Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

19.03.2006 19:27 | Совраска | Администратор

НА ВОСТОКЕ ТУЧИ ХОДЯТ ХМУРО

В апреле председатель КНР Ху Цзинтао собирается отправиться с визитом в США. В этой связи китайская печать полна материалов, настойчиво доказывающих, что китайско-американские отношения имеют прочную перспективу. Авторы статей стараются убедить американскую сторону, которая все явственнее обозначает свой подход к Китаю как главному стратегическому сопернику, что политика КНР вовсе не обязательно должна входить в противоречие с нынешней политикой США, что у КНР отсутствует стремление к доминированию в Азии и посему в этом регионе вполне достаточно места и для США, и для Китая. Китай полностью и искренне поддерживает американскую борьбу с «международным терроризмом», гигантские объемы китайско-американской торговли буквально диктуют обеим сторонам необходимость сотрудничества и в политической области. Американский доллар давно бы уже «загнулся», если бы Китай не соглашался брать в обмен на поставляемые им товары казначейские обязательства и «зеленые бумажки», печатаемые в США.

Недавно проходивший визит Буша в Китай, как известно, получился «комом» из-за попыток США надавить на Китай — демонстративно поддержать китайских диссидентов, выразить недовольство ростом военных расходов КНР, добиться повышения курса юаня, чтобы сделать менее конкурентоспособными китайские товары на рынке США и т.д. Председатель Ху президента Буша не понял. В результате рассерженный американский президент отбыл из Китая без обычной совместной пресс-конференции с принимавшим его хозяином, а критика Китая со стороны США заметно усилилась. Однако китайские товарищи, проявляя твердость в отстаивании своих интересов, продолжают увещевания в адрес США. При этом то и дело в ход идет и такой интересный аргумент, что Вашингтон не должен придавать слишком много значения тому, что КНР — социалистическая страна. Китай, мол, идет своим китайским путем. Китайская Компартия тоже не обычная коммунистическая партия. Ее не следует отождествлять с известной интернациональной традицией комдвижения.

Насколько все это производит впечатление на американцев, сказать трудно. Куда пойдет дело дальше, прояснит предстоящий визит в США китайского лидера. Понятно, что китайская сторона постарается придать визиту, возможно, более позитивное звучание. Американцы же скорее всего поведут себя как обычно: вам хочется хорошего визита, мы ничего не имеем против, но вам придется за это заплатить. Надежды Пекина, что американцы в конце концов отвяжутся и оставят Китай в покое, вряд ли оправданы. Коли дядя Сэм в кого вцепился, то по доброй воле и без серьезной встряски из своих челюстей не отпустит. Китайские товарищи, пытающиеся стать исключением из этого правила, похоже, забывают, что американская внешняя политика на 90 и более процентов базируется на цинизме силы и лишь иногда на доводах разума и готовности проявить добрую волю.

Показательно, что в ходе начавшегося политического наступления США на Китай все чаще всплывает вопрос о Тайване. Китайская печать буквально сбилась с ног, повторяя каждый раз, что, объявляя в 1941 году войну Японии, Китай отказался от Симоносекского договора, по которому в 1895 году японцы захватили этот остров. В 1943 году США, Англия и Китай в Каирской декларации признали, что Япония должна вернуть Тайвань Китаю. В октябре 1945 года такой возврат состоялся, и единство страны было восстановлено. То, что там сохранился гоминдановский режим, является внутренней проблемой Китая. Никакого основания говорить о независимости Тайваня нет и не было. К тому же через некоторое время при решающей поддержке СССР гоминдановцев изгнали из ООН, и Пекин занял их место как единственный законный представитель Китая.

В 70-е годы китайцы пошли на решительное сближение с США против Советского Союза, провели развернутые переговоры с Никсоном, сухой остаток которых заключался в том, что США признали наличие «одного Китая» взамен на согласие КНР не распространять свой режим на Тайвань силой. С тех пор стороны вновь и вновь подтверждали приверженность этой договоренности. Более 160 государств — членов ООН заявляют, что есть «один Китай», а Пекин надеется, что со временем Тайвань, как Гонконг, вернется под власть КНР. В Тайбэе же думают, что этого никогда не случится.

Совсем недавно китайский парламент принял специальный закон, предупредив международное сообщество, что КНР не будет сидеть сложа руки, если Тайвань решил бы объявить о своей независимости. Как подчеркивала на днях китайская газета «Жэньминь жибао», к этому закону следует относиться со всей серьезностью. Ситуация в азиатском регионе зависит от спокойствия в Тайваньском проливе. Поэтому в том, чтобы там не возник конфликт, должны быть заинтересованы не только азиатские страны, но и весь мир.

Против всего этого вроде бы никто не возражает, включая и сам Тайвань. Однако в последнее время как-то странно ведет себя новый тайваньский президент Чен Шуибян. 27 февраля он заявил, что существовавший на Тайване в течение 15 лет «Национальный Совет по объединению» упраздняется. Вообще-то этот Совет давно находился в глубокой спячке, но тем не менее самим своим существованием он как бы подкреплял тезис о едином Китае и потенциальном воссоединении. Встрепенувшийся Пекин забил тревогу, после чего Чен поправился в том смысле, что он не «упразднил» Совет, а «приостановил его деятельность». Чена тут же для виду призвали к порядку американцы и японцы, объявив, что намерены продолжать свою прежнюю политику в отношении Китая и не поддерживают идею о «независимости» Тайваня, с которой носится новый президент острова. В том же плане не замедлили отметиться Франция, Испания, Россия, ЕС, Малайзия, Филиппины и др. Генсек ООН подтвердил, что тоже исходит из принципа «одного Китая». В общем, казалось, сидящий в американском кармане Чен Шуибян получил выволочку и должен был бы после этого «завять».

Однако «проказник» Чен почему-то не унимается. Недавно в интервью в японской газете «Йомиури» он сообщил, что «рождение новой конституции для Тайваня и проведение в будущем году референдума по этой конституции не является совсем уж невозможным». Можно, конечно, успокаивать себя тем, что Чен просто захотел «попиариться»: его рейтинг на Тайване в последнее время упал до 10%, а с помощью подобных заявлений он надеется его поднять. Только вряд ли все так просто.

«Еретическим мыслям» Чена, как ни странно, открыто стал подыгрывать японский министр иностранных дел Таро Асо, что само по себе достаточно подозрительно, если учитывать статус Японии как самого послушного союзника США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Асо в частности заявил, что «Тайвань — это правовое государство. Его демократия достаточно зрелая, а либерализм пустил корни в его экономике». «Государство? — возмутились в Пекине. — Это как Тайвань можно считать отдельным от Китая государством?!» Но японец вновь и вновь называл Тайвань «государством», правда при этом оговаривался, что считает КНР «единственно законным» правительством и что поэтому Тайвань «правильнее было бы называть регионом». Правильно-то правильно, но почему-то в своей недавней речи в Фокуоке Асо вновь применил к Тайваню термин «нация» в смысле «государство», а 4 февраля совсем рассердил Пекин рассуждениями, что высокий уровень образования на Тайване — это следствие японской колонизации острова.

Если добавить ко всему этому, что японский министр публично характеризует Китай как страну, «которая начинает представлять собой значительную угрозу», а также учесть недавнюю договоренность Японии с США об ее участии в обеспечении безопасности в Тайваньском проливе, то озабоченность Пекина становится вполне понятной. США и Япония на словах уверяют Китай в приверженности прежним договоренностям, а на деле готовят почву для их пересмотра. Пока что это делается руками «непослушного» Чена, как бы намекая китайцам о возможных последствиях их несговорчивости по вопросу насаждения «демократии» в КНР и предупреждая против «чрезмерного усиления» экономической и военной мощи Китая.

Сделают ли США и Япония совместно с тайваньским президентом следующий шаг, остается открытым вопросом. Нельзя исключать, что пока разыгрывается блеф в расчете на то, чтобы припугнуть Пекин. Но блеф этот выстраивается не на пустом месте. Еще до конца этого года США вместе с их европейскими союзниками вознамерились провести референдум в Косово, принять конституцию нового сепаратного албанского государства, а затем затвердить все это решением СБ ООН.

Референдум, новая конституция, сепаратное государство... Пожалуй, не просто так все это пришло в голову тайваньскому президенту Чен Шуибяну. Есть тут о чем задуматься Китаю — постоянному члену СБ ООН, которому будут предлагать отказаться от резолюции 1244 о принадлежности Косовского Края к Сербии.

Вопрос о Тайване не стоит особняком. Он часть сложной геополитической борьбы, разворачивающейся в результате гегемонистских претензий США и усиливающихся устремлений Вашингтона действовать в обход и нарушение международных договоренностей и законов. Эту политику будет все более ощущать на себе и Китай, на котором начинает сосредотачиваться агрессивная политика США.

Ю. КОТОВ


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList