Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

04.03.2003 09:23 | Правда | Администратор

ВАШИНГТОН НАЧИНАЕТ СДАВАТЬ НАЗАД

Багдад идет на уступки

В последние дни в ситуации вокруг Ирака появились некоторые новые моменты. Во-первых, Багдад, чтобы выбить козыри из рук Вашингтона, пошел на дальнейшие уступки и выполнил требование инспекторов ООН относительно тактических ракет «Ас-Самуд — 2». 1 марта, как того требовали инспекторы, было начато уничтожение упомянутых ракет на полигоне недалеко от Багдада. В первые два дня было уничтожено 10 таких ракет. А всего их насчитывается до 120 штук. Они будут уничтожаться вместе с двигателями, их компонентами и пусковыми установками. На это уйдет не меньше месяца. Строго говоря, согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, Ираку разрешено иметь ракеты с радиусом действия до 150 км. Установленное инспекторами незначительное отклонение дальности этих ракет не меняет их оборонительного характера, и Багдад в данном случае пошел дальше, чем от него требует упомянутая резолюция.

Во-вторых, руководитель группы инспекторов Ганс Блике, учитывая согласие Багдада на уничтожение ракет «Ас-Самуд — 2», был вынужден признать, что Ирак продолжает сотрудничать с инспекторами и тем самым выполняет требования резолюции СБ 1441. «Речь идет об очень важном событии, — заявил он, — у Ирака имеется очень много таких ракет, а также большое количество оборудования, относящегося к их производству. И все это предстоит уничтожить. Поэтому в данном случае мы считаем, что добились реального разоружения». Эта точка зрения разделяется и российским МИДом. Он расценил начало работ по уничтожению ракет как важное свидетельство сотрудничества Багдада с ООН. А постпред России при ООН С. Лавров заявил, что если Ирак ликвидирует эти ракеты, то в принятии второй резолюции, предусматривающей санкции против Ирака, не будет никакой необходимости. Между тем в представленном накануне промежуточном докладе Блике делал вывод, что работа его миссии в Ираке принесла «крайне ограниченные результаты”.

В-третьих, с неожиданным заявлением выступил 1 марта государственный секретарь США Колин Пауэлл. В интервью французской радиостанции «Франс энтернасьональ» он сказал: «Мы не настаиваем пока на голосовании по новому документу. Мы предоставляем больше времени для работы международных инспекторов, как все об этом просят». МИД РФ приветствовал это заявление госсекретаря. Однако вряд ли стоит особенно обольщаться по поводу высказывания Пауэлла. Дело в том, что почти одновременно с ним выступил представитель Белого дома Ари Флайшер, который заявил, что действия Багдада «являются всего лишь лживой пропагандой».

Путин говорит одно, И. Иванов — другое

Тем не менее налицо признаки того, что Вашингтон начинает нервничать и вынужден маневрировать. К этому его вынуждает ряд обстоятельств. Во-первых, ширящиеся по всему миру выступления протеста против войны с Ираком. Во-вторых, отказ турецкого парламента поддержать предложение правительства о предоставлении США права на ввод в Турцию 62-тысячного контингента американских войск для нанесения удара по Ираку с севера. Это в значительной степени осложняет планы Пентагона, который намеревался нанести удары по Ираку одновременно и с севера и с юга, причем использовать при этом силы иракской оппозиции, базирующиеся в иракском Курдистане. В-третьих, на позицию Вашингтона повлияло и отношение Лиги арабских стран. На своей встрече в египетском курортном городке Шарм-эль-Шейх 1 марта главы арабских стран однозначно высказались против войны с Ираком. Они подчеркнули, что будут рассматривать эту войну как угрозу своей национальной безопасности. Вместе с тем они призвали Ирак сотрудничать с ООН.

Однако Вашингтон продолжает активно обрабатывать членов Совета Безопасности, чтобы они поддержали американо-английский проект резолюции, санкционирующий применение силы против Ирака. По состоянию на сегодняшний день они могут твердо рассчитывать лишь на поддержку Англии, Испании, Анголы и Болгарии. Особое внимание уделяется при этом России. Все официальные американо-российские контакты последних дней были подчинены этой задаче: беседы с руководителем администрации президента А. Волошиным в Вашингтоне, переговоры с зам. госсекретаря США Джоном Болтоном в Москве, беседы с послом России в Вашингтоне и т. п. 28 февраля по инициативе Буша состоялся его 17-минутный разговор с Путиным. Характерно, что американские и российские источники по-разному излагают содержание этой беседы.

Кремлевские источники утверждают, что президенты обменялись мнениями по актуальным международным проблемам. При этом обеими сторонами было выражено намерение активизировать работу в Совете Безопасности ООН «в целях выработки такой схемы действий, которая бы обеспечила соблюдение интересов всего мирового сообщества». Более обтекаемую и ничего не значащую формулировку трудно придумать! Несколько в иной трактовке содержание той же беседы подается газетой «Нью-Йорк тайме» со ссылкой на высокопоставленного сотрудника Белого дома. «Буш изложил свои аргументы в пользу скорейшего начала войны против Ирака, — сообщил этот сотрудник, - Путин возразил: по нашему мнению, инспекторам надо предоставить дополнительное время. Буш с этой точкой зрения не согласился. После этого Путин сказал: мы подумаем». Та же газета комментирует и беседы Джона Болтона в Москве. По ее мнению, главные усилия зам. госсекретаря были направлены на то, чтобы убедить Путина порвать с президентом Франции Жаком Шираком, который является «интеллектуальным лидером европейской оппозиции против войны с Ираком». Представитель Белого дома заявил газете «Нью-Йорк тайме»: «Если вывести из этой игры Россию, то изменится вся динамика ситуации».

Известный переполох в США вызвало заявление министра иностранных дел России И. Иванова в Пекине по поводу ситуации вокруг Ирака. «Мы и дальше будем добиваться того, чтобы сохранить единство членов Совета Безопасности в том, что касается иракского урегулирования. Вместе с тем Россия имеет право вето, и если потребуется в интересах международной стабильности, то Россия этим правом будет пользоваться». Это заявление было однозначно истолковано как прозрачный намек на то, что Россия может заветировать американо-английский проект резолюции в СБ ООН. Американская печать обратила внимание на то, что это заявление И. Иванова последовало на другой день после опубликования совместного российско-китайского коммюнике, в котором говорилось, что война с Ираком может и должна быть предотвращена.

Американские СМИ подавали сообщения о телефонном разговоре Буша с Путиным и заявлении Иванова в Пекине под такими шапками: «Иванов не отказывается от вето. Путин говорит: подумаем». А политический обозреватель газеты «Вашингтон пост» Дэвид Игнатиус настоятельно советовал Бушу добиваться от президента Путина твердой поддержки действий Соединенных Штатов против Саддама Хусейна. «Выступление В. Путина в поддержку Соединенных Штатов сразу подкрепило бы дипломатические позиции США, которые в настоящее время подвергаются критике со всех сторон,— писал он.— Поддержка русских сразу превратила бы слабую антииракскую коалицию в сильную. Кроме того, это помогло бы оставить играющих на публику французов и немцев в растерянности и изоляции» (28.02.2003). Игнатиус утверждает, что, по мнению американских официальных лиц, Путин в конце концов придет к выводу, что долгосрочные интересы России диктуют необходимость союза с Соединенными Штатами.

Путин обращает свои взоры в сторону Восточной Европы

Если трехдневный официальный визит В. Путина в Болгарию и привлек внимание мировой печати, то только в той мере, в которой в ходе этого визита обсуждалась иракская проблема. Это неудивительно, если учесть, что Болгария является непостоянным членом Совета Безопасности и от ее позиции в ходе голосования может зависеть, пройдет или не пройдет американо-английский проект, санкционирующий применение силы против Ирака.

Известно, что Болгария оказалась в числе 10 стран Центральной и Восточной Европы, которые выступили в поддержку позиции США по Ираку. В этой связи вызывали удивление слова Путина в интервью болгарским журналистам накануне визита о том, что у России нет с Болгарией разногласий ни в политике, ни в экономике. Как раз по Ираку позиции наших стран не совпадают. Это, собственно, и было отмечено в ходе переговоров, хотя Путин старался не акцентировать на этом внимание. Он даже пытался в какой-то степени поддержать попытку президента Георгия Пырванова оправдать позицию в иракском вопросе тем, что, дескать, Европейский союз слишком затянул принятие решения по этому вопросу и таким образом создал сложные условия для стран-кандидатов. Им пришлось выбирать между Европой и Америкой. Этот оправдательный тезис Пырванова не выдерживает никакой критики, если вспомнить, что проамериканское заявление «десятки» было сделано за несколько дней до принятия решения Евросоюзом. Президенту России следовало бы помнить об этом и не подыгрывать Пырванову. Впрочем, Путин дал понять президенту Болгарии, что ответственность за такое решение лежит на нем самом и он не намерен делить ее с ним. Вместе с тем Путин уклонился от ответа на вопрос, который больше всего интересовал журналистов: применит ли Россия вето при голосовании в Совете Безопасности по американо-английскому проекту резолюции.

Визит Путина был приурочен к 125-летию освобождения Болгарии от османского ига. 3 марта 1878 года в Сан-Стефано был подписан прелиминарный мирный договор между Россией и Турцией. Договор закреплял итоги побед российской армии в войне 1877—78 гг. Договором признавалась независимость Болгарии, а также суверенность Черногории, Сербии и Румынии. Правда, несколько позже, в июне 1878 года, по т. н. Берлинскому трактату территория Болгарии была урезана до ее нынешних границ. Следует также отметить, что хотя Болгария была сателлитом гитлеровской Германии и воевала на ее стороне, ей удалось сохранить эти границы лишь благодаря поддержке Советского Союза. Именно советская делегация на Парижской мирной конференции 1946 года отбила попытки Греции при поддержке западных держав отторгнуть 1/10 часть территории Болгарии. Границы Болгарии остались неизменными, как они существовали на 1 января 1941 года. Советской делегации удалось также добиться значительного снижения репараций с Болгарии. Напомним, что и во время Первой мировой войны Болгария воевала на стороне Германии против России.

Во время визита Путина в Болгарию были подписаны совместная декларация об углублении дружественных отношений, меморандум о долгосрочном сотрудничестве в области энергетики и транзита газа, а также ряд соглашений в сфере торговли, инвестиций, взаимодействия правоохранительных органов и в сфере культуры. Российская сторона выразила готовность участвовать в приватизации некоторых болгарских предприятий, в частности газораспределительной сети. Россия является единственным поставщиком газа в Болгарию, и было достигнуто соглашение об увеличении на 50 процентов поставок российского газа в Болгарию. Через Болгарию проходят газопроводы в южную Европу и в Турцию.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList