Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

12.07.2002 05:00 | Правда России | Администратор

ПОДРАСТЕТ ЛИ МАЛЫЙ БИЗНЕС?

Разработка и принятие нового закона о налогах на малый бизнес обусловлены следующими обстоятельствами.

В конце 2001 года президент В.В. Путин подписал закон фактически о двойном увеличении налоговой нагрузки на малое предпринимательство, введя дополнительную оплату социального налога. Этот закон протаскивали через Думу фракции «Единство» и «Отечество», представляющие вновь образованную политическую партию «Единая Россия», и фракция «Народный депутат» — «Народная партия». До ввода в действие (с 1 января т. г.) данного закона никто из числа малых предпринимателей и субъектов Федерации даже и не ставил вопрос об изменении сложившейся системы налогообложения на малый бизнес. Правительство и проправительственные фракции в Госдуме делали это без учета мнений тех, кому придется исполнять и организовывать исполнение закона, т.е. в данном случае, прежде всего предпринимателей. И цель одна — бюджет трещит, надо увеличивать налоги.

К каким последствиям привело двукратное увеличение налога? Начались протестные акции предпринимателей: пикеты, собрания, митинги, письма и резолюции организаций малых предпринимателей. Число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей стало сокращаться, количество работающих в этом секторе экономики уменьшаться, а собираемость налога — падать. Причем процессы свертывания малого предпринимательства возрастают. В этом я убедился, посетив в текущем году 7 малых предприятий в своем избирательном округе, в г. Томске, проведя две встречи с активом профсоюза предпринимателей и беседы с отдельными предпринимателями в районах области. Помимо того, принимал участие в трех парламентских слушаниях в Госдуме Российской Федерации, на заседании Комитета Госдумы по бюджету и на пленарном заседании Госдумы, где рассматривали и принимали законопроект о налогах в малом бизнесе. Сердечно благодарю томских предприни-мателей, а также редакцию газеты «Вечерний Томск», президиум профсоюза малых предпринимателей и его руководителя А.Д. Кузнецова, которые помогли мне основательно познать проблемы малого предпринимательства и внесли немало предложений, отдельные из которых были включены в закон. Я надеюсь на продолжение делового сотрудничества.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) и ее фракция в Госдуме активно содействуют развитию малого предпринимательства не ради формирования мифического среднего класса как социальной опоры нынешнего режима власти, а для снижения уровня безработицы, создания новых рабочих мест, увеличения доходов работающих, удовлетворения потребностей населения в продукции. Фракция КПРФ активно работала над внесением дополнений и изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения малого бизнеса. Что касается ключевых отраслей экономики, то они должны быть в руках государства. Такова позиция КПРФ

Итак, каковы основные позиции нового закона о налогообложении малого предпринимательства? Что удалось принять в виде законов? Что осталось нерешенным?

Прежде всего повышен порог дохода от малого бизнеса, когда можно переходить на упрощенную систему налогообложения. Госдума подняла объем дохода с 10 млн. рублей (согласно законопро-екту правительства) до 15 млн. рублей. Численность работающих—до 100 человек, что больше, чем сейчас. Стоимость амортизируемого имущества—до 100 миллионов рублей. В случае превышения вышеуказанных критериев налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения.

Вводится упрощенная система налогообложения малого предпринимательства, а именно: на доход от реализации и на доход, уменьшенный на величину расходов. Выбор налогоплательщика добровольный. Устанавливается и система налогообложения для определенных видов предпринимательской деятельности в виде единого налога на вмененный доход (потенциально возможный доход налогоплательщика).

, Налоговая ставка на доход предпринимателя сокращена Госдумой с 8 процентов (предложение правительства) до 6 процентов, а когда объектом уплаты налогов является доход за вычетом расходов, — с 20 процентов (предложение правительства) до 15 процентов. Вместо налоговой ставки на вмененный доход в размере 20 процентов (в ныне действующем законе) устанавливается 15 процентов.

По сравнению с первоначальным законопроектом, внесенным правительством в Госдуму, депутатами расширен перечень расходов, на сумму которых сокращается доход, а следовательно, уменьшаются налоговые нагрузки на малого предпринимателя. Сюда входят помимо расходов, которые учитываются в существующей практике налогообложения и дополнительные затраты, в частности: проценты по кредитам, затраты на командировки, расходы на подготовку и освоение новых производств и т.п.

Закон устанавливает распределение доходов от уплаты налогов на малый бизнес по бюджетам. В федеральный бюджет зачисляется 20 процентов суммы налогов (по настоянию депутатов уменьшена против существующего порядка на 10 процентов), в региональные бюджеты повышена до 70 процентов. Надо полагать, что это в большей степени заинтересует местные власти развивать малое предпринимательство. Всю сумму налогов на доходы малого бизнеса следовало бы перечислять в бюджеты местного самоуправления, районам и городам. Вот это и будет не на словах, а на деле крупной мерой по формированию финансово-экономической основы системы местного самоуправления, без чего она просто невозможна.

Что касается социального налога, то принято компромиссное решение. Сумма налога на предпринимателя уменьшается на вносимый предпринимателем взнос в пенсионный фонд, но не более 35 процентов налоговой суммы.

Вызывает сожаление, что в законопроекте, принятом Госдумой по настоянию правительства, вводится базовая доходность (доход в расчете на работника, торговое место и т.п.). Правда, для определения единого налога на вмененный доход устанавливаются не только базовая доходность, но и коэффициенты, корректирующие ее. И все-таки это нужно было передать субъектам Федерации. На местах лучше знают специфические условия своей территории для конкретных видов предпринимательской деятельности (удаленность, численность населения, ассортимент реализуемой продукции, село и город, и т.п.).

Правительство, которое буквально на дух не переносит все советское, в частности централизованное управление, ограничило донельзя многие права субъектов, существовавшие при советской власти. Эта тенденция нарастает.

Конечно, следовало бы годовой оборот малых предприятий увеличить примерно до 40 — 50 миллионов рублей. Важно установить льготы по налогообложению инновационного бизнеса. Известно, что научноисследовательским организациям трудно доводить научные разработки до изделия, также непросто заниматься этим крупным предприятиям, перестраивать технологию крупного производства. Лучше всего для материализации результатов научных исследований и доведения их до образцов наукоемкой продукции с последующей передачей крупным предприятиям приспособлены малые и средние предприятия. К сожалению, не было принято предложение освобождать организации инновационного бизнеса от всяких налогов в первые два года их деятельности.

Вопросы налогообложения малого бизнеса, которые не нашли полного решения в принятом Госдумой законе, будут мною как законодателем внесены в осенне-зимнюю сессию Госдумы в виде соответствующих поправок.

Конечно, проблемы малого предпринимательства шире, чем налогообложение. Важно в целом создать благоприятные условия для ускорения развития малого бизнеса. Здесь значительна роль местных органов власти. «Подрастет» ли малый бизнес, во многом зависит от реализации закона.

Е.К. ЛИГАЧЕВ,

депутат Государственной думы.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList