Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

17.09.2002 09:48 | Правда | Администратор

УЛЬТИМАТУМ ИЛИ ТОРГ

Буш хочет получить мандат ООН на войну с Ираком

С тех пор как в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке 12 сентября открылась очередная, 57-я сессия Генеральной Ассамблеи, центр тяжести дипломатических усилий по урегулированию ситуации вокруг Ирака переместился в высотное здание на Манхэттене. Весь мир с нетерпением ждал выступления на сессии президента США Джорджа Буша. Обычно, в соответствии с установленной традицией, каждую сессию открывает генеральный секретарь ООН, а после него и представителя Бразилии выступает американский президент. Его выступление открывает общую дискуссию на Генеральной Ассамблее. Еще до выступления Буша многие наблюдатели высказывали предположение, что оно будет своеобразным объявлением войны Ираку. Выступления ждали и в Багдаде и соответственно готовились к нему. Министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри перед выступлением Буша заявил, что американское нападение на Ирак будет отражено «всеми имеющимися средствами, включая ножи и дубинки». А иракская газета «Аль-Джумхурия» писала, что в речи Буша «не будет ничего, кроме дешевой лжи и ржавых доказательств против Багдада».

На деле выступление Буша 13 сентября явилось одновременно и объявлением войны, и предъявлением ультиматума. В своей тридцатиминутной речи американский президент напом-нил о том, что ООН родилась после Второй мировой войны, вспомнил о терактах 11 сентября 2001 года и о жертвах этих терактов. Он поблагодарил все страны, присоединившиеся к антитеррористической коалиции, но подчеркнул, что главную роль в борьбе с терроризмом должна играть ООН. «Мы обязались хранить достоинство людей и сообща защищать систему коллективной Безопасности, — заявил он, — этой системе брошен вызов режимом Саддама Хусейна».

Далее Буш перечислил случаи нарушений резолюций Совета Безопасности ООН, якобы допущенных Ираком с 1991 года. Он, в частности, сослался на «международно установленные факты» производства Ираком химического и биологического оружия и попытки Багдада разработать ядерное оружие и средства его доставки. Буш также обвинил Багдад в том, что он поощряет терроризм и укрывает террористов. Однако каких-либо конкретных доказательств ни первого, ни второго обвинения Буш не привел, «Если иракский режим бросит нам новый вызов, — заявил далее президент, — мир будет обязан действовать быстро и решительно. Мы будем работать с Советом Безопасности над всеми необходимыми резолюциями. Но цель, которую ставят перед собой Соединенные Штаты, не должна ни у кого оставлять сомнений — резолюции Совета Безопасности должны быть соблюдены во всей полноте».

Буш не назвал каких-либо конкретных сроков военной операции против Ирака. Но на другой день после своего выступления в ООН, на пресс-конференции, Буш, отвечая на вопрос о крайних сроках появления резолюции СБ о направлении в Ирак инспекторов, сказал, что речь идет о «днях и неделях, но не о месяцах и годах». А государственный секретарь США Колин Пауэлл сразу же после выступления Буша начал активную работу по подготовке резолюции СБ. Она, как полагают наблюдатели, должна будет содержать ультиматум Ираку: если он не допустит инспекторов ООН на интересующие их объекты, то против него будет применена сила. В тот же день вице-премьер Ирака Тарик Азиз повторил известную позицию Багдада, что его правительство не согласится на «безоговорочное возвращение в страну международных инспекторов».

Между тем на Ирак продолжают оказывать сильное давление с разных сторон, чтобы он согласился принять международных инспекторов. Этого требуют не только США и их союзники, но и арабские страны. Министры иностранных дел стран — членов Лиги арабских государств (ЛАГ), собравшись 15 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, приняли специальное заявление, в котором призывают Багдад допустить инспекторов ООН на интересующие их объекты. Генсек ООН Кофи Аннан в своем выступлении на этой встрече настойчиво уговаривал их повлиять на Ирак. В своем выступлении на открытии сессии Генассамблеи Аннан призвал Ирак соблюдать свои обязательства перед ООН. В противном случае, пригрозил он, Совету Безопасности придется выполнить свои обязанности. Одновременно Ан-нан призвал Соединенные Штаты действовать в рамках ООН.

К хору стран, уговаривающих Багдад допустить международных инспекторов, присоединилась и Россия. Министр иностранных дел России в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН высказался за возвращение инспекторов ООН в Ирак. Отвечая на вопросы журналистов, министр пояснил, что Совет Безопасности должен четко сформулировать задачи и сроки их выполнения. По его словам, должна быть понятна и перспектива: если инспектора установят, что Ирак не производит оружие массового уничтожения (ОМУ), необходимо понимание того, как и в какие срои с Ирака будут сняты санкции. Всю текущую неделю в рамках Совета Безопасности, особенно между его постоянными членами, будут идти интенсивные консультации по поводу возможной резолюции СБ. США и Англия настаивают, что должна быть одна резолюция, устанавливающая срок ультиматума Ираку и санкцию на применение военной силы против него в случае невыполнения требований резолюции. Россия, Франция и Китай предпочитают, чтобы было две резолюции: одна, содержащая требование о допуске инспекторов, и другая — дающая разрешение на применение силы.

Почему Грузия не боится войны с Россией?

Основная интрига разворачивается вокруг позиции России. Наблюдатели гадают: наложит ли Россия вето на проект резолюции, одобряющий военную операцию против Ирака, воздержится при голосовании или проголосует против? Некоторые американские СМИ высказывают предположение, что Москва даст «добро» на применение силы против Ирака, если Соединенные Штаты закроют глаза на силовую операцию России против чеченских боевиков в Панкисском ущелье Грузии. В этой связи обращают внимание на то, что ультиматум, предъявленный Путиным Грузии, и выступление Буша на Генеральной Ассамблее почти совпали по времени.

В своем выступлении 11 сентября Путин одной из причин, осложняющих борьбу с терроризмом, назвал сохранение в различных районах мира не подконтрольных правительствам анклавов, где укрываются террористы. К таким анклавам он отнес Панкисское ущелье и другие районы, примыкающие к российско-грузинской границе. Он утверждал, что там укрываются террористы, причастные к терактам в США и к взрывам жилых домов в Москве. Путин также сказал, что за последние три года произошла полная трансформация в оценках и подходах грузинской стороны: от полного и абсолютного отрицания присутствия на территории Грузии международных террористов до полного и безоговорочного признания этого факта.

Президент далее сказал, что в Москве терпеливо ждали результатов т.н. антикриминальной операции в Панкисском ущелье, но не дождались. Боевики ушли в другие районы вдоль российскогрузинской границы. «Если грузинское руководство не сможет создать зоны безопасности в районе российско-грузинской границы, — заявил Путин, — будет и дальше игнорировать резолюцию Совета Безопасности ООН № 1373 от 28 сентября 2001 года, не положит конец бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные районы России, мы оставляем за собой право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющим за каждым государством — членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону».

Президент демонстративно дал указание министру обороны, директорам ФСБ и ФПС разработать дополнительные меры по охране госграницы и меры по разработке спецоперации по ликвидации бандформирований, пытающихся проникнуть на территорию России. Он также поручил Генштабу доложить о возможности и целесообразности «нанесения ударов по достоверно разведанным базам террористов в ходе операции преследования». МИД РФ по поручению президента направил соответствующее послание Путина генеральному секретарю ООН, постоянным членам Совета Безопасности, а также главам государств и правительств стран — членов ОБСЕ.

Ссылка на ст. 51 Устава ООН нам представляется не совсем уместной, ибо она касается случаев вооруженного нападения одного государства на другое до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Между тем в обращении Путина не содержится каких-либо просьб к СБ на этот счет. Таким образом, российский президент не считает, что чеченские боевики представляют угрозу международному миру. Более уместной является в данном контексте прове-дение операции преследования. Но в таком случае было бы достаточным уведомить правительство Грузии о возможной операции преследования на юридически подконтрольной ей части территории. Именно так поступало, например, правительство СССР в начале 30-х годов, уведомляя правительство Японии об ударах по базам хунхузов после их налетов на КВЖД с подконтрольной Японии территории Маньчжоуго. Втягивать в наши отношения с Грузией Совет Безопасности ООН вовсе не обязательно. Другое дело, если Тбилиси обратится с жалобой в Совет Безопасности. Но такой жалобы наверняка не будет.

Недаром Шеварднадзе отнесся к угрозам Путина довольно спокойно. Он подчеркнул, что из заявления Путина вовсе не вытекает, что «Россия на-падет на Грузию, начнет войну и т.п.». «Я думаю, — заявил президент Грузии, — мы преодолеем этот определенный кризис в наших отношениях. Самое главное — я уверен, что мы найдем общий язык. Другого пути не существует».

Идет ли торг по поводу Ирака и Грузии?

Спокойная реакция президента Грузии на грозные слова Путина объясняется и тем, что он чувствует за своей спиной поддержку Вашингтона. Через несколько часов после заявления Путина последовала реакция госдепартамента США: «Соединенные Штаты решительно поддерживают территориальную целостность Грузии и выступили бы против любой односторонней акции России в Грузии». Представители госдепа сообщили, что довели свою озабоченность до правительства России. Шеварднадзе немедленно отреагировал на заявление госдепа: «Я не сомневался, что Соединенные Штаты четко и недвусмысленно сформулируют свою позицию и свое отношение к известному заявлению Путина». Он сообщил, что Буш принял по своей инициативе министра иностранных дел Грузии в Нью-Йорке и «выразил народу Грузии свою личную поддержку и поддержку всего американского народа».

В свете этих фактов представляются сомнительными предположения некоторых американских комментаторов о том, что якобы идет торг между Москвой и Вашингтоном по поводу Ирака и Грузии. Суть торга якобы состоит в том, что Россия не воспользуется своим правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы блокировать резолюцию по Ираку. Но она потребует за это, чтобы США закрыли глаза на то, что происходит в Чечне и на российские угрозы атаковать чеченских боевиков на территории Грузии. Эту версию, в частности, приводит газета «Уолл-Стрит джорнал». Она пишет, что Россия решила воспользоваться тем обстоятельством, что Соединенные Штаты вынуждены действовать в иракском кризисе че-рез ООН, чтобы под этим предлогом решить свои собственные проблемы. Аналогичным образом она использовала, по мнению газеты, объявленную Америкой войну против «Аль-Каиды» для оправдания своей войны в Чечне. Газета приводит слова одного неназванного российского политолога: «На словах Россия возражает против любых американских акций в отношении Ирака, но подтекст такой: мы закроем глаза на то, что будет происходить в Ираке, а вы дадите нам возмож-ность разделаться с Грузией».

Но другие американские комментаторы считают, что Вашингтону вовсе не надо «сдавать» Грузию или ослаблять нажим на Москву по Чечне, чтобы заставить Россию не применять вето в Совете Безопасности при голосовании резолюции по Ираку. Так, газета «Филадельфия энкуайерер" 13 сентября писала: «Путин оказался в затруднительном положении. Он вынужден резко критиковать США с оглядкой на российское общественное мнение. Однако, по мнению большинства экспертов, если ему придется выбирать между Саддамом Хусейном и Джорджем Бушем, он солидаризируется с Бушем».

Возможность торга по Ираку и Грузии категорически отверг зам. госсекретаря США Джон Болтон, который на той неделе посетил Москву и вел переговоры с зам. министра иностранных дел Ма-медовым по вопросам стратегической стабильности. «Никаких сделок подобных «ты мне — я тебе» по поводу Ирака и Грузии между Россией и США не будет. Соединенные Штаты выступают против каких-либо акций в отношении Тбилиси», — сказал Болтон. По словам Болтона, Буш изложил аргументацию США по вопросу об Ираке, и он не видит необходимости в каких-либо сделках по этому вопросу ни с Россией, ни с кем-либо еще. Короче говоря, может быть, Кремлю и хотелось бы получить свободу рук на Кавказе в обмен на отказ от применения вето в Совете Безопасности при голосовании резолюции по Ираку. Но очевидно, что Вашингтон явно не склонен идти на такой торг. Он имеет другие рычаги давления на нынешний правящий режим России, чтобы заставить его пожертвовать национальными интересами страны.

В ближайшие дни будут предприняты дополнительные усилия по интенсивной обработке Крем-ля в нужном для Соединенных Штатов духе. На этой неделе в Москву с этой целью прибывают премьер-министр Англии Тони Блэр и его министр иностранных дел Джек Стро. На этой же неделе государственный секретарь США Колин Пауэлл и министр обороны Дональд Рамсфелд встречаются в Вашингтоне со своими российскими коллегами И.Ивановым и С.Ивановым. Мы не будем гадать по поводу исхода этих встреч, но можем с уверенностью сказать, что вето России в Совете Безопасности при голосовании резолюции по Ираку не будет.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList