12.04.2004 17:51 | Совраска | Администратор
ПОСЛЕ ВЫБОРОВ — НА ВЗЛЕТ
Нашим согражданам непонятно такое обстоятельство: добыча нефти в России из года в год растет, прошлым летом страна вышла по этому показателю на первое место в мире, а цены на бензин тем не менее столь же упорно увеличиваются. Почему? Московская топливная ассоциация (МТА) объясняет мартовско-апрельский скачок стоимости бензина традиционной весенней остановкой нефтеперерабатывающих заводов на плановую профилактику. Что же, они сразу все прекращают работу? Если это действительно так, то, значит, какие-то государственные органы не следят за очередностью таких остановок, позволяющей поддерживать равномерное поступление бензина потребителям.
Нет, дело, как представляется, все же отнюдь не в этом. В различных интервью специалисты МТА намекают на такой факт: с открытием навигации после ледохода появились и дополнительные пути для экспорта нефти. Намек, как говорится, прозрачен. Действительно, в последнее время четко определилась тенденция к росту экспорта российской нефти. По статистике, в прошлом году было добыто 421 млн. тонн нефти, а на экспорт ушло около 220 млн. тонн - больше половины. И тенденция эта будет набирать силу. Дело в том, что, с одной стороны, кризис в Ираке, а с другой – сокращение запасов сырой нефти в США определили устойчиво высокие цены на нефть - более 36 долларов за баррель, т.е. очень дорого. Наверное, российские нефтепромышленники посчитали, что не воспользоваться случаем и не сорвать солидный куш – грех и надо гнать нефть за рубеж что есть силы.
В определенной степени власти тоже вроде бы не дремлют. С 1 апреля были увеличены пошлины на вывозимые из России нефть и нефтепродукты. Экспортные пошлины действительно являются инструментом, регулирующим нефтяные потоки, но специалисты отмечают, что пользуются им правительственные органы слишком редко, чтобы оперативно корректировать рыночную конъюнктуру, а в связи с административной реформой следить за ситуацией на рынке нефтепродуктов сегодня, видимо, просто некому. Так что крупнейшие нефтекомпании, фактически негласно разделившие страну на «удельные княжества», могут уверенно диктовать свои условия, сговариваться о единой ценовой политике и перекладывать на плечи потребителей необходимосвть выплачивать государству пошлины.
Иногда нам, «безлошадным» россиянам, кажется, что повышение цен на бензоколонках нас не касается. Это глубокое заблуждение. Статистически установлено, что всякое повышение цен на бензин, на все его марки, тут же тянет за собой рост цен на самые разнообразные продукты повседневого потребления. Вот, например, лишь некоторые свидетельства последних дней.
В Орловской области подорожали продовольственные товары. Если крупы и овощи стали стоить дороже в среднем на пять процентов, то цены на фрукты увеличились на 16 процентов. С начала апреля в Ставрополе цены на хлеб выросли на 30-50 копеек. Руководство хлебозаводов Ижевска объявило о повышении с 9 апреля цен на ходовые сорта хлеба – «Пшеничный» и «Дарницкий» в среднем на 30 копеек. Конечно, это подорожание социального продукта №1 связано в первую очередь с повышением цен на муку, но ведь и ее доставка в связи с ростом цен на бензин также становится дороже. Другими словами, повышение цен на энергоносители тут же отзывается инфляционным скачком, наносящим очередной удар по широким слоям населения.
Российские нувориши пополняют списки самых богатых людей планеты, а массы россиян отодвигаются в разряд бедняков. Разорвать этот порочный круг можно лишь одним путем – вернуть народу отнятые у него «эффективными собственниками» природные богатства, в том числе и даже в первую очередь нефть, как невосполняемый ресурс, который именно по этой причине и должен приносить пользу всему народу.
Валентин СИМОНИН.
blog comments powered by Disqus