Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

07.12.2003 14:46 | Совраска | Администратор

ПОЛОЖЕНИЕ НИЖЕ ТРАВЫ

Размышления рабочего человека

Не так давно в актовом зале «Пермских моторов» состоялась конференция трудового коллектива ЗАО «Рэмоса-ПМ» (ремонт, эксплуатация, монтаж, обслуживание, строительство) — дочернего предприятия холдинга.

С итогами работы за девять месяцев выступил директор С.С. Сердюченко.

Я не буду подробно излагать содержание всего доклада, а остановлюсь лишь на отдельных фактах, на мой взгляд, интересных и для читателей.

Как заявил выступающий, за девять месяцев работы коллектив выполнил план по реализации продукции в среднем на 110%, и при этом средняя зарплата работающих составила 9 тыс. 600 руб.

При этих словах по залу прокатился легкий хохот, потому что докладчик «чуть-чуть» переборщил с цифрами. Видимо, он свой оклад директора и своих прислуживающих чиновников приплюсовал к зарплате трудящихся и потом разделил полученную сумму на общее число.

Будет более справедливым сказать так: средняя зарплата трудящихся «Рэмоса» составляет 5—5,5 тыс. руб., а в «ПМЗ» (Пермский моторный завод) — на 1—1,5 тыс. руб. побольше.

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые высказывания работающих в цехе № 71 «Рэмоса», с которыми мне пришлось побеседовать.

Николай (имена изменены. — А.К.), слесарь-ремонтник 5-го разряда:

— Зарплата в 5 тыс. руб. никуда не годится. У меня дома трое пацанов. Их надо кормить, одевать. Я постоянно околачиваюсь в «Сэконде», покупая подержанную одежду. А какие высокие цены на коммунальные услуги! А работу слесаря я люблю...

Саша, слесарь-ремонтник 5-го разряда:

— Зарплата у меня 5,5 тыс. руб. Такая зарплата сегодня — это издевательство. Работа организована очень плохо. Бывает, разберем поступивший на ремонт станок, а запчастей нет. Тогда начинаем разбирать второй, третий... Разве это дело?

Не обойду вниманием и себя. Имею 6-й разряд слесаря-ремонтника. Зарплата за октябрь этого года составила 4,9 тыс. руб.

Мастер Федя:

— Почему такая маленькая зарплата у большинства ремонтников? — переспросил он. — Да потому, что начальники цехов, директора дочерних предприятий не хотят повернуться лицом к народу, а думают лишь о собственном кармане. Чтобы как-то удержать людей в коллективе, приходится выводить их на работу в выходные дни, когда оплата идет в двойном размере.

Тут я в двух словах замечу. И в «Рэмосе», и в «ПМЗ» (Пермский моторный завод) есть кадровые работники, есть и такие, которые работают, можно сказать, не выходя с завода и получают достойную зарплату. Но их единицы, и в целом погоду они не делают.

Я не призываю к уравниловке. Но достойная зарплата должна быть у всех, кто работает, — от уборщицы до директора. И на перспективу люди должны смотреть тоже с оптимизмом. А директор «Рэмоса» Станислав Сергеевич на конференции всенародно объявил, что до конца года никакого повышения зарплаты не будет, а в 2004 году тарифы поднимутся на... 5%.

Если эти пять процентов перевести на нормальный русский язык, то это означает: килограмм колбасы плюс бутылка водки.

На конференции был обнародован и такой факт. За девять месяцев в «Рэмос» было принято 176 человек, и в то же время уволились 138. Согласитесь, это очень большая текучесть кадров: сколько приходит — почти столько же уходит. Нельзя же предполагать, что сюда приходят одни пьяницы да алкоголики. Как известно, на хорошо оплачиваемой работе люди держатся подолгу.

На мой взгляд, такая текучесть кадров создается искусственно, потому что выгодна руководству. У вновь поступившего на работу по ельцинскому феодальному КЗоТу 3 месяца — испытательный срок (раньше было две недели). За эти три месяца рабочий находится в положении раба — ниже травы, тише воды. Что-то просить, требовать в плане увеличения зарплаты он не может. Он должен довольствоваться тем, что его соизволили взять на работу.

По истечении трех месяцев «молодому» работнику говорят: «Вот поработай с годик, покажи себя, а мы там посмотрим: повышать тебе зарплату или нет».

Человек терпит-терпит, ждет-ждет достойной зарплаты, но так и не дождавшись, уходит с завода. А руководство же говорит: «Скатертью дорога», ибо за предприятием — безработица, придут другие. И приходят, но история предыдущего повторяется, вращая систему дармовой рабочей силы.

Спрашивается: почему такое происходит? Потому, что предприятия в лице разных ООО да ЗАО как бы принадлежат частнику, который «спахал» цеха, завод с помощью липовых ваучеров (где у людей по две «Волги»?), мошеннических акций (многие люди держат у себя на руках мифические акции, дожидаясь дивидендов). Люди не дождутся ни дивидендов, ни достойной зарплаты, пока предприятия не станут государственными. Частнику начхать на твои проблемы, хоть ты заорись на демонстрациях.

Многие, наверное, помнят, как еще в 2000 году облсовпроф совместно с пермскими учеными разработал «Положение о стоимости рабочей силы в Прикамье». Оно было опубликовано в «Профсоюзном курьере». Так вот, по этому положению слесарь-ремонтник 5-го разряда должен получать в авиационной промышленности 18—20 тыс. руб. в месяц.

На сегодняшний день это небольшие деньги. Если при коммунистах я в заводской столовой на рубль двадцать копеек мог пообедать, покупая даже цыпленка-табака, то сегодня на эту сумму я не могу даже купить стакан чая. Тогда на зарплату покупал телевизор черно-белого изображения и спокойно жил до следующей зарплаты. Цены на многие товары и продукты питания были чисто символичные. Скажем, коробка спичек стоила копейку, газета — 3 коп., проезд на городском транспорте — 3 коп., свет — 4 коп., бензин — 7 коп. Почему все было так дешево? Потому, что богатства недр — нефть, бензин, электричество, лес, заводы и фабрики принадлежали государству, т.е. всему народу, а не ходорковским, чубайсам, потаниным и иже с ними. Я не скажу, что при коммунистах мы, рабочие, шиковали, с жиру бесились. Но мы трудились и были спокойны за свое будущее и за будущее своих детей.

Сейчас же — полный беспредел. Горстка людей с жиру бесится, а народ страдает. А ведь мы не бедная страна, в особенности Прикамье, где под нашими ногами почти вся менделеевская система.

А давайте сравним нашу среднюю российскую зарплату 5—6 тыс. руб. с европейской.

Так вот, немецкий рабочий получает в среднем 80 тыс. руб. в переводе на наши деньги, американский — 90—100 тыс. руб. в месяц.

Чем же мы хуже них? Вроде и работать умеем — выпускаем первоклассные самолеты и ракеты, а живем хуже некуда.

Одна из причин, на мой взгляд, лежит в менталитете русского человека, который передается из поколения в поколение. Ведь как думает начальник цеха (раньше фабрикант, помещик)? Я как-никак начальник, барин, мне думать приходится, у меня ответственность большая. Я должен получать зарплату, доход больше, чем все остальные. И получает. А директор дочернего предприятия, завода, холдинга развивает мысль предыдущего еще дальше: я же директор, а не кто-нибудь. Для престижа я должен не раз слетать в США, во время рождественских каникул отдохнуть на Канарах, иметь иномарку, поэтому мне надо установить месячную зарплату не меньше 100—150 тыс. руб., потому что «ответственность у меня колоссальнейшая».

Колхозы, совхозы разорили, повсюду бурьян, заводы и фабрики на ладан дышат, некоторые и вовсе закрылись, а наши ответственные директора растворились в толпе, их нигде не найти, их не стало...

А премьер Касьянов заявляет на всю страну, что если трудящимся поднять зарплату, то они с прилавков магазинов все сметут. Все начальники — от низшего звена до высшего — думают, что народ — дурак, и заранее знают, в чем ходить народу, что ему есть.

Так с нашего молчаливого согласия повсюду создается культ начальства. А ведь если даже взглянуть на нашу недавнюю историю, то видно, что роль начальника, директора, министра, президента, любой важной личности, персоны важна и ответственна только на начальном, переломном периоде развития цеха, завода, страны. Далее экономика, благосостояние народа развиваются благодаря ежедневному, кропотливому, тяжелому труду простых сантехников, электриков, слесарей-ремонтников, станочников, инженеров, водителей, диспетчеров, врачей, учителей. И если не перестроить систему оплаты труда простого большинства, жизнь в обществе зачахнет.

И на этом фоне «Пермские моторы» — не исключение. На заводе начальства — хоть пруд пруди. Притом с неплохими окладами. Если до ельцинских «реформ» на предприятии работало более 70 тыс. человек и на такую громаду был один генеральный директор, один отдел кадров, сегодня же на 17 тыс. человек — 7 крупных директоров, 11 мелких, включая сюда всю директорскую инфраструктуру. У каждого дочернего предприятия свой отдел кадров.

А оборудование, станки, коммуникации в цехах устарели и морально, и физически. В некоторых цехах стоят десятки сломанных станков. Их некому ремонтировать, потому что опытных слесарей-ремонтников кот наплакал. Зарплата у них — лишь выпить да закусить.

Станочный парк предприятия целенаправленно не обновляется, так как у семи директоров нет единой модернизационной политики. Видимо, не зря говорят: у семи нянек дитя без глазу.

Я безо всякого преувеличения смею предположить. что если в ближайшее время все дочерние предприятия холдинга не объединятся в один завод и не выработают единую стратегическую политику по обновлению станков, по ремонту устаревшего оборудования, по установлению достойной зарплаты ремонтным службам, думаю, через год-другой от «Пермских моторов» останется груда металлолома.

Анатолий КУЗЯЕВ.

Пермь.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList