06.04.2005 23:19 | Совраска | Администратор
С КОЛГОТКАМИ от «ГОЛДЕН ЛЕДИ»
...Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР доживает последние месяцы. Он уже с трудом передвигается и не всегда адекватно реагирует на происходящее. Между тем большинство членов Политбюро ЦК КПСС намерено максимально продлить время его пребывания в должности Генсека. Так от эпизода к эпизоду главный герой «Брежнева» все больше деградирует, а исполнение им функций главы государства превращается в фарс.
Был ли такой финальный отрезок на жизненном пути Леонида Ильича? Нечто подобное, очевидно, имело место. Но почему в фокусе внимания создателей многочасового телецикла оказался именно этот, а не какой-то другой период исключительно насыщенной жизни и деятельности Брежнева? Ведь только на посту Генерального секретаря ЦК КПСС он пробыл 18 лет, с 1964 по 1982 год... Догадку на сей счет попридержим в уме, а пока приглядимся к тому, как показаны Генсек и его окружение.
На экране сущее чучело — иначе не скажешь. Рыхлые, бесформенные телеса на тонких старческих ножках. Бессвязная речь, блуждающий взгляд. Эмоции — самые примитивные. Пациент № 1 Четвертого Главного управления Минздрава СССР представлен в полной изоляции от руководимой им страны. Московские апартаменты — безлюдные улицы или дороги с угрюмой кавалькадой «членовозов» — дача в Завидове — вот весь фон, на котором протекает жизнедеятельность этого тяжко дышащего, сопящего, чавкающего и храпящего существа с гигантскими черными бровями.
Под стать Брежневу изображены его ближайшие сподвижники: Суслов, Громыко, Андропов, Черненко, Устинов, Тихонов и др. Лица их — живые маски, деревянными голосами произносящие дежурные фразы из газетных передовиц и партийных докладов.
Сюжет экранного действия строится на чередовании отдельных вспышек активности угасающего Генсека и картин-видений из его прошлой жизни, что всплывают перед глазами больного, когда тот впадает в дрему или забытье. А «отключается» он все чаще и чаще...
Итак, Брежнев «в натуре». Вот он под лезвием кремлевского парикмахера. На слова последнего: «Я кого только не брил...» отвечает:
— Я знаю, кого ты не брил. Катьку Фурцеву...
В порыве нежности говорит медсестре:
— Хочешь, я тебя лейтенантом сделаю?
Ей же:
— Полежи со мной...
А вот его разговор за завтраком с супругой. Та интересуется:
— Ты на работу поедешь? Или на даче будешь?
— На работу.
— А что там у тебя?
— Орден мне будут вручать, афганский какой-то, потом военные будут докладывать. Потом еще что-то. А вечером — Завидово...
Это лишь малая часть экранных проявлений «позднего» Брежнева. Среди них есть и до того пошлые, что их и на бумагу переносить противно.
Ну а теперь попробуем разобраться: зачем все это? Задача сразу упрощается, если поставить «Брежнева» в один ряд с такими виртуальными поделками последних лет, как «Дети Арбата», «Курсанты», «Штрафбат»...
Идеологические прислужники режима уже вдоволь потоптались на предвоенном, военном да и восстановительном этапах советской истории. Но остался заповедным период, который перестройщики-пересмешники клеветнически обозвали «застойным», но о котором миллионы россиян вспоминают как о золотом веке. Необходимо разрушить этот вредный стереотип! Но — каким образом?.. На документальном видеоряде отвращение к СССР эпохи Брежнева вызвать невозможно. Фактура созидающего социализма настолько величественна, что никаким позерам-познерам не осквернить ее своими ядовитыми комментариями.
Вот и обратились властители дум со служителями муз к локальной теме «Брежнев—82». Замысел, по всему, состоял в следующем. Покопаться в личном, интимном, исподнем у Генсека и членов его команды. Серией инсценировок, силами на все способных лицедеев (среди которых, к сожалению, оказался и любимый многими из нас Василий Лановой, игравший Андропова) выпятить все мало-мальски негативное, нелепое, курьезное. И тем самым внушить простодушному зрителю: вот они были какие, кремлевские долгожители. И такие-то люди управляли страной! Потому, дескать, и советская система рухнула. Рыба ведь известно, откуда гниет...
Впрочем, сверхзадача создателей «Брежнева», кажется, простиралась дальше. Ранее было отмечено: главный герой то и дело впадает в прострацию. Но вы думаете, что ему грезятся картины босоногого детства, образ ласковой мамы или что-то в этом роде? Как бы не так! Сновидения «верного ленинца» волей авторов — картины сугубо идеологизированы. И нацелены они... на дискредитацию партии коммунистов, ее политики, ее морали.
Как это все сработано, не перескажешь. И все же хоть пару штрихов для иллюстрации дать нужно. Ну вот, к примеру, ночь. Блиндаж. Постель. В постели — главный армейский политрук Леонид Брежнев, молодой, стало быть. И еще — его ВПЖ, т.е. военно-полевая жена, фронтовая подруга в солдатской нижней рубахе и кальсонах. Она плаксиво говорит: «Ну а после войны ты на мне женишься?» Он (с достоинством): «У меня есть семья. А я прежде всего коммунист». Она (вызывающе): «А спал ты со мной как коммунист или как беспартийный?» У него вытягивается физиономия...
А напоследок самое главное. Кроме досужих сплетен и анекдотов, никаких оснований для именно такой экранизации жизненных эпизодов Л.И. Брежнева создатели ленты не имели. Все, что было разыграно на экране, — плод их «творческого воображения». В этом сами же они (если точно записал с эфира, то это режиссер Снежкин и сценарист Черных) без тени смущения признались в эпилоге телепоказа. Все это, как с апломбом заявил постановщик картины, их собственная «модель советского лидера».
Ну что ж, «модель» под названием «Брежнев» — эта дешевая мистерия при колготках «Голден Леди» — промелькнула словно дурной сон да и канула в виртуальное небытие. А имя Леонида Ильича Брежнева, вопреки злостным очернителям, по-прежнему остается для нас добрым и светлым. Как и его эпоха.
О. ДЖИГИЛЬ.
Краснодар.
blog comments powered by Disqus