Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

01.10.2006 17:53 | Совраска | Администратор

НЕТ МОНОПОЛИИ НА ВЛАСТЬ!

НЕТ МОНОПОЛИИ НА ВЛАСТЬ!

Общественные слушания

Во вторник по инициативе Независимого института выборов в Москве состоялись общественные слушания на тему «Тенденции и противоречия в правоприменении Федерального закона «О политических партиях», участие в которых приняли депутаты Государственной думы РФ, члены ЦИК РФ, работники Министерства юстиции РФ, представители ряда оппозиционных политических партий, ведущие ученые и специалисты в области Конституционного права РФ.

По мнению представителей политических партий: КПРФ (В.Г.Соловьев, А.Е.Клычков), «Яблоко» (С.С.Митрохин), РКРП—РПК (В.А.Тюлькин), Республиканской партии России (В.А.Рыжков), директора Независимого института выборов А.В.Иванченко, директора ассоциации «В защиту прав избирателей «Голос» В.Л.Малашенковой и некоторых других участников слушаний в стране начался новый этап бюрократического «реформирования» избирательной системы.

Так, по инициативе депутатских фракций «Единая Россия», ЛДПР и «Родина» в конце 2004 г. был принят закон, который вносил ряд обременительных для большинства партий новелл в Федеральный закон «О политических партиях». Во-первых, требование к минимальной численности партий увеличилось сразу в пять раз — с 10 до 50 тысяч. Одновременно увеличились и требования к минимальной численности региональных отделений партий: для отделений, которые партия должна иметь не менее чем в половине субъектов РФ, со 100 до 500 членов, для остальных отделений — с 50 до 250. Обе новеллы были тесно увязаны с проблемой учета и проверки численности партии. Ранее закон не требовал представления в регистрирующий орган детального списка членов партии. Поэтому большинство зарегистрированных партий не гналось за высокой численностью, справедливо полагая, что их деятельность избиратели будут оценивать не по числу членов, а в соответствии с их партийными программами.

Более того, закон, принятый в декабре 2004 г., обязал партии при регистрации региональных отделений предоставлять в территориальные органы Росрегистрации список членов регионального отделения. А органам регистрации, входящим в состав Минюста, закон предоставил право проверять численность партий и в случае, если эта численность окажется меньше требуемой, обращаться в суд с заявлением о ликвидации партии. Тем самым судьба большинства партий оказалась в прямой зависимости не от воли избирателей, а от того, насколько тщательно проводится проверка, т.е. от уполномоченных на то органов исполнительной власти. В этом, собственно, и состоял основной замысел принятия этого закона. Фактически закон «О политических партиях» не только не допускает создания новых партий, но и ставит вопрос о ликвидации большинства имеющихся. Вовсе не случайно, что за период, прошедший после введения этих жестких поправок, ни одна попытка создания политической партии не увенчалась успехом, а судьба всех остальных партий будет окончательно решаться до начала избирательной кампании 2007 года. До конца текущего года Минюст РФ вынесет собственное решение о том, сколько партий будет допущено до участия в выборах. Нетрудно предположить, что большая часть из пока еще формально числящихся 36 партий будет либо реорганизована в общественные организации и лишится права на участие в выборах, либо ликвидирована. Так, по данным Росрегистрации, проверку на численность уже не прошли 10 политических партий, включая Конституционно-демократическую партию, Народно-патриотическую партию, Партию регионов, Российскую коммунистическую рабочую партию и некоторые другие.

Таким образом, задолго до начала федеральной избирательной кампании 2007 года состоится административная зачистка политического поля от весьма внушительного ряда его участников. Причем сделано это будет руками Федеральной регистрационной службы. Именно в этом, собственно, и состояла бюрократическая задумка разработчиков Закона «О политических партиях».

Ситуация осложняется еще и тем, что на предстоящих парламентских выборах полностью ликвидированы одномандатные избирательные округа, а всех депутатов Государственной думы предстоит избирать по партийным спискам по единому федеральному округу. Если бы переход на полностью пропорциональную избирательную систему сопровождался снижением барьера и либерализацией партийного законодательства, такая реформа могла бы иметь определенные достоинства, и можно было бы рассчитывать на развитие многопартийности. Однако в сочетании с такими новеллами, как повышение заградительного барьера до 7%, ужесточение требований к численности партий и отмена института избирательных блоков, проведенная реформа оказалась направленной на монополизацию политического пространства партией «Единая Россия» и подрыв конституционных принципов народовластия.

Одновременно в законе предусмотрено резкое увеличение минимального числа региональных частей партийного списка — с 7 до 100. Это, по мнению выступивших, абсолютно чрезмерное требование, которое приведет не к сближению депутатов с избирателями, а к противоположному результату — снижению представительности Думы. Анализ свидетельствует, что эта новелла выгодна только «Единой России» и направлена на еще большее использование административного ресурса в пользу одной партии.

Вместе с переходом на пропорциональную систему состоялась отмена на выборах любого уровня избирательных блоков. Избирательные блоки, образуемые избирательными объединениями для участия в конкретных выборах, играли в условиях неразвитой партийной системы важную роль, способствуя созданию новых дееспособных политических партий. Отмена института избирательных блоков искусственно прервала этот позитивный процесс. В результате даже средние партии оказались лишены возможности естественным путем объединяться и формировать таким образом более крупные партии.

Ликвидация блоков при существенной слабости региональных отделений большинства партий уже привела к существенному снижению конкуренции на региональных выборах и доминированию на них партии «Единая Россия».

Новые законы еще больше усложнили порядок регистрации кандидатов и списков кандидатов для всех, кроме парламентских партий (поскольку последние, согласно уже действующей и сохраняемой норме, регистрируются без сбора подписей и внесения залога). Сложности с регистрацией в сочетании с тенденцией к росту в десятки раз размера избирательного залога (в связи с ростом предельных размеров избирательных фондов) могут привести к катастрофическому сокращению степени конкурентности выборов, к усилению отсева оппозиционных кандидатов и к фактической ликвидации альтернативности на выборах всех уровней.

Также по инициативе депутатов от «Единой России» были приняты поправки, отменяющие независимый общественный контроль на федеральных выборах и дающие законодателям субъектов РФ право отменять такой контроль на региональных и местных выборах. Данная новелла особенно опасна в связи с заметной тенденцией недопущения к выборам нежелательных для власти кандидатов, что обычно приводит к бойкоту выборов и (или) голосованию против всех. В условиях, когда такие кандидаты отстранены и соответственно не могут назначать наблюдателей, а наблюдателей от общественных объединений тоже нет, у власти и подконтрольных ей избирательных комиссий отсутствуют препятствия для фальсификации с целью завышения явки.

Однако всего этого «партии власти» показалось мало, и в текущем году она инициировала еще три радикальных законопроекта. Один из вновь принятых законов полностью отменяет право избирателей голосовать против всех кандидатов, тем самым граждане лишаются права выбора в условиях искусственного отсева популярных кандидатов или партий.

Второй закон, о котором уже шла речь, вводит «крепостное право» для кандидатов и депутатов: партия лишается права выдвигать члена другой партии, а депутат — права изменить свою партийную принадлежность.

Наконец, третий законопроект существенно расширяет возможности для фильтрации неугодных кандидатов на стадии их регистрации, в т.ч. по мотивам пресечения их экстремистской деятельности, а также возвращает чреватое фальсификациями досрочное голосование и вносит ряд других антидемократических новелл.

Таким образом, количество и качество изменений, предпринятых в канун избирательных кампаний 2007—2008 гг., уже создали ту критическую массу препон и нагромождений, которые могут стать неблагоприятным фоном по дискредитации института российских выборов, так как препятствуют естественной смене парламентских партий в результате свободных выборов. Тем самым парламентские выборы грозят полностью потерять свое предназначение.

А если к этому добавить уже набившую оскомину правоприменительную практику избирательных комиссий и судов, главной тенденцией которой стало ограничение конкуренции путем отстранения от участия в выборах альтернативных кандидатов и партий, а также безоговорочное информационное доминирование продвигаемых исполнительной властью кандидатов и партий, то результаты выборов могут полностью перестать зависеть от самих избирателей, которые юридически и уже фактически потеряли статус обладателя народного суверенитета.

Подобная ситуация с парламентскими выборами в России складывается впервые за вот уже пятую избирательную кампанию по выборам депутатов. Столь массированная и бесцеремонная правка избирательного и партийного законодательства была изначально направлена на создание для «Единой России» незаконных преимуществ на выборах, увеличивающих ее представительство в парламенте независимо от воли избирателей. В результате таких выборов Государственная дума может утратить свою представительную природу.

Проводимая «партией власти» реформа партийного и избирательного законодательства вошла в явное противоречие с интересами общества и государства. Сегодня для того, чтобы российской государственности получить новый кредит доверия народа, необходимо решительно отказаться от партийных преференций и дать возможность различным партиям вести честную и конкурентную борьбу на выборах. Важно вернуться к выборности Совета Федерации, не допустить отмены выборов мэров крупных городов, а также восстановить выборы глав Москвы и Санкт-Петербурга. Только это поможет вывести Россию из затянувшегося кризиса однопартийности и вернуть российской государственности демократическое качество, основанное на балансе интересов законодательной, исполнительной и судебной властей при безоговорочном сохранении за народом суверенной власти.

Участники совещания решительно поддержали позицию Председателя ЦИК РФ А.А.Вешнякова, выступившего с жесткой критикой ряда предложений депутатов фракции «Единая Россия», направленных на коренное «реформирование» российской избирательной системы.

P.S. Прямо с заседания «круглого стола» лидер РКРП—РПК В.Тюлькин уехал на встречу с директором Федеральной регистрационной службы В.Мовчаном по вопросу отказа РКРП в ее перерегистрации по причине отсутствия установленной законом численности (из заявленных 55 тысяч Росрегистрация подтвердила чуть более 30 тысяч).

В.Г. СОЛОВЬЕВ,

секретарь ЦК КПРФ,

руководитель Юридической службы

ЦК КПРФ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList