Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.12.2005 14:03 | Совраска | Администратор

СЛОВЕСА в МЕГАВАТТАХ

ОФИЦИАЛЬНО это именуется реформированием. Почему-то власть стесняется откровенно сказать: люди, в стране сформировалась каста избранных, они назначены на роль капиталистов. Им в собственность и управление отдается все самое ценное, что создано в стране за 70 лет советской власти. В том числе — электроэнергетический комплекс. Не случайно в него вцепился ваучеризатор Чубайс и, начиная с 2003 года, «реформирует» согласно своим планам и схемам. Для начала комплекс превратили в акционерное общество, назвав РАО «ЕЭС России», теперь делят на компании. Что стоит за этим «реформированием», и как удается российской энергетике функционировать «в переходный период», — говорили на последнем «правительственном часе» в Госдуме, куда съехались министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, первый заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Команда, которую одни сравнили с президиумом СПС, другие — с активом бывшей «партии власти» «Выбор России», выглядела спаянной. Главарь у них, конечно, Чубайс, но докладывал Христенко: к тому понуждала должность.

Из всего произнесенного господином министром бесспорным было лишь утверждение о том, что реформирование необходимо для повышения эффективности производства электроэнергии, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, создания условий для развития отрасли на основе привлечения инвестиций. С этим согласились все депутаты Госдумы. А вот последующий «честный» рассказ о происходящем в РАО был воспринят многими депутатами крайне критически, потому что реформирование не принесло никаких положительных результатов.

В чем и произошел заметный рост за последние 2 года реформ, так это, по признанию Христенко, в энергопотреблении. К концу 2005 года оно составит 951 млрд. киловатт-часов, что на 2,2 процента больше, чем было в прошлом году. Планировалось, правда, в 2005 году ввести в эксплуатацию новые мощности объемом более 2,2 тыс. мегаватт, но введена всего 1 тыс. мегаватт, которые стали производить Калининградская ТЭЦ, Белгородская ТЭЦ и Бурейская ГЭС. До конца года планируется ввести еще примерно на 200 мегаватт новых мощностей. Но большой вопрос — удастся ли. Если и не удастся, то Христенко это не пугает: кто с него спросит, почему не успели, и почему так легко главные энергетики страны дают обещания, которые не исполняют? Ответственность давно перестала существовать для исполнительной власти РФ.

С большим удовольствием Христенко говорил о «преобразованиях». В ходе их «53 АО-энерго полностью завершили разделение по видам деятельности, создано 56 региональных диспетчерских управлений, которые стали филиалами системного оператора»... Депутаты ждали, когда же Христенко заговорит об эффективности энергетического производства, но тот упоенно живописал, что «капитализация компаний ОГК и ТОГК (территориальные оптовые генерирующие компании), акции которых уже котируются на рынке ценных бумаг, чрезвычайно подняла интерес к энергетическим компаниям». Появление ценных бумаг «даст возможность привлечения средств на фондовых площадках, а к уходу с рынка акций РАО «ЕЭС России» будут «сформированы новые голубые фишки, общая капитализация которых превысит капитализацию РАО ЕЭС.

— А что от этого получат потребители? — добивались депутаты. — Когда будут снижаться тарифы? Христенко пояснял, что «уже введено конкурентное ценообразование в секторе свободной торговли оптового рынка на территории Европы и Урала», «создана новая рыночная инфраструктура» и «цели, которые были поставлены при запуске конкурентных механизмов торговли на свободном секторе оптового рынка в переходный период, достигнуты»...

И что будет с тарифами? — допытывались депутаты, но услышали крайне расплывчатый ответ: «Федеральная служба по тарифам приняла все необходимые тарифно-балансовые решения».

Как заправский капиталист, Христенко легко жонглировал терминологией типа «рынок электроэнергетики», «тренд», «ценовые сигналы», «котировка акций», «фишки», «фонды», «аукционы мощностей», но не спешил с ответами, которых ждала Госдума. И только настойчивость депутатов фракции КПРФ Валентина Романова, Михаила Заполева, Махмуда Махмудова, Александра Кравца, Сергея Собко, Руслана Гостева, Виктора Видьманова и ряда других депутатов вывела из либерально-рыночного оцепенения Христенко и остальных приглашенных.

ТОГДА разговор перешел в плоскость невеселых откровений. Христенко вспомнил про риски, которые, по его мнению, обусловлены «растущим спросом на электроэнергию и старением генерирующих мощностей». Почему мощности не обновляются при столь активной капитализации, — министр умолчал.

Ничего утешительного он не сказал в отношении снижения тарифов за электроэнергию для потребителей. Помнится, это обещал сделать Чубайс в процессе реформирования. Христенко, однако, вообще об этом не упоминал. Он всего лишь выразил понимание того, что «нельзя допустить резкого роста цен для социально чувствительных категорий потребителей и субсидируемых регионов». Хотя они «в настоящее время покупают электроэнергию по тарифам ниже экономически обоснованных».

Далее, как выяснилось, рядовых потребителей ждут неутешительные новости. Первая — о том, что удешевления электроэнергии не будет. Она и так чересчур дешевая, по мнению Чубайса, в ее стоимости не учитывается инфляционная составляющая. На основе чего тарифы взлетели вверх с первого дня реформ и продолжают неуклонно расти, — главный энергетик сохранил в тайне.

Вторая новость — это планы реформаторов сократить объемы потребления российскими потребителями электроэнергии и покончить с дискуссией вокруг тарифов. Для этого Минпромэнерго выработает стандарты потребления и оплаты. Установит объем так называемой социальной нормы потребления — за нее потребитель заплатит «пониженный тариф», а за электроэнергию, использованную сверх «социальной нормы», будет платить «по экономически обоснованному тарифу». Кто будет все «обосновывать», нетрудно догадаться. Тогда, сказал Христенко, и будет устранено такое «проблемное» и «непрозрачное» явление, как «субсидирование», которое «делает отрасль непривлекательной». В этом, как вытекало из пояснений Христенко, и заключается «эффективность реформирования» электроэнергетики.

Таким образом, раскрылось, почему проправительственная фракция «Единой России» блокирует законопроекты по регулированию тарифов на электроэнергию: это не нужно тем, кто капитализирует отрасль. Ее растаскивают по частям исключительно для того, чтобы нажиться, а не для того, чтобы «субсидировать» рядовых потребителей электроэнергии. Коммерческий интерес капитализаторов учитывается «единороссами» в первую очередь.

Вместе с тем главными инвесторами российской электроэнергетики являются как раз обычные плательщики за электричество. Они, выкладывая деньги за «экономически обоснованные» тарифы, платят за реформы, за капитализацию, за то, чтобы хоть что-то строилось в отрасли. «Инвестиционная составляющая в тарифе осталась на сегодняшний день», — признался Христенко.

Но может, капиталисты обеспечат хотя бы надежность системы? Нет. Христенко не гарантировал ни надежности, ни бесперебойности энергоснабжения. Конечно, Москву, Санкт-Петербург, центральные области РФ, где сосредоточены власть, банки, основная численность электората, капиталисты будут обеспечивать электроэнергией более-менее нормально. Даже Чубайс подчеркнул, что Москву не отключит ни при каком морозе. Остальной России, особенно Сибири, Дальнему Востоку, не позавидуешь. Перспективы увеличения энергомощностей не просматриваются, а старые работают на пределе своих возможностей.

Но это не вызывает у Христенко беспокойства, он уверен, что «технология реформирования идет успешно». Вместе с Чубайсом они мечтают о расширении возможностей экспорта российской электроэнергии. На вопрос депутатов обоснованно ли в сложившихся условиях экспортировать электроэнергию, которой не хватает своим потребителям, Христенко невозмутимо ответил, что пока «доля экспорта невелика, всего 1,5 процента». А «угрозы дефицита имеют локальную привязку».

Что приобретает отечественная энергетика от экспорта, каковы ее доходы, — Христенко не упомянул, откровенно уходя от финансовых вопросов. В то же время он (и вслед за ним Чубайс) начал твердить о том, что государство обязано выложить деньги на модернизацию действующих мощностей энергетики и строительство новых электростанций. Вопрос, куда ушли средства от капитализации комплекса («в созданных правительством сетевой компании и системном операторе доля государства равна нулю»), остался без ответа. Тогда М.Заполев начал допытываться, какова рентабельность энергокомплекса и привел пример: на Саяно-Шушенской ГЭС себестоимость 1 киловатт-часа — 12 коп., но бытовой потребитель платит за тот же киловатт-час — 1 руб.25 коп., а предприятия — 1 руб. 70 коп. Уровень рентабельности только одной ГЭС — тысяча -полторы тысячи раз.

Подобное происходит и на Красноярской ГЭС, добавил В.Видьманов: себестоимость 1 киловатт-часа 3 коп., для переплавщиков глинозема в алюминий (т.е. Дерипаске) 1 киловатт-час обходится в 27 коп., бытовым потребителям — в 1 руб., а предприятиям — в 1 руб.30 коп. Сумасшедшая рентабельность!

Чубайсу вопрос сильно не понравился, и он заявил, что «рентабельность компании устанавливает государство», и она «не более 12 процентов», а тарифами вообще занимается Федеральная служба по тарифам. Заполев и многие другие депутаты сильно засомневались в правдивости слов «честного» реформатора. «Назовите всетаки цифры», — настаивал Заполев. Ему трижды пришлось повторить вопрос, чтобы услышать: прибыль РАО за 2004 год составила 48 млрд. руб., годовые объемы инвестиций по консолидированной системе — 150—160 млрд. руб. Но этого мало, считает Христенко. Для одного гигаватта мощности требуется 1 млрд. долларов, однако снова не сказал, где и когда будут строиться такого класса мощности и что от них достанется российским потребителям, с которых деньги-то берут по полной, а об улучшении качества обеспечения электроэнергией даже не вспоминают. На кого же работают наши деньги, наша энергетика?

НО ДЕЛО не только в деньгах. После энергоаварии 25 мая и ряда иных аварий народ потерял уверенность в надежности энергообеспечения. Надо сказать, что и депутаты с некоторой опаской ожидали прихода Христенко в Госдуму. Последний его визит, который пришелся на 25 мая 2005 года, как раз совпал с аварией на подмосковной подстанции Чагино, что сильно подорвало авторитет министра и доверие к проводимой им политике в области энергетики.

На этот раз, к счастью, обошлось. Министр с ваучеризатором выступили в Госдуме, и энергетический комплекс выдержал эту нагрузку. Но надежности у российского энергоснабжения не прибавилось, предупреждает депутат-коммунист В.Романов. Он убежден, что в условиях перманентного реформирования энергосистема страны стала непредсказуемой. Энергоавария 25 мая — это всего лишь грозное предупреждение. Тем более что должных выводов после нее не было сделано. Думская комиссия, возглавляемая «единороссом» Пехтиным, замяла «дело» менеджера Чубайса, отказавшись дать объективную оценку происшедшему и виновным.

В.Романов обратил также внимание на серьезное нарушение прав регионов. Они сейчас «придавлены» тарифами, дефицитом электроэнергии и молчат. Но зимний экзамен всем придется держать и отвечать перед населением и промышленниками. За время с 1998 года резервы мощностей упали в три раза. Дефицит мощностей только в столичной системе вырос в десять раз. По оценкам специалистов, в 2008 году вся европейская часть РФ будет дефицитной по энергообеспечению, подчеркнул В.Романов.

С выводами В.Романова согласились другие депутаты, назвавшие концепцию реформирования энергетики России неверной. Некоторые думцы членение и дробление РАО сравнили с дурным сном. Как можно «абсолютно здоровую отрасль затаскивать в «лечебную палату» и под видом реформ «резать». Но и на это замечание ни Христенко, ни Чубайс не отреагировали.

Однако депутаты-коммунисты не собираются мириться с чубайсовско-христенковскими преобразованиями. Они намерены добиваться ответа от судебных органов, правомочно ли продолжение реформирования РАО «ЕЭС России», если оно не решает поставленных целей — обеспечения надежности, качества энергообеспечения, снижения тарифов.

Подготовила

Галина ПЛАТОВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList