Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.08.2001 00:00 | Разное | Администратор

ВСЕ ПО ПРОФИЛЮ

Одним из бесспорных достижений социализма в СССР была стройная система образования. Она охватывала широкий диапазон начиная от сельской общеобразовательной школы кончая докторантурой при вузах и НИИ в крупных культурных центрах. При этом образование было не только бесплатным, но даже оплачиваемым, причём в размерах достаточных для нормальной жизнедеятельности учащегося (ПТУшника, студента, аспиранта). Поэтому возможность получения образования практически не зависела от материального положения учащегося. Многие учёные и специалисты старшего поколения, в том числе и ныне здравствующие, получили образование в лучших вузах страны опираясь лишь на собственные силы не только в учёбе и НИР, что само собой разумелось, но и в житейских делах. Общепризнанным было и качество специалистов советской школы, которых готовили профессионалы - патриоты. Свидетельством тому служили достижения СССР во многих областях народного хозяйства и обороны, о которых нынешние "демократы" замалчивают или кощунствуют. Это высокоурожайные сорта зерновых и масличных культур в сельском хозяйстве, высококачественные стали и сплавы в металлургии, высокоточные станки и инструменты в промышленности, высококлассная космическая техника в оборонной отрасли, высочайший уровень открытий наших учёных в квантовой и информационной электронике, великолепные успехи советских творческих работников в литературе и искусстве и многое другое.

Образование как и любой "живой организм" государства должно развиваться диалектически адаптируясь к быстротекущей жизни. Оно совершенствовалось раньше, реформируется и сегодня. Не отвергая позитивные моменты последнего (разнообразные формы обучения первоклашек, компьютеризация образования, предусмотрение в учебных планах вузов и ССУЗ, наряду с федеральными, национально - региональных компонентов, дисциплин по выбору студентов и др.) остановлюсь на некоторых его недостатках объективного и субъективного характеров на примере одной профилирующей кафедры Кабардино - Балкарской Государственной сельскохозяйственной академии (КБГСХА). При этом постараюсь обойти такие тривиальные факты, ставшие общеизвестными и практически массовыми, как платность образования, низкие зарплаты преподавателей, стимулирующие их к взяткам от абитуриентов и поборам со студентов (нынешний преподаватель прагматичен по отношению к студенту: "Сможешь, отвечай, не сможешь, плати!". В обеих случаях студент получит отметку в зачётке!), значительное снижение требовательности к диссертационным работам, знаниям учащихся и другие.

Выпускник философского факультета МГУ 50 - годов и Академии Общественных наук при ЦК КПСС позже, бывший ректор Кабардино - Балкарского Госуниверситета (КБГУ) проф. Тлостанов В.К. любил повторять, что если хлеб всему голова, то наша "продукция" - кадры - голова хлебу, поскольку она создаёт этот хлеб и другие атрибуты жизни, ибо кадры решают всё! В самом деле, выпускники вузов предназначены для активной созидательной работы на благо общества и себя, минимум сорок лет (до пенсионного возраста) во всех отраслях экономики и культуры, поэтому от их профессионального уровня или качества зависит научно - технический прогресс, а значит, в известной степени, будущее государства. Свое осознанное понимание этой истины один из моих учителей проф. Андрианов В.Н. (кстати, один из отцов отечественных электрических машин) иллюстрировал высокой требовательностью к себе и студентам, обосновывая последнее любимым своим изречением: "Чтобы не разводить сорняк, ибо сорняк порождает сорняк!".

По разным причинам в Кабардино - Балкарии наблюдался страшный дефицит энергетиков (электроэнергетиков и теплоэнергетиков). Чтобы восполнить его в 1967 г. в КБГСХА открыли специальность "Энергообеспечение предприятий агропромышленного комплекса" с направлением подготовки специалиста - теплоэнергетика и соответствующую кафедру ("Энергообеспечение"). На этой кафедре порядка 20 дисциплин при 6 штатных преподавателях. Таким образом на каждого преподавателя в среднем приходится по 3,3 дисциплины, причём достаточно математизированные. В связи с этим возникает вопрос: "Можно ли добиться высокого качества обучения при такой нагрузке преподавателей?". Ответ очевиден: "Конечно же нет, если даже преподаватели высокого профессионального уровня!". Тогда что же делается или почему так происходит? Здесь есть объективная причина, если её можно назвать объективной. Дело в том, что набор студентов на специальность небольшой (порядка 30 человек на 1 курс, из которых до 5 курса доходит половина, а то и меньше), поскольку при большом в КБР быстро наступит перепроизводство энергетиков. При небольшом же контингенте студентов суммарное количество лекционных, лабораторных и семинарских (практических) часов по дисциплинам остаётся низким. Для того же, чтобы набрать нормативную нагрузку преподавателя, который превышает количество часов по одной дисциплине, и приходится загружать его несколькими дисциплинами с суммарным количеством часов, равным или большим нормативного. Таким образом принципиальная причина не качественной подготовки специалистов по специальностям с малыми контингентами студентов заключается в "коллизии" между нормативной нагрузкой преподавателей, Государственными образовательными стандартами (учебными планами) и нуждами субъектов РФ. Чтобы избавиться от этого порока есть два выхода: либо снизить нормативную нагрузку преподавателя, либо увеличить набор студентов на специальность. Первый путь ограничен возможностями государства, поскольку при этом возрастут расходы на образование; второй - потребностями субъекта. Как разрешить такую дилемму? Можно пойти двумя путями: либо перейти на коммерческую (или государственно - коммерческую) основу для добывания дополнительных денег, либо специализировать вузы по Федеральным округам и в целом по РФ. Первый путь существенно сократит набор студентов, если не закроет некоторые очень нужные специальности вообще. Суть второго пути заключается в следующем. В субъектах РФ сложилась такая

практика, когда они у себя готовят нужных им специалистов. Вследствие этого в каждом субъекте свои вузы с набором специальностей повторяющих друг друга. Например, в сельхозвузах КБР и РСО - Алания, которые расположены на расстоянии 100 км друг от друга, дублируются такие специальности как агрономия, зоотехния, механизация сельского хозяйства, экономика и др. с множеством специализаций и наборами студентов на первые курсы в количествах 30...50 человек. Поэтому в иных вузах, например КБР, уйма специальностей и специализаций. Внешне это выглядит весьма солидно (для обывателя конечно): вон какие вузы у нас! На самом же деле ничего хорошего в этом нет: специальности куцые, преподаватели перегружены и "не заменимы" (заболей кому - нибудь, заменить его некому), учебно - методическая база слабая, качество выпускников низкое, по "старым" специальностям имеет место перепроизводство, новым - нехватка и т. д. Поэтому предлагается специализировать вузы по Федеральным округам под которым понимается следующее. Сохранив количество вузов, специальностей и даже специализаций в округе, например Южном, объединить повторяющиеся специальности, доведя наборы на 1 курсы не ниже 100...150 человек, в наиболее подготовленных для этого (по профессорско - преподавательскому составу и учебно - научно - методической базе) вузах, сократив их в наименее подготовленных. При этом для каждого субъекта РФ в Федеральном округе квотировать число необходимых мест для поступления. Отбор абитуриентов производить в самих субъектах. Данное предложение, кроме экономии бюджетных средств, облегчения работы преподавателей, улучшения качества выпускников и т. п. способствует сближению и интернациональному воспитанию студентов. Недостатком же предложения является необходимость перераспределения преподавателей между вузами с изменением их местожительства и увы сокращением части из них.

Однако, если иметь ввиду рассматриваемый пример, то это перераспределение и сокращение преподавателей вместе со специальностью пойдёт на пользу государству и республике и вот почему. На кафедре "Энергообеспечение" КБГСХА, кроме одного штатного преподавателя (Б.Б. Темукуев) и почасовика (С.А. Бегидов) нет специалистов энергетиков, т. е. студентов энергетике обучают дилетанты в энергетике, если не сказать сильнее. Такого не могло быть при "проклятом коммунистическом режиме", как говорится, по определению. Нынешние "свобода и демократия" сделали возможными абсурдные вещи, в том числе и такие. А сложилось оно так. Физик по образованию проф. Зильберман П.Ф. работал не в КБГУ, где есть целый физический факультет, а вёл занятия скромно в КБГСХА по общей электротехнике для не электротехнических специальностей. Это было не нормально, поскольку в Южном Федеральном округе РФ, в частности, во Владикавказе, Краснодаре, Ставрополе, есть достаточное количество электриков высокой квалификации, которых можно было пригласить в КБГСХА. Однако это ещё допустимо, поскольку общая электротехника для неэлектриков является общетехнической, непрофилирующей дисциплиной. Так вот Зильберман, выучив кое как общую электротехнику по популярным учебникам и чужим конспектам лекций, ибо он её не проходил в свои студенческие годы и позже, посчитал, что стал профессиональным электриком (иные чудаки объявляют себя "настоящими", после Мухаммеда, пророками Аллаха или тринадцатиродными братьями отца Иисуса Христоса, у которого, как известно, не было отца, так что мнить о себе электриком не будучи им не такой уж и большой грех наверное?). Когда в академии открыли специальность "Энергообеспечение ..." и соответствующую кафедру (не понятно, правда, как на эти вещи согласился Департамент образования МСХ РФ (начальник Лачуга Ю.Ф) при отсутствии в КБСХА соответствующих специалистов и базы?!) Зильберман согласился на заведование кафедрой и постановку специальности, о которой не имел представления, так "...чтобы наш народ по уровню интеллекта и образования стал вровень с самыми цивилизованными народами Европы, а может быть и мира", о чём любит разглагольствовать Президент Коков В.М. в своих популистских выступлениях на публику. Зильберману подсунули таких же "специалистов" как он сам и таким образом КБГСХА такой командой готовит сейчас энергетиков, которые станут "вровень с самыми..."? Совершенно естественно, что на энергетической специальности КБГСХА,

которая существует уже четыре года, специальные дисциплины ведутся очень плохо, нет там соответствующей лабораторной базы и других методических атрибутов для формирования инженеров - энергетиков, а есть лишь пародия на них. Как же так? - могут поставить риторический вопрос наивные люди - если Зильберман не воспитанный нахал (он может согласиться параллельно руководить ещё и каф. ветеринарии!?), а Лачуга из Москвы проглядел что - либо, то куда смотрели руководства факультета и КБГСХА? Злые языки объясняют всю эту "хохму" тем, что Зильберман родственник вице - президента КБР Г.С. Губина или его жены, а другие сотрудники кафедры тоже чьи - то родственники или протеже. Так что знай наших "самостоятельных" руководителей факультета и КБГСХА, для которых родственные или иные связи выше, чем качество специалистов, тем более по энергетике неизвестной им. И это вполне логично в нашей алогичной РФ, где "цветопродавщик" Чубайс, не зная Закона Ома, "успешно" руководит энергетикой страны, а главный "земельный специалист" Греф, не зная что такое гумус без толкового словаря Даля, учит аграриев как распоряжаться российской землёй. На таком "благоприятном" фоне почему бы какому - нибудь физику Зильберману не порулить кафедрой "Энергообеспечение" какого то там КБГСХА в какой то там КБР?! "На всё воля Аллаха" - скажет эфенди и вопрос исчерпан! Так что остаётся только затвердить его общепринятым "Аминь!".

Убеждён, что описанный случай не является единственным в РФ!? Именно поэтому я и представил свою родную Кабардино - Балкарию в том свете, в котором она не была в прошлом при первом секретаре КБ ОК КПСС Т.К. Мальбахове, ректорах Х.М. Бербекове, К.Н. Керефове, В.К. Тлостанове, а есть сегодня благодаря Федеральных и местных "реформаторов", которых больше интересуют вещи материальные, чем духовные, хотя все они на словах за науку и образование.

Асланбек Шогенов, г. Нальчик.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList