Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.03.2007 21:37 | Совраска | Администратор

ТЕПЕРЬ АУДИТ РЕЖИМУ НЕ ВРЕДИТ

У Госдумы отбирается право воздействовать на работу Счётной палаты

Перед пересменкой-2008 Кремль разруливает кадровую зачистку, расставляя свои посты на пути финансовых потоков и лишая Госдуму последних полномочий. «Единая Россия» согласна на всё, лишь бы продлить своё политическое существование. Её 322 депутата приняли в первом чтении президентский законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О Счётной палате РФ», который отобрал у парламентариев право на выдвижение аудиторов. Против президентской идеи единогласно выступили коммунисты.

Дело в том, что Счётная палата по определению является органом, подотчётным парламенту. Её основная функция — проверка использования финансовых средств и фондов, принадлежащих государству, в первую очередь бюджета, через который, как задумывалось, представительная власть могла бы контролировать исполнительную. Аудит Счётной палаты для депутатов был чуть ли не единственным инструментом реализации их не таких уж широких полномочий. Конституционной статьей 103 парламенту вменялось в обязанность «назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов».

Это одно из немногих чётко прописанных и демократических положений ельцинской конституции. Первоначально так и было: глава Счётной палаты избирался депутатами путём тайного голосования, а на должности аудиторов выдвигали и утверждали своих представителей Совет Федерации и Госдума. Кадровые решения принимались коллегиально. Депутаты-старожилы помнят времена, когда они давали поручения Счётной палате проверить те или иные ведомства на предмет использования бюджетных средств.

В годы путинского правления ситуация вокруг Счётной палаты стала резко меняться. Кремль, опираясь на фракцию «Единая Россия», подмял под себя контрольный орган. Сначала Кремль прибрал к рукам право на назначение главы Счётной палаты и его зама. Госдуме оставалось только подтвердить своё согласие, что услужливое «единороссовское» большинство безоговорочно делало и делает в течение нескольких секунд. Позже было отменено право депутатов определять задания Счётной палате, а её отчёт С.Степашин (председатель Счётной палаты) один раз в год ритуально зачитывает в Госдуме. Думцам отныне предписано всего лишь принять его к сведению.

И вот последний этап отлучения депутатского корпуса от финансово-материальной сферы государства. Президент возжелал самолично назначать всех аудиторов Счётной палаты. От депутатов требуется только согласиться с его мнением. Если случится непредвиденное и Госдума отклонит предложенного кандидата, то президент вправе повторно представить ту же кандидатуру на утверждение либо «внести» иного претендента. Таково содержание президентских изменений в статью 6 закона о Счётной палате. Парламентскую квоту на выдвижение части аудиторов путинский полпред А.Косопкин назвал «устаревшей нормой», которую нужно срочно «исключить», заменив её президентским «порядком представления кандидатур аудиторов». Косопкин постарался при этом «забыть» о статье 103 основного закона, но потом словно спохватился и добавил: «Собственно, процедура назначения аудиторов остаётся прежней, палаты Федерального собрания принимают свои постановления о назначении аудиторов». Однако косопкинская оговорка не приблизила президентскую инициативу к конституционной норме.

На это и указали представителю Кремля депутаты от КПРФ Любовь Швец, Виктор Илюхин, Анатолий Локоть, Нина Останина, Николай Сапожников. Они и развернули дискуссию по путинскому законопроекту, после того как «единоросс» Гончар, исполняя партийное поручение, отрапортовал: одобрям-с.

В.Илюхин сильно усомнился в том, что преобразование парламентского контрольного органа в «око государево» будет благом для общества. А.Локоть предложил Косопкину не устраивать лукавые игры, а «вернуться к Контрольному управлению при президенте», откровенно признав, что иной контроль исполнительной власти не нужен. Президентский проект, по мнению депутатов, — кадровое потрясение с лишением народных представителей последних прав. Те же цели преследуются Минфином, переписавшим Бюджетный кодекс так, чтобы у депутатов не было возможности отслеживать бюджетный процесс. А ради контроля кремлёвскими партиями за проведением выборов, считают депутаты, затеяна чистка избирательных комиссий.

В Кремле, видимо, не забыли скандал с отчётом Счётной палаты о приватизации в РФ в 1993—2003 годах. Это подробный, а в некоторых выводах даже обвинительный документ, которым обязаны были бы заинтересоваться Генпрокуратура и, разумеется, президент, если бы он думал о чистоте проводимых реформ и борьбе с коррупцией.

Кремль решает проблему-2008, когда Путину придётся оставить президентский пост. Но, судя по всему, ни Путин, ни тем более его окружение не видят себя отделёнными от реальных рычагов власти. Основополагающий из них — финансовый. Чтобы остаться правящей силой, путинцам необходимо расставить свои посты на всех направлениях, очистив важные для себя структуры от политически неблагонадёжных кадров. Везде должны быть «свои» политбойцы — в Думе, в избирательных комиссиях, в регионах и, конечно, на бюджетном контроле. Финансы и власть неразделимы в капиталистической России. Кадровая чистка Счётной палаты, вникающей согласно своим обязанностям в секреты бюджетных потоков, нужна Кремлю, чтобы подстраховаться «неполитическими» назначенцами.

Галина ПЛАТОВА


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList