Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

29.01.2002 20:20 | Правда | Администратор

РАЗБОРКИ НА ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ

В последние дни тема <свободы печати> в России не сходит со страниц мировых и российских олигархических изданий, с экранов телевизоров. Однако то, что происходит на информационном рынке России, не имеет никакого отношения ни к свободе слова, ни к свободе печати. Разглагольствованиями о свободе печати тщательно маскируется тот факт, что на самом деле речь идет об очередном перераспределении рынка СМИ между различными группами олигархов и между ними и государством. Как получилось, что средства массовой информации, принадлежавшие государству и общественным организациям Советского Союза, оказались к руках олигархов и обслуживающей их интересы правящей клики в Кремле? Захват олигархами СМИ явился составной частью общего процесса чубайсовской приватизации общественной собственности в ельцинской России. В ходе этого процесса складывались основные информационные холдинги: Березовского, Гусинского, <Газ-пром-Медиа>, Потанина (<Интересе>) и др.

За последний год два самых влиятельных холдинга - Березовского и Гусинского - перестали существовать. История их создания и исчезновения весьма характерна для российского грабительского капитализма и беспредела власти. Березовский заявил о себе как медиа-магнат в 1994 году. Тогда указом Ельцина было создано АО <Общественное российское телевидение> (ОРТ). Контрольный пакет акций (51 процент) был закреплен за государством в лице Госкомимущества. Оставшийся пакет поделили между собой банки <Менатеп>, <Столичный>, <Российский кредит>, Инкомбанк, а также АО <Аэрофлот - Российские международные авиалинии> и АО <Авто-ВАЗ>. Однако решающую роль в этом холдинге сразу же стал играть Березовский. В конце 1996 года в рамках этого консорциума частных совладельцев телеканала ОРТ оформилась новая структура - (OPT - КБ), контролирующий в общей сложности 38 процентов акций ОРТ. В него вошли, объединив свои акции, Альфа-банк, <Менатеп>, Объединенный банк и Столичный банк сбережений (СБС). Формально возглавил консорциум глава СБС Смоленский, но фактическим его хозяином был Березовский. В марте 1999 года ОРТ получает кредит от Внешэкономбанка в объеме 100 млн. дол. под залог своих акций. Тогда же президент МНВК ТВ-6 Э.Сагалаев продал Березовскому 37,5% акций этой компании. В июле того же года структуры Березовского через подставную компанию покупают контрольный пакет акций издательского дома <Коммерсант>, который издает газету <Коммерсанты и несколько журналов. Ранее он купил 80% акций <Независимой газеты>.

Это был пик медийной империи Березовского, и в 2000 году начинается ее откат. В сентябре этого года он объявляет о намерении передать контролируемые им 49% акций ОРТ общественному органу из представителей творческой интеллигенции. В декабре он отзывает свое предложение и в январе 2001 года продает этот пакет структурам, подконтрольным Роману Абрамовичу. В сентябре после собрания акционеров формируется новый состав правления ОРТ, большинство в котором принадлежит чиновникам, и канал переходит под контроль Кремля.

Путин руками Газпрома <мочит> Гусинского

Примерно такую же эволюцию проделала и медиа-империя Гусинского. Началом ее создания можно считать февраль 1993 года, когда вышел в свет первый номер газеты <Сегодня>. Костяк ее редакции составили журналисты, перешедшие из отделов политики и культуры <Неза-висимой газеты>. Выпуск газеты профинансировала группа <Мост>. В октябре того же года в эфире пятого канала Петербурга дебютировала <независимая> коммерческая телекомпания НТВ. Ее создание профинансировал консорциум в составе группы <Мост> и банков <Столичный> и <Национальный кредит>. В конце года радиостанция <Эхо Москвы> получает кредитную линию Мост-банка, принадлежащего Гусинскому, в обмен на 51% своих акций. Эта радиостанция получила свою известность в 1991 году после репортажей о событиях в Вильнюсе, августовском путче в Москве. В январе 1994 года Ельцин подписывает указ, позволяющий телекомпании НТВ вещать на четвертом канале, который формально входил в ВГТРК. Этот указ пролобировал советник президента по спорту Тарпищев по просьбе своего друга банкира Смоленского, ставшего одним из спонсоров проекта. С ноября 1996 года компания НТВ начинает вещать в полном объеме на четвертом канапе. Тогда же стартует проект <НТВ-плюс> - первая российская компания платного спутникового телевидения.

С 1 января 1996 года глава Мост-банка Гусинский начал издавать журнал <Итоги>. Вскоре после этого в состав его холдинга вошло радио <Эхо Москвы>. В январе 1997 года он слагает с себя полномочия президента Мост-банка и генерального директора группы <Мост> для того, чтобы возглавить ЗАО <Медиа-Мост>. В ноябре 1998 года по заказу <Медиа-Моста> американская ракета с мыса Канаверал выводит на орбиту спутник <Бонум-1> для обслуживания холдинга <Медиа-Мост>. Он обеспечивает 48 каналов <НТВ-плюс> на территории западных регионов России и Израиля. Спутник обошелся в 76 млн. дол.. Столько же обошелся его запуск. Деньги дал в кредит Газпром.

Как мы видим, общим для медиа-империй было то, что они создавались за счет государственных ресурсов. В ходе кампании по выборам президента НТВ и другие структуры Гусинского активно поддерживал тандем Лужкова - Примакова, и последствия не замедлили сказаться. В июне 2000 года Гусинского арестовывает Генпрокуратура и предъявляет ему обвинение в хищении более 10 млн. дол. В ноябре того же года Генпрокуратура вызывает Гусинского на допрос и после его неявки объявляет олигарха в международный розыск по линии Интерпола...

Кремль празднует победу

Часть журналистов НТВ во главе с Е.Киселевым перешла на ТВ-6, 75% акций которого принадлежит Березовскому. Команда Киселева почти девять месяцев работает на этом канале. Однако миноритарный акционер этого канала - нефтяная компания <ЛУКойл>, которой принадлежит всего 15% акций ТВ-6,11 января добилась решения Верховного арбитражного суда о ликвидации ЗАО <Московская независимая вещательная корпорация <ТВ-6 Москва> (МНВК). Западные, особенно американские, и некоторые российские СМИ подняли настоящий вопль по поводу <ликвидации последней независимой телевизионной компании России>. Чтобы утихомирить западных и своих критиков, Кремль устами министра печати Лесина <подсказал> журналистскому коллективу ТВ-6, что ему надо делать дальше. 14 января коллектив ТВ-6 объявил о досрочном отказе МНВК от лицензии на вещание. На следующий день было спешно создано 000 <ТВ-6>, в котором по 10% акций получили Киселев и еще два руководителя 000, а 45 сотрудников ТВ-6 стали обладателями меньших пакетов. Новой компании обещано благосклонное отношение власти, если она примет участие в конкурсе на право вещания на шестой кнопке. Конкурс объявлен на 27 марта, и киселевская команда уже подала заявку на участие в нем.

Чем же объяснить столь агрессивную политику Кремля в области СМИ в последнее время? Дело вовсе не в том, что один <хозяйствующий субъект>, скажем, Газпром, <съел> в ходе конкуренции другого хозяйствующего субъекта, скажем, <Медиа -Мост>. Дело в том, что новые парламентские и президентские выборы уже не за горами. Учитывая это обстоятельство, Путин посчитал опасным для себя лично и для тех олигархов, которые за ним стоят, оставлять два таких федеральных канала, как ИТВ и ТВ-6, в руках тех сил, которые ведут себя нелояльно. Еще остающийся под контролем Березовского журнал <Власть> с чувством горечи напоминает: <Ведь именно <подчинив себе> ОРТ, Борис Березовский в свое время устроил ему (Путину. - B.C.) блистательную предвыборную кампанию, превратившую невыразительного чиновника в националь-ного героя> (№ 2, 2002 г., стр. 11). Можно не сомневаться, что Киселев, если он в результате предстоящего в марте конкурса получит лицензию на вещание, не сохранит свою оппозиционность по отношению к власти. В любом случае, являясь владельцем всего 10% акций канала, бывший рупор Запада явно не сможет определять его политическую линию. Интересно, как бы реагировал Лесин, если бы заявку на ТВ-6 подал коллектив тележурналистов, сформированный НПСР? Впрочем, еще не поздно проверить. Заявки принимаются до 3 марта.

Путин, Ниязов и Алиев делят Каспий, нефть и газ

На прошлой неделе президенты Туркмении и Азербайджана Сапармурат Ниязов и Гейдар Алиев побывали в Москве с визитами. В ходе переговоров с ними обсуждались проблемы раздела дна и водной поверхности Каспийского моря. Бассейн Каспия богат запасами нефти и газа, и проблема международно-правового регулирования доступа к этим запасам прибрежных государств - России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана - приобрета-ет первостепенное, значение. До распада СССР режим пользования Каспием регулировался соглашениями между двумя прибрежными государствами - Советским Союзом и Ираном. Сейчас положение изменилось: прибрежных государств стало пять. К тому же договоры от 1921 года между РСФСР и от 1940 года межцу СССР и Ираном регулируют только вопросы использования водной поверхности, судоходства и рыболовства. А сегодня наиболее актуально использование недр, то есть дна и шельфа Каспия. Именно эта проблема является яблоком раздора между Туркменией и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном.

Первоначально позиция России была ближе к позиции Ирана - обе страны выступали за раздел Каспия на равные пять долей. Потом Россия склонилась к позиции Казахстана и Азербайджана - исходить из принципа срединной донной линии, идущей от существующих сухопутных границ. Кажется, на переговорах Путина с Ниязовым удалось уговорить последнего перейти на позиции <большинства>. До недавних пор туркменбаши этому сопротивлялся, боясь испортить отношения с Тегераном. Эта проблема будет обсуждаться на предстоящем в марте саммите в Ашхабаде пяти прикаспийских стран. Полагают, что <четверке> стран СНГ удастся там склонить Тегеран к компромиссу на такой основе: Иран признает принцип донной линии, но получит преимущество в определении ее конкретного пути, то есть получит немножко больше территории и соответственно больше доступа к нефтегазовым ресурсам.

На переговорах с Ниязовым обсуждались также проблема участия России в разработке новых газовых месторождений в Туркмении, цены на газ, который должен поставляться Ашхабадом в Россию, на Украину и далее в Европу. Особенно острой является проблема транспортировки туркменского газа. Существующих газопроводов Газпрома для этих целей явно не хватает, к тому же они порядком изношены. Путин выдвинул идею создания Евразийского альянса производителей газа, в который вошли бы Россия, Туркмения, Узбекистан и Казахстан.

В результате переговоров с Алиевым было подписано, важное для России соглашение об условиях эксплуатации Габалинской РЛС. Она признана собственностью Азербайджана, переданной России на условиях аренды. Сумма ежегодных платежей за аренду - 7 млн. долларов. В соглашении РЛС в Габале названа информационно-аналитическим центром. Она отслеживает запуски ракет во всем Южном полушарии. Обсуждалась также проблема Нагорного Карабаха. Москва по-прежнему вмешиваться не собирается и как посредник считает, что компромисс должен быть найден самими сторонами по принципу <нет ни победителей, ни проигравших>.

ПАСЕ и США дали еще одну пощечину России

В последние месяцы, особенно после присоединения России к антиталибской коалиции и встречи Путина с Бушем в Техасе в ноябре прошлого года, контролируемые Кремлем СМИ усиленно раскручивают тезис о том, что якобы США и Запад в целом стали с большим пониманием относиться к действиям федеральных сил в Чечне. Утверждается, что в Вашингтоне и в европейских столицах последние месяцы признают, что действия России в Чечне являются частью совместной борьбы против терроризма. На прошедшей неделе эта надуманная версия лопнула как мыльный пузырь.

На очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге вопреки возражениям российской делегации была принята резолюция, резко критикующая Россию за войну в Чечне. В ней утверждается, что за прошедший год в Чечне <не произошло никаких видимых изменений> к лучшему. Она фактически оправдывает тех, кто воюет в Чечне против федеральных сил, заявляя, что некоторые из них <взяли оружие из политических соображений>. Таким образом, чеченские боевики вообще выводятся из категории террористов. ПАСЕ признала необходимым участие Масхадова в политическом решении чеченской проблемы и призвала к переговорам с ним без предварительных условий, кроме одного - прекращения военных действий. ПАСЕ утверждает, что в Чечне слишком медленно расследуют дела военных преступников. Тем самым она по существу обвинила российских военнослужащих в совершении военных преступлений.

Даже обычно невозмутимый и лояльный к Западу Рагозин вышел из себя после принятия резолюции: <Она эмоциональна, криклива, в ней много всякого киселя размазано по тарелке, много соплей и вздохов>. Втирая соль в раны членов российской делегации, на заседаниях и в кулуарах сессии активно работал эмиссар сепаратистов Ахмед Закаев, которого в Страсбурге принимали на самом высоком уровне.

А в Вашингтоне примерно в то же время представители Госдепартамента встречались с другим чеченским эмиссаром - Ильясом Ахмадовым, <министром иностранных дел> самопровозглашенной <Республики Ичкерии>. Пресс-секретарь Госдепа Ричард Ваучер подтвердил сам факт встречи, но оправдывал ее тем, что она носила <частный характер> и проходила вне стен этого ведомства. Для вящей убедительности он добавил, что в прошлом году посланца Масхадова принимал и.о. заместителя госсекретаря США, а в этом году с ним встречался... зав. отделом. Чтобы сказал Ваучер, если бы в МИД РФ приняли на уровне зав. отделом министра иностранных дел талибов? МИД РФ ограничился протестом, расценив этот шаг как <недружественный> и <противоречащий духу партнерства и сотрудничества в борьбе с терроризмом>. О каком сотрудничестве может идти речь, когда Россией открыто помыкают?


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList