Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

15.10.2003 23:49 | Совраска | Администратор

КОМСОРГИ В БИЗНЕСЕ

Председатель правления Крокус-банка Виктор Мишин серьезно готовится к празднованию Дня комсомола 29 октября. "Я сейчас прихожу и каждый день смотрю, что к этому дню сделано, а что не сделано. Значки, например, уже лежат", - рассказывает он.

Виктор Мишин - бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ. И 29 октября вместе со многими коллегами по комсомолу, занимающими сейчас видные посты в бизнесе и госадминистрации, собирается праздновать 85-летие этой организации, которую сейчас многие считают первой школой универсального управленца в нашей стране.

"Был штамп, что комсомол - это кузница кадров для страны. Но так оно и есть", - говорит Мишин. Хотя, признается он, "никто не идеализировал комсомол, в том числе те, кто в нем работал".

В подготовке к празднику он использует метод сетевого планирования, которому научился за годы работы в комсомоле. Когда-то именно таким образом планировалась подготовка к московскому фестивалю молодежи и студентов. "Мы тогда на два года сделали сетевой график", - вспоминает банкир. Кстати, этот метод, разработанный в Советском Союзе, потом вошел во все западные учебники по проджект-менеджменту.

Бывшие комсомольцы, как правило, поддерживают связи между собой до сих пор. А компании, в которых они работают, нередко сохраняют в своей корпоративной культуре элементы, напоминающие о прошлом их основателей.

Компания "Восток-Сервис", крупнейший в стране производитель спецодежды и средств защиты, оборот которой в прошлом году составил $100 млн, была основана студентами МАИ, комсомольцами и стройотрядовцами. Президент компании Владимир Головнев когда-то возглавлял стройотряд на Дальнем Востоке. Корпоративная культура "Восток-Сервиса" вобрала в себя некоторые комсомольские традиции. "Чем отличался комсомол? Комсомольским задором. Если не будет этого задора, не будет желания сделать что-то великое, то и результатов не будет", - рассуждает Головнев. По его словам, в комсомольские времена существовало два главных мотиватора: дух команды и возможность выделиться. То и другое культивируется в "Восток-Сервисе". Например, сотрудники, входящие в костяк команды, носят специальные значки. Костяк довольно большой, в него входят сотрудники, проработавшие в компании не менее двух лет. "Я не видел компании, где костяк был бы не 15 - 20 человек, а 80 или 100 человек, - поясняет президент компании. - Когда компания становится крупной, обычно есть четкое разделение на топов - отцов-основателей и остальных. У нас эта граница размыта. Нам удается выдержать грань между панибратством и хорошими отношениями внутри команды".

В "Восток-Сервисе" регулярно устраиваются коллективные выезды трудового коллектива с обучением, деловыми играми и капустниками. Считается, что если человек проявит себя во время этих мероприятий, то он проявит себя и в работе. "Чтобы принять то или иное кадровое решение, надо посмотреть на человека с разных сторон, - говорит Головнев, - как он выступает на планерке, как работает с аудиторией и, извините, как он ведет себя в компаниях, на застольях". Кстати, принцип работы в пионерских и комсомольских организациях позволял лидерам выделиться и получить навыки управления с самого юного возраста.

"Организации, где есть бывшие комсомольцы, до сих пор используют комсомольский сленг", - говорит Ольга Крыштановская, руководитель сектора изучения элит Института социологии РАН. Например, сохранилось слово "орговик" - так в комсомоле называли специалистов по организационной работе (это и есть, по сути, универсальный менеджер). Правда, он отличается от менеджера западного образца. Среди специфических качеств орговика, объясняет Крыштановская, исполнительская дисциплина, которая была присуща всей этой организации, а также технократизм. Технократы - это люди очень рациональные и на самом деле "лишенные идеологии", понимающие, как оптимально организовать управление в любой ситуации. Крыштановская противопоставляет комсомольский технократизм управленцев советских времен западному экономизму.

"Если на Западе управленцев учат, насколько экономически выгодно дело, то у нас этому никогда не учили", - поясняет она. Технократам свойственно скорее инженерное мышление, основанное на технологии производства: важнее сделать хороший автомобиль, чем продумать, сколько он будет стоить и как продаваться. "Конечно, когда они становятся собственниками, включается экономическое мышление, - добавляет социолог. - Но исполнители остаются орговиками".

Впрочем, для менеджера этого достаточно, считает предприниматель Сергей Лисовский, основатель продюсерской компании "Лис`C", соучредитель группы компаний "Премьер СВ", а сейчас - председатель совета директоров компании "Моссельпром": "Задача менеджера - это не просчитать что-либо (надо просто найти специалиста, который сможет это сделать) , а реализовать проект".

Лисовский, бывший инструктор Бауманского райкома комсомола, считает, что комсомол был очень хорошей школой менеджмента. Управление - это прежде всего работа с документами и планирование, говорит он. Тому и другому учили в комсомоле. Планированию придавалось очень большое значение. "Многие люди до конца жизни доходят, не понимая, что это необходимо", - говорит предприниматель.

Светлана Горбачева, зампред правления Росбанка, в свое время окончила Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. На курсе учились 100 человек, при этом набирали всего 10 девушек. Потому что "понимали, что все равно женщина - активный член общества до тех пор, пока семья не станет приоритетом в ее жизни", поясняет она. "Поэтому конкурс среди женщин был огромный", - добавляет Горбачева.

"Самое главное, чему учили в ВКШ, - это общение с людьми, - вспоминает она. - Например, были семинары, тесты, когда люди сидели за столом и пытались какую-то сложную ситуацию разрешить путем какой-нибудь словесной дуэли". Горбачева считает, что в современных компаниях западного типа слишком много внимания уделяется анкетным данным и недостаточно - человеческим качествам. "Приходит человек: анкета блестящая, но с людьми работать не сможет; и хорошо, если руководитель это разглядит сразу", - говорит она.

Еще Светлана Горбачева считает правильным давать людям возможность высказать собственное мнение независимо от занимаемой должности: "В комсомоле всегда у всех было право высказаться. Секретари были совершенно доступными, простыми люди, без заносчивости".

Курс Горбачевой (она закончила ВКШ в 23 года) собирается каждые пять лет. Несколько ее бывших однокурсников теперь клиенты ее банка. "Я в них уверена как банкир, - говорит она. - Потому что я знаю, что, даже если какие-то катаклизмы произойдут, они свои обязательства выполнят".

ВКШ - главная кузница комсомольских кадров - с 1969 по 1990 г. выпустила 3400 человек. Однако в последнее время воспитанников этой школы начинает поджимать более молодое поколение менеджеров-универсалов с дипломами МBA. "Комсомольцы стареют. Они становятся раритетными людьми", - говорит Крыштановская.

Правда, сами орговики считают, что у нынешней молодежи нет ряда достоинств, воспитывавшихся в комсомоле. "Мы умели успешно уходить от ответственности, но тем не менее. .. Нам давали задание, а как его реализовать, никто не говорил. И часто надо было провести мероприятие, не имея ни финансовых, ни административных рычагов", - говорит Лисовский. Современным менеджерам, считает он, не хватает "комсомольского задора". Ответственность нередко распыляется, особенно в среднем звене. "Сейчас очень часто менеджер думает, что если у него нет того, нет этого, то с него снимается ответственность", - добавляет Лисовский. Впрочем, признает он, в комсомоле порой не требовали конечного результата, "важен был процесс".


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList