Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

31.12.2002 10:46 | Совраска | Администратор

"НАМ НЕТ СПАСЕНИЯ - МЫ ПОБЕДИМ!"

«Кинофорум «Золотой Витязь» живет двенадцатый год. Он стал первым творческим организмом в новейшем кинематографе, который провозгласил своей программой нравственные христианские идеалы, возвышение души человека», — говорит президент Международного Кинофорума, кинорежиссер, актер, сценарист Николай Петрович Бурляев. Беседу с ним мы ведем накануне Нового года в так называемом офисе возглавляемой им организации, а проще -в скромной комнатке маленького трехэтажного дома, где — вот бы не подумала! — могло зародиться такое удивительное явление, как «Золотой Витязь». Вот именно что явление. Это не оговорка. Ведь речь идет о понятиях иного измерения, чем кинофестиваль, — о путях возрождения нашей национальной памяти, славянской культуры, о той первооснове, которую грубо выбили из-под наших ног, оставив людей (в невесомости) без почвы под ногами.

Мне вспоминается один из недавних вечеров, организованный Н.П. Бурляевым. Огромный, полностью заполненный зал, горящие глаза людей, слова-набат, слова-призыв, и в едином порыве — гром аплодисментов. Реальное дело живет вот уже двенадцатый год — все это безвременье: «пира во время чумы», а именно так определил нашу горькую бытность Николай Петрович, а потом вкрадчиво прибавил: «Но пробиваются ростки народного самосознания по всей России есть надежда, что сбросим мы проклятое оцепенение!» Вот так, чисто по-русски, по-бурляевски... Но это я забегаю вперед, а пока за окном все «дремлет Русь в тоске своей веселой», передо мной — удивительный собеседник, впереди - интересный разговор.

Так что же такое «Золотой Витязь» и как ему живется в наше время? Двенадцать лет борьбы за право жить и творить прошли недаром. Удалось собрать и сплотить талантливых людей, не безразличных к нашему будущему, людей, которые хотят объединяться под знаменем чистых нравственных идеалов. Удалось создать серьезный творческий союз, в который вошли представители 15 стран мира — международное объединение кинематографистов славянских православных народов, возглавляемое Николаем Петровичем Бурляевым.

Это объединение насчитывает более трех тысяч членов. сюда входят целыми творческими союзами. «Золотой Витязь» бережно хранит 2200 фильмов, ежегодно потони свой фонд новыми лентами. Среди них — работы сербских режиссеров: Лены Капрившш, которая с огромным риском для жизни снимала картины, рассказывающие правду о Косове. Молодой талантливый художник Деян Петрович. Фильмы из Греции, Чехии, Югославии. Польши. Белоруссии. Вся режиссура киностудии "Отечество", двадцать человек из которых оказались удостоены высшей Патриаршей награды, чего просто не было за всю историю кинематографа. Работа делается, и делается всерьез! Самое главное, как показывает жизнь, «Золотой Витязь» реально влияет на творческий процесс в современной культуре. Ректор ВГИКа заявляет, что для студентов Института кинематографии очень важным оказалось существование такого кинофорума, как «Золотой Витязь», многие стараются делать фильмы именно для него. Об этом же говорят учащиеся Белградской киноакадемии, мечтающие не о «Каннах», не об «Оскарах», а о Российском фестивале. Разве ни примечательно, к примеру, что из 100 вопросов, которые задают абитуриентам при поступлении в творческие вузы Югославии, каждый десятый — о «Золотом Витязе».

— Так чем же отличается «Золотой Витязь» от других киноявлений, способныли мы, славяне, явить весомую альтернативу Западу?

- Конечно же, способны и уже являем. «Золотой Витязь» отличается от иных кинофестивалей тем, что занимается выявлением такого понятия, как славянская, христианская культура. Конечно, она была реальна в мире и до нас, но ее никто не пробовал собрать и увидеть целостно. Мы это сделали и показали, в чем ее отличие от западной кинопродукции, забившей донельзя все наши экраны. Славянская культура способна объединить многие страны на основе одной высокой идеи — кинематограф сердца, кинематограф любви и поиска гармонии.

- Пелчально, но мы, простой народ в большинстве своем почти ничего не знаем о славянском кино... Скажете, кто составляет основное творческое ядро в вашем движении? Хотят ли с вами сотрудничать молодые режиссеры или их привлекают иные ценности?

- С нами работают люди разного возраста, в первую очередь, конечно; те, которые прожили главную часть своей жизни, уже многое создали и твердо стоят на позициях позитивного кинематографа. Таковых примерно процентов 80, остальные же 20% — творчески талантливая молодежь, которую мы очень любим и всячески способствуем ее росту*. Это мыслящие люди, избравшие единственно верный, тернистый путь нравственного искусства, и главное они это сделали осознанно, ибо они поняли, что именно на этом пути правда, а никак не в том где можно только делать деньги и растлевать народ. Мы с удовольствием с ними работаем.

Николай Петрович, но ведь так обидно, почему мы не можем видеть эти фильмы? Создается впечатление, что настоящее кино просто вырождается. Все забито американской мишурой под общим названием «трэш» (мусор). Но теперь-то понятно, что это не просто поделки, халтура. Духовный мусор —дело кому-то выгодное...

- Безусловно, выгодно. Отечественный кинематограф полностью захвачен иноземными оккупантами. Скажу больше, ведь известно даже имя той дамы в Лондоне, которая готовит «спецпакет», исключительно для россий ских экранов, «определенной», одурманивающей наши мозги кинопродукции...

Что же касается распространения фильмов «Золотого Витязя», то мы начали заниматься этой проблемой вплотную. В нынешнем году под воздействием многочисленных запросов из разных регионов России и мира мы создали прокатную организацию кинофорума. Обладать таким богатством, как 2200 удивительных фильмов, и не бороться за их жизнь — было бы просто кощунственно. Мы настроены на то, чтобы создать альтернативный кинопрокат.

— Реально ли это?

— Нереальным было и создание «Золотого Витязя». Кода в 1993 году расстреливали Верховный Совет, мы работали, можно сказать, под градом камней — изощренной травли СМИ. И мы все-таки прорывались в народ, о нас узнанали люди, в нас поверили, на нас стали надеяться... Теперь мэры четырех городов Тамбошцины объявили о том, что они готовы открыть кинотеатры для «Золотого Витязя». Об этом же говорят в Иркутске, нас ждут в Петропавлонске-Камчском, в Магадане, в Архангельске, конечно же, в Минске.Так что шанс побороться за свой прокат есть.

Люди устали от пошлости соскучились по чистоте, и тут мы востребованы на все сто. В Тамбове в прошлом голу и Рязани в нынешнем нас увидели около 100 тысяч человек за 10 дней. Залы были переполнены. Контингент — самый разный. Очень много молодежи!

А в ноябре месяце, когда я был участником программы российского телевизионного канала «Цена успеха», в зале поднялся врач из Рязани и обратился ко мне: «Вам извстно, Николай Петрович, что итоги «Золотого Витязя» в Рязани таковы: в нашем городе м области резко упали преступность, наркомания, алкоголизм, число самоубийств». Вот как может влиять нравственный экран и как он пока не влияет. В этом — огромная вина всех нас, кинематографистов, и в первую очередь Министествра культуры, взявшего курс на вытеснение кинематографа в частный сектор. Уже подписан указ об акционировании, приватизации кинематографа. Но как власти не понимают, что не все можно отдавать в частные руки? Атомную бомбу отдавать нельзя, энергетику — нельзя, железные дороги — нельзя, экран — тоже нельзя, так как это полноценное стратегическое оружие нации. Мы и так уже взрастили поколение преступников, бандитов, антипатриотов.

— Как же при таком отношении к культуре существует «Золотой Витязь», я имею в виду вопрос финансирования кинофорума государством?

—Это больной вопрос, поскольку каждый год «Золотой Витязь», по сути, не живет, а выживает. Чиновники Министерства культуры решили, что бюджет может поддерживать государственный кинофорум только четыре месяца в году. Но кинофорум — постоянно действующий организм, который готовит программу в течение целого года для того, чтобы объединить 30 стран мира. В прошлом году, например, мы работали восемь месяцев без зарплаты, в этом году — четыре. Все держится на чистом энтузиазме. Поразительно отношение к искусству в столице! В августе месяце я был у вице-премьера Москвы Л.И. Швецовой и предложил городу участвовать в качестве соучредителя будущего — двенадцатого «Золотого Витязя», он должен пройти в столице. Я просил поддержки нашему кинотеатру «Эльбрус», который ввыбивали в течение восьми лет, и что получили: зал без экрана,без кинопроекции, без освещения, с огромными долгами, с арестованным счетом... Я надеялся на помощь в реконструкции, чтобы мы смогли-таки показывать столичному зрителю долгожданные фильмы. Прошло четыре месяца — и вот ответ: отказать в финансировании «Золотого Витязя»... Казалось бы наш кинофорум — это та идеология, которая должна быть базовой для Москвы, для России. А нас все время отпихивают, мол, решайте сами свои проблемы. Но проблемы-то не наши, не мои, а государства. - Я слышала, мм» кинотеатр «Эльбрус» был ограблен... -Да. У нас опасный соарендатор, которого мы получили в наследство на семь лет, так что идет война.

Когда мы начинали свою международную деятельность на 11 стран мира, мы получили поддержку первого зам. министра культуры Д.А Голутны, одобрившего нашу программу. Мы открыли киноклбы «Золотого Витязя» в Кракове, Плевне, Пекине, Хельсинки, Праге, Брно, в косовской Митровице. За первые шесть поездок нас увидели 150 миллионов человек, эту программу называли «Возрождением российского кино». И вдруг новый зам. министра культуры господин Молчанов, пришедший из президентской администрации, принимает решение прекратить поддержку этой программы. О чем думает этот молодой человек? Каковы его представления о культуре, об обществе, о нашем влиянии в мире?..

- А по-моему, все вполне ясно: власть имущие отказывают нам, патриотам, во всякой помощи, ведь рядом с нашими программами разительным контрастом будет тот мусор, которым они кормят народ. Как вы, Николай Петрович, расцениваете роль «Золотого Витязя» в объединении славянских народов?

— Я считаю, что «Золотой Витязь» играет не последнюю роль в нашей политической жизни. К примеру, мы первые прорвали блокаду в Сербию в 1993 году, приехав туда с фестивалем. Это была убедительная демонстрация того, что нельзя разрывать наши братские узы, нельзя предавать братьев. Мы постоянно крепили связи с Белоруссией, Украиной в самые трудные годы. С Белоруссией было всегда проще, потому что там Александр Григорьевич Лукашенко по-настоящему предан идее объединения. К нам еще в 1992 году присоединились ведущие режиссеры Украины, после чего за ними потянулась целая череда украинских кинематографистов. Братские народы понимают, что мы единое целое. И «Золотой Витязь" не дает распасться контактам, в первую очередь на духовном уровне.

— Я никогда не устану восхищаться такими настоящими людьми, как вы, Николай Петрович. Но скажите: откуда в ваc эти нечеловеческие силы продвигать такое поистине историческое дело в наше-то безвременье?

- Вопрос, конечно, не простой, но ответить все-таки можно. Во-первых, силы — от нашего народа, от понимания того, что ты делаешь правое дело. Быть может, сказывается и генетика, ведь предки мои — отважные запорожские казаки, лихо рубавшие недругов. Я преисполнен жажды, веры и понимания того, что это — мой долг перед всеми, кто жил до меня...

— А по натуре вы оптимист или пессимист?

— Понятно, что у меня уже нет того юношеского оптимизма, который был раньше, но я по-прежнему столь же внутренне радостный человек, хотя очень многое печалит..

Мой девиз: действовать, «одолевая радостью страданья». Так и живу.

Есть понимание, что бой за душу человека идет не на равных, но мне очень близко то, о чем говорил сербский воевода, когда Сербия в который раз была поставлена на грань полного уничтожения: «Нам нет спасения - мы победим!». У нас нет выхода, мы должны победить. За нами — огромный, еще не полностью мутировавший русский народ.

—Большое спасибо! Успехов вам на вашем нелегком, достойном поприще.

Маша МОНОМЕНОВА, студентка.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList