Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

23.10.2001 01:47 | Правда | Администратор

"В ТУПИКЕ У РАЗВАЛА"

Расширенный пленум райкома профсоюза железнодорожников, прошедший в Уфе 16 октября, обсудил вопрос о выполнении коллективного договора и тарифных соглашений. Но фактически речь шла о письме 5588 железнодорожников республики, обратившихся к президенту Путину, в котором они жаловались на низкую оплату, тяжелые условия труда, отсутствие перспектив на получение жилья и требовали отставки железнодорожного министра Аксененко. Письмо было опубликовано в газетах "Советская Россия" и "Наш выбор".

Как можно было понять из отдельных высказываний на пленуме, после огласки обращения в отделении дороги начался давеж и правеж. Из министерства, управления Куйбышевской железной дороги понаехали чиновники, которые вместе с местными начальниками разъезжали по предприятиям отделения дороги, допытывались, кто подписал письмо и требовали отказаться от подписи. За ночь рождались протоколы собраний с опровержением обращения. Но также из выступлений начальства на пленуме можно было сделать вывод, что, к чести железнодорожников, "отказников" и "отступников" нашлось немного.

С докладом выступил председатель райпрофсожа Х.М.Хусаинов, который повторил все претензии, изложенные в обращении. Его поддержали и подтвердили эти требования выступившие профсоюзные активисты и рабочие. Представители начальствующего состава - а их было немало: заместитель начальника отделения дороги В.П.Моисеевич, начальник отделения дороги А.В.Никитин, главный инженер А.Ф.Акулинин - обвиняли профсоюзы в том, что они нагнетают обстановку, не хотят замечать хорошего, рабочие только требуют зарплату, которой они не заслужили, в то время когда начальство стараются для отрасли и родного предприятия.

Причем запал начальственных речей был столь силен, что они порой не замечали, что противоречат сами себе, дают дополнительные доводы и поводы для недовольства. Моисеевич, например, вызвал смех и ропот в зале утверждением, что у вас, то есть в Башкирии, рост зарплаты выше, чем по Куйбышевской железной дороге.

Начальник отдела труда и зарплаты отделения дороги Е.В.Герелец обвинил подписавших письмо к президенту в том, что у них нет объективного подхода. И, оправдывая министерство, выложил, что задание по сокращению штатов получили только в марте. Это одна из причин перерасхода фонда зарплаты на 72 млн. руб. Вынуждены сокращать этот фонд задним числом, когда работы уже выполнены. Годовое задание по повышению производительности труда на 23% выполнили уже в III квартале, и нет денег на зарплату 1600 человек. В расходах по зарплате не заложены вознаграждения за выслугу лет, расходы на разъездной характер работы. Не учтен в фонде зарплаты уральский коэффициент. Очень мала разница тарифных ставок между разрядами.

И после констатации всех этих фактов, свидетельствующих, что министерство, где только можно, зажимает зарплату и увеличивает степень эксплуатации работников, сей чиновник призывает поддержать министра, которому сейчас тяжело.

А ведь рабочих не просто эксплуатируют, а форменным образом обкрадывают, нарушая даже действующие законы. Как заявил почетный железнодорожник З.Г.Гаджиев, смену оплачивают не за 12 отработанных часов, а за 11. Председатель профкома Уфимской дистанции пути Р.М.Хасанова сообщила, что в сентябре средняя зарплата путейцев, людей ворочащих ломами под дождем и снегом, составила 294 рубля при укомплектованности монтеров пути 53%. То есть люди работают за отсутствующих, а им не доплачивают. И это делается при участии того же Герелеца.

Введены в норму запаздывания с зарплатой. На 16 октября было выплачено только 9,43% сентябрьской зарплаты. Без всякого согласования с профсоюзом практикуются сверхурочные работы. Из-за перерасхода фонда зарплаты не выплачиваются премии. В ущерб безопасности растет интенсивность труда. Электровозы, способные везти не больше 16 вагонов, обязывают тащить по 19.

Но всех превзошел новый начальник отделения дороги А.В.Никитин. Он с первых слов своей часовой речи четко разделил аудиторию: Я и вы. Причем, все, что сделано, достигнуто - это сделал Я, а все, что не сделано - не сделали вы. Он перечислял расходы, которые приходится нести отделению дороги для поддержания и совершенствования хозяйства, упрекая собравшихся чуть ли не в алчности. А парнишка в ряду бормотал: "Тебе надо дать 3 тысячи и поживи с тремя детьми". Отделив себя - рачительного хозяина - от остальных, желающих жить на готовеньком, он, тем не менее, перейдя к теме обращения, начал увещевать: мы же одно целое, мы должны быть все заодно и т.д.

Конечно, можно понять обиду нового, к тому же молодого руководителя, которого так "подставили" подчиненные перед высоким начальством. Но дело, думается, не только в этом. В речи Никитина явственно слышалось разделение коллектива на "наемных рабочих", которых следует поучать, и "хозяина", который единственный и имеет полное право это делать. Так что мировоззрение руководителя "новой формации" было продемонстрировано в полной мере.

Была, конечно, и доля формальной истины в некоторых упреках начальства. Точнее всех ее выразил председатель ЦК профсоюза А.Б.Васильев: почему профсоюз не обратился к начальнику дороги, самому министру, а сразу к президенту и с требованием отставки министра? Почему не пошел от инстанции к инстанции?

Действительно, разве со сменой министра будет другое отношение к рабочим? Нет. Вот люди и решили "бить челом" верховной власти, донести до нее свое горестное положение. Только власть это ведь прекрасно знает. Она и способствует каждым своим шагом такому положению дел. Ведь корень так называемого непонимания между начальством и рабочими в том, что начальство очень уютно себя чувствует в капиталистической системе, а рабочие требуют условий жизни и труда, как при социализме: уважения к своим правам, достойной зарплаты, бесплатного жилья, отдыха в санаториях, бесплатных ведомственных поликлиник, больниц, библиотек.

Но этот вопрос решается не сейчас. Он был решен, когда голосовали за Ельцина, за Путина, за новую конституцию, за "Наш дом - Россия", "Единство", СПС. Тут только не надо забывать, что голосования предстоят еще и впредь.

Впрочем, даже не очень ловкая акция железнодорожников возымела действие. Ах, как начальство засуетилось! Расследования по следам подписантов и нажим - это одно, как много раз говорилось на пленуме, переживут. Как сообщил А.Б.Васильев, после этого Аксененко просидел на заседании президиума ЦК профсоюза, где обсуждался вопрос зарплаты. Обещано к концу года произвести индексацию зарплаты, а в следующем году пересмотреть тарифы.

Пленум райпрофсожа записал в решении свое требование: поднять в октябре рабочим зарплату на 50%, а ИТР - на 25%, а в будущем довести долю зарплаты в эксплуатационных расходах до 28-30%.

Неугомонный почетный железнодорожник Гаджиев поднялся в конце пленума и обратился к президиуму:

- Если не будут выполнены записанные в решении требования - готовы ли профсоюзы идти дальше?

На что председатель райпрофсожза Халит Миннигалеевич Хусаинов ответствовал:

- Мы, профсоюзные работники, живем на ваши средства и мы обязаны выполнять вашу волю и контролировать выполнение принятых решений. Мою трудовую книжку забрали к министру, думаю, на повышение меня не заберут...

Ринат ГАБИДУЛЛИН,

Уфа.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList