Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.09.2004 19:07 | Совраска | Администратор

ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: ОПАСНАЯ ИГРА

Чем ближе к концу года, тем чаще политики и экономисты пытаются ответить на коренной вопрос: удержится ли инфляция в нынешнем году в 10% коридоре, отведенном ей президентом Путиным. Официальная статистика придерживается оптимистической позиции: да, удержится! Более независимые от властей специалисты не так категоричны. Но их прогнозы зачастую звучат почти как похвала правительству. Во всяком случае именно так можно воспринять прогноз члена комитета Госдумы по бюджету и налогам М. Задорнова, что «инфляция будет как минимум 11%».

Более откровенен, хотя тоже не до конца, бывший министр финансов Александр Лившиц. В интервью одной из газет он довольно-таки забавно выставил в качестве эксперта по инфляции свою... жену. Она-де ходит в магазин и говорит, что «там не 10%». «То ли государство так странно считает — не учитывает то, что люди едят. То ли это игра такая», — отмечает бывший министр и бывший помощник Ельцина по экономике. Доктору экономических наук, профессору Лившицу можно было бы и не прятаться за спину супруги, ему ли не знать, как определяется официальная цифра инфляции. Если, например, хлеб подорожает на 20%, а никому не нужные, кроме хулиганов, бейсбольные биты подешевеют на 10%, то формально инфляция и составит 10%. Но кому от этих лукавых игр с цифрами становится легче? Никому, но такие игры необходимы властям предержащим для обмана народа. Мол, все хорошо, прекрасная маркиза!

Вместе с тем в экономике есть один реальный показатель инфляционного процесса, который скрыть от народа не удается. Речь идет о цене бензина. Весь этот год наши сограждане, проезжая мимо бензоколонок, воочию видят, как скачут эти цены, а имеющие «железных коней» ощущают это по своим кошелькам. В Москве, например, в сентябре ходовые марки бензина еженедельно возрастали на 20 копеек, но общей картины пока нет. В Тюменской же области посчитали, что за первую половину сентября стоимость литра бензина АИ-96 выросла на 10,9%, АИ-92 — на 8,9. В Волгоградской области топливно-энергетические ресурсы подорожали с начала года на 21,8%. Как следствие, значительно возросли цены энергоемкого производства черных металлов и изделий из них, строительных материалов. Мясные и колбасные изделия стали дороже на 20%. А нам говорят, что инфляция за год составит 10 или 11%. Шутить изволите, господа хорошие?

Надо отметить, что власти все-таки понимают, чем грозят им резвящиеся цены на бензин, и пытаются их притормозить. Причем доходит до смешного. Например, в Ставропольском крае местное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) наложило штраф (около 500 тыс. руб.) на несколько нефтяных компаний, которые «по сговору» необоснованно подняли цены на автомобильное топливо. «Дочка» «ЛУКойла» — «ЛУКойл-Югнефтепродукт» подала протест на это решение ФАСа в суд, и, как отмечают наблюдатели, скорее всего дело выиграет. Во-первых, наличие такого сговора доказать трудно. А во-вторых, и закона «О сговоре» вроде бы нет. Нам говорят, что такой закон есть в США, но мы-то пока еще все-таки независимая Россия, а не 51-й штат США. Видимо, надежда приструнить нефтяных олигархов таким образом просто несбыточна.

Вторая надежда — на повышение с 1 октября экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Но и при этом повышении их цены на мировом рынке останутся выше, а следовательно, сохранится интерес по-прежнему гнать российскую нефть за рубеж.

А повышение экспортных пошлин нефтепромышленники смогут компенсировать за счет... увеличения розничных цен. Порочное кольцо вряд ли будет разорвано.

Впрочем, на днях произошло одно событие, которое вызвало некоторую вибрацию в среде нефтебаронов. М. Фрадков объявил, что государственная компания «Газпром» установит контроль над «Роснефтью». Иными словами, будет созданоа крупное государственное объединение, которое в принципе могло бы обеспечить какую-то стабильность на российском рынке ГСМ. Впрочем, надежда на перемены пока призрачна, скорее всего рост цен на бензин продолжится. Дело в том, что президент и его окружение непоследовательны в этом вопросе. Впечатление такое, что они боятся окрика из Вашингтона, из МВФ, что, мол, предпринимают не рыночные шаги. На днях Путин «поставил Фрадкова на место», вопреки мнению последнего одобрив «реформу» (а, по сути, предстоящий разгром) РАО «ЕЭС России». Будет ли он при таком отношении к одной государственной компании заботиться о другой?

Валентин СИМОНИН.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList