Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

10.07.2001 01:44 | Совраска | Администратор

ЧЕРНАЯ МЕТКА

"Что творится у нас на селе!? Хозяйства разорены. Земля в запустении. Люди живут огородами. Да это же... средневековье!" Вот так эмоционально знакомый пензенский газетчик делился со мной увиденным в очередной командировке. На сей раз он побывал в Вадинском районе Пензенской области.

- Едешь по дороге, а вокруг, на сколько хватает глаз - бурьян,-рассказывал коллега.- Земля брошена. От ферм остались одни скелеты.

Территория Вадинского района - чуть больше тысячи квадратных километров. Крупных предприятий нет. Вся хозяйственная деятельность сосредоточена традиционно в селе. Но оно в жесточайшем кризисе. Когда-то засевалось около сорока тысяч гектаров земли. Ныне заняли озимыми и яровыми в десять раз меньше! А в сельскохозяйственном кооперативе "Выборное", расположенном всего в 12 километрах от райцентра, в этом году вообще не засеяли ни клочка из 3200 гектаров пашни. Нет ни семян, ни горючего. Да и техники не осталось: комбайны и тракторы все разбиты. Худо.

Специалисты районного управления сельского хозяйства на это только руками разводят. Что делать? Продавать технику, оставшийся скот. Готовить документы к ликвидации хозяйства. Другого-то выхода все равно не найти. Банки кредиты дают лишь под залог. А что может заложить то же "Выборное"? Областная власть бюджетными деньгами помочь не спешит. Единственная опора - подворье.

Нет производства - нет налогов. Семнадцать миллионов рублей ежегодно перечисляется в бюджет района из областного бюджета, дабы вовсе не превратился Вадинский район в территорию-призрак. Которая если и существует, то лишь на административной карте.

Если бы такой отсталый район в Пензенской области был один!

Увы. Треть из миллиона гектаров пензенской пахотной земли заброшена: зарастает сорными травами, кустарником. Вернуть ее в оборот нет возможности из-за катастрофической нехватки техники. Депутаты Законодательного собрания области бьют тревогу: за пять лет ушли в металлолом более пяти тысяч тракторов и две с половиной тысячи комбайнов. Приобретено же едва ли три (!) процента от списанного. Как следствие, в прошлом году область собрала в среднем около десяти центнеров зерна с гектара. Впору просить гуманитарную помощь.

Для сравнения: в соседней Мордовии, чей экономический потенциал куда как скромнее пензенского, получили вдвое большую урожайность! Потому, что селом здесь занимаются. СПК "Выборное", к примеру, граничит с мордовским хозяйством. Так там, за гранью, засеяны все площади. Причем, сев произведен с удобрениями.

Пензенские крестьяне уже не помнят, что такое суперфосфат или аммофоска.

Статистические справочники пестрят негативной информацией: по итогам прошлого года вновь допущено падение поголовья скота, сокращено производство мяса, молока, яиц... Нет, в пензенских магазинах продуктов меньше не стало. Но их ассортимент в значительной степени составляют поставки из соседних регионов, например, Москвы и Саратовской области. Самое настоящее наступление на пензенский рынок продовольствия ведет маленькая Мордовия, откуда завозят даже скоропортящиеся кефир, ряженку, варенец, всевозможные йогурты. Феномен объясним: республика производит в расчете на душу населения в два-три раза больше основных продуктов питания, нежели Пензенская область, - и соседей кормит, и себе хватает.

И вот уже из Нижнего Новгорода, где под патронажем полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко работает Центр стратегических исследований, в Пензу пришло пренеприятное известие. Ученые Центра, изучив регионы округа, сделали вывод: Пензенская область является территорией неперспективного развития и непроектируемого будущего! Ее промышленный потенциал ныне признан весьма незначительным: отсутствуют крупные предприятия всероссийского масштаба, половина из имеющихся - хронически убыточны. Будущее пензенской промышленности не просматривается: существующие производственные фонды изнашиваются катастрофически быстро, а новые не создаются. Село - в ярко выраженном депрессивном состоянии. Суммарные расходы на здравоохранение, образование и социальную политику в расчете на душу населения - самые минимальные в округе. Уровень жизни - вообще один из самых низких в России.

При этом - поразительный факт! - Пензенская область лидирует в округе (оставив позади себя 14 регионов, в том числе более развитые Башкортостан и Татарстан, Нижегородскую и Самарскую области!) по одному-единственному показателю: а именно, доле расходов регионального бюджета на госуправление. Не забывают о себе областные чиновники! Областной бюджет - около трех миллиардов рублей - уже почти на две трети состоит из всевозможных федеральных дотаций. Уходят деньги в Пензу как в "черную дыру".

Как же оценивает столь печальное состояние экономики региона сама областная власть? Губернатор Василий Бочкарев винит во всем этом собственно пензенский люд.

- Надо работать, а не пить самогонку, - заявил он на недавней "прямой линии" с телезрителями.

В чем-то, может, и прав губернатор: деградирует, вымирает народ на Пензенщине. Среди тех же пятнадцати регионов Приволжского федерального округа самая высокая смертность, согласно статистике, - в Пензенской области. В прошлом году, к примеру, число умерших здесь превысило число родившихся в 2,3 раза.

А сами жители винят в своих проблемах местную власть. Согласно социологическим опросам, более половины респондентов считают, что их материальное благополучие за время жизни "под Бочкаревым" ухудшилось. И лишь около трех процентов стали жить "заметно лучше"!

В прошлом году и посевные, и уборочные работы на селе были практически сорваны из-за острейшего дефицита горючего. Техника в самое горячее время стояла в поле с сухими баками. Министры Бочкарева всю вину пытались свалить на местного поставщика ГСМ- дочернюю кампанию "ЮКОСа". Но бизнесмены - люди предусмотрительные: они достали из кейсов документы... Оказывается, генеральное соглашение о поставках горючего на уборочные работы 2000 года губернатор Бочкарев после долгих раздумий подписал аж 25 августа! Через месяц после начала уборочной кампании! "ЮКОС" с весны бомбил областное правительство телеграммами: если нужно горючее, просим заключать договора!

Так кто же главный виновник прошлогодней катастрофы в пензенском селе?

Другой пример. В Нижегородском центре стратегических исследований подсчитали, что на поддержку сельского хозяйства в Пензенской области расходуется 1,9 процента областного бюджета. Для сравнения: в Мордовии почти 15! Почему так мало внимания пензенскому селу? Официальный ответ на одной из пресс-конференций дал первый заместитель губернатора Николай Овчинников. Дескать, аграрному комплексу пора жить по рыночным правилам. И если производство мяса и молока убыточно, значит, нужно максимально сокращать их производство.

Впрочем, была одна хорошая идея помочь селу. Ее подали местные ученые-аграрники. Коли нет в области денег, коли промышленность слаба, а внешнего инвестора на сельские просторы не заманить калачом, стало быть, надо развивать предприятия переработки. Они произведут продукцию, реализуют ее, а прибыль вложат в развитие села. Вот вам и инвестиции!

Губернатор вроде бы проявил интерес. Бизнесмены из близкого окружения Бочкарева быстро скупили акции мясокомбинатов, хлебозаводов, элеваторов... Не обошлось и без выкручивания рук прежним хозяевам. А итог, увы, банальный. Авторитетный пензенский ученый-аграрник, ректор государственной сельхозакадемии, профессор Александр Блинохватов бьет сегодня тревогу: в области созданы хлебные, мясные, молочные продовольственные монополии, которые работают исключительно на себя, забыв про изначальную задачу. Село продолжает нищать, задавленное низкими закупочными ценами, а новоиспеченные олигархи потирают руки. Один из них, к слову, москвич Игорь Руденский, скупивший на корню добрую половину элеваторов и хлебокомбинатов, даже стал депутатом Государственной Думы. На волну российской большой политики его "вытолкнул" благодарный Бочкарев.

Почему такое расположение губернатора к московскому богатею - это вопрос особый. Знающие люди утверждают, что в фирмах Руденского есть доля собственности и Бочкарева. Так это или не так, судить не нам, но вряд ли Бочкарев кому бы то ни было прямо ответит на этот вопрос.

О промышленности - разговор особый. Как-то местная научно-техническая элита пригласила губернатора на совет. Речь зашла о невостребованности разработок ученых, их инновационных предложений. Бочкарев отмахнулся от спецов, как от назойливых мух: малопонятные рассуждения ведут. Вот гигантский пивзавод построить - это да! Это масштаб! Несколько лет шли переговоры с московской пивной империей "Очаково", хотя в Пензе своего пива - залейся! И вот президент очаковского комбината Алексей Кочетов прибывает в июне для закладки камня на месте строительства терминала. На базе завода вычислительной техники! Побоку "чистые комнаты", чихать на наукоемкие технологии. После помпезной процедуры Кочетов дарит Бочкареву большой кошелек. Подарок весьма символичен, если учесть, что в чиновничьих кругах в Москве Василия Бочкарева так и называют: "Кошелек". Кстати, пензенские предприниматели его зовут "Моя доля".

Силовикам бы заинтересоваться причинами столь подозрительного покровительства губернатора частным монополиям. Да где там. Свои люди кругом. Свою деятельность на посту губернатора Бочкарев начал с кадровых перетрясок в силовых структурах. Сначала в областном управлении ФСБ, а затем и УВД. Ими уже командовали перспективные кадровые офицеры Борис Романенко и Валерий Куликов. Однако Хозяин захотел иметь на этих постах только своих людей. ФСБ "сдалось" сразу же: на должность начальника местного управления был назначен земляк Бочкарева - Александр Гришин. Дольше всех - полгода - сопротивлялось МВД России. Но и там согласились на компромиссную фигуру: генеральские погоны оказались на плечах мало кому известного в Пензе офицера милиции с периферии Александра Гулякова. "Я не могу не подчиняться губернатору, ведь он же финансирует УВД!" - без обиняков заявляет Гуляков теперь журналистам.

На пост прокурора области был назначен тоже проверенный человек - Валерий Кошлевский, бывший прокурор Железнодорожного района Пензы, где Бочкарев до избрания губернатором 10 лет работал главой муниципальной власти. Главным федеральным инспектором по Пензенской области был назначен опять-таки свой, преданный - бывший начальник следственного отдела УФСБ Владимир Фомин. В горячечные дни предвыборной кампании 1998-го года он собрал в УФСБ пресс-конференцию, где заявил: упорные слухи о принадлежности Бочкарева к мафии - ложь. Вот так услужил, одним словом.

Итог кадровым маневрам "на силовом поле" подвел пару месяцев назад начальник УФСБ Гришин. "Мы проигрываем борьбу с коррупцией, увы!" - заявил он пензенским журналистам. Последние в недоумении пожимали плечами: о какой борьбе ведет речь генерал? О крупных антикоррупционных делах за три года они не слышали. Сам Гришин бегает от журналистов, которые пытаются поговорить с ним о сомнительной деятельности местных обласканных губернатором олигархов. Начальник УВД отваживается ловить мелкую сошку, вроде преподавателей-взяточников. Областной прокурор, поговаривают в кругах силовиков, ходит к губернатору испрашивать разрешения на возбуждение уголовного дела против мало-мальски заметной фигуры. А главный федеральный инспектор фильтрует информацию для нижегородского полпредства (за что ему публично в ходе мартовского визита в Пензу выговаривал заместитель Кириенко - Валентин Степанков). В результате там до последнего времени и не ведали, что Пензенскую область серьезно лихорадит.

Все схвачено.


Но вот плотину терпения прорвало. С публичной критикой деяний губернатора области выступили редакторы четырех влиятельных местных газет и два известных в Пензе общественных деятеля Александр Кислов и Виктор Дюльдин.

"Шестеро смелых" отправили письмо в адрес президента России Владимира Путина. Дескать, обратите внимание на Пензенскую область, погибаем! Текст послания был опубликован в местной газете. В качестве аргументов авторы приводили статистические материалы. А также - десятки публикаций критического и разоблачительного характера, в том числе и по родным и близким губернатора, которые занимаются крупным бизнесом. К слову, в декабре прошлого года компетентный российский журнал "Эксперт" назвал Василия Бочкарева... одним из самых влиятельных предпринимателей региона. Наряду с его шурином Николаем Кривозубовым и премьером областного правительства Николаем Овчинниковым.

И тогда грянул суд! Иск к авторам письма к президенту подали сразу 25 заместителей губернатора, полдюжины областных министров и куча чиновников пониже рангом. Был и двадцать шестой истец - заместитель губернатора по промышленности Александр Долганов. Но он отказался участвовать в травле земляков, о чем сообщил публично: мол, Бочкарев и его уговаривал присоединиться к чиновной акции, но тщетно.

Несмотря на то, что ни одной фамилии, кроме Бочкарева, в обращении к президенту указано не было, чиновники сочли себя оскорбленными. Поскольку, дескать, в обращении в критическом контексте было употреблено словосочетание "областная власть". В порядке компенсации за перенесенные нравственные страдания они потребовали ни много, ни мало, а 2,5 миллиона рублей.

Чтобы неповадно было критиковать. И жаловаться.

И что вы думаете? Суд первой инстанции все-таки принял исковое заявление к рассмотрению (не без давления со стороны губернатора, считают попавшие в немилость редакторы) и частично удовлетворил его.

Все аргументы газетчиков и двух политиков суд отмел как досужие упражнения ума. Между тем они были настолько убедительны, что присутствовавший на процессе судебный пристав посчитал необходимым подать заявление Александру Кислову о приеме в ряды движения "Россия". "Все, о чем вы говорили на суде, - чистая правда! Хочу быть с вами", - коротко объяснил он причину своего поступка.

И вновь примечательный факт: акция чиновников областной администрации вызвала настоящий обвал исковых заявлений местных олигархов, руководителей предприятий, чиновников к газетам, редакторы которых подписали то злополучное обращение к президенту Путину. Как по приказу, все они ринулись сообща защищать честь и достоинство. А может и был он, этот приказ. Несколько месяцев редакторы ходили в суды, как на работу.

Но это - еще цветочки. Лидеру пензенского отделения движения "Россия" пришлось намного труднее. Областная прокуратура возбудила против него уголовное дело за клевету против Бочкарева. Дело было так. Зимой этого года весьма осведомленные люди предупредили Александра Кислова: есть информация, что на него поступил некий "заказ". Получив "черную метку", тот немедленно направился в управление ФСБ. Чекисты посоветовали обнародовать полученную информацию - мало ли, дескать, в Пензе коррупционеров, которым он, как журналист, перешел дорогу. Береженого Бог бережет!

Кислов так и сделал. После чего Бочкарев настрочил на него заявление в облпрокуратуру. Дескать, заявляя о некоем безымянном заказчике, Кислов определенно имел в виду лично его - губернатора. Прокурор Кошлевский немедленно взял под козырек...

Параллельно с этим уголовным делом в Пензе раскручивается еще одно: на бывшего начальника областного УВД генерала Александра Пронина и его первого зама полковника Валерия Куликова. В чем интрига? Совсем недавно в местной прессе появилась новая информация о давнишнем убийстве начальника областного управления лесами Владимира Березина. Тот, оказывается, за три дня до трагедии пришел к означенным милиционерам и сказал буквально следующее про Бочкарева и кое-кого из его близкого окружения: "Они меня убьют!"

Генерал предложил Березину написать официальное заявление. Тот отказался. Тогда начальник УВД посоветовал главному лесничему обратиться в областную прокуратуру. С заявлением. На том и расстались. Как вышло - навсегда. После обнародования сенсационных обстоятельств, следователи ФСБ вызвали милиционеров на допрос. Те подтвердили газетные сведения. Разгорелся жуткий скандал!

Что делает Бочкарев? Берет ручку и пишет еще одно заявление - с требованием привлечь Пронина и Куликова к уголовной ответственности. За халатность, за то, что не уберегли Березина от пули киллера...

Прокурор Кошлевский вновь берет под козырек...

В конце 80-х в соседней Самаре было некое уличное шествие, которое показали по Центральному телевидению. Пензякам этот сюжет очень запомнился, поскольку манифестанты несли лозунг "Хотим жить, как в Пензе!" Теперь жить в этой области становится с каждым годом все трудней. И опасней. Губернатор Бочкарев и верные ему силовики медленно, но верно выстраивают в этом регионе свой режим. Оппозиция в Пензе уверена, что построит. Если президент Путин наконец-то не обратит внимания на область, до границ которой от Кремля можно доехать на хорошем автомобиле всего за четыре часа.


Константин МОРГУНОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList