25.11.2003 15:06 | Совраска | Администратор
СОЛОНЧАКИ
Так вот, в то время поездка в дальние восточные районы Ростовской области всегда радовала, потому что там все было несколько иначе, чем в других районах — черноземных, обильных, густо заселенных. А на востоке, уже почти в Калмыкии, несколько часов едешь по звенящей от зноя степи и не устаешь удивляться: сколько же труда надо в эту скудную землю вложить, чтобы она кормила миллионные стада овец, чтобы здесь родился хлеб, зеленела «люцерка» и плодоносили густые сады! Дождей здесь не жди. С марта по октябрь вся надежда на «Фрегат» — это такая оросительная машина, да на мелиораторов, которые не только «Фрегатами» командовали, но и облагораживали солончаки, переводили земли из разряда бросовых в разряд плодоносных. И, представьте, именно в этих районах было немало рентабельных хозяйств, а люди жили зажиточно и крепко. Может, потому, что там наука была «прописана» постоянно? Да, и наука, и забота о земле, о людях, обо всем, что и составляет главное назначение власти. Ведь людям, как и земле, тоже нужна облагораживающая опека.
— А конезаводы выжили? А орошение еще сохранили, а знаменитый колхоз-миллионер, где председательствовал Герой Труда Костенко, уцелел?.. — засыпаю вопросами приехавшего в Москву человека из Ростовской области, как раз из восточного района — Орловского. Знаю прекрасно, что все там теперь не так, но невозможно же представить, что не осталось ничего, хочется услышать: да, сохранилось, да, не разрушилось...
С недоумением смотрит на меня Владимир Александрович Богомолов и говорит:
— Знаете, как у нас сегодня расшифровывают эти СПК — сельскохозяйственные производственные кооперативы? Спасите Последних Крестьян — вот как!
Да, речь пора вести уже не о спасении племенного поголовья или системы орошения, а о спасении самих крестьян. Как вида. То, о чем он рассказывает, кажется нереальным, невозможным. Вроде хождения по потолку. Люцерну и кукурузу на силос в районе уже несколько лет не сеют, но не только потому, что орошение развалилось, просто кормить «зеленкой» стало некого — извели «на ухналь» мелкое и крупное рогатое поголовье. А последнюю кобылу чистых кровей из знаменитого конезавода продали за миллион долларов за границу, завод же объявили... банкротом! Людей разогнали без «выходного пособия». А миллион куда? «Кто знает»? — пожимает плечами Владимир Александрович...
В МОСКВУ он приехал по делу — правду искать. Я ему о своем: да разве сейчас в Москве правду найдешь? Да вся неправда ведь из Москвы идет!
Но мой земляк — крепкий, высокий, рассудительный — уверен: есть правда! В Москве ли, в Орловке или еще где-то, но есть. В людях?
Да как же люди живут, как мирятся с этим развалом? А что? — размышляет Богомолов — Мужикам у нас сейчас лафа. С утра рублишек на пол-литру наскребут, и весь день свободны. Жена не заругает, потому что работы у них нет. Была бы работа, они бы, ясное дело, не водку пили, а землю пахали, овец пасли, но нет работы, и он, мужик, здесь ни при чем. Философия такая выработалась: зачем вообще мне в нитку тянуться, горбатиться на этой работе, как при коммунистах, когда и так можно прожить? Вот что разъясняет мне Владимир Александрович.
Так что ж получается — из Орловки неправда идет? Орловские люди продвигают ее до Москвы, а в Москве всенародноизбранные жилы рвут, чтоб народу угодить и такое вот народное состояние впредь сохранять незыблемо?
«Мечты! Я верую в народ!», — писал поэт Некрасов. Народ... Любим мы это слово, чего там! И ведь не зря. Потому что народ — это тот, кто растил и убирал хлеб, не зная сна и отдыха, это тот, кто сплачивался в кулак, давая отпор иноземному врагу, строил дома и электростанции, пел хором, изобретал космический челнок «Буран», сочинял забористые частушки — народ всегда труженик и творец. Поэтому он прекрасен. Но когда народ раздергивают по ниточкам, как канат или стальной трос, то вдруг видишь: а вот эта нить подгнила, другая изначально была тонкой, с изъяном... Но ведь держал этот трос на якоре всю страну, не рвался? А это потому, что крепкие, надежные нити переплетались со слабыми, принимали на себя их нагрузку, да и слабые, соединясь, не рвались. Но расплели трос — и нет его, а есть только растрепанный пучок нитей, каждая — сама по себе, в своей неприкрытой сути.
Чего же хочет Богомолов? Он хочет, чтобы некто Лопатько был отстранен от руководства Орловским районом. Но это далеко не тот недовольный властью ходок-одиночка, какие встречались и в лучшие времена. Надо сказать, что тогда расправиться с первым секретарем сельского района или с председателем райисполкома было куда проще. А уж если реальный грех на нем повис, так и вовсе — не вопрос, причем без всякой цены.
В том-то и дело, что Владимир Александрович приехал в Москву не только по собственной инициативе. Он командирован организацией с названием «Честь и совесть». В совет этой пока еще только районной общественной организации входят 12 жителей Орловки. Кто они? Это председатели СПК (считай: тех же колхозов, только более мелких), кандидат сельскохозяйственных наук, врач, предприниматель, фермер, директор профтехучилища. Видите: это не те люди, которых «реформы» выбросили на обочину, нет, они-то как раз сумели выжить, перестроиться в новых условиях. И возраст у всех не пенсионный, а вполне трудоспособный. Значит, впереди у них еще годы и годы работы. Почти все — руководители. Вроде не бездельники и могли бы жить, как поется в песне. Не так уж много сегодня руководителей — пусть даже очень небольшого предприятия, которые не извлекали бы личной выгоды из своего положения. Власть это позволяет и приветствует — ведь такими легче управлять. Из них состоит первый этаж государственного здания, или основание властной пирамиды, выстроенной в России. Но в Орловском районе с этим вышла неувязочка, загогулина такая получилась: создана оппозиция районной власти из руководителей.
Представьте реально: очень трудно быть конкретным оппозиционером. На небольшом хозяйственном и политическом пространстве, в глубинке, где все друг друга знают, как облупленных, где приходится каждый день сталкиваться с представителями районной власти, быть в оппозиции куда труднее, чем на московском стотысячном митинге в окружении единомышленников кричать «Банду Ельцина — под суд»! А так непросто сказать это в глаза человеку, который руководит районом. Но вот нашлись смельчаки.
За что же выступает «Честь и совесть» и как она действует? Защищает права человека и законность — это главное. Издает свою независимую народную газету, что вообще в условиях села кажется невероятным. Но она в самом деле независимая, потому что на ее издание сбрасываются сами члены совета «Чести и совести» — кто сколько сможет. Уже вышло 45 номеров. Порой бывают сбои в выпуске. Хоть разовый тираж обходится всего в две тысячи рублей, но для Орловки и это немалые деньги.
«Лопатько — под суд» — вот чего фактически добивается организация. «Да чем же так плох этот ваш Лопатько, что вы так на него ополчились?» — спрашиваю Богомолова. А он мне отвечает, что такие, как он, — это Чубайс, Греф и Мавроди в одном лице районного масштаба. Они от Москвы до самых до окраин сплелись в один клубок и разваливают страну.
— Давайте поговорим о районе. Вы можете обрисовать механизм этого развала, обосновать его. Словом, защитить проект, с которым приехали в Москву искать правду?
Пока Владимир Александрович раскрывает портфель, перебирает бумаги, просматриваю ленту новостей. И на глаза попадается: «Единая Россия» идет на выборы в Госдуму РФ с идеологией борьбы за будущее страны, — заявил Сергей Шойгу во время посещения Ростова-на-Дону. «Если за следующие четыре года удастся увеличить бюджет еще в 4 раза, то мы получим 16-кратное увеличение расходов по сравнению с 1999 годом. Вот это — наша идеология», — сказал он.
Будто в ответ на эту странную идеологическую арифметику министра чрезвычайных ситуаций председатель сельскохозяйственного кооператива «Майорский» Владимир Богомолов выкладывает на стол пачки документов. Их очень много — один острее другого. И, право, если бы не бланки прокуратур, судов и других высоких инстанций, не печати и подписи ответственных лиц, поверить в содержание этих бумаг было бы трудно.
МЫ ВЕДЬ все еще по инерции советского мышления думаем, что руководить районом должен человек с незапятнанной репутацией, по крайней мере — не помеченной уголовным кодексом. А Лопатько, оказывается, ни в прошлом, ни в настоящем ук не чтит и не уважает. Еще в 1990 году привлекался к уголовной ответственности, но избежал суда, потому что коллектив колхоза «Родина», где он работал, взял тогда его на поруки. А дело было связано с печально известными чеками «Урожай-90».
Вот один из нескольких эпизодов, описанных прокуратурой Ростовской области. В Орловском районе взбунтовались рыночные торговцы. Администрация ни с того ни с сего повысила цены за торговое место, за въезд машины на территорию рынка, вот они и провели акцию протеста. За это двоих из них районные власти отдали под суд. Как выяснила областная прокуратура — незаконно. Но добилась восстановления законности организация «Честь и совесть».
В полном соответствии с нравами нынешней власти подвергался репрессиям и сам Богомолов. Однако его на поруки никто не брал — время не то, и пришлось ему отсидеть в КПЗ, пока областная прокуратура не вмешалась и не наказала районных «силовиков» за самоуправство. Риторическим вопросом о том, возможно ли без ведома или без прямого указания главы районной администрации схватить руководителя хозяйства и посадить за решетку без суда и следствия, Владимир Александрович даже не задается.
— Знаете, — говорит он, — мне в принципе даже не важно, что было или будет со мной. Но ведь то, что происходит с землей, просто бесит. Вот с этим я смириться не могу. То, что у людей нагло отбирают земельные паи, стало обычным делом. Вместо 15 сильных хозяйств в районе теперь 40 дышащих на ладан мелких сельхозкооперативов, и процесс идет, идет без конца...
В газете «Честь и совесть» опубликован документ потрясающей разоблачительной силы. По нему уже возбуждено уголовное дело, сообщается в документах областной прокуратуры. Это расшифровка аудиозаписи разговора трех человек (все трое не отрицают, что это именно они, и их разговор записан точно). Конечно, это не кремлевская «прослушка», не телефонные указания Немцова либералам в Белоруссии, как подставить ножку Лукашенко. Подобными сенсационными расшифровками пестреет вся пресса, и читателя этим не удивишь. Но соль в том, что гаденький душок сговора, круговой воровской поруки проник всюду — от кожаных диванов в роскошных кабинетах на Охотном Ряду и Старой площади до маленьких комнаток с фанерной мебелью в сельских администрациях. Это душок пропитал насквозь всю вертикаль власти, как памперс или прокладку в телерекламе.
Так на каких же дрожжах пухнут кошельки и лоснятся физиономии? Как это делается?
Цитирую местную газету(речь идет о муниципальной земле, место разговора — кабинет главы сельской администрации — сельсовета по-старому):
«Руководитель: Ты же платишь, чтобы я тебе даю. Я тебе говорю: этот документ ты нигде не должен показывать. Если вы хотите, чтобы у вас осталась земля. Понимаешь?
Посетитель: Да.
Р. Гавриловский (судя по контексту — из налоговых органов. — Прим. ред.) прислал, что надо срочно дать отчетность по пахоте. А Лопатько, для того чтобы оставить у вас землю, не показывает, что это пашня, и сказал, что если через налоговую эти документы ваши пройдут, то, значит, естественно, что это пашня. Что вы получили с нее урожай.
С какого ...? С пашни! Значит, тогда ваши пастбища превращены в пашню. Значит, вы же за них отчитываетесь и, значит, их изымут. Ты же видишь: вокруг пасти негде! Для того чтобы оставить эту землю, ну, может, он и выше думает пойти, но сделать приятное нам. Почему он и сказал, значит, договора нигде не афишируйте... пусть пока земля у вас, но она нигде не должна фигурировать...
Вы землю используете, чек я выписал на один год. Я с вами имею дело. Я от вас взял то, что положено. За эти финансы, значит, я отчитываюсь только перед Лопатько, потому что знает один Лопатько за это, за использование этой земли.
П.: А теперь такой вопрос: вот я хочу держать столько-то гектаров паров. А у меня договор только на год. А на другой год вы у меня заберете землю?
Р.: По крайней мере я на этот вопрос ответить не могу...ну, я думаю, что 2-3 года в любом случае это не угрожает никому.
П.: А если вдруг угрожает? Кто мне эти затраты компенсирует?
Р.: Да никто их тебе не будет компенсировать. Ты думаешь, это как в сказке. ну, давай эту землю заберем, сдадим. Неохота ж, и тебе неохота, ты что-то получаешь. Ну если заберет Лопатько, вернее, превратит ее в залужение... Мы же скрыли, ведь это не только у нас, это и по другим хозяйствам...
П.: Это ж я... я... мне сколько же тонн надо скрыть!...
Р.: Да! Я же тебе еще раз говорю, налоговая тебя не возьмет, потому что Лопатько определил, что, значит, вы сдаете за землю, за аренду этой земли, значит, она у вас проходит как пастбище.
П.Ясно. Ну, я пошел»...
О том, что в районе нет овец, Владимир Александрович уже говорил. Но, оказывается, там есть «пастбища». Кто на них пасется, совершенно понятно. В документах прокуратуры, в актах комиссий, инициированных общественной организацией, говорится, что в районе несколько лет действовал так называемый продовольственный фонд, куда все хозяйства обязаны были сдать часть урожая. Но областная комиссия не смогла проверить, как и куда использовались эти тысячи тонн зерна: в фонде не оказалось никакой документации. Тут уже чистой мелочью выглядят какие-то десятки тысяч рублей, перечисленные администрацией несуществующему детскому приюту, и многое другое... Областная власть в итоге промолчала.
НО ГЛАВНОЕ даже не в этом. Вы обратили внимание на вопрос «посетителя» о парах? У него, видимо, еще осталось в сознании: землю надо возделывать грамотно, соблюдать севооборот. А ему говорят: плюнь! «Посетитель» опять за свое: а кто затраты компенсирует — ведь никаких гарантий! А ему снова: живи одним днем! Вот это самая страшная коррозия, которая разъедает общество снизу доверху: урви сейчас, а там хоть потоп.
Сегодня никто в стране даже в первом приближении не знает, сколько выращено хлеба. Это, как мы видим, невозможно проконтролировать и учесть. Ведь вы же не сомневаетесь, что практика Орловского района не есть нечто исключительное, некое ноу-хау Лопатько? Так как же после этого можно руководить страной, давать народу какие-то обещания, говорить об ответственности власти?
О каком там четырехкратном увеличении бюджета и доходов аж в 16 раз плетет донским избирателям Шойгу? Это при таком-то порядке, когда все усилия направлены на сокрытие от налогов истинной прибыли? С чего вырастет бюджет? Ответ смотри в цитате: с какого...? Вы думаете, Шойгу ни о чем не догадывается? И его заместитель-оборотень, повязанный в пиаровских целях его же партийным боссом Грызловым, для министра ЧС — полная неожиданность? Ни он, ни Грызлов разве не подозревают, что нечто принципиально похожее на ситуацию в Орловском районе происходит повсюду, включая и их ведомства? Кто в это поверит? Но они живут сегодня одним днем. И этот день — предвыборный. Поэтому мели все подряд, только бы осталось все как есть. Они — сверху донизу — очень на это рассчитывают. Надеются, что все в их руках.
И смешно, и грустно было читать статью в газете Орловского района, посвященную главе администрации Лопатько. Называлась она просто, но со вкусом — «В труде — основа его жизни». Честное слово, работая в такой же районной газете неподалеку от Орловки, в Зернограде, в самые «застойные» годы, я не могла представить такого грубого подхалимажа в адрес властей. Более того, редактор нашего «Маяка» Виктор Дмитриевич Любченко славился крутым характером и запросто мог поставить на место даже первого секретаря райкома, не говоря уже об исполкоме. И даже теперь подумать смешно, что в районной газете мог появиться очерк о первом секретаре. Зато доярок и комбайнеров по всем четырем газетным полосам на руках носили, образно говоря. Но ведь они и заслуживали того! Писать же о главе района... ей-Богу, неприлично! Поэтому и выходит полный конфуз: «Однажды, совершенно случайно, мне довелось услышать спор нескольких простых мужиков, что называется, от сохи, о личности и делах Лопатько... И первое, в чем мнения сошлись: Лопатько — хозяин. По незатейливой крестьянской сметке хозяин тот, кто, грубо говоря, «тянет» в свой двор, следит, чтобы ничто не обветшало». Бедный коллега! Крутится, как уж на сковородке, пытаясь оправдать положение дел в районе «рабской психологией» народа, до сих пор не пробужденным «чувством хозяина» и обещанием дальнейших реформ до тех пор, «пока у каждого гектара земли не появится хозяин».
Наверное, самому Лопатько читать эту статью было лестно. Точно так же, как и московским деятелям лестно видеть себя на телеэкранах и плакатах. Но они наступают на свои же грабли. Они живут в выдуманном специально для них мире «простых мужиков от сохи». Да, есть и слишком простые, и вороватые, и пьющие — их больше, чем можно было ожидать, к сожалению. Но есть и народ. В чеховском смысле: «Все мы — народ. И все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное».
Богомолов ищет правду. Неужели вы надеетесь ее найти, Владимир Александрович?
— Конечно, — уверенно отвечает он. — Надо только не отчаиваться и не думать, что перед тобой — непробиваемая стена. Честные люди — вы не поверите! — есть везде. И в судах, и в прокуратуре, и даже в правительстве. Да, их немного в верхних эшелонах, и они не афишируют своей честности. Но ведь к ним не придерешься: они все делают по закону и не берут взяток. А сколько людей не только в нашем районе, а повсюду поддерживают нашу организацию «Честь и совесть», радуются тому, что такая есть, хотя пока не решаются вступать в борьбу открыто. Вот на них и надо держать курс. Искать, объединять и бороться.
Жанна КАСЬЯНЕНКО.
blog comments powered by Disqus