Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

02.10.2005 17:39 | Совраска | Администратор

ПРОГРАММА «ЖИЛИЩЕ-2010»:«ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН»

19 апреля 2005 года на Президиуме Госсовета с участием президента Российской Федерации рассматривался национальный проект: «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Открывая заседание, В.Путин отметил, что «жилищный вопрос глубже и шире простой экономической проблемы, поскольку оказывает влияние на политический климат».

В качестве ключевой задачи президент выдвинул формирование в России масштабного рынка доступного (недорогого) жилья с таким расчетом, чтобы к 2010 году каждый третий гражданин России мог приобрести квартиру. Для этого построить около 400 млн. кв. метров жилья, довести к концу расчетного периода ежегодный объем его ввода до 80 млн. кв. м. Ожидание в очереди на получение социального жилья сократить с 20 до 5 лет.

Программа сопровождается перечнем из 125 мероприятий и 94 нормативно-правовых документов. Центральное место в них отводится ипотеке, объем которой должен вырасти за 6 лет с 46 тысяч до 1 млн. кредитов в год при одновременном снижении процентных ставок и первоначальных взносов.

Мы вновь обратились к людям, непосредственно управлявшими строительным комплексом СССР, с просьбой оценить, насколько реальны планы нынешней власти. Вот их комментарий.

ВЛАСТИ РОССИИ полтора десятилетия лезут из кожи вон, стараясь убедить народ, что их реформаторская деятельность носит созидательный характер. Однако простое сравнение результатов последних 14 лет с тем, что делалось за аналогичные периоды времени в Cоветской стране, свидетельствует о полной неспособности «демреформаторов» к созидательной работе практически на всех направлениях. Решение жилищной проблемы — одно из них.

Советское государство в кратчайший период после окончания Великой Отечественной войны обеспечило крышу над головой населению городов и населенных пунктов, пострадавших от фашистского нашествия. На прежние места были возвращены тысячи эвакуированных на восток предприятий. Получив жилье и работу, советские люди, восстановив разрушенные заводы, фабрики, шахты, быстро наращивали выпуск продукции, а поскольку предприятия в местах эвакуации продолжали работу, производительные мощности страны фактически удвоились.

Одновременно развернулось строительство десятков новых городов для развития высокотехнологичных отраслей промышленности и науки, открывших дорогу в ядерную энергетику, в космос и к решению других стратегических задач.

Советская страна, опираясь на науку и материальное производство, не торгуя нефтью, газом, другими сырьевыми ресурсами, а направляя их на собственные нужды, гигантскими шагами шла по пути технического прогресса и социального развития. Это был настоящий экономический рост, а не мифическое «удвоение ВВП» за счет повышения цен на нефть, газ, электроэнергию, спекулятивных банковских операций, развития игорного бизнеса, рекламы и других сомнительных источников.

О послевоенных достижениях страны нынешняя власть и подручные ей СМИ говорят мало и в большей части с искажением правды.

Жилищная проблема всегда находилась в центре внимания государства. Курс на индустриализацию жилищного строительства позволил удвоить объемы ввода жилья с 246 млн. кв. м. (в 1951—1955 гг.) до 490 млн. кв. м. (в 1956—1960 гг.). В последующие три пятилетки вводилось в среднем по 530 млн. кв. м жилых домов, что дало возможность 160 миллионам человек улучшить свои жилищные условия.

За 1970—1980 годы было построено 146 новых городов. В них получили работу по специальности и бесплатное благоустроенное жилье сотни тысяч молодых людей — выпускников советских вузов, техникумов, средних школ и профессионально-технических училищ. Население России увеличилось на 8,5 млн. человек. Либерал-демократы этот период называют «застоем», но за годы их «прогрессивных реформ» страна потеряла 10,5 млн. человек.

В 1986 году была принята государственная программа СССР «Жилье-2000». Она ставила цель — в течение 15 лет предоставить каждой российской семье отдельную квартиру или жилой дом. За первые 5 лет (1986—1990 гг.) в РСФСР было построено 343,4 млн. кв. м жилья. В последующие 10 лет планировалось ввести один миллиард кв. м жилой площади. Реальность поставленных задач Советское государство обеспечивало выделением необходимых финансовых ресурсов, опережающим развитием производственной базы строительства и наращиванием мощностей строительных организаций.

Либерал-реформаторы эту программу отбросили. За 1991—1995 гг. в России было построено 220 млн. кв. м, в значительной мере на заделах советского периода, а за 1996—2000 гг. — всего 160 млн. кв. м жилья, больше половины которого составили элитные дома и коттеджи. При этом прекратили существование 13 тысяч российских деревень. В городах были фактически свернуты работы по ремонту и реконструкции жилых домов. В три раза (до 90 млн. кв. м) вырос аварийный и ветхий жилой фонд.

Положение в жилищной сфере стало критическим. Государственная власть России это понимает, но изменить ситуацию она не в состоянии. Поэтому ходит вокруг проблемы жилья кругами, как кот у тарелки с горячей кашей, напускает туману видимости работы, занимается обманом населения.

Первая обманка — программа «Жилище 2002—2010», принятая в 2001 году. Она на государственном уровне закрепила двойное сокращение объемов жилищного строительства в России по сравнению с 1989 годом. Намеченный программой ежегодный прирост объема ввода жилья на 3—5% означает, что за 9 лет будет построено жилья около 400 млн. кв. м. Из них 60% размещается в 10 регионах: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирия, Краснодарский край, Московская, Ростовская, Самарская, Свердловская области. На остальные 79 территорий страны приходится 40% жилья в денежном выражении. Особенно тяжелое положение складывается на селе, где за последние 3 года (т.е. после принятия программы) финансирование жилищного строительства сократилось в 10 раз. Это означает, что и другие программные цели не будут реализованы.

Вторым обманом стала выпущенная властью программа «Государственные жилищные сертификаты» для выдачи военным и другим категориям особо нуждающихся граждан. После проведения ее шумной рекламы оказалось, что отоваривать сертификаты нечем.

Примерно то же происходит с федеральной программой «Расселение ветхого и аварийного жилья». По заявлению Г.Дваса, вице-губернатора Ленинградской области, где в таком жилье проживает 58 тыс. семей, за три года действия программы средств на ее реализацию не выделялось. Аналогичная ситуация и в других регионах.

Следующий блеф — пропаганда ипотеки, доступ к которой, по данным Ассоциации российских банков, получили всего 1,5% взрослого населения страны. По мнению участников «круглого стола» — представителей банков и строительных компаний, состоявшегося 4 марта 2005 года, в стране нет необходимого количества жилья, способного удовлетворить спрос, а у банков нет финансовых резервов, чтобы выдать ипотечный кредит всем желающим. Ожидаемый ипотечный бум они оценивают как развитие рынка ценных бумаг, а не реальное решение жилищной проблемы для большинства населения.

В общем, проблема жилья накаляется, подогреваемая костром реформ ЖКХ. Поэтому для успокоения населения власть и выдвигает новый проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Его рассмотрение на Президиуме Госсовета с участием президента Российской Федерации призвано, на наш взгляд, лишь усилить пропагандистское воздействие на общество, но никак не решить саму острейшую жилищную проблему.

О реальности намеченных планов судите сами. Чтобы каждый третий гражданин России, а это

48 млн. человек, или 12—16 млн. семей, смог приобрести квартиру к 2010 году, надо построить

960 млн. кв. м жилья (48 млн. чел. 5 20 кв. м). Через социальное жилье надеются решить проблему около 10 млн. человек. Чтобы сократить время стояния в очереди на его получение до 5 лет, необходимо каждый год строить 25—30 млн. кв. м. (2 млн. чел. 5 12 кв. м). Для сравнения: в 2004 году за счет бюджета введено около 8 млн. кв. м жилья.

На переселение 5 млн. человек из аварийных и ветхих домов и решения проблем 4,5 млн. семей, официально признанных остро нуждающимися, надо построить 325 млн. кв. м жилья.

Таким образом, общая потребность в строительстве жилья для выполнения жилищной программы к 2010 году приближается к 1,5 млрд. кв. м. Эту цифру, кстати, и называл В.Христенко, выступая на Парламентском собрании 23 июня 2004 года. Согласитесь, это далеко не 400 млн. кв. м, намеченные программой «Доступное жилье».

Далее. Чтобы довести ввод жилья до

80 млн. кв. м в год, в оставшиеся 6 лет объемы его строительства должны ежегодно прирастать как минимум на 15%. Поэтому В.Путин, выступая 5 сентября 2005 года на совместном расширенном заседании правительства, Госсовета, руководства Государственной думы и Совета Федерации с программой новой социальной политики, потребовал увеличить к 2007 году на треть объемы жилстроительства.

Тезис правильный, но если учесть, что в 2004 году на сооружение нового жилья затрачено

15 млрд. долларов, то в решение задачи надо дополнительно вложить 5 млрд. долларов, а такие средства, по заявлению ряда депутатов Государственной думы, в бюджете 2005-го и в проекте бюджета будущего года отсутствуют. Кроме того, для наращивания объемов строительства необходимо обеспечить соответствующее увеличение выпуска строительных материалов, изделий, поставку механизмов, подготовку кадров, выделять на это необходимые финансовые ресурсы. Все это в России имелось к 1989 году в соответствии с программой «Жилье-2000», но сегодня безжалостно развалено бездумными либеральными реформами и нуждается в срочной реанимации, средств на проведение которой тоже не предусмотрено. Если рассчитывать на использование импортных материалов, доступного (недорогого) жилья не будет.

ОБ ИПОТЕКЕ. Специалисты считают, что свободный рынок жилья и возможность его приобретения, в том числе с помощью ипотеки, начинается при душевом месячном доходе на человека в семье 25 тыс. рублей. По данным Росстата за IV квартал 2004 года в стране почти 21 млн. человек имеют доход ниже прожиточного минимума, равного 2451 рублю. Этот минимум рассчитан по стоимости действующей потребительской корзины — 2308 рублей, которая, по мнению ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, является издевательством над человеком. Сейчас власти создают новую корзину, которая позволит повысить прожиточный минимум аж на 104 рубля. Независимые специалисты Аналитического центра Юрия Левады считают, что потребительская корзина должна составлять не менее 7 тыс. рублей в месяц.

Не случайно, эксперты консалтинговой компании «Bauman Innovation» сокрушаются: «О каких массовых ипотечных займах может идти речь, если средний уровень зарплат в стране 300 долларов!» А ведь более двух третей населения страны имеют доходы ниже этого уровня.

Власти России, пытаясь бездумно внедрить в российское общество западные модели решения жилищного вопроса, базирующиеся, как известно, на высоком материальном благополучии (зарплата, пенсии, пособия) граждан, ничего не делают для повышения жизненного уровня населения России.

США, европейские и другие развитые страны, чтобы удерживать темпы роста экономики и через это обеспечивать высокий уровень жизни своих граждан, бороться с бедностью, всячески стимулируют производство и внутренний потребительский спрос, продвигая свои товары на рынок.

Советский Союз, продолжая и развивая вековой опыт Российского государства, учитывая практику западных стран, твердо и последовательно проводил патерналистскую политику по отношению к населению, силой государства помогал гражданам решать назревшие у них проблемы, в том числе и по жилью.

Потребительская корзина СССР, будучи в два раза больше нынешней российской по продовольствию, подкреплялась бесплатным жильем, медицинским обслуживанием, образованием, низкими ценами на потребительские товары, продукты и лекарства, услуги службы быта, ЖКХ, транспорта, связи, свободным доступом к культурным ценностям, различными льготами за заслуги перед государством и обществом. С учетом всех этих факторов в пересчете на сегодняшние цены стоимость советской потребительской корзины составляла примерно 1000 долларов. Благодаря этому реальная покупательная способность внешне невысоких зарплат, пенсий, пособий, стипендий советских людей была многократно выше сегодняшних. Российские власти, имея огромные финансовые средства от продажи нефти и газа, связанные с ростом мировых цен на энергоресурсы, не направляют их на восстановление других отраслей экономики, несмотря на то, что многие из них, включая высокотехнологические и конкурентоспособные, продолжают разрушаться, а могли бы давать людям работу с достойным уровнем заработной платы.

Правительство обязано строить свою работу на базе точных данных и оценок. По расчетам специалистов Российской академии труда и социальных отношений, чтобы стимулировать внутренний спрос в стране и на его основе решать назревшие проблемы, размер прожиточного минимума для граждан должен составлять порядка 20 тысяч рублей в месяц.

Поэтому с полной убежденностью мы говорим, что современная жилищная политика правительства России бесперспективна и порочна. При нищем населении жилищная проблема неразрешима, и не надо обманывать народ. Новая жилищная программа — это очередной пиар-акт перед выборами Государственной думы и президента.

Когда-то Ходжа Насреддин пообещал эмиру за 20 лет научить своего ишака грамоте, а затем заметил, что через 20 лет или эмир умрет, или ишак сдохнет. Примерно то же можно будет сказать о программе «Достойное жилье» уже после 2008 года. Даже если она будет выполнена в полном объеме, проблема жилья останется такой же острой, как сейчас. Миллионы людей будут мучаться, а отвечать за это никто не будет.

Конечно, если население России будет и дальше вымирать ускоренными темпами, то жилищная проблема решится сама по себе. Быть может, на это и рассчитано предполагаемое «формирование рынка доступного жилья»?

Во всех других случаях выход из сложившейся ситуации видится в том, что государство должно принять меры к быстрому наращиванию объемов строительства жилья до 130—140 млн. кв. м в год, на которые была ориентирована отвергнутая либералами научно обоснованная программа «Жилье-2000».

Для этого нужны средства. К концу 80-х годов в России на душу населения ежегодно вводилось по 0,5—0,6 кв. м жилья (70—80 млн. кв. м). На личные средства граждан строилось 20%, остальные 80% (55—65 млн. кв. м) возводились за счет государственного бюджета, средств предприятий и общественных фондов. Где эти деньги? Сейчас правительство практически полностью освободило государство от участия в жилищном строительстве. Бюджетообразующие отрасли переданы в частные руки, общественные социальные фонды растащены по карманам олигархов и бюрократии, реализованы в футбольные команды, яйца Фаберже-Вексельберга, в недвижимость и финансовые активы за рубежом, а масса народу осталась наедине со своими проблемами без жилья и без средств для нормального существования. Удивляет, что президент Российской Федерации, защитник конституционных прав народа, соглашается с таким курсом, предлагая амнистию для грабителей и ипотеку для ограбленных.

Предлагаемое развитие ипотеки в любом пропагандируемом варианте при нынешнем уровне жизни и доходах людей — это не что иное, как принуждение граждан идти в долголетнюю кабалу к частным банкам. К примеру, в Москве при сегодняшнем уровне цен на жилье и процентах на ипотечный кредит (15—17%) можно платить за квартиру до конца жизни, и не расплатишься. Частные банки в конечном итоге станут подлинными владельцами основной массы жилья, будут диктовать людям свои требования, а за невыполнение нещадно выселять из домов и квартир, не считаясь с тем, что при нынешних ставках ипотеки и 20-летнем сроке кредитования покупатель заплатит банку за квартиру в два раза больше ее фактической цены. Поэтому мало кто хочет сделать такой «подарок» детям и внукам.

Мировая практика ипотечного кредитования существует и развивается на базе экономического подъема в стране, обеспечивающего постоянное повышение заработной платы и уровня жизни населения, и на низких процентных ставках за кредит. По данным Европейского центрального банка в 2003 году средний уровень процентных ставок в ЕС составлял 5,11%, в том числе самый дорогой в Швеции — 5,36%, самый низкий в Финляндии — 3,28%.

Председатель правления ипотечного банка Н.Шитов считает, что доступной ипотеки не будет, пока инфляция в стране выше уровня 7%, а руководитель Минэкономразвития РФ Г.Греф, ратуя за ипотеку, прогнозирует инфляцию в 2005 году порядка 10—12%. В результате, по данным компании «Ромир Мониторинг« и Центра международных экономических и политических исследований РАН, 95% граждан России не верят в ипотеку и будут отвергать все усилия по ее принудительному насаждению.

ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ. Государство может и должно превратить строительство жилья в своеобразный локомотив развития экономики. Финансово-экономическому блоку правительства (А.Жуков, Г.Греф, А.Кудрин) давно пора уяснить, насколько выгодно сегодня вложение средств в жилищное строительство. Себестоимость одного кв. метра жилья (9700 руб.) в два раза ниже, чем его продажная цена (20000 руб.). На этом удорожании жируют многочисленные инвесторы, риэлторские конторы, банки, страховые компании и прочие посредники. Этот «жир» следует направить, в значительной мере, в государственную казну. Развернуть строительные мощности на быстрое наращивание объемов жилищного строительства. Строительные организации, ведущие сооружение массового (недорогого) жилья, должны получать от государства различные поощрительные преференции по налогам, сборам, кредитам и т.п.

Финансовые ресурсы надо возвращать в руки государства, чтобы они работали на решение общенациональных, а не частнособственнических проблем. Урезать государственные расходы на содержание раздутого управленческого аппарата, ликвидировать излишества в сооружении многочисленных административных зданий, помпезных офисов и т.п. сооружений.

Известно, что каждый рубль, вложенный в строительство жилья, тянет за собой развитие сопутствующих отраслей производства: стройматериалов, лесохимии, машиностроения и электротехники, легкой промышленности. Это миллионы рабочих мест, это зарплата и налоги, которые пополняют бюджеты всех уровней и расширяют возможности граждан в приобретении жилья.

Государство может и должно стать главным застройщиком и продавцом жилья, стимулируя различными способами участие граждан в решении жилищных проблем. Поощрять людей, способных заработать себе на квартиру, помогать тем, кому это не по плечу. Создать государственные кредитные организации для льготного кредитования строительства и приобретения жилья гражданами России. Разработать системы поощрения рождаемости для молодых семей и обеспечения жильем стариков и инвалидов. Тогда граждане будут поддерживать государство в развитии экономики, реальном проведении новой социальной политики, выдвинутой президентом России, в защите интересов и безопасности страны.

Проводя разумную политику, государство могло бы, решая жилищную проблему, с большой эффективностью использовать на этом направлении огромный стабилизационный фонд. Эту работу следует вести, не ожидая, когда в страну начнут поступать иностранные инвестиции, на что ориентируют наши руководители самого высокого уровня. Там, где эти инвестиции появляются, невооруженным глазом видно, что это так или иначе связано с нефтяной и газовой «трубой». Для развития же всей российской экономики инвестиционного блага не будет никогда. За рубежом найдется мало желающих везти свои деньги в страну, из которой вывозятся миллиарды собственных средств при массовом обнищании населения.

Главным источником развития России и его идейной основой (идеологией) сегодня должна стать опора на собственные силы. Народ может мобилизоваться, если почувствует, в том числе на примере решения жилищной проблемы, что власть поворачивается не на словах, а на деле к его нуждам. Без этого все планы будут, как говорил поэт: «..нас возвышающий обман!».

Ю.П. БАТАЛИН,

заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Госстроя CCCP (1985—1990 гг.).

А.Г. МЕЛЬНИКОВ,

заведующий отделом строительства ЦК КПСС (1986—1988 гг.).


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList