Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

07.06.2005 18:26 | Совраска | Администратор

ЕЩЕ ОДИН ШАГ К СТАБИЛЬНОСТИ

В прошедшее воскресенье в Ливане прошел второй (из четырёх) этап парламентских выборов. Напомним, что на первом этапе в позапрошлое воскресенье голосовало население Бейрута, где все 19 мест в парламенте, выделенных по закону избирателям столицы, получили кандидаты патриотического избирательного блока Валида Джумблата—Саада Харири. В прошлое воскресенье голосовало население юга Ливана. Все 23 места в парламенте там получили представители шиитских движений «Хизбалла» и «Амаль», фактически входящих в союз с блоком Джумблата—Харири. (Напомним, что «Хизбалла» до сих пор числится в списках Госдепартамента США наравне с «Аль-Каидой» как террористическая организация). Сложившийся в ходе нынешних выборов союз — самая широкая коалиция сторонников Ливана, независимого от американского влияния. В нем объединились и сунниты, и шииты, и христиане-католики, и православные. Одновременно он объединяет политические силы от левых до правоцентристских. Прогнозируется, что этот союз получит от 80 до 100 мест в ливанском парламенте, в составе которого 128 депутатов.

Бывший президент Ливана генерал Мишель Аун, срочно привезенный из эмиграции из Парижа, как главная надежда прозападных сил, так и не смог найти себе место в политическом поле Ливана. Он не смог сформировать собственный избирательный список, найдя союзника лишь в среде традиционных противников Валида Джумблата в друзском семействе Арсланов. Выступать в Ливане сегодня с позиций, враждебных лидеру патриотических сил Валиду Джумблату, равносильно политическому самоубийству.

На Западе и в прозападной российской прессе льются слезы умиления по поводу победы «демократических, антисирийских сил» в Ливане. На самом деле радоваться Западу особенно не приходится. Это победы не антисирийских, а антиамериканских сил. Новая политическая конфигурация Ливана, возникающая в результате парламентских выборов — это явное поражение внешней политики США.

Обратим, кстати, внимание на интересную метаморфозу американской внешней политики. До разрушения СССР идеологические позиции двух противоборствующих лагерей определялись примерно таким образом: СССР поддерживал все прогрессивные, антиколониальные, демократические силы. США и их союзники поддерживали монархические, эксплуататорские, колониальные правительства. Но после 1991 года, лишившись исторического соперника в лице СССР, Америка попыталась перехватить его мантию искреннего друга угнетенных народов. США взяли на вооружение идею «демократизации» (а на самом деле — принцип силового насаждения «демократических режимов») во всем мире. Разумеется, демократия должна не только соответствовать американским стандартам, но и главным образом американским интересам.

При этом американцы не стеснялись присвоить себе славу поборников демократии даже в тех странах, где смена власти определялась не столько махинациями посольства США и ЦРУ, сколько внутренними потребностями народа этой страны. Ливан — наиболее показательный пример тому. Давнее стремление ливанцев уйти от излишней опеки со стороны Сирии осуществилось не столько за счет давления Америки, сколько за счет мощного подъема народных масс после убийства популярного лидера Рафика Харири. Общенациональный консенсус за уход сирийских войск сложился в Ливане без всякого участия США.

Америка просто взлетела на естественно возникшую волну и попыталась приписать себе заслугу в проведении выборов в Ливане. Кстати, инициативу голосования в Совете Безопасности ООН по соответствующей резолюции проявила Франция — известный друг Ливана. Никаких заслуг в демократизации Ливана у США нет. Эта страна всегда была одной из наиболее демократичных стран в арабском мире. Во всяком случае, выборы (и достаточно честные и свободные выборы) там шли регулярно в течение десятилетий. И если до вывода сирийских войск интересы США и основной части народа Ливана совпадали, то после этого они пошли в разные стороны. Американцы, разумеется, хотели посадить в Бейруте антисирийское, проамериканское правительство. Вот это у них никак не получается.

Сейчас в прессе в роли лидера широкого патриотического союза наряду с Валидом Джумблатом упоминается Саад Харири — сын убитого три месяца назад бывшего премьера Рафика Харири. Этот 35-летний бизнесмен, обладающий состоянием в 1,2 миллиарда долларов, на деле не очень хорошо известен в самом Ливане, ибо большую часть времени проводит за рубежом, в других арабских странах, управляя семейным бизнесом. Он стал политиком и лидером блока после смерти отца, по решению своей семьи.

Реальным вождем блока является Валид Джумблат (его отец, популярнейший Камаль Джумблат, также погиб в ходе теракта в 1977 году). В.Джумблат — политик, хорошо известный левыми взглядами и полным отсутствием симпатий к США. Мало кто знает, что закончившаяся полным провалом высадка американской морской пехоты в Ливане в 1983 году (в ходе полыхавшей тогда гражданской войны) была осуществлена именно для того, чтобы предотвратить наступление вооружённых формирований национально-патриотических сил (НПС) на Бейрут. А основу НПС (в которые входила и Ливанская компартия) составляли отряды Валида Джумблата, которые получили достаточно много оружия и соответствующую подготовку при содействии Советского Союза. В.Джумблат — давний и искренний друг нашей страны.

Тесной связи с Советским Союзом (и с КПСС) Валиду Джумблату не могут забыть и до сих пор. В том числе и нынешняя «элита» России. Одна из правых московских газет в те времена, когда было модно обвинять КПСС в «пособничестве терроризму», в числе «террористических» организаций, пользовавшихся поддержкой КПСС, назвала и Национально-патриотические силы во главе с В.Джумблатом. Не вызывает удивления поэтому то, что многие годы российские власти держали наших друзей на расстоянии вытянутой руки. Несколько лет назад Джумблат приезжал в Москву по приглашению лидера КПРФ Г.А.Зюганова. А вот официальные власти России старались уклоняться от контакта с ним. И только в самое последнее время, когда после убийства Р.Харири Ливан погрузился в кризис, а подлинные масштабы влияния Джумблата на ливанскую политику игнорировать стало невозможно, ливанский лидер получил официальное приглашение приехать в Москву.

Впереди еще два тура парламентских выборов в других регионах Ливана. Не вызывает сомнения, что блок Джумблата — Харири получит большинство в парламенте и сможет, со временем, провести и на пост президента страны свою кандидатуру. Политическое влияние Валида Джумблата и финансовая мощь Саада Харири — это серьезные факторы, которые во многом предопределят, вероятнее всего, будущее Ливана. К власти в Ливане движутся силы, испытывающие давние дружественные чувства к нашей стране. Поэтому «демократизаторам» из Вашингтона радоваться и тем более хвастаться не приходится. А что касается отношений Ливана с Сирией, то не вызывает сомнения, что эти две страны, связанные теснейшими историческими, экономическими, культурными, религиозными узами, несомненно найдут вполне достойные, отвечающие нынешней ситуации формы своих отношений.

Вячеслав ТЕТЕКИН.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList