что они на коне. Оказалось, что дела на самом деле не так хороши, чтобы представляться обществу такими крутыми. Они вынуждены пойти на компромисс.
 
– Государственное возвеличивание Сталина не есть ли попытка возвеличить действующую власть, убедить людей в пользе «сильной руки»?
– У большинства людей есть желание сохранить историческую память. Поэтому отказ от огульной критики Сталина можно понимать как уступку гражданам, вызванную политической необходимостью, – подчеркивает Сергей Кара-Мурза. – В бывших советских республиках власти тоже начинают играть с символами, когда не ладится в экономике. Только там идут не навстречу чаяниям граждан, а против них. Так, растерявший весь политический капитал бывший президент Украины Виктор Ющенко в последние моменты своего правления присвоил звание Героя Украины Степану Бандере. Пришедшие в 2009 году к власти в Молдове либералы запретили в стране советскую символику. Притом что за Компартию там голосует почти половина граждан. Ранее такой же шаг сделали власти в странах Прибалтики.
 
Сергей Кара-Мурза говорит, что обращение российских властей «лицом к народу» в России обусловлено безвыходностью:
– В Прибалтике, Молдове и на Украине хотят прилизаться к Европе или Соединенным Штатам. Но у них был хоть какой-то шанс на это. Но очень небольшой. Поэтому Ющенко и сник. У нас же никакого шанса нет. У нас власть может подлизаться только к своим гражданам. Америка ведь не может нас взять на иждивение. У нас пока еще народ представляет силу, с которой власти приходится считаться. После 1990-х годов люди стали более рассудительными и постепенно превращаются в политическую силу. Вот ей навстречу идут, а не Евросоюзу, перед которым бесполезно хвостиком вилять. Но не могу сказать, что у наших руководителей случился вдруг какой-то патриотический порыв. Пока не видно, чтобы они пересмотрели свои взгляды и превратились из Савла в Павла. Если всё было бы хорошо, то никакие разговоры о Сталинграде не начались бы.
 
– Если Сталинград вернет себе имя, то как это отразится на общественном сознании?
– Я считаю, что позитивно. Любой шаг вперед вселяет надежду и придает людям бодрость духа. Если всё время бьют и ни одна оплеуха не проходит мимо, то впадаешь в полную апатию. От власти никакой доброты и сострадания ждать не приходится, поэтому всего можно добиться только путем давления. И лучше быть более собранным и бодрым, чем на коленках стоять.
Года три-четыре назад в городах были инициативы горожан по сбору денег на размещение портретов Сталина на автобусах. Тогда это всё запретили. Сейчас, думаю, разрешат. Значит, этих людей признали за политический субъект и идут на диалог с ними. Компромисс определяется балансом сил. Власть за последний год стала сильно слабее и идет на уступки.

blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList