Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

24.07.2003 20:50 | Совраска | Администратор

ТРАМВАЙНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Картина была удивительная — трамвай подъехал к остановке, что у станции метро «ВДНХ», постоял минуту и, не открывая двери, обратным ходом оттянулся метров на 50, остановился. Задняя дверь открылась, из нее стали выходить пассажиры. Ожидающие вместе со мной на остановке люди бросились к трамваю, но к тому времени, когда мы подбежали к открытой двери, она закрылась, вагон тронулся и через 50 метров остановился... Для входа открылась лишь одна, передняя, дверь, вокруг которой тут же образовалась толпа. Так начался в Москве 19 июля на маршруте трамвая №17 переход на новую форму обслуживания «дорогих москвичей и гостей столицы» — без кондуктора и контролера. Их заменили трехрогий турникет и маленькая желтенькая коробочка под названием «валидатор», в которую, перед тем как войти, каждый пассажир вставлял свой билет.

Признаюсь, вся эта беготня за убегающим трамваем возмутила меня, поэтому я поднялся в салон в раздраженном состоянии, а тут еще компания довольно взрослых людей, обменявшись какими-то репликами, разразилась, казалось бы, неуместным хохотом. Так сказать, в сердцах я спросил одного из этой компании: «Над чем вы, собственно, смеетесь? Тут же плакать надо. Какой-то геморрой придумали на наши головы, бегай за трамваем, выстаивай в очереди, это же просто маразм!» «Да поэтому и смеемся, что маразм, но не только руководства трамвайного депо. Это уже и маразм режима, приобретающий зримые и неоспоримые формы. Посудите сами: в советское время, при социализме поездка на трамвае, можно сказать, самом демократичном виде транспорта, стоила всего 3 копейки, и никто никогда особенно и не ловил никаких «зайцев», он все равно был прибыльным. А нынешние-то власти обещали нам какие-то грандиозные перемены, свершения, а кончают тем, что пошло мелочатся. Вся так называемая вертикаль власти озабочена лишь тем, чтобы ни один гражданин, не дай Бог, не проехал «зайцем».

Признаться, эти слова заставили призадуматься, кое-что вспомнить и кое-что сравнить из «века нынешнего с веком минувшим». И действительно, советская эпоха — ведь это же было время великих строек: осуществления плана ГОЭЛРО, создания тяжелой промышленности, возведения заводов и фабрик, освоения целины и космоса. «Наших планов — громадье», — как сказал Поэт. Великое время, порожденное великими людьми, и само выдвигало великих людей в разных областях человеческих знаний, труда. Их имена еще на слуху, поэтому даже и упоминать никого, пожалуй, не буду. Так что же нам подсунули вместо всего этого, и кто они, нынешние «крутые реформаторы»?

Помнится, в середине 60-х годов прошлого века в Советском Союзе развернулась дискуссия по поводу перехода оплаты проезда в общественном транспорте на бескондукторную форму. И тогда были некие нытики, которые угрюмо утверждали, что люди, в сущности, дрянь, платить не будут. Победило доверие к человеку, вера в его порядочность — перешли сначала к просто кассам, в которые опускали мелочь и отрывали билетик, потом к компостированию проездных талонов. Транспорт не разорился. Однажды в 1970 году поздно вечером на последнем троллейбусе возвращался домой и разговорился с водителем. Тот, видимо, неравнодушный человек, с гордостью за свою отрасль заявил, что московские транспортники приносят прибыль в 5 миллионов рублей ежегодно. Я его слова, конечно же, не проверял, но не в этом суть. Кто из нас не помнит песню о последнем случайном троллейбусе и кто в нем, благожелательном к влюбленным, не возвращался домой в полночь — за полночь. Водители подбирали запоздавших пассажиров, даже не спрашивая, есть ли у них деньги за проезд. Теперь понятно, что так, в частности, проявлял себя советский гуманизм, доброжелательность, дружелюбие, воспитывавшиеся в обществе, — большое являло себя в малом, как сказали бы в этом случае японские философы. Теперь же этого не будет. Наследники тех угрюмых личностей, которые всех людей считали дрянью, ощетинились трехрогими валидаторами — «Стой! Хода нет! Предъяви для прохода на режимный объект!» Ощущение такое, что к руководству государством пришел шекспировский Шейлок из трагедии «Венецианский купец», который ради прибыли продал свою родную дочь.

Кстати говоря, пертурбации в московском трамвае №17 — это уже не первая акция властей, ей предшествовала «перестройка» московских и близких к столице вокзалов и станций пригородных направлений — везде, например, на станциях «Серп и молот», «Новая», которые я знаю, взгляд невольно отмечает топорно обрубленные сходы мостовых переходов. Ранее они радовали глаз изяществом инженерного разрешения главной задачи — быстрого доступа пассажиров к поездам и освобождения перронов. Теперь эти «инвалиды» угрюмо ведут к неким павильонам, в которых установлены аппараты, через которые надо пройти, чтобы вырваться на свободу. Так всех пассажиров проверяют на некоем подобии детектора лжи.

Впрочем, это угрюмо-злобное отношение к людям просматривается и в надоевших разговорах об установке счетчиков в квартирах на газ, горячую и холодную воду. Шейлокам неймется! Кстати говоря, в советское время дискутировался вопрос: устанавливать их или нет? Между прочим, счетчики газа стояли, потом их убрали. Тогда экономисты, ученые и практики пришли к выводу, что строительство еще одной отрасли промышленности, а счетчики же надо выпускать, необоснованно, поскольку не работает на прогресс экономики в целом. Они не нужны при привязанных к нормальным человеческим потребностям нормам потребления, которые граждане и оплачивали.

Да, государство помогало им из общественных фондов потребления, которые, в частности, формировались за счет природной ренты. Ныне эту ренту подарили олигархам, балующим себя, любимых, покупкой иностранных футбольных команд, другими шалостями, а вот народ заставляют отдуваться, придумывая для него все новые и новые повинности. Выступая в прошедшую пятницу в селе Старая Ладога, президент Путин заявил, что считает «реальным перейти к системе взимания налога с физических лиц по месту жительства». Проблема в том, по его словам, чтобы организовать эффективное администрирование по сбору этого налога. Вот ведь не дают покоя нашим благодетелям эти самые физические лица, то есть мы с вами, обычные рядовые граждане! Окружают повсеместно «заботой», видимо, скоро, как в Средневековье, с нас, горожан, будут брать налоги за окна в квартирах, а с селян — за дымы над хатами. На этих ребят можно смело положиться — задуманное сделают непременно. Путин подтвердил, что в правительстве в настоящее время «думают, как перейти к этой системе».

В заключение отмечу. В общественном транспорте пока еще остается льгота для маленьких детей — они проезжают бесплатно. В трамвае №17 для этого им достаточно лишь, встав чуть ли не на четвереньки, пролезть под трехрогим турникетом. Видимо, в правящих кругах считают, что для наших детей (а ихние отпрыски скорее всего ездят в легковушках) это полезно как физически, так и морально — будут привыкать к своему подневольному положению с младых ногтей. И будут, если мы, взрослые, согласимся с таким унижением наших ребят.

Валентин СИМОНИН.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList