Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.12.2001 22:46 | Правда | Администратор

ДРЕЙФ

Был ли 2001 год годом "тектонического разлома"?

Первый год третьего тысячелетия был назван одним из западных политологов годом <тектонического разлома>. Тектоническими движениями считаются вертикальные движения земной коры, вызванные процессами, происходящими внутри" земли. Они Приводят к образованию разломов в земной коре. В применении к общественным процессам тектоническим движением можно, видимо, считать смену одной общественно-экономической формации другой, скажем, капитализма социализмом. Мы видим, что этого в прошедшем году не произошло, и употребление такого эпитета представляется нам преувеличением. Да этого и не могло произойти за один год, это длительный процесс. О тектоническом разломе в данном случае говорят в ином смысле - чтобы показать сдвиг в отношениях между Россией и Западом после 11 сентября, когда были совершены террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Но нам кажется это явным преувеличением, ибо ни внутри России, ни в ее отношениях с Западом качественных сдвигов не произошло. Россия по-прежнему идет путем грабительских рыночных реформ, ведущих к обнищанию населения и обогащению олигархии. Как и при Ельцине, нынешний правящий режим в России ведет курс на сближение с Западом и добивается признания с его стороны того, что Россия является капиталистической страной.

Возможно, имеются в виду сдвиги в системе международных отношений, подобные тем, которые про-изошли в Европе и мире после прихода фашизма к власти в Германии в тридцатые годы и создания блока-<треугольника> Германия-Италия-Япония. Этот блок ставил своей целью завоевание мирового господства и бросил вызов коалиции т.н. <демократических> держав - Англии, США, Франции. Идеологией фашистского блока был расизм (превосходство белой и желтой расы) и антикоммунизм. Это противостояние вылилось во Вторую мировую войну. Это была схватка двух империали-стических коалиций за передел мира. После вступления в войну Советского Союза в 1941 году эта война приобрела антифашистский характер. В результате победы в войне антигитлеровской коалиции в мире возникли две мировые системы - социалистическая и капиталистическая. Продолжился тот действительно тектонический сдвиг, начало которому положила Октябрьская революция. Приравнивать Октябрьскую революцию и победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне к событиям минувшего года было бы явным преувеличением. Тем не менее стало очевидным, что в мире появилась сила, которая, как и в канун Второй мировой войны, в открытую бросает вызов большинству человечества и выдвигает претензии на мировое господство. Этой силой являются Соединенные Штаты. Но США стремятся всячески маскировать свои истинные намерения. Они облекают свои планы завоевания мирового господства в форму борьбы с международным терроризмом. Но что такое международный терроризм? По их утверждению, это некая анонимная сила, которая 11 сентября нанесла удар по Нью-Йорку и Вашингтону и угрожает всему т.н. <цивилизованному человечеству>. По их словам, это некая негосударственная организация, которая имеет глубоко законспирированные, трудноуловимые филиалы во многих странах. Эта организация располагает разветвленной сетью явок, складов с оружием, баноковскими счетами и т.п. Она также имеет по всему миру многочисленных планировщиков, исполнителей и агентов. Для вящей убедительности Вашингтон опубликовал список организаций, входящих в сеть международного терроризма. Некоторые политологи полагают, что трудность в борьбе с международным терроризмом состоит в том, что он не представляет собой группу враждебных <цивилизованному человечеству> государств, имеющих свою территорию, население, вооруженные силы, союзников и противников среди других государств. Но Вашингтон, как мы знаем, географически <привязывает> международный терроризм к определенным странам, которые он называет странами-париями: Ирак, Иран, Сомали, Северная Корея и др.

В этих условиях не могут не вызывать озабоченности попытки Соединенных Штатов втянуть Россию в коалицию стран <золотого миллиарда> против остального мира. Вызывает удивление та легкость, с какой президент Путин клюнул на антитеррористическую приманку Буша. Он пошел на самое активное участие в акции США против Афганистана. Он также оказал влияние на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, чтобы они оказали максимальное содействие этой акции и предоставили свои базы для действий американской авиации и десантных войск. А Вашингтон ответил на это черной неблагодарностью - объявил о выходе из Договора по ПРО 1972 года. Сейчас все гадают, какую позицию займет российский президент в случае, если следующей мишенью Пентагона станет Ирак или Иран. По существу, Путин приковал Россию к военной колеснице Соединенных Штатов в их крестовом походе против всех тех сил, которые не согласны с мировой гегемонией США. А ведь к этим силам относится громадное большинство населения Земли, в том числе Китай, Индия, многие страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Кончина СНГ и мучительное рождение СРБ

Подводя год назад внешнеполитические итоги, <Советская Россия> задавалась вопросом, являются ли некоторые новые тенденции во внутренней и внешней политике президента Путина серьезной попыткой деельцинизации или тактическим маневрированием, скрывающим его истинные намерения. Действительность превзошла наши самые худшие предположения. В области внутренней политики идет укрепление режима личной власти, продолжается курс на разграбление России олигархами и иностранными монополиями. Во внешней политике все очевиднее становится ориентация на Запад. Наметившаяся было в прошлом году линия на восстановление связей с бывшими союзными и дружественными странами Азии, Африки и Латинской Америки не получила развития, и, более того, произошел откат назад. Но наиболее плачевными являются итоги года для т.н. Содружества независимых государств. Состоявшиеся в прошедшем году две встречи стран СНГ на уровне глав государств прошли в обстановке острых противоречий и свелись в основном к двусторонним контактам президентов. "Юбилейная> встреча глав государств в Москве 30 ноября фактически стала панихидой по усопшему содружеству. К этому времени Соединенные Штаты уже далеко продвинулись в освоении среднеазиатских государств - членов СНГ - Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, заполучив там военные базы и заключив соглашения о сотрудничестве в борьбе с <международным терроризмом>. Хотя вначале делались заявления о том, что использование баз будет носить временный характер, выяснилось, что в планы США входит бессрочная оккупация этих стран. В конце декабря последовало заявление помощника государственного секретаря США г-жи Элизабет Джонс, что Вашингтон и после завершения войны в Афганистане не намерен уходить из Центральной Азии, поскольку в этом регионе США имеют <долгосрочные национальные интересы>. В числе этих интересов, по ее словам, <прозрачное освоение каспийских энергоресурсов>. Странам Средней Азии обещана экономическая помощь США при условии, что они будут проводить <демократические реформы>. Чувствуя поддержку дядюшки Сэма, президент Таджики-стана Эмомали Рахмонов намерен в ближайшие дни потребовать от России плату за аренду городка, где размещен личный состав 201-й мото-стрелковой дивизии. Этот городок является единственной военной базой России в Средней Азии. Между тем 201-я дивизия прикрывает заставы на таджикско-афганской границе. В оперативном подчинении дивизии находится также и авиация - вертолеты и штурмовики, которые базируются на аэродроме в Душанбе. Ясно, что Рахмонов хочет освободить место для американских, французских и итальянских самолетов и сухопутных подразделений, которые в настоящее время используют аэродром в Кулябе. Ведь за каждые взлет-посадку своих самолетов страны НАТО обещают платить по 4-7 тыся долларов. Рахмонов, видимо, забыл, что 201-я дивизия помогла положить конец гражданской войне в Таджикистане. Если бы не эта дивизия, режим Рахмонова был бы давно сметен волной исламского фундаментализма. В этой связи обращает на себя внимание, что до сих пор не вступил в силу Договор о статусе и условиях пребывания российской базы на территории Таджикистана. Душанбе всячески затягивает обмен ратификационными грамотами.

В орбиту американского влияния ускоренно втягивается Казахстан. На той неделе с официальным визитом в ОПТА побывал Нурсултан Назарбаев. Основной темой его переговоров с президентом Бушем стал вопрос о расширении двустороннего сотрудничества в сфере энергетики. Ведь, по оценкам американских экспертов, Казахстан обладает такими запасами энергоносителей, которые могут в ближайшие 10 лет сделать Астану одним из основных поставщиков нефти в мире. Вашингтон активно выступает за то, чтобы направить казахстанскую нефть по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан. в обход России. Назарбаев посетил "нефтяную столицу" Америки г. Хьюстон. Там он обсуждал эту тему с руководителями крупнейших американских нефтяных монополий <Экссон Мобил>, <Шеврон - Тексако> и др. На встречах Назарбаева с вице-президентом Чейни и министром обороны Рамсфелдом обсуждались планы расширения участия Казахстана в антитеррористической операций, в частности предоставления Астаной коалиции не только своего воздушного пространства, но и баз на своей территории.

Таким образом, можно считать, что среднеазиатские республики уже фактически вышли из СНГ. Ведь со времени их присоединения к коалиции ни разу не собирались ни члены Договора о коллективной безопасности, ни члены Евразийского экономического сообщества, ни члены Шанхайского оборонительного сообщества. Единственным органом. который продолжает функционировать на постсоветском пространстве. является Союз России и Белоруссии. Однако, как показало заседание Высшего госсовета России и Белоруссии 26 декабря в Москве, и это объединение не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Дело в том. что российское руководство всячески тормозит процесс политической и экономической интеграции двух государств. Президент Белоруссии не скрывал своего разочарования по поводу того, что вопрос о конститу-ционном акте не был даже включен в повестку дня заседания Госсовета. Между тем договоренность об этом была достигнута на предыдущей встрече двух президентов в ноябре. Путин упирал на то, что торопиться не надо, не следует перепрыгивать через объективные ступени и т.п. Тормозя политическую интеграцию, он стремился форсировать экономическую реформу в Белоруссии и процесс приватизации ее промышленности. Ясно, что Путин прежде всего стремится обеспечить условия для захвата российскими олигархами и иностранным капиталом белорусской промышленности. Но Лука-шенко с таким подходом согласиться не может. Ясно, что за спиной Путина в данном вопросе стоит Запад, который спит и видит, как бы устранить от власти Лукашенко и поставить у руля более послушного деятеля.

Тяга на Запад усиливается

События прошлого года показали, что заигрывание Путина с бывшими дружественными Советскому Союзу странами оказалось всего лишь тактическим ходом, призванным прикрыть линию на усиление сотрудничества с Западом. Наглядным свидетельством этого был отказ от использования российского радиоэлектронного центра (РРЦ) в Лурдесе, на Кубе и военно-морской базы в Камрани, во Вьетнаме. Характерно, что заявления об этом были сделаны Путиным перед встречами с Бушем в Шанхае и Техасе. Тем самым были перечеркнуты результаты визитов российского президента на Кубу и во Вьетнам в 2000 году и продемонстрирован лицемерный характер его заявлений в Гаване и в Ханое. Что касается отношений России с Китаем и Индией, то они носили официально корректный характер, но не отличались особой сердечностью. Встречи Путина с лидерами Китая и Индии были довольно редкими, в отличие от его довольно частых и регулярных встреч с западными лидерами. Столь же редкими были встречи других официальных лиц России со своими коллегами из Китая и Индии. Правда, в июле месяце, во время официального визита председателя КНР Цзянь Цзэминя в Москву, был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. Бы-ло также опубликовано совместное заявление в поддержку Договора по ПРО от 1972 года. Во время визита премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в Москву в ноябре были подписаны заявления о стратегическом партнерстве и декларация о борьбе с международным терроризмом. Было также подписано пять ведомственных соглашений, в том числе об оказании содействия Ин-дии в строительстве АЭС стоимостью в 2 млрд. долларов. Стоит отметить, что редкие встречи Путина с лидерами Китая и Индии и переговоры с ними заканчивались, как правило, подписанием важных межгосударственных соглашений и заявлений. В ходе таких переговоров обычно отмечалось совпадение позиций наших стран по наиболее важным международным проблемам. Наоборот, гораздо более частые встречи с лидерами США, Англии, Франции, Германии и других западных стран, как правило, заканчивались ничем: поговорили, приятно провели время и разъехались с пустыми руками. Сухой остаток от таких встреч был часто нулевым. То есть общение с лидерами западных стран в основном было пустой тратой времени и денег, туризмом за государственный счет. Кроме того, как неоднократно отмечала <Советская Россия>, встречи, например, с Бушем, как правило, заканчивались сдачей наших принципиальных позиций по важным вопросам, что на-носило ущерб национальной безопасности России. Путин за год совершил более 20 поездок за рубеж и принял в Москве более 30 глав государств и правительств иностранных государств. Имела место явная девальвация встреч на высшем уровне, показуха. Коэффициент полезного действия таких встреч был весьма низким. И это в то время, когда в России имеется много дел, требующих внимания президента!

В истекшем году заметно активизировались отношения России с НАТО, временно прерванные во время агрессии блока против Югославии. Министры иностранных дел и обороны России И.Иванов и С.Иванов дважды принимали участие в заседании Постоянного совместного совета Россия - НАТО. А генеральный секретарь альянса лорд Робертсон дважды - в феврале и декабре - приезжал в Москву. Надо сказать, что Робертсон публично приветствовал назначение С.Иванова министром обороны. Он назвал его <наименее зашоренным политическим деятелем России>. Последние недели года руководство НАТО морочило голову нашим представителям идеей <повышения качества отношений НАТО с Россией>. Оживились также отношения России с Европейским союзом. Путин дважды встречался с лидерами Евросоюза - один раз в Стокгольме, другой раз в Брюсселе. Основное внимание было уделено проблемам Калининградской области, которая может стать анклавом Евросоюза после вступления Польши и Литвы в ЕС. Было восстановлено членство России в Совете Европы. Евросоюз и Совет Европы по-прежнему интересуются соблюдением прав человека в Чечне, но после начала "антитеррористической операции" их давление на Москву заметно ослабло.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList